Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема интеллигенции и революции в романе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
“ Белая гвардия” — “это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране...”, “изображение интеллигентско-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии”. Здесь повествуется об очень сложном времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе противоречивые чувства и мысли. В этом романе запечатлелись еще не остывшие, жгучие воспоминания о городе Киеве во время Гражданской войны. Я думаю, что не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противоречия движут сюжетом “Белой гвардии”. Исторические события — это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений. Персонажи: Алексей Турбин - самый старший в семье, военный врач, ему 28 лет. Понятие чести для А., как и для всех Турбиных, превыше всего. Это один из лучших представителей белого движения. Он борется с новыми порядками до конца, хотя и понимает, что ему нечего защищать. Та Россия, за которую он готов умереть, более не существует. Тем не менее, этот герой не понимает, как можно предать свою родину и своего царя. Государь мертв, но А. остается монархистом. С позициями Турбина солидарны их близкие друзья: Мышлаевский, Карась. Самого Булгакова многое сближает с А.. Ему дал он часть своей биографии: это и мужество, и вера в старую Россию, вера до последнего, до самого конца. Елена- Сестра Алексея и Николки, хранительница домашнего очага и уюта. Это была приятная нежная женщина двадцати четырех лет.
Василий Иванович Лисович - хозяин дома, в котором живут Турбины. Этого героя все называют Василисой. Случилось это потому, что в 1918 году, когда начали происходить перемены в стране, он "сменил свой четкий почерк и вместо определенного "В. Лисович", из страха перед какой-то будущей ответственностью, начал в анкетах, справках, удостоверениях, ордерах и карточках писать "Вас. Лис."". С первых же строк мы узнаем об этом человеке, что он трус и боится даже потенциальной опасности. Самым важным в жизни для В. является личная безопасность и деньги. Ему не знакомо понятие чести, долга, любви к отечеству. Его лицо становится "боговдохновенным", когда он пересчитывает свои богатства. Этот герой и его жена даны в противопоставление Турбиным. Малышев. Полковник, один из лучших представителей белого офицерства. Ему не чуждо понятие о чести и совести, он искренне заботится о солдатах, попавших в его отряд. Именно он первым принимает решение о капитуляции белой гвардии. М. вовремя узнает о бегстве гетмана и свой дивизион успевает вывести без потерь из-под бессмысленного удара. Видно, что это один из самых решительных поступков в его жизни. "- Слушайте, дети мои! - вдруг сорвавшимся голосом крикнул полковник Малышев, по возрасту годившийся никак не в отцы, а лишь в старшие братья всем стоящим под штыками, - слушайте! Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами..., на свою совесть беру и ответственность, все!! все!!" Совесть офицера велит ему позаботиться о том, чтобы люди не погибли бессмысленной смертью. Най-Турс. Полковник, начальник отряда, в котором воюет Николай Турбин. Н. - один из лучших героев произведения, человек, сохраняющий свою честь и всей душой переживающий за жизнь доверенных ему ребят. Когда Н. понял, что Город не удержать он, стараясь сохранить жизни солдат, отдает приказ уходить, срывает погоны с одного из них и прикрывает их отход, стреляя из пулемета. Ценой своей жизни, возможно, спасая несколько других. Смерть полковника Булгаков сравнивает с танцем: "Он подпрыгнул на одной ноге, взмахнул другой, как будто в вальсе, и по бальному оскалился неуместной улыбкой. Затем полковник оказался лежащим у ног Николки... Тут он увидел, что из полковника через левый рукав стала вытекать кровь, а глаза у него зашли к небу". Н. умер, спасая своих солдат. После он снится Алексею Турбину. Турбин видит Н. в раю в шлеме и кольчуге. Это видение говорит о рыцарской сущности Н.
Николай Турбин. Самый младший в семье Турбиных. Н. еще только 17 лет, он юнкер. Этот герой, как и все Турбины, отличается большой нравственностью, обостренным понятием чести, приверженностью к идеалам монархизма. Позицию Н. автор выражает следующими словами: "Но честного слова не должен нарушить ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете". Тальберг Сергей Иванович - муж Елены Турбиной, предатель и приспособленец. Видя грядущие перемены, Т. решает бежать за границу, оставив жену и родственников. Елена знала, что он не вернется, что он первым сдастся, испугается и бежит, оставив на произвол судьбы ее, женщину, которую любил, своих друзей, родственников, гетмана. Т. не может не уехать, он боится погубить свою карьеру. Это человек, очень быстро меняющий свое мнение. Он был первым, кто нацепил красную повязку в военном училище в марте 1917. Т., как член военного комитета, арестовал знаменитого генерала Петрова. Виктор Викторович Мышлаевский — поручик, друг семьи Турбиных, товарищ Алексея по Александровской гимназии. Леонид Юрьевич Шервинский — бывший лейб-гвардии уланского полка поручик, адъютант в штабе генерала Белорукова, друг семьи Турбиных, товарищ Алексея по Александровской гимназии, давний поклонник Елены. ñ Федор Николаевич Степанов (Карась) — подпоручик артиллерист, друг семьи Турбиных, товарищ Алексея по Александровской гимназии.
Символика в романе: символ звезд Марса и Венеры(Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Время и пространство "Белой гвардии" символично перекрещиваются. Уже в самом начале романа линия библейских времен («И судимы были мертвые...») пересекает синхроническое пространство грозных событий. По мере развития действия пересечение приобретает форму креста (особенно выразителен в финале романа), на котором распята Русь.);
метель; образ-символ Дома; образ часов («Часы, по счастью, абсолютно бессмертны»); надписи на печи - «полные самого глубокого смысла и значения» (если ружье висит на стене, оно обязательно должно выстрелить — Чехов); голубой сервиз, кремовые шторы Эпиграфы к роману имеют особое значение. Роману предпосланы два эпиграфа. Первый укореняет происходящее в русской истории, второй – соотносит его с вечностью. Их наличие служит знаком избранного Булгаковым типа обобщения – от изображения сегодняшнего дня к его проекции на историю, на литературу ради того, чтобы выявить общечеловеческий смысл происходящего. Первый эпиграф – пушкинский, из «Капитанской дочки»: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. “Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!”». Этот эпиграф передает не только эмоциональную тональность «смутного времени», но и воспринимается как символ нравственной устойчивости булгаковских героев на трагическом переломе эпохи. Второй эпиграф, взятый из «Откровения Иоанна Богослова» («И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими...»), усиливает ощущение кризисности момента. Этот эпиграф акцентирует момент личной ответственности. Тема апокалипсиса все время возникает на страницах романа, не давая забыть, что перед читателем – картины Страшного суда, напоминая, что Суд этот осуществляется «сообразно с делами». Кроме того, в эпиграфе подчеркивается вневременная точка зрения на происходящие события. Примечательно, что в следующем стихе Апокалипсиса, хотя он и не включен в текст романа, говорится следующее: «...и судим был каждый по делам своим». Так в подтексте мотив суда входит в судьбу каждого из героев романа. Символическим атрибутом изображаемых событий в романе становятся цветовые решения. Трагическая реальность (холод, смерть, кровь) отражается в контрасте мирного заснеженного Города и красно-черных тонов. Одним из наиболее употребительных цветов в романе является белый цвет, являющийся, по мнению автора, символом чистоты и истины. В восприятии автора белый цвет имеет не только политическую окраску, а сокровенный смысл, символизирующий позицию «над схваткой».С белым цветом Булгаков связывал свои представления о Родине, доме, семье, чести. Когда над всем этим нависает угроза, черный цвет (цвет зла, скорби и хаоса) поглощает все остальные краски. Для автора черный цвет является символом нарушения гармонии, а контрастное сочетание белого и черного, черного и красного, красного и голубого подчеркивает трагедию персонажей и передает трагизм событий.
Финал романа: Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.101 (0.013 с.) |