Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В работах основоположников марксизма
Проблематика идеологии отражена на страницах многих работ Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Вопросы об иллюзорном характере буржуазных идеологий, классовой сущности идеологий, динамике идеологических процессов и функциональных особенностях идеологий наиболее полно разработаны в таких работах, как "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Крестьянская война в Германии", "Немецкая идеология" и других. Будем иметь в виду, что понятие "идеология" по мере развития марксизма употреблялось в разных значениях. Как понимали феномен идеологии основоположники марксизма? Здесь, на наш взгляд, правомерно выделить несколько важных моментов. В упомянутых выше работах под идеологией понимаются "иллюзии эпохи", "ложное сознание". Так, в "Немецкой идеологии", которая, среди прочего, содержала критику младогегель-янского идеализма, позиция последних получила оценку "идеологической" — в смысле абсолютизации роли идей в истории и социальной жизни, распространении иллюзорных представлений о путях преодоления социального гнета25. Приведенная трактовка идеологии имеет в своем основании несколько теоретических предпосылок. 23 Напомним, что младогегельянцы ограничивались теоретической критикой действительности и настаивали не на ее революционном преобразовании, а на необходимости изменения сознания людей. Т.е. 48 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории Во-первых, следует сказать о центральном пункте историко-материалистического подхода к явлениям социальной действительности — об определяющей роли общественного производства в человеческой истории. Отсюда следует, что в основе своей идеологические процессы являются продуктом материальных условий жизни. Во-вторых, появление идеологий в качестве "автономных образований" является результатом процесса общественного разделения труда на материальное и духовное производство. В силу этого идеологии разрабатываются в основном "идеологами". Осмысление человеческого бытия, которое происходит с помощью идеологий, оказывается относительно самостоятельным по отношению к этому бытию. Это приводит к тому, что идеологии формируют зачастую иллюзорное представление о реальности.
В третьих, теоретические доктрины, составляющие идеологии, могут быть поняты на основе научного изучения истории и общества. Здесь основоположники марксизма имели в виду социально-историческую науку, приходящую на смену идеологиям. Другой важной стороной концепции идеологии в марксизме является связь вопроса производства и распространения идей в обществе с отношениями классов. Господствующее положение класса в сфере материального производства предполагает его доминирование в сфере производства духовного, в сфере идей. Показательной в этой связи является следующая выдержка из "Немецкой идеологии": "Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть вместе с тем и его господствующая духовная сила. Класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются здесь идеологии рассматривались как теоретические доктрины и формы духовной активности, в рамках которых идеи получали самодостаточное значение. Это, по мнению основоположников марксизма, не давало возможности понять реальные условия и характеристики социально-исторической жизни. Идеология и массовая коммуникация 49 в общем подчиненными господствующему классу. Господствующие мысли суть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений, как выраженные в виде мыслей господствующие материальные отношения; следовательно, это — выражение тех отношений, которые как раз и делают один этот класс господствующим; это, следовательно, мысли его господства. Индивиды, составляющие господствующий класс, обладают, между прочим, также и сознанием и, стало быть, мыслят; поскольку они господствуют именно как класс и определяют данную историческую эпоху во всем ее объеме, они, само собой разумеется, делают это во всех ее областях, значит и господствуют и как мыслящие, как производители мыслей; они регулируют производство и распределение мыслей своего времени; а это значит, что их мысли суть господствующие мысли эпохи"26.
Итак, совокупность "господствующих мыслей" эпохи как раз и составляет идеологию. При этом особый акцент авторы делают на детерминации идеологии экономическими условиями производства и собственности. Идеология способствует доминированию одних над другими. Социальным механизмом, обеспечивающим превращение мыслей господствующего класса в господствующие мысли данной эпохи является система духовного производства, видное место в которой занимает массовая коммуникация. Идеологические процессы представляют собой "надстройку" над социально-экономическим базисом общества. Они, будучи относительно самостоятельными, тем не менее, зависят от материальных условий жизни. Именно за идеологической борьбой классов оказывается скрытым столкновение материальных интересов социальных групп. Идеологии изменяются с преобразованием материальных условий жизни общесгва. Маркс писал в этой связи: "С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый 26 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. В кн. Маркс. К. Социология. М. 2000. С.367. 50 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение"27. Неизбежность идейных "иллюзий" в классовом обществе основоположники марксизма связывали с социальной функцией идеологии. Она состоит в том, чтобы объединить людей для решения исторической задачи, соответствовавшей интересам определенного класса. По К. Марксу и Ф. Энгельсу, с развитием капитализма создаются условия для действительного понимания социальных отношений и ликвидации классовых антагонизмов, с которыми связаны идеологии. Целью революционной борьбы пролетариата является уничтожение частной собственности и основанного на ней права в целом, что приведет к исчезновению классов и, соответственно, источника формирования идеологических иллюзий. Поскольку борьба пролетариата имеет всеобщее значение, то для осознания исторических процессов потребуются знания, основанные не на ложном сознании, а на основе научного мировоззрения, данных "действительной положительной науки". Следует оговориться, что при рассмотрении функций идеологии в буржуазном обществе сам этот термин авторами практически не используется. Вместо этого мы читаем об иллюзиях, ложном сознании, "духах прошлого". Идеологические иллюзии, также как и любые ложные теоретические построения, абсолютизируют отдельные стороны действительности. Однако в антагонистическом обществе всегда наблюдаются попытки доминирующих групп с помощью идеологии выдать свой частный классовый интерес в качестве всеобщего. Именно с этим связана специфика как содержания, так и формы идеологических "иллюзий".
Необходимо отметить, что в контексте вопроса о функциях иллюзий, отчетливо проявляется их роль как средства, с помощью которого идеи, ценности представления прошлого вплетаются в ткань текущих социальных изменений. В результате тяготеющие над людьми идеологические традиции заставляют зачастую совершать действия, которые не отвечают их прямым интересам. Показательным в этом плане является известное за- 27 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.7. Идеология и массовая коммуникация 51 мечание Маркса о том, что "традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар над умами живых"28. Опора на традиции, которые приобрели в обществе значение идейного авторитета, является важной особенностью идеологий. Идеологии, как системы представлений, вместе с тем, могут способствовать консервации сложившегося порядка, формированию "картины мира", скрывающей классовые противоречия и предотвращающей действия по изменению существующей ситуации.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.007 с.) |