СМК в концепции самореферентных социальных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СМК в концепции самореферентных социальных систем



Далее речь пойдет о работе известного немецкого социолога-теоретика Никласа Лумана (1927-1998) «Реальность масс медиа»20. Работа выполнена в рамках общей теории социальных систем Лумана и является одним из интересных современных исследований МК, выполненных в традициях системно-функционального подхода21.

Перед рассмотрением авторского видения роли медиа, по-

20 Luhman, N. The Reality of Mass Media. Polity Press.2000

21 См.: Филлипов А.Ф. От структурного функционализма кнеофунк-
ционазизму. Социология Никласа Лумана. В кн.: История теорети
ческой социологии. Том 4. С.-Петербург. 2000. С. 376-385.


Системно-структурные представления о массовой коммуникации 37

лезно учесть некоторые общие теоретические позиции Лумана. В значительной мере он опираются на биологические построения чилийских нейрофизиологов X. Матураны и Ф. Варелы22. Предметом их исследования было то, каким является механизм рождения наших представлений о мире.

По мнению авторов, указывая на что-либо, мы задаем критерий различения. Причем этот критерий и задает свойства объекта как некоторого единства. Когда же мы говорим об общности, то неявно подразумеваем операцию различения, которая и делает эту общность возможной.

Матурана и Варела относят все живые существа к аутопоэзным единствам, т.е. самовоспроизводящимся организациям23. (Термин аутопойесис означает самопроизводство, самотворение.) Идея аутопоэза делает акцент на том, что живые существа представляют собой автономные единства, которые связаны в сеть непрерывных взаимодействий. В соответствии с этой концепцией в организме нет ничего, что не относилось бы к самому организму, и в этом качестве не было бы произведено им самим. То есть бытие и сотворение аутопоэзного единства нерасторжимы, и в этом состоит присущий только им способ организации.

Важным моментом концепции является интерпретация Ма-тураной и Варелой взаимодействия организма со средой. Авторами вводится понятие "структурного сопряжения". С его помощью поясняют, что взаимодействия между аутопоэзным единством и окружающей средой состоят из взаимных возмущений. В этих взаимодействиях структура окружающей среды "запускает" структурные изменения в аутопоэзных единствах и наоборот. Таким образом, структурное сопряжение предполагает взаимный структурный "дрейф" системы и среды. Это, в свою очередь, предопределяет соразмерные изменения организма и среды, т.е. онтогенез.

22 Матурана У., Варела Ф. Древо познания. М. 2001.

23 Авторы проводят следующее различие между понятиями "организации'' и "структуры". Организация означает те отношения, которые должны существовать между компонентами системы для того, чтобы ее можно было отнести к определенному классу. Структура — это те компоненты и отношения, которые действительно составляют конкретное единство и делают его организацию реальной.



Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


В сложных организмах нервная система организована как сеть активных компонент. Сопряжения компонент происходят при сохранении каждой своей адаптации и организации. Взаимодействующими организмами со сложной нервной системой порождается область сложных структурных сопряжений. Это позволяет, по мнению Матураны и Варелы, рассматривать социальную динамику человека как биологический феномен. Человеческие сообщества как социальные системы предполагают максимальную автономию компонентов. При этом согласованность во взаимодействиях и структурная пластичность членов системы обусловлена непрерывным социальным обучением.

Поскольку любой социальный организм, являясь членом некоторого социального единства, включен в постоянные структурные сопряжения, то поведение правомерно рассматривать как взаимную координацию между компонентами. В этой связи авторы вводят понятие "коммуникации", как координированного поведения, которое члены социального единства "запускают" друг у друга. Другими словами, феномен коммуникации зависит не оттого, что передается, а оттого, что происходит с тем, кто принимает передаваемое.

Применительно к анализу поведения Варела и Матурана используют понятие "наблюдателя". Поведение, согласно авторам, можно рассматривать как производимое наблюдателем описание изменений состояния системы относительно окружающей среды.

Специфика социальных систем проявляется, среди прочего, и в том, что язык позволяет тем, кто им оперирует, описывать самих себя через лингвистические различения. Вместе с языком возникает и наблюдатель как некоторая "оязыченная" сущность.

Смысл возникает при этом как отношение лингвистических различий. Через смысл обеспечивается системная адаптация.

Одним из основных понятий теории социальных систем Лу-мана является понятие "комплексности". Для каждой социальной системы окружающая среда является сложнее самой системы. Поэтому, формирование системы предполагает снижение (редукцию) комплексности через проведение границы с окружающим миром посредством актов различения между собой и другим. Замена первоначальной сложности другой, более упрощенной определяется как редукция сложности. Т.е. система дол-


Системно-структурные представления о массовой коммуникации



жна постоянно выбирать из множества операций и постоянно воспроизводить самою себя. Это свойство систем определяется как самореферентность — способность реагировать на окружающий мир посредством реакции на самих себя.

Масс медиа как средство конструирования реальности

Центральный вопрос исследования Луман формулирует следующим образом: "Как масс медиа конструируют реальность или, точнее, как социологи описывают реальность их конструирования реальности?"24.

С точки зрения Лумана, феномен СМК представляет собой один из результатов процесса функциональной дифференциации современного общества. Это определяется тем обстоятельством, что современное общество имеет некоторые стабилизирующие функциональные механизмы, действующие на регулярной основе. Масс медиа как раз и является одним из таковых.

Понятие «масс медиа» включает в себя институты общества, которые используют технологии «копирования» (размножения) для распространения материалов (текстов) коммуникации. Здесь технология распространения играет примерно ту же роль, что и деньги в экономике.

Описывая масс медиа как социальную систему, Луман выделяет два аспекта медиа реальности. Во-первых, это «реальная реальность» масс медиа — широкий комплекс действий, вне которых современная массовая коммуникация не возможна. Например, тиражирование, распространение, чтение, просмотр и т.д. Но сюда не включается собственно «железо» или материальная часть медиа. Другими словами, «реальная реальность» масс медиа — это собственно коммуникации, которые осуществляются внутри них и через них.

Во-вторых, реальностью медиа является то, что представляется посредством СМК. С точки зрения автора, масс медиа является не последовательностью операций, а последовательностью наблюдений (или наблюдающих операции). Луман указывает в этой связи, что масс медиа производит "трансцендентную иллюзию".

Опираясь на понятие коммуникации в аутопоэзных системах, автором выделяется два уровня наблюдений, которые осу-

24 Luhman, N. The Reality of Mass Media. Polity Press. Р.7. 2000.



Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


ществляют СМК. Наблюдение первого уровня предполагает работу с фактами. Наблюдение второго уровня предполагает «наблюдение за наблюдателем».

Медиа регулярно сообщают о чем-либо или о себе самих. Таким образом, мы имеем дело с системой, которая ответственна за "различение" между само-референционностью (self-reference) и референционностью на других (other-reference — ино-референционностью). То, что приходиться наблюдать СМК, есть "удвоение" реальности. Другими словами, система масс медиа как раз обеспечивает картину «вторичной реальности». В этом качестве масс медиа разделяют, дифференцируют, обеспечивают отнесение к себе самой или к другим. В конечном итоге, масс медиа конструирует реальность, отличную от реальности своей собственной.

В этой связи еще раз напомним исходную посылку концепции. Масс медиа как системы наблюдения вынуждены различать между отнесением к себе и отнесением к другим. Фактически, медиа вынуждены конструировать реальность, отличную от своей собственной.

Операциональный конструктивизм, разделяемый Луманом, не отрицает наличие реальности. Вместе с тем, в концепции предполагается, что реальность является не объектом как таковым, а неким "горизонтом" в феноменологическом смысле. Другими словами, реальность является недостижимой. Отсюда, согласно Луману, нет другой возможности кроме как конструировать реальность и наблюдать за наблюдателями, за тем, как создается реальность.

Луман о функциях масс медиа

По мнению Лумана, функции масс медиа состоят в "направлении" самонаблюдения социальных систем. Автор обращается в этой связи к понятию функции "памяти" системы — обеспечивающей основание реальности (оценок, интерпретации) для всей последующей коммуникации. Здесь память социальной системы определяется как возможность опираться на характеристики реальности как некоторой данности, которая не требуют нового обоснования в ходе последующей коммуникации.

Другими словами, масс медиа формируют некоторую "исходную карту", фундамент интерпретации реальности для осу-


Системно-структурные представления о массовой коммуникации 41

ществления последующих актов коммуникации — выражения индивидуальных мнений, оценок перспектив будущего и т.п. При этом последующие акты коммуникации вновь "обогащаются" посредством масс медиа.

Характерно, что формирование неопределенности и различения, являющихся атрибутами наблюдения, не предполагает использование каких-либо заранее заданных категорий «единства мира». Стимулы к дальнейшей коммуникации вырабатываются внутри системы как таковой и не могут быть объяснены исходя, например, из антропологических оснований — стремления к знанию и т.п.

К функциям масс медиа следует отнести формирование и поддержание в обществе свойств "раздражимости" и "возбудимости". По мнению автора, функции масс медиа состоят не только в обеспечении роста знаний, социализации или образовании индивидов в соответствии со сложившимися нормами. Описание мира и общества представляет собой циклический процесс. Этот процесс предполагает формирование и интерпретацию состояния «возбуждения» посредством информации привязанной к какому-то конкретному моменту.

Надо учитывать, что "возбудимость", как одна из наиболее общих структурных характеристик аутопойетических систем формируется не только в системах масс медиа, но и системах семьи, образования и других. Возбуждение как свойство систем, важнейшим атрибутом которых является память, оказывается включенным в операции систем и, таким образом, обеспечивает познание и сохранение баланса. Это — не что иное, как способность "генерирования" реальности. Растущая дифференциация функций систем обуславливает то, что именно масс медиа формируют такое специфическое состояние "тревожности" (наподобие мозга в организме), которое предотвращает возможности слишком жесткой их связи со сложившимися структурами.

По существу, масс медиа обеспечивает потребителей таким видением настоящего, которое принимается всем обществом и оказывается знакомым для всех людей. Именно эти "параметры" могут быть взяты в качестве точки отсчета при обсуждении актуальных вопросов прошлого состояния системы или при выборе перспективных решений. Это, среди прочего, составляет основу


42 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории

реализации своих специфических связей и отношений другими системами.

В целом масс медиа являются средством обеспечения преемственности через приложение новой коммуникации к результатом коммуникации уже состоявшейся. Фактически масс медиа в современном обществе производит некие «скрепы» — стабильные когнитивные, нормативные и оценочные координаты, необходимые для осуществления новых операций. Система масс медиа оперирует как некоторая последовательность — коммуникация будет продолжена: вышедшая в эфир программа предполагает следующую. Оперирование масс медиа никогда не бывает разовым.

Актуальность коммуникации также является неотъемлемым атрибутом масс медиа. Последнее как раз и позволяет масс медиа обеспечить структурное «удвоение» реальности за счет проникновения в другие социальные домены. Масс медиа затрагивает такие темы, которые позволяют охватывать самые разные части общества. Успех медиа в обществе обеспечивается в значительной мере за счет того, что поднятые темы принимаются — независимо от позитивного или негативного отклика на предлагаемую информацию.

Одним из важных моментов в концептуальных построениях автора является идея публики (общественности), которую он противопоставляет существующим представлениям об общественном мнении. Исходя из общих системных представлений Луман настаивает на том, что публика как раз и является своеобразной «окружающей средой», необходимой для функционировании масс медиа.

Типология содержания масс медиа

В связи с особенностями функционирования медиа Луман вычленяет три основных типа программного содержания масс медиа: новости и интервью; реклама и развлекательные передачи.

В связи с содержанием новостей автор говорит о том, что здесь медиа распространяют "невежество" в форме фактов, которые очень быстро будут заменены на другие (причем никто этого не заметит). Информирование создает особую «реальность» или картину реальности. Аналогом этого может служить


Системно-структурные представления о массовой коммуникации 43

карта, которая не может отражать реальную ситуацию с абсолютной точностью. В этом, по мнению, автора и заключается, среди прочего, феномен «удвоения» реальности, которому способствуют медиа.

Выделяется несколько способов привлечения внимания, которые используются при подаче новостей. Луман называет их «аттракторами»:

• "Сюрприз", "удивление", предполагающих, что событие («история») должно быть новым.

• Информация о конфликтах является предпочтительной. • Цифровая информация как эффективное средство привлечения внимания.

• Ценность местной информации.

• Особое внимание привлекают случаи нарушения норм. • Информация о нарушении норм, сопровождающаяся моральными оценками.

• Подача информации о нарушении норм в увязке с актором, известной личностью.

• Требование актуальности, которое реализуется с помощью показа конкретного случая, события.

• Распространение мнений (собственно медиа мнения) происходит через подачу новостей.

• Все перечисленные выше «селекторы» представляют собой некоторые организации, формирующие свои собственные процедуры.

Рекламное содержание в СМК выполняет, прежде всего, функцию стабилизации отношений "чрезмерности и разнообразия" в повседневной жизни. Автор поясняет, что в условиях современного рынка и индустрии покупка является скорее актом «отчаяния», нежели рационально осознанным поступком. Здесь необходимо мотивационное подкрепление в плане того, что покупаемое есть отнюдь не то же самое, а новое. Реклама как раз способствует разрешению противоречия между высочайшей «стандартизацией» и «дифференциацией» нашего времени.

Другой задачей медиа является развлечение. Наиболее показательной формой развлекательного содержания является игра. Здесь также происходит удвоение реальности. Реальность представляется игрой, которая отделена от первичной реально-


44 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


сти. Важно в игре и то, что зритель видит ее начало и конец — этим вторая реальность коренным образом отличается от реальности жизни.

Характерно и то, что формируемые объекты этой игровой реальности оказываются знакомыми зрителю. Это способствует легкости стирания границ, перехода из реальности реальной во вторую, удвоенную реальность. Для этого зрителю необходима информация, посредством которой он будет обладать способностью различения.

Три основные формы содержания СМК создают условия для продолжения коммуникации. То есть медиа формируют некоторую «базовую» реальность, на которую ориентируются индивиды при формировании своих предпочтений и ожиданий.

Показательно, что медиа оказываются сопряженными с другими структурными областями. Реклама связана с экономической системой; новости преимущественно связаны с политической системой, причем «ответ» — реакция политической системы отражается в медиа в виде комментариев.

Заключение

Структурно-функциональный анализ массовой коммуникации обладает рядом достоинств. Среди основных — это возможность использования универсального языка изучения системы отношений "СМК — общество". Исследователь оказывается в состоянии описать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях различные виды деятельности СМК в контексте других составляющих социальной системы.

Вместе с тем, функциональному подходу к изучению массовой коммуникации свойственным оказывается ряд проблем. Одна из них касается многозначности самого понятия функция. Другая проблема связана с тем, что работа средств массовой коммуникации сопряжена с деятельностью целого ряда социальных институтов. Это усложняет разделение функций собственно массовой коммуникации и других структурных компонентов социального организма (правительств, партий, бизнеса и т.д.). Кроме того, согласованная интерпретация функций массовой коммуникации предполагает более или менее согласованный взгляд на общество в целом. Понятно, что одна и та же функция


Системно-структурные представления о массовой коммуникации 45


может получать разные интерпретации у исследователей (в зависимости от их теоретических позиций).

В ряду недостатков обсуждаемого часто отмечаются цикличность, замкнутость и, как следствие, определенная консервативная направленность функционализма.

По мнению ряда критиков, идея о том, что СМК играют важную роль в поддержании стабильности социальной системы, на самом деле скрывает конфликт интересов. Согласие в обществе принимается как некоторая данность, однако в реальности "консенсус" обеспечивается в интересах доминирующих социальных сил.

Следует также указать на сложность эмпирического выявления направленности и результатов долговременного функционирования массовой коммуникации.

 


ЛЕКЦИЯ 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.177.119 (0.085 с.)