Этапы становления профессиональных интересов школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы становления профессиональных интересов школьников



Выбор профессии происходит в школьные годы, задолго до начала трудовой деятельности.

И поэтому именно в школе необходимо проводить большую работу по профессиональной

ориентации, которая обеспечивает сохранение и развитие соответствующей мотивации. Это

предполагает и воспитание у молодого человека осознанной потребности в труде, и учет его

склонностей и интересов. С одной стороны, ведутся исследования профессий, совершенствуются

их описания и классификации, с другой стороны, продолжаются работы по изучению и оценке

профессиональных мотивов школьников и студентов. В указанной области существует немало

проблем, часть которых связана с современным общественно-экономическим развитием общества,

но в целом нельзя не согласиться, что от наличия профессиональной мотивации во многом зависит

эффективность дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому эти исследования остаются

по-прежнему актуальными.

Исследования развития интересов школьников-подростков проводились Д. И.

Фельдштейном, Л. А. Головей, В. И. Журавлевым и др. Д. И. Фельдштейн выявил стадиальность

этого процесса. Первая стадия характеризуется разбросанностью интересов, стремлением все

попробовать, во всем принять участие. Поэтому более 60% учащихся 10-11 лет состояли в трех и

более кружках. На второй стадии подросткового периода в 12-13 лет интересы детей

стабилизируются. В трех и более кружках занимались уже 50% школьников. На третьей стадии

подросткового возраста в 14-15 лет три занятия выбрали только 28% школьников, а больше

половины отдали предпочтение только 1 -2 занятиям. У юношей познавательные интересы

дифференцируются сильнее, чем у девушек, их интересуют отдельные науки и учебные предметы.

Появляется интерес к вопросам морали, мировоззрения, психологии людей.

Возрастные этапы становления профессиональных интересов школьников изучены Л. А.

Головей (1996). Ею выделены четыре этапа. На первом этапе, в возрасте 12-13 лет,

профессиональные интересы характеризуются высокой изменчивостью, слабо интегрированы, не

связаны с психологическими особенностями личности и являются в основном познавательными.

На втором этапе, в 14-15 лет, отмечается тенденция к большей сформированности

профессиональных интересов, их интеграции, включенности в общую структуру индивидных и

личностных особенностей. На третьем этапе, в возрасте 16-17 лет, усиливается интеграция

профессиональных интересов и в то же время возрастает их дифференцированность в

соответствии с полом; имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов,

усиливаются связи последних с индивидуально-психологическими свойствами. Четвертый этап

относится уже к юношам, выбравшим профессию, т. е. связан с начальной профессионализацией.

Происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся

профессиональной направленностью.

Зарубежные авторы в профессиональном самоопределении выделяют три этапа:

фантазийный выбор (от 10 до 13 лет), период поисков (14-16 лет) и реальный выбор (17 лет и

старше).

В. И. Журавлев (1983) показал, что внешкольная социальная среда не является для

учащихся референтным основанием для выбора профессии. Она скорее выполняет роль источника

информации, на основе которой осуществляется профессиональный выбор. К сожалению, учителя

в этом деле тоже оказываются плохими помощниками. Таким образом, решающая роль

принадлежит интересам школьников либо родителям, по совету или настоянию которых

выпускники школ поступают в то или иное профессиональное учебное заведение.

Большое значение имеет престижность того или иного рода деятельности в конкретных

социальных условиях. В 30-60-х годах в нашей стране высокий престиж имели военные,

инженерные профессии, в 70-80-х годах — гуманитарные, в 90-х — коммерческая деятельность,

работа в сфере обслуживания, профессии бухгалтера, экономиста, юриста, переводчика,

социолога, психолога.

По данным Д. И. Фельдштейна (1993), выбор престижных профессий у школьников

разного возраста (от 10 до 15 лет) превалирует и встречается от 50 до 70% без заметной

возрастной динамики. В то же время с возрастом растет интерес подростков к массовым рабочим

специальностям (с 12 до 25%).

Л. А. Головей (1996) выявила в формировании профессиональной направленности роль

индивидуально-психологических особенностей личности: интеллектуальных, психомоторных,

эмоциональных. К окончанию школы тип направленности оказывается уже достаточно

сформированным. Правда, как это ни парадоксально, это мало влияет на готовность выпускников

к выбору профессии. По данным Л. А. Головей, у 75% школьников отсутствует четкий

профессиональный план, они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Степень

уверенности в выборе хотя и возрастает от подростков к юношам, но в целом невелика.

Сформированный профессиональный план имеют старшеклассники с более высоким уровнем

интеллектуального развития, морально созревшие и добросовестные, обладающие высокой

тревожностью.

У старшеклассников процесс профессионального самоопределения не завершился. На

профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни существенное

влияние, по данным Л. А. Головей, оказывают половые различия учащихся. Девушки опережают

юношей по показателю осознанности профессионального выбора и определенности путей

получения профессии. Среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а

среди юношей — предпринимательская и исследовательская. У юношей на профессиональное

самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем более определенны планы на

дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень

уверенности в правильности профессионального выбора. У девушек жизненное и

профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерна большая

эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостностное мировоззрение. У

юношей же профессиональное самоопределение формируется в русле общей жизненной

перспективы и органически входит в него. Ближайшие планы девушек определяются в основном

познавательными интересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на

планирование ближайшей перспективы большое влияние оказывают интеллектуальные

показатели и уровень самоконтроля; от 9-го к 1 1-му классу у них возрастает число требований к

своей будущей профессии, т. е. принимается во внимание все большее число факторов. У девушек

же число требований к будущей профессии возрастает незначительно.

Что касается мотивов поступления в вуз, то разными авторами называются разные мотивы.

В качестве основных можно выделить желание находиться в кругу студенческой молодежи,

общественное значение профессии, сфера ее применения, соответствие профессии интересам и

склонностям. Влияют на мотивы поступления в вуз и социальные условия жизни. Бедственное

положение системы образования и армии привели к новым мотивам поступления в вуз. Стала

оцениваться легкость поступления, сказывается нежелание идти в армию и т.п. мотивы.

В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной

мотивации к учению в овладении знаниями. Было выявлено, что высокая позитивная мотивация

может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей,

однако никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного

мотива или его низкую выраженность. Одновременно с этим неоднократно отмечалось, что сила

мотива учения и освоения выбранной специальности в процессе обучения в вузе снижается в силу

разных причин (недостатки в организации учебного процесса, быта и досуга, недостатки в

воспитательной работе и т.п.). Это говорит о том, что необходимо искать эффективные пути

повышения мотивации.

Итак, профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием окружающей

действительности, работы по профессиональной ориентации и с помощью профконсультаций. Ее

выявление у молодых людей и последующее формирование и укрепление – одно из важнейших

условий эффективной деятельности, укрепления трудовой дисциплины, сокращения текучести

кадров. Интерес к профессии как сложный мотив предопределен сформировавшейся до

поступления в вуз системой мотивов. Вместе с тем в процессе профессиональной подготовки в

вузе в мотивации происходят определенные изменения. При этом следует иметь в виду, что

мотивационный фактор влияет на учебу сильнее, чем фактор интеллекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.009 с.)