Программа повторения к экзамену по мдк теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа повторения к экзамену по мдк теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов



Программа повторения к экзамену по МДК Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов

1. Закон об образовании в РФ (принципы, компетенции, уровни образования, права и обязанности педагогического работника).

Принципы государственной политики в сфере образования (Ст. 3):

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

6) светский характер образования

7) свобода выбора получения образования

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни

9) автономия образовательных организаций,

10) демократический характер управления образованием,

К компетенции образовательной организации относятся (Ст. 28):

- разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

- разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

- разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации;

- определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников,

- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

- индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;

- использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

- создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья,

- организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;

- обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет";

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни (уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований) общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Педагогический работник (Ст. 47) - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами,

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации,

9) право на участие в управлении образовательной организацией,

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства,

Обязанности педагогических работников (Ст. 48)

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья,

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

 

2. Федеральные программы развития образования

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" от 04 февраля 2010 г. Пр-271

Школа будущего

Основные направления развития общего образования

1. Переход на новые образовательные стандарты

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Совершенствование учительского корпуса
Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.
4. Изменение школьной инфраструктуры
Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.
С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий, которые начнут использоваться повсеместно с 2011 года: нужно сконструировать "умное", современное здание.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ

Государственная программа Российской Федерации
"Развитие образования" на 2013-2020 годы
(утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р)

Основные задачи программы - сформировать систему непрерывного профобразования, развивать инфраструктуру школ и дошкольных заведений (так, предполагается полностью ликвидировать очереди в детсады), создать условия для дополнительного детского образования. Планируется модернизировать школьные и дошкольные образовательные программы, внедрить новую систему оценки качества образования.

улучшатся результаты российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA); повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг;

повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров;

будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни;

во всех общеобразовательных организациях будут созданы условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

не менее 75 процентов детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования;

Образовательные стандарты должны разрабатываться в зависимости от запросов населения и перспектив развития российского общества и экономики.

Госпрограмма включает 5 подпрограмм и 2 ФЦП. Некоторые из них посвящены русскому языку, а также вовлечению молодежи в социальную практику.

Расходы федерального бюджета на реализацию программы составят почти 4 трлн руб. При этом ежегодные затраты казны возрастут с 446 млрд руб. в 2013 г. до 631 млрд в 2020г.

Подпрограмма 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"

В рамках подпрограммы 2 будут обеспечены следующие результаты:

выполнение государственных гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного, общего образования;

семьям, нуждающимся в поддержке в воспитании детей раннего возраста, будут предоставлены консультационные услуги;

на основе анализа лучших международных и российских примеров будут созданы новые регулирующие нормативы для развития дошкольной инфраструктуры, а также разработаны и апробированы модели современных детских садов;

будут ликвидированы очереди в дошкольные образовательные организации;

детям с ограниченными возможностями здоровья будут предоставлены возможности освоения образовательных программ общего образования в форме дистанционного, специального (коррекционного) или инклюзивного образования;

обучающимся независимо от места жительства будет обеспечен доступ к современным условиям обучения;

все старшеклассники получат возможность обучаться по образовательным программам профильного обучения;

увеличится охват детей программами дополнительного образования;

средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по экономике региона;

средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций составит не менее 100 процентов от средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

всем педагогам будут обеспечены возможности непрерывного профессионального развития;

в общеобразовательных организациях увеличится доля молодых педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в вузе;

улучшатся результаты обучающихся в национальных мониторингах (готовности обучающихся к освоению программ начального, основного, среднего общего и профессионального образования, готовности учащихся основной школы (8 класс) к выбору образовательной и профессиональной траектории, уровня социализации выпускников основных общеобразовательных организаций);

будет обеспечено единство образовательного пространства Российской Федерации.

3. Устав школы. Основные положения.

Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1. В уставе образовательной организации в Общих положениях раскрывается тип образовательной организации; учредитель или учредители образовательной организации структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий.

2. В разделе ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

4. Участники образовательного процесса

5. Управление Школой

6. Имущество и финансово-хозяйственная деятельность

7. Реорганизация и ликвидация

8. Регламентация деятельности

9. Порядок изменений и дополнений Устава

 

4. Локальные акты по методической работе.

Локальные документы:

1. Устав школы

2. Приказы по основной деятельности и личному составу

3. Распоряжения

4. Положения (о педсовете, о методическом совете, методической службе, МО)

По научно-методическому обеспечению:

1. Базисный учебный план.

2. Положение о рабочей программе учителя.

3. Положение об информационном пространстве учителя начальной школы.

4. Положение об организации текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

5. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей.

6. План-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения.

7. План внутришкольного контроля за введением ФГОС.

8. План научно-методической работы.

 

5. Особенности ФГОС НОО.

Стандарт выдвигает три группы требований:

· Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,

· Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования,

· Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД).

Важным элементомформирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности.

Стандарт устанавливает требования к:

личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным результатам, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это изготовление бэджа, проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

 

6. Методическая служба в средних образовательных учреждениях

«Методическая служба – совокупность различных видов деятельности, направленных на удовлетворение и развитие профессиональных потребностей субъектов педагогического практики»

Структура методической работы определяет систему взаимодействия, подчиненности, контроля субъектов деятельности, служит для упорядочения процессов, их целенаправленности при решении поставленных задач.

Во многих учреждениях образования управление строится по линейно-функциональному принципу, преобладает вертикальная связь и отношения субординации/ подчинения, а функциональные обязанности и права членов коллектива стабильны в течение года, изначально имеют некоторые положительные тенденции, выражающиеся в стабильности получаемых результатов, четком контроле и планировании текущей деятельности.

Современные условия жизни диктуют демократическую систему управления любым общественным процессом. Исследования показали, что большинство директоров (70%-опрошенных) считают необходимым условием для успешной организации повышения квалификации педагогических кадров в своем учреждении - налаживание процессов демократизации управления. Именно увеличение роли демократизации управления заложено в матричную систему управления. Существующий в школе методический совет курирует и координирует деятельность всех общественно-педагогических и инновационно-исследовательских формирований. Его цель заключается в решении общешкольных задач, направленных на повышение методического уровня педагогов

Цели МС:

1.Стимулирование обновления деятельности преподавателя

2.Оказание методической помощи преподавателю

3. Включение педагогических работников в творческие группы, объединения

4. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта

Основными задачами МС являются:
• Методическое обеспечение образовательной деятельности СОШ.
• Программное, информационное, учебно-методическое и нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.
• Организация инновационной деятельности преподавателей и учащихся и координация их работы; организация научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
• Изучение и обобщение передового педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику образовательной деятельности колледжа.
• Организация системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников колледжа; оказание организационно-методической помощи педагогам в совершенствовании их педагогической деятельности.
• Развитие творческих, научных контактов с образовательными учреждениями различных уровней профессионального образования, научными школами, учреждениями дополнительного образования, органами государственной власти и управления, общественными организациями

Направления деятельности методической службы:

- повышение качества профессионального обучения.

- анализ и разработка учебно-программной документации современного поколения.

- комплексное методическое обеспечение учебных дисциплин (профессии).

- организация повышения квалификации педагогического коллектива.

- подготовка педагогического коллектива к успешному прохождению аттестации.

- выявление, изучение, формирование и распространение передового педагогического опыта.

- изучение и использование в образовательном процессе новых педагогических технологий.

- оказание помощи начинающим педагогам в осуществлении образовательного процесса.

- помощь педагогам в разработке программ самосовершенствования.

- участие в разработке программы развития образовательного учреждения.

- оказание консультативных и экспертных услуг педагогам по организации научно-методического обеспечения образовательного процесса.

- оказание помощи педагогам в подготовке внеурочных мероприятий, организации взаимопосещения занятий, анализе и самоанализе учебно-воспитательной деятельности.

- разработка и подбор средств, для осуществления контроля качества знаний, умений и навыков профессионального обучения.

- подготовка и проведение семинаров, практикумов, педагогических чтений и других мероприятий.

- мониторинг формирования и качества методической услуги в условиях модернизации образования.

7. Виды и формы методической работы

Методическая работа в школе - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового, педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя.

Изменение роли преподавателя:

фасилитатор (человек, обладающей навыками формировать у обучающихся высокую внутреннюю мотивацию к самостоятельной учебной деятельности, к труду и творчеству, - в частности, посредством создания «ситуации успеха» в обучении; выявления сильных сторон обучающегося;

организатор образовательной среды (посредством привлечения различных внешних, «средовых» ресурсов – информационных, человеческих; предметных, посредством организации деятельности обучающихся, полностью или частично протекающей во внешней среде, например, в форме практико-ориентированных проектов, социальных акций и пр.);

консультант (при выполнении проектов, ведении портфолио и в других формах самостоятельной работы);

эксперт (осуществляет независимую качественную оценку учебного или реального продукта на промежуточных этапах, оказывая тем самым помощь в устранении дефектов, недоделок перед итоговой

Виды методической работы:

• Научно-исследовательская работа направлена на создание нового научного знания

• Опытно-экспериментальная работа - это реализация нововведений при строгом контроле условий, в которых она протекает; разносторонней оценке достигнутых результатов.

• Научно-методическая работа направлена на изучение, анализ, систематизацию и обогащение накопленного опыта; на разработку методики преподавания, на совершенствование педагогического мастерства преподавателей

• Учебно-методическая работа - разработка рабочих программ, КТП, поурочного планирования, программ итоговой аттестации, содержание ОКР, тестов, заданий и т.д.
защитой продукта)

Формы методической работы:

Различают взаимодополняющие формы методической работы в зависимости от количества субъектов: индивидуальные, групповые и коллективные. Каждая имеет свое четко определенное функциональное назначение и ясно выраженные цели.

Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения. К индивидуальным формам относятся: самообразование, стажировка, составление методического паспорта, разработка творческой темы, средств наглядности; самоанализ, наставничество, тьютерство, собеседование, консультации, аспирантура, магистратура; курсовая подготовка, создание собственной папки достижений (портфолио); рефлексия и анализ собственной деятельности; подготовка выступления на педсовете по проблеме и др.

Групповые формы охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в миниколлектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем. К групповым формам методической работы можно отнести: методический совет, круглый стол, творческие группы, предметные недели, взаимопосещения, психолого- педагогический консилиум, педагогический клуб, педагогический практикум, опытно-экспериментальные группы, мастер-класс, творческие отчеты преподавателей, деловые игры, ролевые игры, встречи с педагогами-новаторами и др.

Коллективные формы работы объединяют весь коллектив образовательной организации и к ним относятся: педагогический совет, работа над единой методической темой; конкурсы педагогического мастерства; творческие отчеты; научно-практические конференции,
педагогические чтения; научно-методические семинары, открытые уроки, методические объединения, методическая выставка, марафон, бюллетень, методический журнал, конкурс профессионального мастерства и др.

8. Педагогический совет в школе (цели, функции, задачи, направления).

Педагогический совет – коллегиальный орган, реализующий право каждого педагогического работника участвовать в управлении ОО.

Педагогический совет - коллегиальный орган, определяет стратегию развития ОУ, наделен аналитическими, обучающими, законодательными, совещательными, диагностическими, планирующими, экспертными, контрольными, информационными, организационно-воспитательными, коммуникативными и корректирующими функциями

В своей деятельности педагогический совет руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, федеральным, региональным и местным законодательством в области образования и социальной защиты, Уставом школы и настоящим Положением.

Решения педагогического совета носят обязательный характер для всех участников образовательного процесса школы и вводятся в действие приказом директора школы или распоряжениями его заместителей - руководителей отделений Школы. Педагогический совет работает по плану, утвержденному директором школы.

Заседания педагогического совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в учебный модуль (четверть).

Кворумом для принятия решений является присутствие на заседании педагогического совета более половины его членов.

Решения принимаются простым большинством голосов членов педагогического совета, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос Председателя. В случае несогласия Председателя с решением педагогического совета, он выносит вопрос на рассмотрение управляющего совета школы.

Председателем Педагогического Совета является директор школы (лицо, исполняющее его обязанности, в отделениях Школы его руководители), который:

ведет заседания педагогического совета;

организует делопроизводство;

обязан приостановить выполнение решений педагогического совета или наложить вето на решения в случаях их противоречия действующему законодательству, Уставу школы, другим локальным нормативно-правовым актам школы.

Свою деятельность члены педагогического совета осуществляют на безвозмездной основе.

Для ведения делопроизводства педагогический совет из своих постоянных членов избирает секретаря, который в своей деятельности руководствуется должностной инструкцией секретаря педагогического совета.

Требования к воздушно-тепловому режиму.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24° С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17-20°С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната, - 20- 24°С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20-22°С, душевых - 25°С.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 °С.

6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

Таблица 2

Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная температура, °С Длительность проветривания помещения, мин.
в малые перемены в большие перемены и между сменами
От +10 до +6 4-10 25-35
От +5 до 0 3-7 20-30
От 0 до -5 2-5 15-25
От -5 до -10 1-3 10-15
Ниже -10 1-1,5 5-10

6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

6.9. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена.

Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания.

6.10. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

VII. Требования к естественному и искусственному освещению.

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

· не закрашивать оконные стекла;

· не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

· очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:

· 2,5 ч. в северной зоне (севернее 580 с.ш.);

· 2,0 ч. в центральной зоне (58-480 с.ш.);

· 1,5 ч. в южной зоне (южнее 480 с.ш.).

Искусственное освещение.

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, теплобелый, естественно-белый.

Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) – цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.

10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.214.79 (0.118 с.)