Типы и виды учебных исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы и виды учебных исследований



Учебные исследования могут быть теоретическими, эмпирическими и смешанными. Основанием такого деления служит типология источников познания.

Теоретические исследования основаны на освоении научной и научно-популярной литературы как источников познания конкретной проблемы (темы). Это монографии, статьи, тезисы, методические разработки, нормативно-правовые документы. Предметом исследования в теоретическом исследовании служат идеи, отдельные научные положения, законы, закономерности, принципы, концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные.

К теоретическим исследованиям относятся исторические и методологические исследования.

Исторические исследования посвящаются, как правило, изучению неизвестных страниц истории социальной работы. К ним также относят: изучение тенденций развития тех или иных идей или явлений социальной работы, сравнительную характеристику каких-либо фактов, данных, научных положений, возникших в различные временные периоды истории социальной работы.

Методологические исследования чаще всего проводятся как феноменологические, посвящённые теоретическому изучению и описанию какого-либо социального феномена, а также как науковедческие, концептуальные и нацеленные на разработку новых методов исследования.

Эмпирические исследования связаны с изучением и описанием практики социальной работы. Их предметом становятся факты (события, явления, отношения, процессы) реальной социальной практики. Среди эмпирических исследований можно выделить исследования, посвящённые изучению и обобщению опыта социальной работы (как правило, инновационного), а также исследования, предметом которых являются опытно-экспериментальные социальные проекты и социальные программы.

Исследования, которые посвящаются разработке методических рекомендаций по совершенствованию социальной работы, также являются опытно-практическими.

Смешанные работы сочетают в себе оба указанных типа и их виды. В них могут объединяться теоретические и эмпирические исследования. Студенты прибегают чаще всего к смешанным исследованиям, посвящая одну главу теории вопроса, а другую – практическому исполнению.

Рекомендация: этими типами и видами исследования целесообразнее овладевать постепенно. Так, реферат предполагает один вид исследования – исторический, методологический или опытно- практический. В курсовой работе можно объединить теоретическое и эмпирическое исследования. Дипломное исследование следует выполнить как смешанное.

24. Методы научного исследования.

1.Эмпирические – изучение необходимой литературы по теме эксперимента, нормативных документов, моделирование, сравнение, обобщение, педагогические опросы (анкетирование, интервью), изучение передового педагогического опыта по данной проблеме.

2.Теоретические –анализ и синтез, абстрагирование, систематизация, конкретизация, индукция и дедукция.

Метод это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Это также совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи..

В наиболее общем понимании метод - это путь, способ достижения поставленной цели и задач исследования. Он отвечает на вопрос: как познавать.

Общие методы научного познания условно разделяют на три большие группы:

• методы эмпирического исследования (наблюдение, опросы, сравнение, измерение, эксперимент);

• методы, которые используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

• методы или методология, которая используются на теоретическом уровне исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, системный, структурно-действенный подход).

Методы эмпирического исследования:

1. Наблюдение - систематическое целенаправленное изучение объекта. Это наиболее элементарный метод, который является, как правило, составляющей других эмпирических методов.

Наблюдение, как метод познания, дает возможность получить первичную информацию об объекте исследования в виде совокупности эмпирических утверждений.

2.Опросные методы:

· анкетирование;

· интервью (беседа).

Анкетирование – это вопросно-ответная форма организации текста.

· Интервью: свободное или стандартизированное, клиническое или фокусированное, групповое или индивидуальное, прямое или опосредованное.

Интервью этобеседа, проводимая по заранее разработанному плану и предполагающая прямой контакт исследователя с респондентом (опрашиваемым).

Формализованное интервью – это беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов с вариантами ответов. Вопросы могут быть открытыми и закрытыми.

Неформализованное интервью – это длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения ведущего беседу (интервьюера).

Беседа – это гибкий метод получения информации.

От обычного разговора беседа как исследовательский приём отличается тем, что отношения между собеседниками асимметричны. Ведущий беседу исследователь играет активную роль в определении её темы и характера.

Достоинства метода беседы. Метод беседы позволяет: 1) проводить исследование без заранее сформулированного сценария; 2) общаться с респондентом, используя привычную для него лексику; 3) получать глубоко личную информацию; выявлять субъективное отношение к чему-либо; 4) предоставлять респонденту возможность стать экспертом по обсуждаемой проблеме и сотрудничать со специалистом, что не всегда возможно при традиционном интервью; 5) получать качественную (т. е. не количественную) информацию по широкому кругу вопросов.

 

3.Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Это процесс установления сходства или отличия предметов и явлений действительности, а также нахождение общего, присущего двум или нескольким объектам.

Наиболее распространенным и важнейшим способом обработки является умозаключение по аналогии. Объекты или явления могут сравниваться непосредственно или опосредствованно через их сравнение с любым другим объектом (эталоном). В первом случае получают качественные результаты (большее-меньшее, высшее-низшее). Сравнение же объектов с эталоном предоставляет возможность получить количественные характеристики. Такие сравнения называют измерением.

4. Измерение - это процедура определения числового значения определенной величины с помощью единицы измерения. Ценность этой процедуры состоит в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об объекте. При измерении необходимы такие основные элементы: объект измерения, эталоны, измерительные приборы, методы измерения.

5.Эксперимент - это такой метод изучения объекта, который связан с активным и целенаправленным вмешательством исследователя в естественные условия существования предметов и явлений или созданием искусственных условий, необходимых для выявления его соответствующего свойства.

 

Методы теоретического уровня:

1.Анализ - это метод познания, который дает возможность поделить предмет на части. Синтез, наоборот, есть следствием соединения отдельных частей или черт предмета в единое целое.

Анализ и синтез взаимосвязанные, они представляют собой единство противоположностей. В зависимости от уровня познания объекта и глубины проникновения в его сущность применяются анализ и синтез разного типа.

2.Индукция и дедукция. Дедуктивной называют такую умственную конструкцию, в которой вывод относительно какого-либо элемента множества делается на основании знания общих свойств всего множества. Содержанием дедукции как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений.

3.Формализация - метод изучения разнообразных объектов путем отображения их структуры в знаковой форме с помощью искусственных языков, например языком математики.

Преимущества формализации:

• она обеспечивает обобщенность подхода к решению проблем;

• символика обеспечивает сжатость и четкость фиксации значений;

• однозначность символики (избегаем многозначности обычного языка);

• дает возможность формировать знаковые модели объектов и заменять изучение реальных вещей и процессов изучением этих моделей.

4.Контент-анализ. Суть метода состоит в нахождении и выделении в тексте определенных смысловых понятий, единиц анализа, которые представляют интерес для исследователя, а также определении частоты их применения в документе в зависимости от содержания. Тщательный подсчет каждой единицы наблюдения с обязательным учетом частоты его встречи в тексте дает возможность обнаружить закономерности, объективируемые в документе, которые традиционными методами определить нельзя.

5.Метод фокус-группы имеет преимущественно разведывательный характер, в нём используются простые по структуре вопросники. Синонимом данному термину может быть групповая дискуссия.

Фокус-группа – это беседа небольшой группы людей по определённому плану на заранее поставленную специалистом – исследователем тему.

Фокус-групповое обсуждение выглядит предпочтительнее анкетирования или личного интервью благодаря более глубоким ответам на вопросы модератора; появлению новых идей, возникающих в ходе группового обсуждения проблемы; оперативности и экономичности метода. Фокус-группа позволяет за короткий срок определить причины возникновения проблемы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.009 с.)