ТОП 10:

Массовая коммуникация и концепция гегемонии



Большое влияние на современные представления об идеологической деятельности массовой коммуникации оказали работы итальянского марксистского мыслителя и политика Антонио Грамши (1891-1937)". Анализируя природу организации государственной власти, он пришел к выводу, что в в современном обществе механизмы ее реализации постоянно усложняются. Особенно это относится к сфере политики. В этой связи им была развита концепция гегемонии, увязывающая вопросы власти, культуры и идеологии.

По мнению Грамши, доминирование осуществляется на базе двух основных механизмов:

1. Спонтанное согласие подавляющей массы населения с общим направлением развития социальной жизни, которое определяется доминирующей группой. Это согласие ... опре-

35 См.: Грамши А. Тюремные тетради. Избранные произведения в трех томах. М. 1957; Грамши А. Тюремные тетради. М. 1991.


58 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


деляется престижем, которым обладают доминирующие за счет занимаемых ими позиций и выполняемых функций в мире производства.

2. Аппарат государственного насилия, который на законных основаниях осуществляет дисциплинарное воздействие на те группы, которые оказываются вне сферы согласия. Аппарат насилия включается в моменты кризисов и разрушения согласия36.

Таким образом, доминирование господствующего класса предполагает не только монополию на применение насилия, но и согласие самих доминируемых. Буржуазное государство в состоянии использовать широкомасштабное насилие, однако это чревато неоправданно высокими издержками. В целом для власти более предпочтительна ситуация, когда она остается незаметной, рассредоточенной, а ее проявления реализуются в форме "здравого смысла", привычки, "естественной" практики.

Под "гегемонией" Грамши понимает способность правящего класса обеспечивать свое лидерство и превосходство (в плане моральном, политическом и интеллектуальном) по отношению к доминируемым классам, не прибегая при этом к насилию. Проявления гегемонии автор связывает с повседневным сознанием и практикой людей. Т.е. с теми сторонами и проявлениями жизни, которые являются предметом свободного выбора индивида — брак, семья, чувства, убеждения, досуг, здоровье, отношения с друзьями и т.д. (См. Схему 3.2.)

Гегемония обеспечивается через достижение согласия доминируемых. Происходит это, по Грамши, за счет включения основных составляющих доминирующего мировоззрения в распространенные в обществе убеждения, нормы, ценности, привычки людей. Таким образом, происходит представление интересов привилегированных групп, в качестве интересов общества в целом. Важнейшую роль в формировании согласия играют институты "гражданского общества". "Гражданское общество", это та область, которая находится вне экономики, с одной стороны, и вне институтов государства, связанных с осуществлением насиль-

36 Gramsci, A. Selection from Prison Notebook. Lawrence and Wishart, 1971.P.12


Идеология и массовая коммуникация 59


Схема 3.2.

 


ственных функций — с другой. Конкретно речь идет о таких институтах как школа, семья, церковь, средства массовой информации и др.

Согласно Грамши, установление гегемонии есть не лобовое столкновение классовых сил, а "молекулярный процесс" — невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека. Гегемония опирается на "культурное ядро" общества, понимаемое как совокупность представлений о мире и человеке, добре и зле, прекрасном и отвратительном, это традиции и предрассудки, знания и опыт поколений. Пока ядро стабильно, в обществе имеется коллективная воля к сохранению существующего порядка. Подрыв культурного ядра является предпосылкой революции.

Говоря о "технологии" гегемонии Грамши делает акцент на том, что это "огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, той степени, которая необходима.


60 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


чтобы получилось действие, координированное и одновременное во времени и географическом пространстве"37.

Заметим, что гегемония и идеология, в интерпретации автора, являются взаимосвязанными и не тождественными феноменами. Гегемония в категориальном плане шире идеологии. Формы реализации гегемонии могут быть различными. Идеология непосредственно относится к области борьбы за власть, причем в более или менее явном виде. Поэтому идеология является неотъемлемой составляющей механизма осуществления гегемонии. Правящий класс обеспечивает гегемонию, используя не только идеологические, но и экономические, политические или культурные средства.

Грамши не разделял интерпретации идеологии как ложного сознания и выступал против экономического редукционизма, присущего вульгарном марксизму. В его центральной работе "Тюремные тетради" об идеологии говорилось в следующих аспектах. Во-первых, выделяются "исторически органичные" идеологии. Их понимают как системы представлений, адекватных для тех или иных исторических периодов и конкретных политических движений. Во-вторых, об идеологии говорится в смысле мировоззрения, которое в неявном виде содержится в искусстве, праве, экономической активности, и в целом во всех видах индивидуальной и групповой деятельности. Мировоззрение при этом выполняет функцию своеобразного социального "цемента". Грамшивидитв системе идей отражение практики, социального опыта людей.

Важно подчеркнуть такие характеристики гегемонии как активность и динамику. По Грамши, мировоззрение доминируемых групп содержит в той или иной степени две конфликтующие друг с другом составляющие. Одна из них связана с видением мира господствующих классов, другая — формируется из непосредственной жизни и практики доминируемых. Поэтому обеспечение власти посредством согласия предполагает постоянную борьбу с тенденциями контр-гегемонии. В этой связи доминирующие вынуждены учитывать, хотя и до определенных пределов, нормы, ценности, образ жизни доминируемых. Отсюда, делает вывод автор, задача (доминируемого) рабочего класса и состоит

37 Цит, по: Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М. 2000. с.60.


Идеология и массовая коммуникация 61


в том, чтобы при поддержке "органической интеллигенции" перейти к завоеванию арены гегемонии.

В контексте предмета нашего анализа будем учитывать и то, как Грамши видит механизм идеологической борьбы. Для конкретного исторического периода отдельные элементы идеологической системы имеют свою, уникальную значимость. Поэтому идеологическая борьба предполагает не тотальное отрицание всей системы и ее элементов, а постепенное их переопределение. Требуется переосмысление базовых элементов идеологической системы с точки зрения того, в какой мере они могут быть адекватными для описания новой ситуации и возможного использования при формировании новой идеологической системы.

В целом, опираясь на идеи Грамши совокупность материалов массовой коммуникации возможно рассматривать как пространство борьбы за гегемонию. Именно этим объясняется наличие широкого спектра материалов СМК различной политико-культурной ориентации. Это не отменяет того факта, что доминирующие интересы оказываются представленными в существенно большей степени, чем доминируемые, равно как и наличие ограничений для проявления альтернативных позиций.

Заключение

Наше обращение к проблематике идеологии в контексте деятельности СМК определяется тем, что акцент здесь делается на анализе взаимосвязи власти и значения (т.е. ценностей, убеждений, идей). "Носителями" последних являются те или иные символические формы, которые в массовом масштабе распространяются по каналам СМК. Опираясь на знания о феномене идеологии, можно исследовать пути, способы, механизмы посредством которых символические формы используются в качестве средств поддержания властных отношений.

Опора на концепции идеологии и гегемонии расширяет наше понимание того, как индивиды или группы осуществляют свое доминирование над другими. Обыденные представления зачастую не учитывают того, что жизненное пространство людей в значительной мере организовано с помощью мощных информационных институтов — системы образования, средств массо-


62 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


вой информации, разнообразных обществ, партий, ассоциаций политического и социального плана. Все они являются агентами властных отношений в обществе и, поэтому, их анализ может быть весьма плодотворен с привлечением знаний об идеологии.

Было бы упрощением рассматривать деятельность современных СМК, как однонаправленный процесс, в рамках которого производители информации занимаются целенаправленным внедрением идеологий. Феномен идеологии является весьма сложным явлением. Идеология присутствует в самых разных проявлениях повседневной жизни; в частности, в том, что мы определяем как "здравый смысл".

В чем состоит суть основных положений критики в адрес приведенных выше подходов?

Высказывается сомнение в правомерности применения к индустриально развитому капиталистическому обществу посылки о наличии в нем доминирующей идеологии. Утверждается, что стабильность достигается в нем не за счет согласия с ценностями и убеждениями доминирующей идеологии, а в основном за счет таких факторов, как взаимозависимость между различными отраслями экономики, рост материального благополучия наемных работников, потенциальной возможностью применения силы власть имущими38.

Также подвергается сомнению идея о том, что для поддержания существующего социального порядка необходимо не только воспроизводство материальных условий социальной жизни, но и воспроизводство широко разделяемых убеждений и ценностей39. Подчеркивается, что в современном обществе широко распространены и цинизм, и несогласие, и конфликт. Стабильность же достигается за счет устоявшихся, строго определенных норм и практик, вовсе не предполагающих единство базовых ценностей.

Другое направление критики связано с неправомерностью сведения идеологического доминирования к исключительно доминированию классовому. Применительно к современным условиям это оставляет в стороне доминирование по линии таких характеристик как, например, пол или этничность.

38 См.: Abercombie, N., hill, S. and Turner, B.S. The Dominant Ideology Thesis. London: Allen&Unwinn.1980

39 Там же.


ЛЕКЦИЯ 4.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.62.41 (0.009 с.)