Структуралистская интерпретация идеологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структуралистская интерпретация идеологии



Существенный вклад в развитие концепции идеологии был сделан современным французским философом-марксистом Луи Альтюссером (1918-1990). Разделяя положения Маркса о решающей роли экономических отношений, автор большое значение придает и другим структурным компонентам жизнедеятельности общества. Основными для любого общества являются, по его мнению, три вида практик или деятельности: экономическая, политическая и идеологическая. Показательно, что к "политическим" и "идеологическим" практикам он относит большинство аспектов социальной жизни. Структуры основных практик составляют соответствующие уровни общества. Уходя от простой дихотомии базиса и надстройки, Альтюссер делает акцент на относительной автономности уровней, специфике внутренней структуры и логики развития каждого из них. Экономика является определяющей только в конечном счете. Другие составляющие общественной формации могут приобретать доминирующие черты на определенном этапе29.

28 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.1,т.8, с. 119.

29 "Перечитывая под этим углом зрения "Капитал", можно будет сказать, что все общество представляет собой совокупность "сфер": идеологии, политики, экономики. Вместо того, чтобы предполагать существо
вание между сферами отношения прямой или механической причинности (если А, то В), допускается, что их связывают отношения "структурной" причинности. Что следует понимать под этим'7 Все сферы сосуществуют, они не сводимы одна к другой. Экономическая сфера по прежнему занимает особое положение, но не в том смысле, что воздействует на политические отношения, которые в свою очередь якобы отражаются в идеологии..., но в том смысле, что она придает


52 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


Проблема идеологии в наиболее концентрированном виде рассматривается Альтюссером в небольшом эссе "Идеологические государственные аппараты", написанном в 1969 г.30 Здесь под идеологией автор понимает сложившийся в сознании людей образ их отношения к реальным условиям своего существования ("Идеология есть представление, образ воображаемых отношений индивидов к их реальным условиям существования"). В работах автора также можно встретить трактовку идеологии как некоторой системы, с помощью которой люди воспринимают, оценивают, "переживают", сложившиеся у них представления в отношении реальных условий существования. Причем эта система представлений может состоять из концепций, идей, мифов и образов.

Как было показано выше, по мнению основоположников марксизма, одна из функций буржуазной идеологии состояла в формировании "ложного сознания", маскирующего реальные отношения в обществе. Альтюссер делает иной акцент. Подобно основателю современной лингвистики Ф. Соссюру, утверждавшему, что язык обеспечивает нам доступ к определенной версии реальности, а не к самой реальности, Альтюссер рассматривает идеологию, как некоторую "концептуальную схему", посредством которой люди осмысливают и "переживают" материальные условия своей жизни. Взятая таким образом, идеология не может рассматриваться на предмет своей истинности или ложности.

Другой тезис Альтюссера касается роли идеологии в воспроизводстве общественных отношений. Поддержание условий производства означает воспроизводство производственных сил -(в форме машин, зданий и т.п.) и одновременно трудовых (людских) ресурсов. Причем воспроизводство последних предполагает, наряду с прочим, наличие в области надстройки специальных механизмов трансляции идеологии.

одной из сфер "целого" значение доминирующей.... Таким образом причинность носит структурный характер в том отношении, что именно структура — понятие, под которым Альтюссер понимает способ комбинирования этих сфер между собой - "в конечном счете" решает, что будет выступать в качестве доминирующего фактора". Цит. по: Декомб В. Современная французская философия. М. 2000. с. 124.

30 См.:L. Althusser, Lenin and other Essays, New Left Books,1971.


Идеология и массовая коммуникация 53


Автор в этой связи напоминает, что технически компетентные, но политически не подчиненные трудовые ресурсы не являются адекватными для современного ему общества! Именно поэтому, основной задачей является формирование таких трудовых ресурсов, которые в состоянии и морально, и политически быть подчиненными логике, культуре, требованиям капиталистического способа производства на той или иной стадии его развития.

Альтюссер говорит о том, что государственная власть осуществляет трансляцию условий воспроизводства через "государственные аппараты". Все "государственные аппараты" функционируют по принципу совмещения репрессивных и идеологических мер. К репрессивным государственным аппаратам отнесены армия, полиция, суды, тюрьмы. Важнейшими идеологическими государственными аппаратами являются церковь, семья, система образования, средства массовой коммуникации.

Роль репрессивных государственных аппаратов обусловлена необходимостью применения силы к тем, кто осуществляет антисистемные действия, ставит под вопрос существование системы как таковой. Характерной особенностью репрессивных государственных аппаратов является то, что они образуют единое целое, подчинены строгой централизации.

Идеологические государственные аппараты вносят свой вклад в поддержание стабильности системы (или капиталистических условий эксплуатации) посредством подчинения индивидов политической идеологии государства. Идеологические аппараты относительно автономны и разнообразны по своим формам проявления — собственно идеологическое содержание здесь может быть различным. По Альтюссеру, аппараты коммуникации "насыщают" каждого гражданина ежедневной дозой национализма, шовинизма, либерализма, морализма с помощью газет, радио и телевидения11. Индивиды "переживают" идеологию, участвуя в определенных практиках, обеспечиваемых конкретными идеологическими аппаратами. Причем, не существует практик вне идеологии. (См. Схему 3.1.)

Построения автора испытывали на себе серьезное влияние структурализма. Напомним в этой связи, что в структурализме ана-

 

31 Althusser, L. Selected Texts. In: Iagleton, T. (ed.) Ideology. London and New York: Longman,1994. P. 96


54 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


Схема 3.1.

 

 

 


лиз сознания, индивидуальной или групповой активности субъекта уходит обычно на второй план. Основное внимания отводится изучению причин и факторов сознания и поведения, обусловленных особенностями структуры тех или иных социальных систем. Акцент делается на поиске универсальных структурных характеристик общества. Причем эти характеристики соотносятся зачастую с универсальными глубинными структурами человеческого мышления. В этом плане очевидна близость структурализма методологическим основаниям лингвистики и антропологии.

Альтюссер утверждает, что "работа" идеологии проявляется чаще всего в неявном виде. Идеология присутствует в конкретных практиках, образах, структурах, которые воспринимаются нами как само собой разумеющееся. Идеология становится образом жизни и мышления людей, поэтому нелегко осознание ее присутствия и эффектов. Условно говоря, идеология имеет бессознательный характер. Последнее утверждение становится более понятным, если принять во внимание весьма специфическую трактовку категории "субъекта", на которую опирается Альтюссер.

Идеология как система представлений соотносится, по мнению автора, не с сознанием индивида как таковым. Суть идеоло-


Идеология и массовая коммуникация 55


гии может быть понята только через ее структуру. Только совокупность идей, образов и представлений, способ их организации в целом определяют сущность и функции идеологии в обществе. Отсюда делается вывод о правомерности изучения идеологии как некоторого объективного феномена.

Специфика "функционирования" идеологии состоит, по Аль-тюссеру, в том, что она имеет форму "естественности", "натуральности", здравого смысла. В качестве примера того, как идеология "рекрутирует" субъектов среди индивидов автором используется понятие "интерпелляции" ("окликивание", "называние" субъекта32). Смысл понятия поясняется на примере использования фразы, с помощью которой окликивают на улице — "Эй Вы!". Индивид, которого окликнули поворачивается. Т.е. он определил, что фраза была адресован именно ему — идеология ассоциируется именно с процессом, посредством которого индивид оказывается включенным в некое состояние "принадлежности" к ценностям (в данном случае имени окликаемого)33.

Серьезное влияние на Альтюссера оказали работы французского структуралистского психоаналитика Ж. Лакана. По мнению последнего, индивидуальное поведение оказывается детерминировано структурой подсознания, которое функционирует наподобие языка34. При этом язык проявления нашего бессозна-

32 Интерпеллировать = делать запрос.

33 Фактически речь идет о том, что идеология вносит решающий вклад в процесс социализации и формирования групповых и индивидуальных идентичностей.

34 Важной особенностью работ Лакана является стремление к вынесению за пределы анализа всех собственно биологических потребностей. Лакан соотносит душевную жизнь индивида не с физиологическими импульсами организма, а с ценностями, эталонами, символами культуры. Ребенок при своем рождении застает символический мир в виде социальных установок, норм, предписаний, запретов и т.п. готовым и усваивает по большей части совершенно бессознательно. Не культура является атрибутом индивида, а индивид оказывается "атрибутом" культуры, говорящей "при помощи" субъекта. При этом бессознательное рассматривается Лаканом в качестве своеобразного языка ("бессознательное структурировано как язык"), в нем можно выделить сферу означающих и означаемых, парадигмы и синтагмы и т.п. Подробнее см.: КосиковГ.К. Комментарии книге Р. Барт Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М. Прогресс. 1994. С.589-581.


56 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


тельного, детерминируется культурой. В процессе научения языку и традициям культуры мы неизбежно подвергаемся их воздействию. Это приводит к тому, что язык как бы "говорит нами". Также и наше бессознательное состоит из своеобразных наборов, "поведенческих репертуаров", сформированных в культуре еще до нас.

Опираясь на эти представления, Альтюссер проводит мысль о том, что индивиды оказываются направляемыми идеологией, наподобие тому, как культура "структурирует" бессознательное. Дело в том, что "идеологический государственный аппарат" уже существует до нашего рождения и возможные траектории нашего жизненного пути как раз им и детерминированы. В этом смысле наш личностный опыт является выражением более глубокой социальной реальности — внутренней социальной структуры.

Таким образом, идеология представляет собой некий "субъект", поддерживающий зависимые отношения с индивидуальными "субъектами". Последние, осознавая себя независимыми, в сущности оказываются подчиненными идеологии. Другими словами, идеология функционирует как некоторая система адресации, называния, в которой индивиды позиционируются в соответствии с их реакциями, "ответами", на возможный запрос системы.

Обратим внимание на другие моменты в работах Альтюссе-ра, важные в связи с изучением массовой коммуникации. Определение идеологии как системы представлений предполагает, что последние имеют знаковый и смысловой характер. То есть системы представлений являются системами значений, посредством которых происходит организация нашего видения мира. Идеологическое знание — это результат специфических практик производства значений. Анализ идеологий, по Альтюссеру, предполагает исследование языка представлений и материальных форм — институтов и социальных практик, с помощью которых мы живем и организуем свою жизнь. Поведение и язык являются носителями, каналами материальных фиксаций идеологии. Именно поэтому обращение к языку и социальным практикам позволит выявить содержащиеся в них образцы или модели идеологического мышления.

Есть и другие обстоятельства, предопределившие популярность интерпретации идеологии, предложенной Л.Альтюссе-


Идеология и массовая коммуникация 57


ром, в исследованиях культуры, массово-коммуникативных процессов. Акцент автора на относительной автономности идеологических практик предполагает внимание исследователей к изучению индивидуальных представлений. Имея в виду социальную детерминированность последних, не следует видеть здесь исключительное и непосредственное проявление материальных интересов. Представления индивидов как социальных субъектов, являются как продуктами индивидуального осмысления, конструирования реальности, с одной стороны, так и результатами воздействия, зависимыми от идеологии — с другой. В плане критики приведенных выше построений, чаще всего отмечаются то, что Альтюссер рассматривает идеологию прежде всего как однонаправленный процесс функционирования идеологических аппаратов. Здесь практически не остается места для отражения того обстоятельства, что аудитория всегда обладает теми или иными степенями свободы. Кроме того, нельзя не учитывать, что идеологическое доминирование никогда не бывает абсолютным, в реальной жизни всегда наблюдается борьба между доминирующими и доминируемыми группами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.015 с.)