ТОП 10:

Современного телевидения: Постман



Линия критики "индустрии культуры", получившая начало в работах теоретиков Франкфуртской школы, имела свое продолжение в последующие десятилетия. Показательной в этой связи

76 Беньямин В.Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости. МЛ 996. С. 49.



Массовая коммуникация е ракурсе социологической теории


является работа американского культуролога и специалиста в области средств массовой коммуникации Нейла Постмана "Развлекая себя до смерти" (Атшт§ Оигзе]уез 1о БеаНг), опубликованная в 1985г.

В центре внимания автора оказывается американское телевидение. Его интересуют следующие вопросы. Каким интеллектуальным тенденциям телевидение способствует? Какой тип культуры оно формирует?

В исходном пункте своих построений Постман опирается на тезис о том, что каждое средство массовой коммуникации обладает только ему присущей спецификой. Именно особенности конкретных средств массовой коммуникации влияют на характер нашего восприятия информации. (Хорошо известной в этом плане является идея М. Маклюэна о расширении возможностей человека за счет новых технических средств коммуникации77).

По мнению Постмана, телевидение не расширяет или усиливает возможности просвещенной, печатной культуры, а скорее наоборот. В первую очередь это определяется новым качеством, которое приобретает сейчас развлекательная функция телевидения. Суть проблемы в том, что все предметные области, освещаемые телевидением, предстают перед нами в особом, развлекательном ключе. "Другими словами, — подчеркивает Постман, развлечение является супер-идеологией всех телевизионных материалов. Неважно, что или под каким углом зрения показывают. Поверх всего лежит установка, что материалы эти должны нас развлекать и доставлять удовольствие"78.

При рассмотрении роли средств массовой коммуникации в современном американском обществе Постман обращается к двум известным утопическим версиям общества, приведенным в романе Дж. Оруэлла "1984", с одной стороны, и О. Хаксли в романе "О дивный новый мир" — с другой.

По версии Оруэлла угроза свободе информации исходит прежде всего от государства. Именно с деятельностью Министерства Правды связываются в его утопии проявления цензуры. Характерной чертой подобных акций является то, что государ-

77 Подробнее концепции М. Маклюэна рассматриваются в следующем разделе.

78 Postman, N. Amusing Ourselfs to Death. Peguin Books. 1985. P. 89

 


Понимание массовой коммуникации в рамках критической теории 93

ство реализует их в явных, зачастую насильственных формах. Контроль за информационным потоком осуществляется через сокрытие неудобных фактов, посредством запрета книг и т.п.

С точки зрения Постмана, подобные меры были адекватны применительно к эпохе печатного слова. Сейчас опасность духовного порабощения исходит от "мягкого, улыбающегося врага". Т.е. в современных условиях угроза либеральной демократии и свободе информации исходит от образных средств массовой коммуникации, прежде всего телевидения. Именно в этой связи автор опирается на построения Хаксли.

Как известно, в своем произведении Хаксли показал вымышленное общество, члены которого находились под воздействием некоторого препарата "сома". Целью применения этого препарата было удержание людей в состоянии, когда их интересы сконцентрированы исключительно на получении удовольствий. Необходимые дозы этого препарата обеспечивали то, что мысли людей не были заняты чем-либо иным, кроме как задачами сохранения их текущего, удовлетворенного состояния. В условиях, когда все внимание людей сконцентрировано на тривиальных и поверхностных развлечениях, меры внешнего контроля становятся излишними. Единственная проблема состоит в том, что "никто толком не знает, почему люди так счастливы". Причем дело не только в том, что люди смеются вместо того, чтобы мыслить. Постман особо подчеркивает мысль Хаксли о том, что люди не знают относительно чего они смеются, и почему они перестали думать. Таким образом, ту роль, которую Хаксли отводит препарату "сома", Постман отводит современному телевидению.

В силу природы телевидения, подчеркивает автор, содержание передаваемых идей должно быть упрощено для соответствия требованиям канала, т.е. отвечать потребностям "визуального" интереса. Последнее, по мнению Постмана, как раз и означает соответствие требованиям шоу бизнеса. Целью последнего является обеспечение наслаждениями, а средством осуществления этого — искусственность.

Автор отмечает, что в силу всеобъемлющего проникновения современного телевидения в нашу жизнь становится сложно отличить где проходит граница между шоу бизнесом и реальностью. В сфере влияния шоу бизнеса оказываются политика, куль-



Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


тура образование. Причем содержание передач явно или неявно отражает общие требования, о которых говорилось выше. Кроме того, Постман выделяет и другое требование — передачи не должны быть слишком информативными, а предмет сообщений — слишком абстрактным.

Отрицательные черты телевидения по сравнению с печатью ярко проявляются, по мнению Постмана, при анализе информационных материалов. Природа телевидения такова, что наши представления о происходящем в стране и мире формируются прежде всего посредством образов. Причем поток образов является постоянным. В подавляющем большинстве случаев телевизионная информация не предполагает изложение необходимого политического, экономического, культурного контекста событий. Тем самым зрители оказываются далеки от понимания истинного значения происходящего.

Печатные средства массовой коммуникации, напротив, предполагают определенный уровень осмысления, анализа прочитанного. Особенности освещения событий, в том числе важнейших, в средствах массовой коммуникации неизбежно влияют затем на характер их публичного обсуждения в обществе.

Выход из сложившейся ситуации Постман видит в организации усилий как научного, так и педагогического плана. Необходимым является дальнейшее изучение того, как влияют изменения в природе используемых коммуникационных средств на характер их влияния на аудиторию. Целесообразно, по мнению автора, создание передач, объясняющих суть влияния телевидения. Задача состоит не в том, чтобы предотвратить просмотр телепередач. Напротив, необходимо изучать и объяснять, как следует смотреть телевидение.

Заключение

Работы теоретиков Франкфуртской школы представляли собой одну из первых попыток анализа роли и места массовой коммуникации в современном обществе. Именно в рамках этого подхода впервые была исследована роль индустрии культуры. Показано, что средства массовой коммуникации играют возрастающую, зачастую центральную роль в жизни современного человека, выполняя при этом роль агентов социализации, посред-


Понимание массовой коммуникации в рамках критической теории 95

ников политической реальности, средств досуговой деятельности и т.д. В этой связи важным является вывод об отнесении индустрии культуры к важнейшим институтам современного общества.

К недостаткам подхода обычно относят то, что исследователи сосредоточили свое внимание исключительно на процессе производства и распространения материалов массовой коммуникации, оставляя в стороне вопросы их восприятия. Именно поэтому, критики работ Франкфуртской школы предлагают оценивать выдвигаемые аргументы с привлечением данных эмпирических исследований особенностей потребления и эффектов СМК на аудиторию.

Кроме того, для работ этого направления характерно преимущественное рассмотрение индивида как объекта воздействия индустрии культуры. В то время как реальному человеку присуща значительно большая степень автономии. Применительно к нынешнему этапу развития капитализма предлагаемый взгляд на СМК требует уточнения в связи с распространением процессов децентрализации, роста разнообразия в сфере массовой коммуникации. Вне поля зрения авторов остаются задачи более конкретного анализа политико-экономических составляющих деятельности институтов массовой коммуникации.


ЛЕКЦИЯ 6.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.254.115 (0.005 с.)