Фольклорные традиции в творчестве Есенина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фольклорные традиции в творчестве Есенина



Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи:

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы.

Или:

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые.

Часто Есенин использовал фольклорные выражения: «ковер шелковый», «кучерявая голова», «девица-краса» и т. д. Сюжеты стихотворений Есенина тоже сходны с народными: несчастная любовь, гадание, религиозные обряды («Пасхальный благовест», «Поминки»), исторические события («Марфа Посадница»).

Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств:

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

Настроения и чувства Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека:

Не нашлось мое колечко.

Я пошел с тоски на луг.

Мне вдогон смеялась речка:

«У милашки новый друг».

Многие стихотворения Есенина схожи с фольклором и по форме. Это стихотворения-песни: «Хороша была Танюша», «Заиграй, сыграй, тальяночка...» и т. д. Для таких стихотворений характерно повторение первых и последних строк. И само строение строки взято из фольклора:

То не зори в струях озера свой выткали узор, Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор.

Иногда стихотворение начинается, как сказка:

На краю деревни

Старая избушка,

Там перед иконой

Молится старушка.

Поэзия Есенина образна. Но образы его тоже просты: «Осень — рыжая кобыла». Образы эти опять-таки заимствованы из фольклора, например, ягненок — образ невинной жертвы.

Цветообразы у Есенина образовали систему, в которой явственнее прослеживается связь с фольклором. Для Есенина был важен цветовой признак предмета. С помощью цвета он показывал неразрывность своей души с родной природой. Наиболее часто встречаются синие, белые, золотые/желтые, зеленые, красные цвета, в различных цветовых оттенках.

Белый цвет использовался для характеристики предметов и явлений с позиции чистоты, невинности, прозрачности, обновления жизни. Черный цвет несет в себе негативную семантику и отрицательную оценку. Оба эти цвета выполняют в первую очередь символическую функцию, затем уже – предметную и изобразительную. Синий и голубой – символ чистоты, безупречности мира, природы, вечности, истины, веры, чистоты. Есенин находит сочетания синего с такими понятиями, с которыми в реальном мире он ассоциироваться не мог. Зеленый цвет символизирует молодость, весну, обновление. Его употребление рассеивает негативные эмоции, привносит спокойствие и умиротворение. Обычно зеленый в стихах Есенина реализуется в сочетании с природными цветообразами. Золотой цвет у Есенина ассоциируется с солнцем, божественным началом, величием и могуществом (образ луны, лир.героя, одухотворенное творчество). Очень ярко у Есенина выражен красный цвет – природы, сильных эмоций. Алый и розовый у него упоминаются в связи с нежными и ласковыми образами зари или заката, цветом полей и лугов, окрашенных его сиянием.

Специфика поэзии Цветаевой

Цветаева Марина Ивановна [26 сентября (9 октября) 1892, Москва - 31 августа 1941, Елабуга], русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.. Родилась в Москве.

Сборники стихов

ñ1910 — «Вечерний альбом»

ñ1912 — «Волшебный фонарь», вторая книга стихов,

ñ1913 — «Из двух книг»,

ñ«Юношеские стихи», 1913—1915.

ñ1922 — «Стихи к Блоку» (1916—1921)

ñ1922 — «Конец Казановы»,

ñ1920 — «Царь-девица»

ñ1921 — «Вёрсты»

ñ1921 — «Лебединый стан»

ñ1922 — «Разлука»

ñ1923 — «Ремесло»

ñ1923 — «Психея. Романтика»

ñ1924 — «Молодец»

ñ1928 — «После России»

ñсборник 1940 года

 

Основные черты поэзии:

1.Основные темы творчества:

-Россия (подтема Москва)

-т.творчества

-жизни и смерти

-любви и разлуки

-т.рока

2.Специфическое осмысление темы любви.

Любовь — стихия, л.- в наивысшем накале — страсть. Рядом с темой любви часто тема разлуки. Это обусловлено спецификой лирической героини.

3.Специфика л.г.:

-л.г.- всегда сильная личность. л.г.- это целый огромный мир сравниться с которым не может ни один возлюбленный. Если он равносущ ей, то за этим следует разлука. Два огромных, независимых мира не могут сосуществовать. Отсюда трагические ноты. Отсюда тема одиночества. Но и в разлуке л.г. Остается сильной и непобежденной.

-л.г. Раздираемая стихаями, страстями к которым относится не только любовь, но и страсть к жизни. Необычаянная страстность к жизни — важная характеристика л.г Цв.

Персонажи: циганка, бродяга, вор, поэт, бродячий скрипач, самозванка, психея. Цв. Словно примеряется к различным судьбам, но с темой жизни идет тема смерти.

Геральдикой нередко выступает рябина, пылающая и горькая как и ее судьба.

4.Поэзия — стихия вдохновения, творческого взлета, поэзия - стихия, страсть. (Нередко ключевым выступает образ огня). Теме поэта и поэзии посвященны: циклы «Ахматовой», «Стихи к Блоку», «Поэт», «Маяковскому», «Стихи к Пушкину», проза «Мой Пушкин»

5.Антонимичность. Структуро образующую роль выполняет антитеза. «Две песни».

6.Композиционное своебразие стихов — концовка пуант.

7.Неповторимый цветаевский ритмико-интонационыый строй. Экспрессия передается глаголами, которые передают не сколько внешнюю,сколько внутреннюю динамику, а также безглагольными лексическими конструкциями.

8.Переживания изображаются сразу с наивысшей точки накала. Экспрессивность передается восклицаниями (!!!!!!).

9.Огромную роль играют логичные паузные тире, которые часто с точки зрения русского языка там не нужны. Тире почти в каждой строке.

Зверю — берлога,

Страннику — дорога,

Мертвому — дроги.

Каждому — свое.

Женщине — лукавить,

Царю — править,

Мне — славить

Имя твое.

10.Огромную роль играет строчный и строфический анжамбеман (перенос)

В мире, где всяк
Сгорблен и взмылен,
Знаю — один
Мне равносилен.

В мире, где столь
Многого хощем,
Знаю — один
Мне равномощен.

11.Огромную роль играют различного рода повторы: анафоры, эпифоры, стыки, кольцо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.007 с.)