Развитие эмоциональной сферы. Проблема врожденных эмоций и чувств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие эмоциональной сферы. Проблема врожденных эмоций и чувств.



Известно, что с первых минут жизни младенец проявляет эмоциональные реакции. Наличие одинаковых реакций у слепых и зрячих детей подтверждает факт генетической составляющей в эмоциональных проявлениях. Обнаружено, что новорожденные способны различать выражения счастья, печали и удивления, а в более позднем возрасте - радость, гнев и нейтральные выражения и затем научается их имитировать. Развитие и совершенствование мимики идет вместе с развитием психики начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторяющиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся во внешний облик лица.

Эмоциональное развитие идет от непосредственных, единичных и частных проявлений к общим, абстрактным и избирательным. Меняются и способы реагирования на те или иные эмоции. Например, удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у трехмесячного младенца, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует на это сердитым протестом, а 13-летний подросток может даже обрадоваться.

С возрастом у ребенка развиваются положительные эмоции. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. На следующей ступени развития удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс игры. На третьей ступени у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деятельности.

В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения. С другой стороны, с возрастом улучшается распознавание эмоций по выражению лица.Правда, в возрасте 11-13 лет наблюдается временный регресс в распознавании ряда эмоций.

Как полагают западные психологи, весь процесс социализации ребенка сопровождается состоянием тревоги, так как он пытается избежать неприятных переживаний вследствие родительского недовольства и наказания. Нельзя не учитывать и наличие школьной тревожности, связанной с учебным процессом. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается ее относительная устойчивость, затем происходит резкий всплеск тревоги в старшем подростковом возрасте, особенно в 9-м классе. В 10-м классе уровень тревоги резко снижается и вновь повышается перед выпуском из школы.

С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях. Увеличивается количество понятий, в которых осмысливаются эмоции (расширяется «словарь эмоций»), что происходит за счет дифференциации первоначальных обобщенных понятий «приятное - неприятное». Границы эмоциональных понятий становятся более четкими; так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем более старшие дети. Увеличивается число параметров, по которым характеризуются эмоции; вначале их два - «возбуждение - успокоение» и «удовольствие - неудовольствие», затем появляются параметры «связь с другими», «соответствие месту» и т. п. Если в пять лет дети тесно связывают эмоцию с ситуацией ее возникновения и определяют первую через вторую, то позже ребенок начинает дифференцировать представления о причинах эмоции и внутренних состояниях, опосредствующих связь ситуации с эмоциональной реакцией.

Развитие эмоциональной сферы ребенка во многом зависит от эмоциональной атмосферы семьи.

Таким образом, в развитии эмоций намечаются следующие ступени:

1. элементарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств;

2. разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;

3. обобщенные мировоззренческие чувства.

Все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности.

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом.

Врожденные эмоции - эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, но где социальный фактор и обучение родителями играет, по видимому, минимальную роль.

Созревание и научение

Возможно, с функциональным созреванием врожденные эмоции вскоре будут ярче и сильнее, но это - результат созревания, а ненаучения, не воспитания. Впрочем, границы зыбкие. Ребенок (такое бывает) родился негативным, только спит или плачет, улыбку не разглядишь. Через месяц научился улыбаться? Его научили или в нем проснулась, созрела улыбка врожденная? Вопрос неясный.

Список врожденных эмоций

Список врожденных эмоций - спорный. Как правило, к имеющимся у большинства детей с рождения относят:

· удовольствие, иногда радость (комплекс оживления), Ощущениеприятно-неприятно - дваждыврожденная эмоция.

· недовольство, переходящее в протест (ребенок недовольно плачет и выплевывает противное).

· отвращение. Похоже, изначально у детей есть только реакция отвращения. Чувство отвращения - не врожденное и формируется позже, когда отвращение соединяется в недовольством. Смотри Чувство отвращения в онтогенезе

· агрессия,

Следующие эмоции с рождения иногда присутствуют, иногда нет, но очень вскоре практически у всех (кажется) появляются у всех детей стандартным образом:

· страх.

· интерес

· подчинение

· страдание,

· удивление

· испуг (с поправкой, что это рефлекторная реакция, но не эмоция)

· гнев, (похоже, это составная эмоция Недовольство плюс Агрессия)

Врожденные и базовые эмоции

Не все врожденные эмоции являются базовыми, и не все базовые эмоции являются врожденными. Смотри Врожденные и базовые эмоции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.008 с.)