Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение письменных документов

Поиск

Слово «документ» произошло от латинского docymentum – свидетельство, доказательство.

В специальных нормативных актах документ – носитель социальной информации – определяется «как средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека» [22, с. 273].

Существуют различные виды документов. Наиболее обширный вид документов – письменные документы. Исследователь в области социальной работы чаще всего имеет дело именно с письменными документами – рукописными, машинописными и печатными. Рукописные и машинописные документы – это личные записки, дневники, письма, заявления, отчёты, ответы на открытые вопросы анкет и т. д.; печатные документы – это различного рода литература (брошюры, книги) и пресса (газеты, журналы).

По форме изложения документы делятся на вербальные и статистические.

Различают документы официальные и неофициальные.

В зависимости от характера и содержания официальные документы можно разделить на следующие группы:

а) текущая документация – текущая переписка данного учреждения, директивы и приказы, входящая и исходящая документация, договоры и соглашения и пр.;

б) документы периодического характера – отчёты, ведомости;

в) обзорные документы, которые носят непериодический характер – отчёты или доклады комиссий, обследовавших учреждение, и др.

 

25. Этапы научно-исследовательской работы.

Различают несколько этапов исследования:

1. Подготовительный этап исследования служит теоретической основой всех других исследовательских процедур:

• предпрограммное изучение проблемы;

• составление и утверждение рабочего плана исследования;

• разработка и утверждение программы исследования;

• подготовка инструментария (разработка анкет, бланков, интервью, карточек анализа документов, инструкций интервьюерам, опросчикам и тиражирование этих документов);

• испытание, проверка инструментария (пилотное исследование);

• составление программы обработки данных.

2. Сбор и обработка информации:

• сбор информации;

• подготовка собранных данных к обработке (отбраковывание, кодирование, обобщение открытых ответов, введение в ЭВМ);

обработка полученной информации.

3. Анализ и интерпретация информации:

• анализ результатов математической обработки полученной информации;

разработка выводов и предложений (рекомендаций) по результатам социологического исследования; составление итогового документа исследования (информации, информационной или аналитической записки, отчета и дополнений к нему).

4. Внедрение полученных результатов в практику:

• составление докладной записки;

• подготовка проекта документа относительно мероприятий или предложений по результатам исследования.

Создание программы начинается с выбора темы исследования, ее актуальности. И выявления проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это разногласие между нашим представлением о необходимости практических действий и незнанием путей их решения. Определение проблемной ситуации помогает сформулировать проблему, обосновать необходимость изучения той или иной сферы деятельности, разработать теоретические основы и практические действия, направленные на выявление совокупности противоречий, причин и обстоятельств и их устранение.

На основе анализа проблемы определяют объект и предмет исследования.

Объектом исследования является то, на что направлен процесс познания. Объектом может быть учреждение, коллектив, процесс или явление, которые изучаются в отдельности или в составе определенных групп учреждений, коллективов с учетом положительных и отрицательных факторов, которые влияют на его функционирование и вызовут проблемную ситуацию.

Предметом исследования является наиболее значащие свойства, стороны объекта, которые подлежат изучению, то есть то, что наиболее ярко отображает данное противоречие. Предмет исследования отвечает на вопрос: "Что изучается?". Например, объектом исследования являются читатели областных библиотек, а предметом изучения - организация их обслуживания и степень удовлетворения их запросов; объект исследования - разрешенная деятельность молодежи, предмет - любительская разрешенная деятельность молодежи.

Следующим структурным элементом программы является определение цели и задач исследования.

Цель исследования - это ожидаемый конечный результат, который предопределяет общую направленность и логику исследования (теоретического или прикладного). Цель определяется ответом на вопрос: "Для чего проводится исследование?" Четкое формулирование конкретной цели - одно из важнейших методологических требований к программе прикладного исследования. В задаче исследования формулируются вопросы, на которые следует дать ответ для реализации цели исследования. Они раскрывают содержание предмета исследования и согласовываются с гипотезами (обнаружить..., выяснить..., проанализировать..., определить..., получить...).

Важным элементом программы исследования выступает гипотеза - научно обоснованное предположение о структуре объектов, которые изучаются, социальных явлений, характер и существенные связи и факторы, которые предопределяют эти связи. Это - своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Он базируется на имеющихся теоретических знаниях об исследуемом объекте..

Определение методов исследования. Основные из них: анкетное опрашивание, интервью, наблюдение, анализ документов. Определяются также пути исследования, анализ и обобщение материалов (способы группирования, таблицы, графики и т.п.).

26. Проектная деятельность учителя начальных классов.

Метод проектов способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагаетпроживание учеником конкретных ситуацийпреодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов

Требования к учебному проекту

• Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы ) – исследовательской, информационной, практической.

• Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

• Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

• Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

• Таким образом, отличительная черта проектной деятельности –поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

• Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

В современном понимании проектэто шесть «П»:

- проблема

- проектирование (планирование)

- поиск информации

- презентация

- портфолио (папка-отчет)

Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют:

• исследовательские,

• творческие,

• практико-ориентированные,

• информационные,

• приключенческие, игровые,

• телекоммуникационные.

По количеству участников проекта:

• индивидуальные;

• групповые.

По продолжительности

• мини-проекты (укладываются в 1 урок);

• краткосрочные (4-6 уроков);

• среднесрочные;

• долгосрочные.

По характеру контактов между участниками:

• внутриклассные;

• внутришкольные;

• межрегиональные;

• международные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.47 (0.007 с.)