Психологические механизмы эмоциональной экспрессии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические механизмы эмоциональной экспрессии.



эмоцио­нальная экспрессия осталась одним из главных факторов, обеспе­чивающих так называемую невербальную коммуникацию.

Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. В общем, экспрессия определяется как выразительное поведение человека (В.А. Лабунская, 1986). Экспрессия толкуется так же, как предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т. д.

Таким образом, в существующих определениях экспрессии и экспрессивности имеются указания на связь данного явления с духовным и душевным миром человека.

Суть данной связи в контексте психологии видится в том, что экспрессии отводится место не просто внешнего сопровождения психических явлений. Она трактуется как часть этих явлений, как форма их существования. Поэтому можно говорить об экспрессии как о личностном образовании, как инструменте познания внутреннего мира человека, как о его внешнем Я (В.А. Лабунская, 1999).

Все явления экспрессии подразделяются на следующие относительно самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику.

Физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

Под выразительными движениями понимаются широко развитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм. Захватывая систему мышц лица, всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса)». Иногда все выразительные движения обозначаются термином «жест». Так, Г. Гибш и М. Форверг пишут: «Под жестами следует понимать определенные более или менее отчетливо воспринимаемые и описываемые свойства общей моторики преимущественно поверхности тела (лица — мимика, всего тела — пантомимика, рук и кистей рук — жестикуляция)». Нетрудно заметить, что эти два определения имеют отношения к одному явлению — выразительным движениям человека, так как в них подчеркивается связь этих движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями (В.А. Лабунская, 1986).

Выражение — это нечто устойчивое, присущее только данному человеку, даже если имеет отношение к динамическим структурам личности (однотипно радуется, гневается, проявляет агрессию и т.д.).

Существует несколько типов выражения:

1. Толкование выражения в широком смысле, ставящее его в один ряд с такими понятиями, как отражение. В этом случае субъект выражения — это все его «максимальное бытие», представленное во всех внешних проявлениях.

2. Толкование выражения в узком смысле как категории, охватывающей персональное, личностное бытие. Субъект выражения — это несколько устойчивых черт, стиль, манера.

3. Выражение как однотипное проявление какого-то чувства или отношения, состояния.

4. Выражение как динамическое явление, соответствующее конкретным состояниям, отношениям личности (В.А. Лабунская, 1999).

Понимание эмоциональной экспрессии можно трактовать как проявление эмоционального интеллекта , включающего, по мнению П. Сэловья и Д. Мейера, способность отслеживать свои и чужие эмоции, различать их между собой и использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями (Д.В. Ушаков, 2009, с.20). Несмотря на существование разных подходов к трактовке эмоционального интеллекта, все авторы имеют в виду способность к познанию эмоционального мира людей. Может показаться, что эмоциональный интеллект — частный случай социального интеллекта. Однако нам представляется, что эти два понятия — скорее пересекающиеся множества. Эмоциональный интеллект может направляться человеком как на других людей, так и на самого себя, т. е. на познание собственных эмоций. Именно этот второй его аспект выходит за рамки традиционного понимания социального интеллекта (Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, 2004, с.6).

Испытывать чувства и понимать их – не одно и то же. Эмоциональный интеллект заключается фактически в том, чтобы поставить эмоциональность на службу решению тех или иных задач, формулируемых в рамках рациональной системы поведения. Таким образом, следует ожидать, что условиями высокого развития эмоционального интеллекта должны выступить достаточные показатели общего интеллекта на фоне развитой эмоциональной сферы (Д.В. Ушаков, 2009, с.28).

Эмоциогенные ситуации.

П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает,

она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека. Эту точку

зрения разделяют и другие психологи, в частности, Ю. Я. Киселев (1983). Однако что

значит ситуация для человека? Это не просто объективно сложившаяся совокупность

обстоятельств, но также ее оценка человеком, отношение к ней человека в связи с

имеющимися у него потребностями, целями. Это оценка складывающейся для него

обстановки, которая препятствует, не мешает или благоприятствует удовлетворению

его потребностей, достижению целей.

Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации,

а не сами по себе обстоятельства. Обстоятельства являются лишь предпосылкой

возникновения эмоциогенной ситуации, а эмоциогенными становятся только те

ситуации, которые оцениваются человеком как значимые. Каждая ситуация для человека

субъективна (плохая, хорошая или нейтральная, опасная или не опасная, выгодная

или невыгодная, задевающая его интересы или нет, и т. д.). Н. В. Боровикова

и др. (1998) отчетливо продемонстрировали это на эмоциональности беременных

женщин, которая приобретает эгоцентрический характер. У них наблюдается сужение

диапазона источников эмоциональных переживаний. Наибольшую значимость

для большинства из них приобретают лично значимые события — все, что относится

к самой женщине или ожидаемому ребенку. Социально значимые события, общественные

процессы отходят на второй план. Ни одна из обследованных женщин не

отмечала значительные, государственного масштаба, общественные и экономические

явления в качестве источников эмоциональных переживаний. Беременную женщину

радует, прежде всего, ожидание рождения ребенка, ощущение его активности внутри

себя. В то же время она болезненно реагирует на критические замечания в свой

адрес, на шутки, касающиеся ее внешнего вида.

Признавая роль значимости ситуации для возникновения эмоционального реагирования,

можно, однако, задать вопрос: всякие ли значимые явления, события, объекты

способны вызвать эмоциональное реагирование? На этот счет мнения разных авторов

не совпадают. По В. Вундту и Н. Гроту, любое воспринимаемое событие является

значимым и вызывает эмоциональный отклик. Р. Лазарус (Lazarus, 1968) же считает,

что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных

процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности ее избежать.

Таким образом, по Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации,

которые оцениваются как таковые вследствие каузальной атрибуции.

Большую роль в возникновении эмоций отводит каузальной атрибуции Б. Вей-

нер (Weiner, 1985). Действительно, наблюдая за поведением человека, прежде чем

эмоционально отреагировать на его поступок, мы сначала либо приписываем, либо

не приписываем его поступку цель, которая противоречит нашим интересам, достоинству

и т. п. Если, например, нас кто-то толкнул, то оценив, обстоятельства, мы можем

либо возмутиться (если припишем человеку сознательное намерение), либо

оставить это без внимания (если подумаем, что виной всему были независящие от человека

обстоятельства).

Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации,

например зрители, плачущие в кино или на спектаклях при трогательных сценах.

Именно в этом случае, пожалуй, можно говорить не о значимой ситуации, а о собственно

эмоциогенной ситуации, которая по механизму эмпатии и заражения вызывает

эмоциональную реакцию зрителей.

Оценка значимости ситуации может быть не только на осознаваемом уровне, но и

на неосознаваемом. Эмоциональная реакция, возникающая по механизму безус-

ловного рефлекса — это реакция на закрепленную в генетической памяти значимую

ситуацию, проявление инстинкта.

П. Фресс (1975) дает следующую классификацию эмоциогенных ситуаций:

1. Недостаточность приспособительных возможностей. Человек не может или не

умеет дать адекватный ответ на стимуляцию при:

а) новизне ситуации,

б) необычности ситуации,

в) внезапности ситуации.

2. Избыточная мотивация:

а) не находящая применения,

б) при фрустрации,

в) при присутствии других лиц,

г) при конфликтах.

Ограниченность этой классификации очевидна, так как она касается только случаев

появления негативных эмоций.



Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.01 с.)