Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: специфика сюжетостроения, образная система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: специфика сюжетостроения, образная система.



Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр - роман в романе. Один о судьбе Мастера, другой о Понтий Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой - как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа, можно заметить, как Москва соединяется с Ершалайм; то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию.

Читая произведение мы находимся сразу в двух измерениях: ЗО-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.
Действие романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основным героем романа является любовь. Любовь - вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви является самой любимой для писателя. По мнению автор, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит их любви. Любовь возвышает человека над миром, постигает духовное. Таково чувство у Мастера и Маргариты.

Именно поэтому автор внес эти имена в заголовок. Маргарита полностью отдается любви, и ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Но все же автор делает ее самой положительной героиней романа и сам встает на ее сторону. В романе присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда. Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени.

Еще одной особенностью этого произведения является то, что он автобиографичен. В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Маргариты - его любимую женщину, его жену Елену Сергеевну.

Образы Мастера и Маргариты

С данными образами связаны такие темы как роль и призвание художника в обществе, его взаимодействие с властью, тема морального выбора и ответственности за него, тема силы любви.

Мастер – один из главных героев романа. Он остаётся безымянным, поскольку ни его имени, ни его фамилии Булгаков не упоминает. Мастер – это тот человек, который потерял своё имя. Но он называет себя мастером с точки зрения высокопрофессионального специалиста (с оттенком особенной миссии – дописать роман о Понтии Пилате).

Историк по специальности, мастер работал в одном из московских музеев, был женат. Выиграв в лотерее 100 тыс. рублей, он покинул службу и, поселивши в двухкомнатной квартире, начал писать роман. В этот период он встретил Маргариту, в которую влюбился сразу же, с первого взгляда. Мастер пытается опубликовать свой роман, но ему это не удаётся. Его преследуют критики Латунский и Лавров.

Тем временем Мастер знакомится с журналистом, который наывает себя Алозием Могаричем, который выдаёт себя за ценителя его творчества, но на самом деле, хочет получить квартиру Мастера. Он пишет клевету на М. в следственные органы, поле чего М. попадает под арест. После освобождения, морально сломан, на грани безумия, он сам приходит в психиатрическую больницу доктора Стравинского, где от Ивана Бездомного и узнаёт о появлении в Москве дьявола. Там и находится М. к моменту, пока его не освободила Маргарита.

С образом Мастера связаны темы справедливости и ответственности, взаимодействие личности и власти, призвание художника. Роман, который пишет М. не типичный для тогдашней литературы, а именно нежелание подчинятся канонам и правилам социалистического реализма. Именно по этим причинам он и вызывает такое неприятие критиков. Свой роман Мастер считал своеобразной священной миссией, метаисторическим заданием. Решением этого задания является устранить историческую несправедливость к судьбе Пилата, с другой стороны символично возобновить и те ценности морального и духовного порядка, которые служат указателем на пути человеческой цивилизации, залогом осмысленности и умственной целенаправленности его исторического развития. Главные ценности, которыми руководствуется Мастер в своём романе – это законы истины, справедливости и добра.

Образ Маргариты. Главная героиня романа. Она замужем. Её муж занимает высокопоставленную должность, по этому, в жизни Маргарита всем обеспечена. Но она не любит своего мужа. Чувства одиночества и пустоты толкают её на самоубийство. Спасением для неё является встреча с Мастером. Они встретились совершенно случайно на улице и полюбили друг друга. Маргарита в восторге от романа, который пишет Мастер, она заботится о его судьбе, переживает его депрессию и пытается уберечь от судьбы, но ей не удаётся.

После внезапного исчезновения Мастера, жизнь для Маргариты утратила всякий смысл. Но всё меняется, после того, как Маргарита встречается с нечистой силой. По приказу Воланда, Азазалло передаёт ей крем, который делает её невидимой и способной летать. Маргарита становится главной участницей ведьмовского шабаша, а потом – главной персоной бала, который устраивает Воланд.

Любовь Маргариты становится спасением для Мастера. Она выводит его из состояния глубокого духовного унынья, возвращает его к жизни. Правда, ради этого Маргарита вынуждена была пожертвовать моральными принципами, которые запрещают человеку выполнять волю дьявола, и стать хоть на некоторое время ведьмой. Из за этого, как и Мастер, она лишена в финале романа «святости».

Образ Воланда. Наиболее распространённой в булгаковедении является мысль о Воланде как носителе добра и зла. Это мнение закрепилось сразу же после публикации «М.и М.». Эпиграф: «…так кто же ты наконец? – Я часть той силы, кто вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Появляется «дух зла» именно тогда, когда концентрация людского зла на земле достигла наивысшего предела, когда попрана истина, справедливость, свобода творчества, а царствуют «наитягчайшие», с точки зрения Булгакова, человеческие пороки: ложь (Берлиоз, Бенгальский, Лиходеев, Варенуха), предательство (барон Майгель, Алоизель Могарыч, Римский), алчность (сцена в московском Варьете), трусость (почти все персонажи Москвы 30-х голов испытывают страх).

Среди ученых распространено мнение, что Воланд – вершитель справедливости: наказывая пороки, он тем самым восстанавливает справедливость.

Образ Иешуа воспринимается в соотношении с образом евангельского Христа, хоть и Булгаков не ставит между ними прямого знака равенства, и это справедливо, поскольку Булгаковский Иешуа изображён не как Бог, а как человек, хотя, возможно не совсем обычный. Подобно ко Христу, Иешуа – молодой странствующий философ, который пришел к Ерусалиму з целью проповедовать своё учение. Как и реального Христа, его арестует иудейская полиция, и отдают в руки римскому прокуратору Понтию Пилату, который выносит ему смертный приговор. После этого Иешуа мучительно убивают, и он воскресает.

Образ Понтия Пилата более детализирован и психологически развёрнут, чем образ Иешуа. Его биографические реалии практически полностью совпадают с библейными. Он предспавитель власти императорского Рима.

Кот Бегемот

Персонаж свиты Сатаны, шутливый и беспокойный дух, предстающий то в образе гигантского кота, ходящего на задних лапах, то в виде полного гражданина, физиономией смахивающего на кота. Прототипом этого персонажа является одноимённый демон Бегемот, демон чревоугодия и распутства, умевший принимать формы многих крупных животных. В своём истинном облике Бегемот оказывается худеньким юношей, демоном-пажом.

Гелла
Ведьма и вампир из свиты Сатаны, смущавшая всех его посетителей (из числа людей) привычкой не носить на себе практически ничего. Красоту её тела портит только шрам на шее. В свите Воланда играет роль горничной. Воланд, рекомендуя Геллу Маргарите, говорит, что нет той услуги, что она не смогла бы оказать.
Михаил Александрович Берлиоз

Председатель МАССОЛИТа — литератор, начитанный, образованный и скептически относящийся ко всему человек. Проживал в «нехорошей квартире» на Садовой, 302-бис, куда позже на время пребывания в Москве поселился Воланд. Погиб, не поверив предсказанию Воланда о своей внезапной смерти, сделанному незадолго до неё. На балу Сатаны его дальнейшая судьба была определена Воландом по теории, согласно которой каждому будет дано по вере его…. Берлиоз предстает перед нами на балу в образе собственной отрезанной головы. В дальнейшем голова была превращена в чашу в виде черепа на золотой ноге, с изумрудными глазами и жемчужными зубами….крышка черепа была откинута на шарнире. В этой-то чаше дух Берлиоза и обрел небытие.

Иван Николаевич Бездомный

Поэт, член МАССОЛИТа. Настоящая фамилия — Понырев. Написал антирелигиозную поэму, один из первых героев (наряду с Берлиозом), встретившихся с Коровьевым и Воландом. Попал в клинику для душевнобольных, также первый познакомился с Мастером. Потом излечился, перестал заниматься поэзией и стал профессором Института истории и философии.

Степан Богданович Лиходеев

Директор театра Варьете, сосед Берлиоза, также проживающий в «нехорошей квартире» на Садовой. Бездельник, бабник и пьяница. За «служебное несоответствие» был телепортирован в Ялту приспешниками Воланда.

Иван Савельевич Варенуха

Администратор театра Варьете. Попал в лапы к шайке Воланда, когда нёс в НКВД распечатку переписки с попавшим в Ялту Лиходеевым. В наказание за «ложь и хамство по телефону», был превращён Геллой в вампира-наводчика. После бала был превращён обратно в человека и отпущен. По завершении всех событий, описанных в романе, Варенуха стал более добродушным, вежливым и честным человеком.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.01 с.)