ТОП 10:

Массовая коммуникация и гиперреальность



Разрыв с утверждением ситуационистов о принципиальной различимости, хотя и более сложной теперь, реальности и индивидуального сознания, был сделан французским теоретиком постмодерна Ж. Бодрийяром98. Согласно автору, серьезным отличием переживаемой нами эпохи от предыдущей является резкое увеличение роли знака. Практически во всех сферах социального бытия деятельность людей становится ориентированной преимущественно на производство символических ценностей.

96 См.: Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволю
ция научного мифа. М.: Интрада. С. 176.

97 Там же.

94 Ряд работ этого автора опубликован на русском языке. Бодрияр Ж.: Система вещей. М. 1995.; Фрагмент из книги "О соблазне" \\ Иностранная Литература. 1994. №1.; Симулякры и симуляции. В кн.: Философия эпохи постмодерна. Минск: "Красико-принт". 1996; Реквием по масс-медиа. В кн.: Поэтика и политика. М. 1999.; Америка. С. Петербург. 2000; Символический обмен и смерть. М. 2000; В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург. 2000; Забыть Фуко. С. Петербург. 2000.


Массовая коммуникация в координатах постмодерного мира



Стержневая тема широко известного эссе Бодрияра «Америка» связано с осмыслением такой особенности современного мира, как создание все более искусственной среды обитания". Одним из важнейших средств реализации этого являются медиа.

Показательно, что ключ к пониманию этой новой реальности лежит, по мнению автора, как раз в области анализа искусственной среды и средств ее формирующих. Так, Бодрияр писал: «Особое очарование Америки состоит в том, что за пределами кинозалов кинематографична вся страна. Вы смотрите на пустыню, так же, как смотрите вестерн, на метрополии — как на экран знаков и формул. То же самое ощущение возникает, когда выходишь из итальянского или голландского музея и оказываешься в городе, который кажется отражением этой живописи, словно она породила его, а не наоборот. Американский город тоже, кажется, получил жизнь от кино. И надо идти не от города к экрану, а от экрана к городу, чтобы узнать тайну последнего.... Идолы экрана имманенты развертыванию жизни в образах. Они — система великолепного заводского производства, восхитительный синтез стереотипов любви и жизни.... (Это) объекты-фетиши, не имеющие ничего общего с воображаемым, но представляющие собой метериальный вымысел образа»100.

Говоря о природе современных средств массовой коммуникации, Бодрияр выделяет их такую черту как «нетранзитивность»101. По существу, масс-медиа являют собой то, что навсегда запрещает ответ, что делает невозможным процесс обмена. Ибо отдать и сделать так, чтобы вам было невозможно вернуть отданное, означает: разорвать процесс обмена в свою пользу и установить монополию — тем самым социальный процесс оказывается нарушенным. Вернуть отданное, напротив, означает разрушить властные отношения и образовать на основе антагонистической взаимосвязи цепь символического обмена. То же самое происходит и в области масс-медиа: нечто оказывается произнесенным, и все делается таким образом,

99 Бодрияр Ж. Америка. С. Петербург. 2000.

100 Там же. С. 127-128.

101 Бодрияр Ж. Реквием по масс-медиа. В кн.: Поэтика и политика. М.1999.



Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


чтобы на эти слова не было получено никакого ответа102. Из этого автор делает вывод, что единственно возможным действием революционного плана в этой области является восстановление возможности ответа.

Современное телевидение, по мнению автора, уже самим своим существованием представляет социальный контроль над самим собой. Телевидение «обеспечивает» уверенность в том. что люди больше не разговаривают между собой, что они окончательно изолированы — перед лицом слова лишенного ответа. Действительно, люди все боль иге смотрят телевизор, воспринимают то, что им говорят, и у них все меньше времени на то, чтобы активно участвовать в социальном процессе. Они становятся пассивными наблюдателями.

Тенденции развития современного телевидения сопряжены с тем, что это средство превращается в некоторую форму навязывания моделей. С точки зрения Бодрияра, известная формула Маклюэна Medium is Message страдает технологическим идеализмом. На самом деле Средство есть Модель. Т.е. передаче подлежит не то, что проходит через прессу, ТВ, радио, но то, что улавливается формой/знаком, оказывается артикулировано в моделях, управляется кодом103. Средства массовой коммуникации выполняют в этой связи функцию принудительной социализации, выступая элементом системы социального контроля.

Использование растущих возможностей массовой коммуникации, связанных как с расширением приемов монтажа образов, так и с феноменом пространственно-временного сжатия привело к формированию качественно нового состояния культуры. Информации становится все больше и больше, что значительно осложняет возможности ее понимания. С точки зрения Бодрияра, культура теперь доминируется некоторыми моделями, симуляциями. Последние представляют собой объекты, дискурсы, не имеющие исконного, изначально четкого референта. При этом значение формируется не за счет соотнесения с независимой реальностью или некоторым стандартом, а за счет соотнесения с

102 Бодрияр Ж. Реквием по масс-медиа. В кн.: Поэтика и политика. М. 1999. С. 202.

103 Там же. С.209.


Массовая коммуникация в координатах постмодерного мира 109


другими знаками. Мир, таким образом, превращается в исключительно знаковую, виртуальную реальность. Другими словами, это отражает ситуацию одновременного существования множества кодов, которые не объединены единым метакодом.

Особенно ярко, по мнению Бодрияра, приведенные выше особенности проявляются в сфере коммерческой телевизионной культуры. Именно благодаря коммерческому телевидению наступает расцвет потребительских стилей и моделей поведения. Причем общество потребления все более и более трансформируется от мира товаров, как таковых, к миру, в котором доминирующее положение занимает знак, образ товара. Характерно, что благодаря роли рекламы мир образов товаров приобретает некую эклектически смешанную эстетическую форму. «Телереклама, прерывающая фильмы, которые идут по ТВ, конечно, бесцеремонна, но она лишь трезво подчеркивает, что большая часть телевизионной продукции никогда не достигает «эстетического уровня», и что эти фильмы, в сущности, явления того же порядка, что и сама реклама. Большинство фильмов, и притом не самых худших, созданы все из того же романса повседневности: машины, телефон, психология, макияж — все это просто-напросто иллюстрирует Образ жизни. Так же, как и реклама: она канонизирует образ жизни посредством изображения, превращая ее в настоящую интегральную схему»104.

Заметим, что акцент на роли телевидения, который в явной или неявной форме содержится в постмодернистских построениях, определяется коммуникативными возможностями этого средства. Не случайно, что телевидение даже трактуется как "ар-хетипическая постмодернистская форма".

Здесь имеется в виду следующее. Телевидение представляет реальность прежде всего посредством образа. Значительно больший акцент в телевидении делается на форме представления, нежели чем на содержании. Для телевизионных материалов в целом характерно стирание границ элитарного и массового искусства, свойственна ему и фрагментарность сообщений или повествований. Многим материалам телевидения присущей оказывается и такая черта, как самореференция, т.е. отсыл-

104Бодрияр Ж. Америка. С. Петербург. 2000. С. 179-180.



Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


ка не к реальности, а к самим себе, от одного материала к другому.

Итак, по мнению Бодрияра, насыщение повседневности бесконечной серией симуляций приводит к формированию своеобразной гиперреальности. Это своего рода нестабильная, эстетизированная галлюцинация, цепь образов, потерявших изначальный смысл.

Говоря о гиперреальности, Бодрийяр отмечает исчезновение различий между каналом СМК, с одной стороны, и той реальностью, которая оказывается представлена в образных сообщениях (представлениях) — с другой. Автор выделяет последовательные фазы представления: отражения глубинной реальности; маскировки и денатурализации глубинной реальности; маскировки отсутствия глубинной реальности; отсутствия соотнесения с какой-либо реальностью вообще — фазе чистого симулякра105. Другими словами, эволюция образа проходила через четыре этапа. На первом этапе образ, как зеркало, отражал окружающую реальность; на втором — извращал ее; на третьем — маскировал отсутствие реальности; и наконец, образ становится "симулякром", копией без оригинала, которая существует сама по себе, без всякого отношения к реальности.

В этой связи автор говорит также о своеобразном "взрыве" средств массовой коммуникации и реальности, когда отличить одно от другого становится просто невозможно. «Бодрийяр уходит от рассмотрения проблем искажения / представления как не значимых. В его постмодернистской теории имиджи и реальность (будь то реальность социальных отношений или эмпирического -пространства) не имеют различного онтологического статуса: не существует различия между имиджем и реальностью. Следствием этого является то, что теперь мы живем в эпоху, по определению автора, симулакрума, т.е. подобия, видимости. Если раньше значение чего-либо определялось через отличия, то теперь оно берет свое начало в коллапсе, "взрыве". Существовавшие ранее достаточно автономные области теперь радикально трансформируются, проникают в друг друга и взрывают принятые ранее границы и различия»106.

105 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. В кн.: Философия эпохи постмодерна. Минск: "Красико-принт". 1996. С.35.


Массовая коммуникация в координатах постмодерного мира 111


Таким образом, мир теперь находится в состоянии симулякра, когда реальным становится лишь то, что может быть симулировано. Причем узнают люди эту реальность прежде всего посредством контакта с телевидением.

Однако симулякр не следует путать с ирреальным — он никогда не может быть заменен реальным, он может лишь замениться внутри себя. В этом проявляется отличие симуляции от представления. Если представление исходит из соразмерности, пусть и утопической, знака и реального, то симуляция исходит из радикального отрицания знака как ценности.

Роль электронных средств коммуникации, в первую очередь телевидения, является здесь ключевой. Телевидение находится как бы "над" нынешнем миром кажущегося, миром "поверхностей". Тем самым создается особая среда, в которой объекты становятся реальными только в том случае, если они будут показаны по телевидению.

В рамках интерпретации, предложенной Бодрийяром, вопросы о том, в какой степени показанное нам по телевидению является правдой, случалось ли это на самом деле, оказываются, попросту, лишенными оснований. Показательным в этом плане является следующее замечание Бодрияра о войне во Вьетнаме: «Американцы сражаются двумя важнейшими видами оружия: авиацией и информацией. Иными словами: это реальная бомбардировка неприятеля и электронная всего остального мира. ... Именно поэтому война была выиграна одновременно двумя сторонами: вьетнамцами на земле, а американцами в электронном ментальном пространстве»107.

Обсуждаемое качество постмодерна особенно ярко проявляется в связи с тем, например, что, по Бодрияру, политика в значительной мере становится сферой паблик релеишнс и шоу бизнеса. «Консенсус симуляций не так хрупок, как кажется, поскольку гораздо меньше подвергается испытанию политической истиной. Именно рекламному регулированию общественного мнения обязаны своего рода политической метастабильностью

106 Фиск Дж. Постмодернизм и телевидение. В кн.: Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. Методология анализа и практика исследований. М. 1999. С. 176.

107 Бодрияр Ж. Америка. С. Петербург. 2000. С. 119.



Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


все современные правительства... Рекламный иммунитет правительств сродни иммунитету ведущих марок стиральных порошков»108.

В этой связи обратим внимание на другую мысль Бодрияра. Современная политическая реальность зачастую трансформируется массовыми коммуникациями и становится специфическим средством, декорацией той или иной идеи, призванной оказать влияние на людей. «Народ уже больше не гордится своими вождями, а те больше не гордятся своими решениями. Достаточно малейшей иллюзорной компенсации, чтобы восстановить рекламное доверие. Такова была операция в Гренаде после трех сотен убитых в Ливане. Сценарий, лишенный всякого риска, просчитанная постановка, искусственное событие, гарантированный успех»109.

Более того, сам факт присутствия телевидения способствует изменениям в том, о чем сообщается, появлению новой "реальной реальности". Не случайно, например, что национальные избирательные кампании становятся сейчас принципиально телевизионными событиями. Планирование их осуществляется в значительной мере с точки зрения того, как они будут выглядеть на экранах телевидения.

Заключение

Мы не стремились к окончательному ответу на вопрос о том, знаменуют ли экономические, политические и культурные тенденции современности переход в новую постмодерную эру. Более важным является то, что дебаты, посвященные постмодернизму, позволили взглянуть под новым углом зрения на область массовой коммуникации. Существенная роль, которая в рамках постмодернисткого теоретизирования отводится средствам массовой коммуникации, особый ракурс их рассмотрения высветили качественно новые, зачастую противоречивые тенденции, присущие коммуникации в современном мире. Причем последние оказывались на периферии внимания других подходов.

108 БодриярЖ. Америка. С. Петербург. 2000. С. 186.

109 Там же. С. 187.


Массовая коммуникация в координатах постмодерного мири 113

Несколько слов о некоторых направлениях критики постмодернизма. В первую очередь здесь справедливо, на наш взгляд, ставится под сомнение сама претензия постмодернизма на некоторый самостоятельный тип теории. Так, например, те черты современной действительности, которые, по мнению постмодернистов, знаменуют вступление мира в новую эпоху, не являются на самом деле таковыми. Тенденции использования современных технологических достижений в области СМК диктуются логикой капитализма как такового, продолжением развития капиталистических форм на новом уровне. То же относится к новым тенденциям в области культуры, образования, политики. Отказ постмодернизма от попыток понимания реальности, от следования каким-либо объяснительным схемам, представляет собой не более, чем идеологию, удачно вписывающуюся и способствующую поддержанию сложившегося статус кво.


РАЗДЕЛ II.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.112 (0.008 с.)