Семиологические подходы в исследовании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семиологические подходы в исследовании



М.М. НАЗАРОВ

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

И ОБЩЕСТВО.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ

И ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Москва "АВАНТИ ПЛЮС"


УДК 316 ББК88

Рецензенты:

д.филос.н., профессор Покровский Н. Е.

д.филос.н., профессор Рукавишников В. О.

Назаров М. М.

Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. — М.: «Аванти плюс», 2003. — 428 с.

ISBN 5-902559-04-9

В предлагаемой работе акцент делается на социологическом рассмотрении массовой коммуникации. Показано становление и современное состояние ведущих теоретических концепций, в рамках которых происходит осмысление социальной роли массовой коммуникации. Книга знакомит читателя с актуальными на сегодня практическими вопросами взаимоотношений "медиа — общество", отражающими как глобальные тенденции, так и специфику современных российских медиа. Анализируются эффекты массовой коммуникации, а также особенности прикладных исследований аудитории и текстов массовой коммуникации.

Состоит из курса лекций, хрестоматии, учебной программы, методического пособия. Адресована студентам, аспирантам, может быть полезна преподавателям в качестве методического пособия по проведению соответствующего специализированного курса.

© Центр социологического образования
ISBN 5-902559-04-9 при Институте социологии РАН, 2004

© Назаров М. М., 2004 © «Аванти плюс», 2004


Содержание

От автора................................................................................................... 10

ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ

Лекция 1.

Введение в социологию массовой коммуникации............................. 14

Массовая коммуникация: дефиниции.................................................. 15

Модели коммуникации......................................................................... 18

Границы предметной области социологии СМК................................. 23

Раздел I.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

В РАКУРСЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ................................ 27

Лекция 2.

Системно-структурные представления о массовой коммуникации.. 27

Функции массовой коммуникации в обществе................................... 28

Социодинамическая теория СМК........................................................ 31

Медиа как средство поддержания системной стабильности............... 34

СМК в концепции самореферентных социальных систем.................. 36

Заключение............................................................................................. 44

Лекция 3.

Идеология и массовая коммуникация................................................. 46

Вопросы идеологии в работах основоположников марксизма.......... 47

Структуралистская интерпретация идеологии..................................... 51

Массовая коммуникация и концепция гегемонии.............................. 57

Заключение............................................................................................. 61

Лекция 4.

Семиологические подходы в исследовании

массовой коммуникации......................................................................... 63

МК, язык и "относительность" реальности......................................... 63

Проблема значения и знака................................................................... 65

Типы и организация знаков................................................................... 69

Структура мифа в семиологии.............................................................. 71

Кодирование и декодирование.............................................................. 75

Тексты МК как структуры повествования.......................................... 78

Заключение............................................................................................. 80

Лекция 5.

Понимание массовой коммуникации

в рамках критической теории............................................................... 82


6 Медиа в современном обществе

Франкфуртская школа: Адорно, Хоркхаймер, Маркузе................... 83

Беньямин: техническая воспроизводимость

материалов культуры........................................................................... 89

Критика тенденций современного телевидения: Постман.................. 91

Заключение............................................................................................ 94

Лекция 6.

Массовая коммуникация в координатах постмодерного мира...... 96

Массовая коммуникация в концепциях Маклюэна............................ 97

Постмодернизм в философии и культуре......................................... 100

Общество спектакля............................................................................ 103

Массовая коммуникациям гиперреальность.................................... 106

Заключение........................................................................................... 112

Раздел П.

МЕДИА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ:

ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА... 114

Лекция 7.

СМК и гражданское общество: концептуальный аспект.............. 114

Об интерпретации понятия гражданского общества......................... 115

Массовая информация в контексте базовых прав

и свобод личности................................................................................ 117

Роль медиа в демократическом обществе: американская

традиция анализа (Липпман, Дьюи, Миллс)...................................... 121

СМК и публичная сфера в концепции Хабермаса........................... 126

Заключение........................................................................................... 131

Лекция 8.

Медиа в системе отношений "рынок - государство - общество"... 133

Формы частного владения

средствами массовой коммуникации................................................ 134

Государственные и общественные формы владения СМК.............. 136

Концепция общественного вещания.................................................. 1 38

Регламентация в отношении деятельности СМК.............................. 140

Ограниченность идей свободной прессы........................................... 143

Нормативные "модели" медиа............................................................ 147

Заключение........................................................................................... 1 50

Лекция 9.

Медиа и власть в современной России............................................... 151

Поздний советский период................................................................. 151

СМК и власть в годы перестройки.................................................... 152

Медиа и власть на рубеже 90-х.......................................................... 1 55

Новые экономические императивы в деятельности медиа.............. 1 57

Медиа олигархи................................................................................... 159


Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации 7

Президентские выборы 1996: олигархический консенсус................ 162

Феномен российских "информационных войн"............................... 165

Медиа и власть на рубеже тысячелетия: от Ельцина к Путину 168

Конфликты властных интересов

вокруг телевизионных каналов.......................................................... 171

Заключение.......................................................................................... 180

Лекция 10.

Раздел Ш.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ:

АУДИТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ЭФФЕКТЫ................................... 199

Лекция 11,

Исследование эффектов массовой коммуникации.......................... 199

Периодизация и типология исследований

эффектов воздействия СМК.............................................................. 199

Первый этап исследований эффектов

массовой коммуникации..................................................................... 200

Второй период исследований эффектов

массовой коммуникации..................................................................... 201

Общая характеристика современного этапа изучения

эффектов массовой коммуникации................................................... 203

Концепции эффектов массовой коммуникации

на уровне группы, общества............................................................... 207

Установление пунктов "повестки дня".............................................. 207

"Спираль молчания".......................................................................... 209

Теории информационного дефицита.................................................. 210

Модель зависимости эффектов массовой коммуникации............... 212

Подход "полезности и удовлетворения потребностей".................... 214

Лекция 12.

ОТ АВТОРА

Жизнь современного человека невозможно представить вне контактов со средствами массовой коммуникации. Телевидение, радио, пресса и другие медиа оказывают влияние на формирование социального опыта людей во все большем масштабе. Параллельно происходят постоянные изменения в технологиях медиа, что с неизбежностью приводит к новым формам использования материалов средств массовой коммуникации. Предметная область массовой коммуникации привлекает все большее внимание социологов, политологов, культурологов, исследователей журналистики, равно как и представителей других научных дисциплин.

В предлагаемом вниманию читателя тексте акцент делается на социологическом рассмотрении массовой коммуникации. Массовая коммуникация изучается как социальное явление во всем многообразии его связей и отношении в социальной системе в целом. Работа построена таким образом, чтобы познакомить читателя с ведущими теоретико-методологическими подходами к исследованию массовой коммуникации. Вместе с тем, в тексте прослеживается влияние смежных исследовательских дисциплин, что отражает современную тенденцию к междисциплинарному анализу массово-коммуникативных процессов.

Наряду с различными концептуальными подходами к анализу массовой коммуникации, книга знакомит читателя с актуальными на сегодня практическими вопросами взаимоотношений "медиа — общество". Здесь мы исходили из того, что рассмотрение таких вопросов как, например, общественное представительство в медиа, влияние рыночных императивов на содержание материалов массовой коммуникации и других помогают на практике понять ту роль, которую они играют в современном обществе. По возможности, мы стремились предложить читателю некоторое "панорамное" видение массовой коммуникации, отражающие как глобальные тенденции, так и специфику современных российских медиа.


От автора 11


Несколько слов о потенциальной аудитории издания. Прежде всего, это студенты и аспиранты, владеющие необходимым уровнем общесоциологических знаний. Кроме того, книга может быть полезна преподавателям, в качестве методического пособия при организации и проведении соответствующего специализированного курса.

Адрес данной работы определяет и ее структуру. Книга состоит из курса лекций, хрестоматии по курсу, учебной программы, методического пособия для преподавателей.

Курс лекций состоит из трех разделов. Во введении дается определение массовой коммуникации, рассматривается специфика массовой коммуникации как предмета научного анализа. В первом разделе рассматривается становление и современное состояние ведущих теоретических концепций, в рамках которых происходит осмысление социальной роли в массовой коммуникации. Во втором разделе исследуются место и роль массовой коммуникации как элемента гражданского общества, изучается роль медиа в системе отношений "рынок — государство — общество", обсуждаются особенности проявления тенденции глобализации применительно к сфере СМК. В третьем разделе анализируются эффекты массовой коммуникации, а также особенности прикладных исследований текстов и аудитории массовой коммуникации.

В хрестоматии представлены выдержки из статей ведущих зарубежных авторов. Содержание хрестоматии непосредственно соотносится с тематикой лекционного курса. Таким образом, у читателя появляется возможность получить более полное представление относительно той или иной области изучения массовой коммуникации, реально ощутить практику исследовательского анализа.

В учебной программе курса содержится распределение учебных часов по отдельным темам, примерный план рассмотрения темы, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, рекомендуемая литература. Учебная программа содержит также методические указания к курсовой работе и примерные темы курсовых работ.

Методическое пособие для преподавателей ориентировано на обсуждение ключевых моментов отдельных тем курса. Здесь рассматриваются цели лекции, даются основные понятия учеб-


12 От автора


ного материала, рекомендации в связи с изложением основных вопросов темы. Также приводятся формы отчетности, которые могут быть использованы в ходе учебного процесса.

Основой книги является содержание спецкурса "Социология массовой коммуникации", читавшегося автором в течение последних восьми лет в Центре социологического образования Института социологии РАН. Созданные в Центре условия способствовали плодотворному обмену мнениями и опытом с коллегами, представляющими образовательные и исследовательские центры Москвы, С. Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова, Ульяновска, Екатеринбурга, Омска, Томска, Новосибирска, Иркутска, Краснодара, Орла, Барнаула, Сыктывкара и других городов. Автор признателен слушателям курса, которые своими вопросами, дискуссиями, исследованиями способствовали совершенствованию содержания книги.

Серьезную помощь автору в процессе подготовки текста к изданию оказали проф. X. Дэвис, проф. Дж. Каррэн, проф. С. Кларк, к. псих.н. СЕ. Кухтерин.

Выражаю признательность рецензентам книги. Я особенно благодарен профессору В.О. Рукавишникову. Доработка текста в значительной степени связана с его доброжелательными и в то же время весьма критическими замечаниями.

М. Назаров. Май, 2003 г.


Массовая коммуникацияиобщество,

Введение в теорию и исследования

Лекции по курсу

 


ЛЕКЦИЯ 1.

Таблица 1.1. Особенности различных видов коммуникации

 

Параметры коммуникации Межличностная коммуникация в традиционном обществе Массовая коммуникация в современном обществе
Источник сообщения Семья, соседи Институт
Канал распространения "Лицом к лицу" Предполагает технологии распространения
Время передачи Непосредственное Непосредственное или с задержкой во времени
Расстояние Минимальное, замкнутое Значительное, в пределе — неограниченное
Приемник Семья, соседи, непосредственное окружение Анонимная, разнородная аудитория
Обратная связь Возможность непосредственной реакции адресата Преимущественно «отложенная» реакции адресата (в некоторых случаях — прямая)
Характер регулирования Личный, индивидуальный С использованием систем правил и контроля


Лекции по курсу


Не менее важен и другой аспект. Медиа выступают в качестве некоторого посредника, организующего наши представления о мире в самых разных его проявлениях. Причем в современных условиях эта тенденция становится все более значимой. Не случайно, что именно сейчас стали расхожими такие клише как виртуальная реальность, мир медиа и т.д. Логика их использования состоит в следующем. С одной стороны, существует объективная реальность. С другой — совокупность знаний и представлений об этой реальности. Последнее как раз и создается в значительной мере благодаря наличию медиа, которые посредством своих сообщений, способствуют формированию наших представления об этой реальности.

Какое место массовая коммуникация занимает среди многообразных проявлений человеческой коммуникации? Поясним это с помощью сравнения особенностей межличностного общения в традиционном обществе и массовой коммуникации в современном обществе5. Приведенные в Таблице 1.1. данные показывают, что отличия массовой коммуникации от межличностного общения проявляются практически в связи со всеми составляющими коммуникационного процесса6.

Модели коммуникации

Моделью коммуникации обычно называют абстрактное представление процесса коммуникации, выражающее взаимосвязь его основных элементов. Внимание читателей мы привлечем к двум основным способам видения массовой коммуникации, которые получили свое концептуальное оформление в моделях МК.

Первый тип моделей относится к т.н. "трансмиссионным", "передающим". Акцент делается на том, что массовая коммуникация это прежде всего процесс передачи информации (зачастую однонаправленный) от передатчика к приемнику.

Модели второго типа определяются как "символические" — основным здесь является представление о массовой коммуника-

5 Под традиционным обществом понимают доиндустриальные обще
ственные уклады аграрного типа.

6 См. подробнее Real M.R. Super Media. A Cultural Studies Approach. London: Sage. 1989. Р.24.


Введение в социологию массовой коммуникации 19


ции как акте общения, некотором "символическом" обмене, в который передающая и приемная стороны включены в более или менее равной степени.

В целом существо различий, проявляющееся в моделях массовой коммуникации, определяется отношением исследователей к такому вопросу: "Медиа отражают в своей деятельности реальность или же они влияют на аудиторию, способствуя формированию ее представлений об этой реальности?" Другими словами, что первично в деятельности средств массовой коммуникации? Являются ли медиа "зеркалом общества", "окном в мир" или медиа оказывают влияние на ценности, установки и поведение людей?

Исходные предпосылки для моделей первого типа были связаны с работами основоположника современной математической теории связи К. Шеннона и его коллег. Предложенная в середине XX века схема коммуникации выглядела следующим образом7 (См. схему 1.1.)

Итак, коммуникация изображается здесь как линейный и однонаправленный процесс, включающий пять функциональных и

Схема 1.1.

 
 


7 Адаптировано по тексту McQuail, D. And Windahl, S. 1987. Commnication Models for the Study of Mass Commnication. London: Longman.

 



Лекции по курсу


один дисфункциональный (шум) факторов. Важно, что предложенный взгляд на коммуникацию был в значительной мере обусловлен практическими проблемами, которые предполагал решить Шеннон. В центре внимания была проблема эффективности каналов передачи информации. Для этого необходимо было определить какой тип канала коммуникации обеспечивает прохождение максимального количества сигналов; какая часть сигналов искажается по пути от передатчика до приемника за счет влияния шумов?

В ходе работы исследователи рассматривали три группы проблем. Во-первых, это техническая проблема точности передачи символов коммуникации. Во-вторых, это проблема семантики, т.е. того, в какой степени переданные символы доносят смысл сообщения. В-третьих, это проблема эффективности: как повлияло сообщение на поведение, индивида, его принимающего?

Данная схема коммуникации была предложена для решения технических вопросов. Авторы предполагали, что технические решения будут предпосылкой решения других проблем. Надо отметить, что модель Шеннона послужила основанием для большого числа разработок в области теории коммуникации, ее аналоги широко использовались в науках о поведении и языке.

Говоря о недостатках модели Шеннона, обычно отмечается отсутствие в ней обратной связи. В целом под обратной связью понимают различные процессы, посредством которых коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством адресат получил сообщение. Здесь также практически не принимаются во внимание особенности социального (культурного и политического) контекста, в котором происходит коммуникация.

Один из распространенных взглядов на массовую коммуникацию, состоит в необходимости изучения произведенного ими эффекта. В 1948 г. известный американский исследователь Г. Лас-свелл писал: "Адекватным способом описания акта коммуникации является ответ на следующие вопросы: Кто; Что говорит; По какому каналу; Кому; С каким эффектом?"8. С тех пор данное

8 Lasswell, H.D. “The structure and function of communication in society” in Bryson, (ed.) The Communication of Ideas. N. Y.: Harper and Brothers. 1948


Введение в социологию массовой коммуникации 21


высказывание стало широко известно как формула Лассвелла. Эта простая формула используется главным образом для структурирования процесса коммуникации в качестве предмета анализа. Сам Лассвелл использовал ее для уточнения различных видов исследований, соответствующих отдельным составляющим коммуникационного процесса (См. схему 1.2.).

Схема 1.2.

 

 

 

 

 

                 
Кто Коммуникатор Что говорит Сообщение   По какому каналу Средство Кому Приемник   С каким эффектом Эффект
Исследование контроля Контент-анализ Анализ канала Исследование аудитории Исследование эффекта
                 

В данном случае коммуникация рассматривается прежде всего как процесс убеждения. На примере формулы Лассвелла хорошо видны основные особенности моделей коммуникации "трансмиссионного" типа, в которых задача отправителя сообщения состоит в воздействии на принимающую сторону. То есть, сообщение должно иметь определенный эффект. Не случайно, что в сфере прямых исследовательских интересов Лассвелла находились проблемы политической коммуникации и пропаганды.

В рамках "символической" модели предполагается отказ от рассмотрения коммуникации как линейного процесса. При этом на первый план выходят проблемы значения и понимания, диа-логичности, социо-культурного контекста, в котором коммуникация осуществляется.

Здесь символ трактуется в качестве ключевого элемента культуры. Культура при этом понимается как совокупность значений, воплощенных в символических формах, включая действия, высказывания и значащие объекты разного рода. Посредством этих форм индивиды общаются друг с другом, обмениваясь опытом, разделяя представления и ценности. Таким образом, основной задачей анализа коммуникации является объяснение значений, воплощенных в символических формах. Отличительной чертой этого подхода является поиск "смыслов", рождающихся в процессе коммуникации; того, какие интерпретационные схемы используются участниками информационного обмена. Дос-



Лекции по курсу


таточно удачно, на наш взгляд, это отражено в модели коммуникации В. Шрамма9.

Не случайно также, что в моделях этого типа изучаются проблемы "кодирования" и "декодирования", вне которых невозможна коммуникация как одна из форм социального взаимодействия (См. схему 1.3.). В техническом плане под кодированием обычно понимается перевод сообщений на язык (или в коды) необходимые для процесса передачи. Декодирование предполагает обратный перевод — восстановление смысла сообщения после его приема.

Схема 1.3.


           
 
   
     
 
     
 
 


 

 

Если говорить о "человеческой" составляющей кодирования и декодирования, то важно принять во внимание интерактивную природу коммуникации.

Участвуя в акте коммуникации, каждый из нас создает сообщение, кодирует его (переводит в форму, возможную для передачи) и, соответственно, декодирует ответ. Важным условием успешной коммуникации является "пересечение" пространства социального опыта взаимодействующих. Таким образом, кодирование / декодирование предполагает постоянный процесс интерпретации субъектов коммуникации, происходящий в конкретном социо-культурном контексте. Именно на этом делается акцент в моделях "символического" типа.

Очевидно, что предложенная схема в большей степени относится к коммуникации межличностной. Вместе с тем, не соста-

9 Watson, J. Media Communication. An Introduction to Theory and Process. London: Macmillan Press. 1999. P. 37.


Введение в социологию массовой коммуникации


23


вит большого труда трансформировать ее в связи с нашими задачами: медиа будут отнесены к составляющим кодирования / интерпретации, а аудитория — декодирования / интерпретации. Сравнение предложенных взглядов на коммуникацию показывает, что в "символической" модели аудитории отводится значительно более самостоятельная роль, нежели в модели "трансмиссионной". Характерно, что с подобного рода взглядом на коммуникацию связано появление известной концепции "активного читателя". Несмотря на серьезные различия моделей, целесообразно, по нашему мнению, рассматривать их в качестве взаимодополняющих. Все зависит от типа вопросов, которые будут ставиться в связи с анализом массовой коммуникации.

ЛЕКЦИЯ 2.

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Идея функционализма как теоретической и методологической ориентации характерна для многих подходов в современных социальных науках. Общим для них является акцент на изучении одной части общества в ее связи к другой части или, зачастую, к обществу в целом. Элементы функционального подхода присутствуют во всех концепциях, где общество или его части изучаются т.н. "системным" образом.

Особенно популярным структурно-функциональный анализ массовой коммуникации был в американской социологии в 1940-х - 60-х годах. Именно в рамках этой традиции проводили свои исследования такие известные авторы как Роберт Мертон (1910-2003), Пол Лазарсфельд (1901-1976), Гарольд Лассвелл (1902-1978)12. В Европе влияние функционализма было меньшим. Следует также отметить, что использование структурно-функциональных представлений применительно к задачам исследования СМК было характерно и для отечественной социологии13.

12 См. Lazarsfeld, P. and Merton, R. Mass Communication, popular taste and organized social action. in Bryson, (ed.) The Communication of Ideas. N. Y.: Harper and Brothers. 1948; Lasswell, H.D. “The structure and function of communication in society” in Bryson, (ed.) The Communication of Ideas. N. Y.: Harper and Brothers. 1948

13 Прежде всего речь идет о периоде 60-х — 70-х годов XX века, когда

 

 



Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


Функциональный анализ в социологии возник как попытка применения в социальных науках представлений, адекватных для анализа биологической реальности. Делалась попытка найти в обществе подобия органов, функционирование которых обеспечивает жизнеспособность целого. Методология подхода исходит из того, что при объяснении общественного явления следует искать функцию, которую оно исполняет в более широком социальном или культурном контексте. При этом исследуются как явные, так и неявные следствия функционирования системы, имеющие как позитивную, так и негативную направленность14.

Заключение

Структурно-функциональный анализ массовой коммуникации обладает рядом достоинств. Среди основных — это возможность использования универсального языка изучения системы отношений "СМК — общество". Исследователь оказывается в состоянии описать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях различные виды деятельности СМК в контексте других составляющих социальной системы.

Вместе с тем, функциональному подходу к изучению массовой коммуникации свойственным оказывается ряд проблем. Одна из них касается многозначности самого понятия функция. Другая проблема связана с тем, что работа средств массовой коммуникации сопряжена с деятельностью целого ряда социальных институтов. Это усложняет разделение функций собственно массовой коммуникации и других структурных компонентов социального организма (правительств, партий, бизнеса и т.д.). Кроме того, согласованная интерпретация функций массовой коммуникации предполагает более или менее согласованный взгляд на общество в целом. Понятно, что одна и та же функция


Системно-структурные представления о массовой коммуникации 45


может получать разные интерпретации у исследователей (в зависимости от их теоретических позиций).

В ряду недостатков обсуждаемого часто отмечаются цикличность, замкнутость и, как следствие, определенная консервативная направленность функционализма.

По мнению ряда критиков, идея о том, что СМК играют важную роль в поддержании стабильности социальной системы, на самом деле скрывает конфликт интересов. Согласие в обществе принимается как некоторая данность, однако в реальности "консенсус" обеспечивается в интересах доминирующих социальных сил.

Следует также указать на сложность эмпирического выявления направленности и результатов долговременного функционирования массовой коммуникации.

 


ЛЕКЦИЯ 3.

Вопросы идеологии

Заключение

Наше обращение к проблематике идеологии в контексте деятельности СМК определяется тем, что акцент здесь делается на анализе взаимосвязи власти и значения (т.е. ценностей, убеждений, идей). "Носителями" последних являются те или иные символические формы, которые в массовом масштабе распространяются по каналам СМК. Опираясь на знания о феномене идеологии, можно исследовать пути, способы, механизмы посредством которых символические формы используются в качестве средств поддержания властных отношений.

Опора на концепции идеологии и гегемонии расширяет наше понимание того, как индивиды или группы осуществляют свое доминирование над другими. Обыденные представления зачастую не учитывают того, что жизненное пространство людей в значительной мере организовано с помощью мощных информационных институтов — системы образования, средств массо-


62 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


вой информации, разнообразных обществ, партий, ассоциаций политического и социального плана. Все они являются агентами властных отношений в обществе и, поэтому, их анализ может быть весьма плодотворен с привлечением знаний об идеологии.

Было бы упрощением рассматривать деятельность современных СМК, как однонаправленный процесс, в рамках которого производители информации занимаются целенаправленным внедрением идеологий. Феномен идеологии является весьма сложным явлением. Идеология присутствует в самых разных проявлениях повседневной жизни; в частности, в том, что мы определяем как "здравый смысл".

В чем состоит суть основных положений критики в адрес приведенных выше подходов?

Высказывается сомнение в правомерности применения к индустриально развитому капиталистическому обществу посылки о наличии в нем доминирующей идеологии. Утверждается, что стабильность достигается в нем не за счет согласия с ценностями и убеждениями доминирующей идеологии, а в основном за счет таких факторов, как взаимозависимость между различными отраслями экономики, рост материального благополучия наемных работников, потенциальной возможностью применения силы власть имущими38.

Также подвергается сомнению идея о том, что для поддержания существующего социального порядка необходимо не только воспроизводство материальных условий социальной жизни, но и воспроизводство широко разделяемых убеждений и ценностей39. Подчеркивается, что в современном обществе широко распространены и цинизм, и несогласие, и конфликт. Стабильность же достигается за счет устоявшихся, строго определенных норм и практик, вовсе не предполагающих единство базовых ценностей.

Другое направление критики связано с неправомерностью сведения идеологического доминирования к исключительно доминированию классовому. Применительно к современным условиям это оставляет в стороне доминирование по линии таких характеристик как, например, пол или этничность.

38 См.: Abercombie, N., hill, S. and Turner, B.S. The Dominant Ideology Thesis. London: Allen&Unwinn.1980

39 Там же.


ЛЕКЦИЯ 4.

Проблема значения и знака

Семиология представляет собой теорию, исследующую свойства знаков и знаковых систем, а также законы ими управляющие43. Основателем современной семиологии считается швейцарский лингвист Фердинанд Соссюр (1857-1913). Другой ключевой фигурой, стоявшей у истоков семиотики является американский философ Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914). Семиология охватывает несколько предметных областей: знаки, как носители значений; коды, или системы в которые знаки организованы; культура, в рамках которой знаками и кодами оперируют. Изначально семиология была ориентирована на изучение языка. Затем семиотическую методологию стали применять для анализа знаковых систем в целом. В течение последних трех-четырех десятилетий семиотические подходы стали активно применяться в связи с изучением материалов массовой коммуникации.

Главная работа Соссюра "Курс общей лингвистики" была опубликована посмертно в 1915 году. В этой работе приводится

43 Термин семиология больше распространен в европейской литературе, а семиотика — в американской.


66 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


целый ряд концептуальных построений, связанных с анализом языка. Прежде всего нас будут интересовать семиотические представления Соссюра. Основная посылка автора состояла в том, чтобы использовать лингвистические модели и концепции не только для анализа языка, но и текста как такового.

В рамках обыденных представлений функции языка в основном связываются с системой приписывания названий вещам. Любому объекту люди обычно приписывают то или иное имя, которое затем используется в процессе общения. С точки зрения Соссюра, функции языка состоят не только в наименовании заранее организованной и понятной реальности. Язык служит организации, конструированию реальности и одновременно "обеспечивает к ней доступ"44.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.096 с.)