Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы профессионально-личностного↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
• САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ 1. Поиск своей позиции, когда учитель осознает, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений. 2. Критический анализ различных вариантов решения поставленных педагогических задач. 3. Выбор приоритета, построение основ своего авторского варианта обучения на основе сопоставления традиционных схем педагогической деятельности с ее инновационными образцами, которые предоставляются учителю в ходе интерактивных деятельностно-игровых методических занятий. 4. Ситуация «отказ от стереотипов» – рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей авторской методической системы.
30. Педагогический передовой опыт. Передовой педагогический опыт - практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса. Педагогический опыт – это отрефлексированная деятельность педагога. Типы педагогического опыта
31. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками) Выявление объекта изучения 2. Изучение опыта: Изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий и т.д.: Анализ качества знаний, умений, навыков детей, уровня их воспитанности, динамики общего развития; Выявление способов, приёмов, опыта управления и организации познавательной деятельности детей, посредством которых достигнут положительный опыт; Определение в опыте работы элементов новизны. Определение соответствия изучаемого и обобщаемого опыта критериям оценки ППО. Сбор информации об изучаемом опыте. Педагогический анализ собранной информации
3. Обобщение опыта: Описание и анализ условий, при которых достигнуты положительные результаты. Оформление обобщённого передового педагогического опыта. (Педагогическая характеристика учителя (воспитателя) и т.д., подписанная руководителем. Ф.И.О. Образование. Какое, когда окончил учебное заведение. Педстаж. Награды. Квалификационная категория). Обсуждение и анализ ППО на Совете педагогов, вынесение решения.
4. Распространение ППО: на методических мероприятиях ОУ в методкабинете в периодической печати и т.д.
32. Портфолио учащегося. В современной дидактике, в рамках внедрения ФГОС НОО, портфолио рассматривается как метод, и как продукт деятельности учащихся. Как метод, портфолио является одним из инновационных, перспективных и продуктивно направленных на качество учебной деятельности школьников и развитие их активности. Научно-исследовательский интерес к данному методу проявлен со стороны В. К. Загвоздкина, Т. Г. Новиковой, М. А. Пинской, А. С. Прутченкова, Е. Е. Федотовой, М. А. Чошанова и др., в публикациях которых, рассматривается ретроспективный анализ портфолио, опыт использования портфолио в зарубежном образовании, общедидактическая роль портфолио в обучении. Однако, проблема активности школьников на основе портфолио не являлась предметом специального научного исследования. Как продукт, портфолио выступает альтернативным способом оценивания учащихся. Идея портфолио или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе о портфолио говорят, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века — это «школа портфолио» и идея портфолио, выступает как, один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Портфолио – это современный метод, который направлен на развитие активности учащихся. Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио». К. Варвус описывает портфолио, как «систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых» Портфолио относится к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированному не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Ещё одно определение предложено Д. Майером: «Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося». Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и становится важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Портфолио не только является современной эффективной формой и методом оценивания, но и помогает решать важные задачи: - поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; - развивать их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; - развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; - формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; - содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной самореализации; - воспитывать такие качества личности, как честность, целеустремлённость, уверенность в успехе; - формировать универсальные учебные действия; - повышать авторитет ребёнка в семье. Традиционный портфолио представляет собой подбор, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи: - проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников; - оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними). В соответствии с разными задачами использования портфолио строится система его оценивания: неформальное, включающее коллективную оценку педагогов, родителей и соучеников и — формальное, согласованное с общепринятыми учебными показателями, например, такими основными учебными умениями, как решение проблем и коммуникативные умения. По окончании учебного года происходит публичная защита "портфеля". Это может быть и конференция обучающихся, родителей, администрации, учителя. Таким образом, дневник (достижений; отчет; самооценки) – это не только метод, но и технология, призванная привлечь внимание к оценочной деятельности: процессу сбора информации для оценивания и определения ее ценности относительно мнения самого обучаемого, педагога, стандартных тестов, контрольных работ. Материал для оценивания собирается самим обучающимся. При желании ученик может обсудить его с педагогом, родителями, администрацией. Собранный и представленный учеником материал оценивается с точки зрения движения к намеченным целям. Это совместная работа обучающегося и педагогического коллектива. Портфолио можно рассматривать как метод, технологию, и как продукт. Портфолио как технология основано на аутентичном оценивании результатов образовательной деятельности, предусматривающей оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни. Портфолио как продукт может рассматриваться в качестве: - портфолио документов — самая распространенная форма, которая представляет собой файловую папку с разнообразной информацией о приобретенном учащимися за определенный промежуток времени опыте успешной учебной и внеучебной работы; - портфолио творческихработ ограничения данного варианта; - портфолио отзывов, которое включает в себя характеристики отношения личности к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, а также письменный самоанализ самого ученика. Цель портфолио ученика начальной ступени обучения – сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей, склонностей, интересов. Основными функциями портфолио являются: - диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени, позволяет отслеживать ход процесса учения и, на основе учета текущих достижений, корректировать этот процесс применительно к каждому учащемуся; - развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, получать регулярный отчет о значимых образовательных результатах выпускников школ и их динамике по годам; - рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений, позволяет составить общую рейтинговую оценку учащихся при распределении их по профилям обучения, обеспечивать адекватность самооценки школьников в их притязаниях на занятие конкурсных учебных мест; - познавательно-стимулирующая функция портфолио заключается в системном использовании ресурсов формирования культуры поведения и отношений в социальном пространстве с его нормами, правилами, эталонами, способами познания и преобразования объективной реальности; - мотивационно-целевая функция портфолио представляет собой осознаваемую и социально-ретранслируемую матрицу идей, мотивов, целей формирования успешности в социальном и профессиональном ракурсе взаимодействия; - рефлексивно-оценочная функция портфолио заключается в реализации условий формирования самооценки и анализа продуктов и результатов деятельности и общения в различных направлениях сотворчества, сотрудничества и самореализации. Преимущества портфолио как метода оценивания достижений учащихся: - сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия); - учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия; - позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали. Работая с портфолио, школьник: - формирует навык самоконтроля и самооценки; - видит своё продвижение; - развивает активность. Портфолио – современный инструмент оценивания результатов, достигнутых обучающимся. При работе над портфолио раскрываются индивидуальные способности каждого ребенка, повышается его самооценка, что влияет на развитие активности. 33. Портфолио учителя. В Федеральной целевой программе развития образования на одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования называется создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность. В этой связи значительной становится оценочная функции учителя. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развития вновь обращают внимание ученых и педагогов-практиков на эту проблему. Становится необходимым создание форм оценивания, соответствующих современным технологиям обучения и образовательным ценностям. Одной из альтернативных форм оценивания, отвечающей этим требованиям, является портфолио. Известно, что как само слово «портфолио», так и основная идея собирания работ не является изобретением XX века. В прошлом веке итальянским словом «portfolio» называли альбом с фотографиями. В эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой портфолио чтобы заявить свои претензии на место в Академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было составить впечатление не только о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле как идея, так и термин «портфолио» применяются до сих пор художниками и фотографами. В области финансовой системы портфолио служит для выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Идея применения портфолио в школе пришла из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х гг. Настоящий бум начался в конце 80-х – начале 90-х гг. С этого времени использование портфолио в школах носит лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло, достигло к 1995 г. своего пика и стало в настоящее время практически необозримым. Один из авторов говорит о настоящей «портфолиомании», захватившей образовательный мир. Идея портфолио становится все более популярной в Европе и Японии, ее называют одним из трех трендов современного образования. Рабочая группа по введению профильного обучения при Министерстве образования и науки РФ, опираясь на сложившийся опыт, считает целесообразным ориентироваться на три основных его типа: А) «Портфолио документов» Преимущества: итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Б) «Портфолио работ» Преимущества: портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Ограничения: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Примерный вариант записей в «портфолио работ»: Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Может быть приложена в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте. Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций. Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание. Работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках. Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность этих занятий, участие в гастролях и концертах. Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия. Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируются вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность. Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты. Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат. Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика. Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда. В) «Портфолио отзывов» Преимущества: эта форма портфолио дает возможность «включить» механизмы самооценки ученика, что повышает осознанность процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Примерный перечень документов «портфолио отзывов»: þ заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников); þ рецензия на статью, опубликованную в СМИ; þ отзыв о работе на курсах, в учреждении дополнительного образования, о выступлении на научно- практической конференции старшеклассников; þ резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений; þ эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения; þ рекомендательное письмо о прохождении социальной практики. В контексте оценки качества профессиональное портфолио позволяет обеспечить отслеживание личностного профессионального роста педагога, выполняя следующие функции: диагностическую, целеполагающую, мотивационную, содержательную, развивающую, рейтинговую. Портфолио – визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста. Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени. Основной смысл – «показать всё, на что ты способен». Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Потрфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: 1. Поддерживать высокий уровень мотивации; 2. Поощрять активность и самостоятельность; 3. Расширять возможности обучения и самообучения; 4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности. Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для: - повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года; - своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога. Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применить его и как форму представления индивидуальных достижений учителя. Портфолио учителя обычно оформляется в папке-накопителе с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или администратор. Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит Учителю: ü реально представить результаты своего труда; ü увидеть свои резервы; ü иметь стимул к самосовершенствованию; ü освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика. Администрации: ü осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов; ü способствовать развитию профессиональной карьеры педагога; ü развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов; ü поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию. Типы портфолио: - Папка достижений; - Рефлексивное портфолио; - Проблемно-исследовательское; - Тематическое портфолио; - Портфолио-презентация. Варианты использования портфолио: ü как инструмент при обсуждении результатов деятельности; ü как возможность рефлексии собственной работы; ü как документ, в котором отражено развитие учителя. Основные части портфолио: обязательные документы и дополнительные документы (вариативная часть). Обязательная часть: ü личная карточка (основные сведения об учителе); ü копия диплома (других документов об образовании); ü копия аттестационного листа; ü копия документа о повышении квалификации; ü копии наградных документов; ü копия результатов аттестационного обследования ОУ по предмету. Вариативная часть: 1.Результативность педагогической деятельности: ü справки о результатах мониторинга качества обучения по предмету (результаты итоговой аттестации учащихся; ВШК; мониторинг регионального, общероссийского, международного уровней); ü справки, подтверждающие участие в работе экспертных комиссий и жюри (олимпиад, конкурсов для учащихся и учителей) различного уровня; ü копии наград учащихся; ü перечень публикаций. Учебно-методическая работа: ü используемые рабочие программы и УМК; ü основные направления учебно-методической работы; ü материалы об использовании педагогических технологий; ü авторские разработки планирования учебных занятий и внеклассных мероприятий; ü дидактические материалы. 2.Научно-методическая работа: ü тема самообразования и этапы ее реализации; ü накопленный материал в соответствии с темой самообразования; ü список используемых источников информации; ü сведения об участии в методической работе (дата, уровень, тема, степень участия). 3.Общественно-педагогическая деятельность: ü сведения об участии в работе общественных организаций (профсоюз, выборные комиссии, педагогические ассоциации, союзы, клубы и т.п.); ü копии материалов, подтверждающих степень участия в их работе; ü копии наградных материалов.
Ожидаемые результаты: 1. Повышение качества школьного образования. 2. Позитивная динамика в изменениях отношений «учитель-ученик-родители». 3. Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива. 4. Повышение профессионального уровня учителей. 5. Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям. Единых требований к содержанию и моделированию портфолио учителя в настоящее время пока не существует. Вместе с тем уже есть накопленный опыт учёных, методистов и педагогов-практиков во многих регионах России. Опираясь на имеющийся опыт, можно предложить некий алгоритм формирования методической папки (портфолио) учителя: 1. Портфолио – пакет работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, или спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определённый период его деятельности 2. Накопительная функция: а) Набор теоретических документов: · фиксированных достижений учителя; · грамоты и сертификаты; · документы, подтверждающие повышение квалификации; · банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций; · классификаторы и другие материалы. б) Набор рабочих материалов: · рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов (для каждой параллели класса по преподаваемым предметам); · авторские или индивидуальные образовательные программы, рекомендованные (сертифицированные, утверждённые) различными органами управления образованием или структурами образовательного учреждения; · опорные конспекты уроков; · конспекты открытых уроков и мастер – классов; · тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных или практических работ; · дифференцированные задания для учащихся, карточками с заданиями и т.д. 3. Модельная функция: · отражает динамику развития учителя; · показывает результаты самореализации; · демонстрирует стиль преподавания и уровень компетенций учителя; · помогает проводить рефлексию и спланировать деятельность учителя. 4. В содержание портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти: · динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся их достижений, эффективности использования современных информационно-коммуникационных и здоровье сберегающих технологий и т.д.; · результаты проверочных (контрольных, «срезовых») работ учащихся; · отзывы и рецензии коллег, сотрудников муниципальных органов управления образованием и региональных (областных, краевых, республиканских); · отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) учащихся сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта; · проекты и творческие работы учащихся; · аудио- и видеоматериалы, фотографии и т.д. 5. Условная структура портфолио учителя: · портфолио документов; · портфолио работ; · портфолио отзывов. 6. Портфель сертифицированных (документированных) достижений: · представить информацию об авторе; · дать представление о результатах деятельности; · отобразить особенности личности автора портфолио.
Возможные разделы портфолио.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.138 (0.015 с.) |