Особенности фольклора и его жанровая система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности фольклора и его жанровая система



Билет№1.

Билет №7 Особенности лирики М.Ю. Лермонтова

Лирика - поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств.

В первых лирических произведениях Лермонтова, виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, и они поражают думу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства.… Да, очевидно Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его лирическая поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. В тоже время Лермонтов не доверяет иллюзии счастья, постоянно думает о расплате за обман чувства и, оскорбленный разочарованием презирает существо, казавшееся прекрасным. Но все эти произведения были полны предчувствием силы и энергии поэта. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить такого столь же великого поэта. Перелистывая томики его сочинений, мы всегда проникаемся героическим духом его поэзии, ее неповторимым лирическим содержанием. Одним казалось, что лирические произведения Лермонтова угрюмы, другим, что они полны живостью и веселостью. Белинский говорил, что лирика Лермонтова перенаполнена глубокими его чувствами и составляет силу множества его вещей. В память о рано угасшей матери он написал своего “Ангела”.

Лермонтов любил жизнь страстно, вдохновленный мыслями о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

Чем старше он становился, тем все чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбою целого поколения, все чаще “объектировал” современную ему жизнь. Мир романтической лирики уступад место реальной лирике. Все чаще в лирику Лермонтова вторгались повседневная жизнь и конкретное время: глубокие идейные интересы и мертвящие застои общественной жизни.

И все, что создано за тринадцать лет творчества, - это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках “Люблю Отчизну я…” или в стихотворном рассказе “Мцыри”, но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но говорится о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его жизни.

Персонажи

Печорин Григорий Александрович - прапорщик, главный герой романа "Герой нашего времени". Образ человека, не нашедшего себе применения и смысла в жизни.

Максим Максимыч - штабс-капитан, один из главных персонажей романа Лермонтова "Герой нашего времени". Это штабс-капитан, который выполняет функции рассказчика и самостоятельного персонажа.

Бэла -, дочь князя, Это черкесская княжна, сестра Азамата, которую похищают для главного героя романа, офицера Печорина.

Казбич -,Он убивает одну из главных героинь повести, княжну Бэлу, когда та возвращается из плена Печорина.

Азамат - сын князя

Мери - княжна Лиговская, "Герой нашего времени". Она участвует в любовном треугольнике Грушницкий-Мери-Печорин и с её образом в романе связана проблема подлинной и мнимой любви.

Вера - светская дама, Это светская дама и любовница Печорина. Вера участвует в двух любовных треугольниках, связанных с основным мужским персонажем, печориным: Грушницкий-Мери-Печорин, Вера-Печорин-Мери.

Грушницкий - юнкер, позже произведен в офицеры.

Доктор Вернер - приятель Печорина.

Вулич - поручик, Это лихой и безрассудный молодой человек, чья страсть - игра.

Ундина - девушка-контрабандистка, героиня части под названием "Тамань". Девушка не обозначена в повести даже именем, "ундина" - это синоним русалки, именно так Печорин называет про себя эту девушку.

Янко - контрабандист, смельчак, ", действует вместе с Ундиной.

Роман философский (поиски смысла жизни, ответа на вопрос, насколько человек может распоряжаться своей судьбой) и психологический (исследование глубинных движений человеческой души, внутреннего мира человека);

ключевое значение в этом повести фаталист

Особенности композиции: в романе нарушена хронологическая последовательность происходящих событий (восстановленная последовательность глав выглядит следующим образом: «Тамань», «Княжна Мэри», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч»)

Нарушеная хронология событий в романе дает возможность разносторонне, глубоко и психологически достоверно раскрыть особенности личности Печорина:

в повести «Бэла» читатель видит поступки Печорина глазами Максима Максимыча;

в повести «Максим Максимыч» в загадку Печорина помогает проникнуть рассказчик (проезжий офицер);

повести «Княжна Мэри», «Тамань» и «Фаталист» представляют дневник Печорина, средством раскрытия внутреннего мира Печорина, в котором является самоанализ.

Роман построен так потому, что в предисловии Л. характ. главную проблему романа – представить портрет героя, составленный из пороков целого поколения. Героем романа делается негативный персонаж. В первых двух новеллах П. показан глазами разных людей и в первую очередь М.М.. П. предстает действительно загадочным и необъяснимым чел., но именно в дневнике П. дается объяснение личности героя и анализ тех причин, которые из незаурядного, одаренного, яркого чел. сделали не героя, а жертву своего времени, поскольку его отношения со средой конфликтны.

Роман (1840) писался на Кавказе и местом действия является Кавказ. Л. служил офицером на Кавказе, горцы были интересны ему своими традициями, психологией, Л. напророчил себе смерть в этом романе. По жанру это соц.-псих. роман: соц. грань романа очень обширна – горцы от князя до разбойника Казбича, офицерская среда от поручика Грушевского до штаб-капитана Макс.Макс., аристократич. среда – Печорин – водяное общество в Пятигорске, контрабандисты, разночинец доктор Вернер. Психологизм: впервые в рус. лит. Л. использовал прием дневниковых записей – журнал Печорина – это исповедь и психолог. внутр. портрет Печорина. Это реалист. роман, в котором внутренняя жизнь героя представлена как один глубокий внутренний конфликт.Главным другом П. становится его дневник. П. чел. с раздвоенным мироощущением, амбивалентный псих. тип. Любовь в жизни П. – это тоже игра с судьбой, в которой П. все время в проигрыше. Л. использует для характ. внутр. мира своего героя прием пограничной ситуации, т.е. в наших глазах П. одновременно и злодей, герой, и жертва, и победитель. Даже тем, что о П. Лерм. говорит, как об умершем, он вызывает у нас сострадание. Трагический смысл романа в том, что П. осознает тот недостойный след, который он оставит в жизни. Л. говорит о трагической судьбе всего поколения России 30-х гг., которое выросло на примере расправы над свободомыслящими людьми (эпоха безвременья- период Реакции).

Читателей поразило новаторство Т. в исользовании прозаического жизненного материала для создания нового образа людей, которого прежде в лит. не было: образ крестьянина-прагматика (Хорь) и романтика (Калиныч). С этого момента начинается колоссальная слова Т. «Записки охотника» были главным делом жизни Т. с 1847 по 1852 г.

В 1852 году “Записки охотника” И. С. Тургенева вышли отдельным изданием и сразу же обратили на себя внимание.

Значение и достоинство “Записок охотника” прежде всего в том, что Тургенев “сумел в эпоху крепостничества осветить крестьянскую жизнь и оттенить ее поэтические стороны”, в том, что он находил в русском народе “больше доброго, чем дурного”. Да, Тургенев умел видеть красоту души мужика, и именно эта красота была главным аргументом писателя против безобразия крепостничества. Тургенев не поэтизировал мужика, не приукрашивал его жизнь, он писал правду о нем. И в этой-то правде, покоившейся на глубокой убежденности писателя в том, что “в русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития”, и была главная убеждающая сила его произведений.

Можно сказать, что “Записки охотника” открыли перед русским читателем новый мир — мир крестьянский. Тургенев, несомненно, продолжает традиции Н.В. Гоголя, который в своей бессмертной поэме “Мертвые души” показал не только Россию Чичиковых, Маниловых, Плюшкиных, но и Россию народную. Вспомним, например, каретника Михеева, плотника Степана Пробку, убежавшего на волю Абакума Фырова и многих других. Но у Тургенева мужики предстают не как мертвые, а как живые души, подлинная опора нации; они резко противостоят миру господ. Иван Сергеевич с большой теплотой описывает крестьян, придерживаясь своего главного принципа — достоверности изображения. Он часто рисовал с натуры, его образы имели реальные прототипы. И этот подчеркнутый натурализм делает рассказы Тургенева особенно ценными и интересными для нас.

Рассказ “Хорь и Калиныч” начинается с пространного авторского рассуждения о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Кажется, уже в самом начале рассказа писатель хочет проникнуть в тайну народного русского характера. Тургенев специально сопоставляет два психологических типа: рассудительного, практичного Хоря и мечтательного, поэтичного Калиныча. Это как бы две стороны одной медали, две составляющие части единого русского характера. И внешне и внутренне герои Тургенева очень разные люди. Хорь — “лысый, низкого роста, плечистый и плотный. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос”.
Хорь был человек практический, рационалист. Он “понимал действительность, то есть обстроился, накопил денжонку, ладил с барином”. Он говорил мало, многое разумел про себя. У Хоря большое семейство, покорное и единодушное: жена, шесть сыновей, снохи. Хорь как бы олицетворяет прозу жизни, самую ее основу.

Совсем другой человек Калиныч. Это натура мечтательная, восторженная, романтическая. “Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно напевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны”. У него нет семьи, почти нет своего хозяйства. Но зато у Калиныча были таланты, которые признавал сам Хорь: Калиныч умел заговаривать кровь, испуг, бешенство, у него была легкая рука. Калиныч олицетворяет собой как бы поэзию жизни. Он ближе к природе, чем Хорь: к своему другу Калиныч приходит с пучком земляники, как “посол природы”. Хорь лучше понимал людей, Калиныч — природу. Но эта разность не мешала их искренней, преданной дружбе: “они составляют единство, имя которому — человечество”. Можно сказать, что в этом рассказе Тургенева крестьяне выступают как носители лучших черт русского национального характера. Автор любуется своими героями, гордится ими.

Интересно в этом рассказе также то, что Тургенев в нем вступает в спор со славянофилами, которые утверждали, что реформы Петра Первого оторвали Россию от исконной русской народности и что главная добродетель русского народа — послушание и смирение. В рассказе же оказывается, что Хорь и Петр Первый — родственные души. Из разговоров с Хорем автор вынес убеждение, что “Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что не прочь и поломать себя; он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед”. Именно таков был характер Хоря. Ярко и живо рисует писатель народные образы в одном, может быть, из самых проникновеннейших рассказов — “Певцы”. Поражает образ народного певца Яшки Турка, который “пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким. Русская, правдивая, широкая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны”. Не красивость, а именно красота, живое слияние души исполнителя и души народа-творца в единый творческий порыв,— такая красота потрясает самые основания сознания и сердца, рождает в человеке цепь, соединяющую начала и концы; восстанавливает правду, глубинную правду о русском человеке.

Великая правда о бедственном положении русского народа, прославление его жизнелюбия и талантливости, всего того, что составляло, по мнению Тургенева, русский народный характер, нашли свое отражение в “Записках охотника”.

 

Билет №12.» Преступление и наказание» Достоевского как философский и психологический роман.

Ср. 60-ых гг. в период дикого капитализма в Петербурге и поведение людей: кто-то пьет, кто-то грабит, а кто-то берет на себя ответственность за изменение.

«Тварь я дрожащая иль право имею пролить кровь по совести» - совершить убийство и сохранить чистоту совести (революц. терроризм)

Раскол. – положительный герой во всем, кроме своей теории, один из лучших представителей молодого поколения, разночинец, учится на юрфаке.

Он проверяет себя кровью, насколько он может соответствовать тому, что он сверхчеловек. Теорет. его идея безукоризненна, но практически она не приносит наслаждения. Но Д.заставляет героя убить и сестру старухи, которую он изначально хотел спасти = любая террор. идея изначально обречена.

Д. показал мир, несовершенный, уродливый, который требует от Раск. решительных, активных действий, именно потому, что Раск. – благородный чел., но характер этих действий полностью определ. психотипом Раск.

История Раск. – это история саморазрушения во имя ложной идеи.

Карякин «Достоевский и канун ХХІ века»:

· «Раскольников видит в своей теории двух разрядов величайшее открытие и – не видит, что на деле он лишь присоединяется вековой логике ненавистного ему мира…»

· «Теория двух разрядов – даже не обоснование преступления. Она сама есть преступление, т.к. решает в сущности один вопрос – кому жить, кому не жить».

· «А ну как другой Раскольников сочтет нашего вошью? А того – другой Раскольников? А если кто-нибудь другой, тоже исповедующий теорию двух разрядов, решит, что ему для самопроверки необходимо убить мать Раскольникова, или сестру? Как к этому Родион Романович отнесется? Обрадуется? А если не обрадуется? Опять непоследовательность получается?

· А случись на месте Лизаветы мать, сестра? Убил бы? Или для родственников все-таки исключение? А для детей? Но тогда ведь и треснет вся монолитность теории – мнимая монолитность бесчеловечной теории».

"Преступление и наказание" как роман

философский психологический
1. Вечная загадка жизни – смешения в ней добра и зла как основной мотив романа; 2. Вечный спор добра и зла в душе каждого человека; 3. В центре внимания человек идеи; 4. Идея сверхчеловека и размещение «крови по совести» 5. Полифония* 6. Единение философских, моральных, социальных, психологических проблем в романе. 1. Автор сосредоточен на внутреннем мире героев; 2. В центре внимания человек-одиночка; 3. Человек в экстремальной ситуации (в тупике); 4. Гипертрофированный индивидуализм Раскольникова; 5. Конфликт теории с нравственным чувством; 6. Глубокое проникновение в душевные процессы, которые максимально обострены; 7. Анализ подсознания (сны Раскольникова); 8. Внутренний мир тесно связан с внешними обстоятельствами.

* Полифония: «Внутренняя интеллектуальная жизнь разных, в том числе противоположных по умственному складу героев настроена у Достоевского по одному камертону, обращена к одним и тем же объективным и универсальным философским проблемам действительности, образующим общую художественную тему, которая проводиться автором через различные голоса, многообразно преломляясь в них».

Формы проявления полифонии:

- наличие героя-идеолога; Диалог автора и героя; внутренний диалог героя; столкновение мировоззренческих позиций.

Своеобразие реализма Ф. Достоевского

1. На первом плане – человек идеи, и главное внимание уделяется развертыванию, обоснованию и проверка идеи в столкновении с другими идеями; Исследование действительности, проникающей в сознание человека; Исследование сложных случаев совести;

2. Человек в экстремальной психологической ситуации; Анализ души человека-одиночки;

3. Анализ души героя с точки зрения извечной борьбы в ней добра и зла как противоположность начал;

4. Особый драматизм и напряженность романов Достоевского – романы-трагедии;

Специфика поэзии Цветаевой

Цветаева Марина Ивановна [26 сентября (9 октября) 1892, Москва - 31 августа 1941, Елабуга], русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.. Родилась в Москве.

Сборники стихов

ñ1910 — «Вечерний альбом»

ñ1912 — «Волшебный фонарь», вторая книга стихов,

ñ1913 — «Из двух книг»,

ñ«Юношеские стихи», 1913—1915.

ñ1922 — «Стихи к Блоку» (1916—1921)

ñ1922 — «Конец Казановы»,

ñ1920 — «Царь-девица»

ñ1921 — «Вёрсты»

ñ1921 — «Лебединый стан»

ñ1922 — «Разлука»

ñ1923 — «Ремесло»

ñ1923 — «Психея. Романтика»

ñ1924 — «Молодец»

ñ1928 — «После России»

ñсборник 1940 года

 

Основные черты поэзии:

1.Основные темы творчества:

-Россия (подтема Москва)

-т.творчества

-жизни и смерти

-любви и разлуки

-т.рока

2.Специфическое осмысление темы любви.

Любовь — стихия, л.- в наивысшем накале — страсть. Рядом с темой любви часто тема разлуки. Это обусловлено спецификой лирической героини.

3.Специфика л.г.:

-л.г.- всегда сильная личность. л.г.- это целый огромный мир сравниться с которым не может ни один возлюбленный. Если он равносущ ей, то за этим следует разлука. Два огромных, независимых мира не могут сосуществовать. Отсюда трагические ноты. Отсюда тема одиночества. Но и в разлуке л.г. Остается сильной и непобежденной.

-л.г. Раздираемая стихаями, страстями к которым относится не только любовь, но и страсть к жизни. Необычаянная страстность к жизни — важная характеристика л.г Цв.

Персонажи: циганка, бродяга, вор, поэт, бродячий скрипач, самозванка, психея. Цв. Словно примеряется к различным судьбам, но с темой жизни идет тема смерти.

Геральдикой нередко выступает рябина, пылающая и горькая как и ее судьба.

4.Поэзия — стихия вдохновения, творческого взлета, поэзия - стихия, страсть. (Нередко ключевым выступает образ огня). Теме поэта и поэзии посвященны: циклы «Ахматовой», «Стихи к Блоку», «Поэт», «Маяковскому», «Стихи к Пушкину», проза «Мой Пушкин»

5.Антонимичность. Структуро образующую роль выполняет антитеза. «Две песни».

6.Композиционное своебразие стихов — концовка пуант.

7.Неповторимый цветаевский ритмико-интонационыый строй. Экспрессия передается глаголами, которые передают не сколько внешнюю,сколько внутреннюю динамику, а также безглагольными лексическими конструкциями.

8.Переживания изображаются сразу с наивысшей точки накала. Экспрессивность передается восклицаниями (!!!!!!).

9.Огромную роль играют логичные паузные тире, которые часто с точки зрения русского языка там не нужны. Тире почти в каждой строке.

Зверю — берлога,

Страннику — дорога,

Мертвому — дроги.

Каждому — свое.

Женщине — лукавить,

Царю — править,

Мне — славить

Имя твое.

10.Огромную роль играет строчный и строфический анжамбеман (перенос)

В мире, где всяк
Сгорблен и взмылен,
Знаю — один
Мне равносилен.

В мире, где столь
Многого хощем,
Знаю — один
Мне равномощен.

11.Огромную роль играют различного рода повторы: анафоры, эпифоры, стыки, кольцо.

Образы Мастера и Маргариты

С данными образами связаны такие темы как роль и призвание художника в обществе, его взаимодействие с властью, тема морального выбора и ответственности за него, тема силы любви.

Мастер – один из главных героев романа. Он остаётся безымянным, поскольку ни его имени, ни его фамилии Булгаков не упоминает. Мастер – это тот человек, который потерял своё имя. Но он называет себя мастером с точки зрения высокопрофессионального специалиста (с оттенком особенной миссии – дописать роман о Понтии Пилате).

Историк по специальности, мастер работал в одном из московских музеев, был женат. Выиграв в лотерее 100 тыс. рублей, он покинул службу и, поселивши в двухкомнатной квартире, начал писать роман. В этот период он встретил Маргариту, в которую влюбился сразу же, с первого взгляда. Мастер пытается опубликовать свой роман, но ему это не удаётся. Его преследуют критики Латунский и Лавров.

Тем временем Мастер знакомится с журналистом, который наывает себя Алозием Могаричем, который выдаёт себя за ценителя его творчества, но на самом деле, хочет получить квартиру Мастера. Он пишет клевету на М. в следственные органы, поле чего М. попадает под арест. После освобождения, морально сломан, на грани безумия, он сам приходит в психиатрическую больницу доктора Стравинского, где от Ивана Бездомного и узнаёт о появлении в Москве дьявола. Там и находится М. к моменту, пока его не освободила Маргарита.

С образом Мастера связаны темы справедливости и ответственности, взаимодействие личности и власти, призвание художника. Роман, который пишет М. не типичный для тогдашней литературы, а именно нежелание подчинятся канонам и правилам социалистического реализма. Именно по этим причинам он и вызывает такое неприятие критиков. Свой роман Мастер считал своеобразной священной миссией, метаисторическим заданием. Решением этого задания является устранить историческую несправедливость к судьбе Пилата, с другой стороны символично возобновить и те ценности морального и духовного порядка, которые служат указателем на пути человеческой цивилизации, залогом осмысленности и умственной целенаправленности его исторического развития. Главные ценности, которыми руководствуется Мастер в своём романе – это законы истины, справедливости и добра.

Образ Маргариты. Главная героиня романа. Она замужем. Её муж занимает высокопоставленную должность, по этому, в жизни Маргарита всем обеспечена. Но она не любит своего мужа. Чувства одиночества и пустоты толкают её на самоубийство. Спасением для неё является встреча с Мастером. Они встретились совершенно случайно на улице и полюбили друг друга. Маргарита в восторге от романа, который пишет Мастер, она заботится о его судьбе, переживает его депрессию и пытается уберечь от судьбы, но ей не удаётся.

После внезапного исчезновения Мастера, жизнь для Маргариты утратила всякий смысл. Но всё меняется, после того, как Маргарита встречается с нечистой силой. По приказу Воланда, Азазалло передаёт ей крем, который делает её невидимой и способной летать. Маргарита становится главной участницей ведьмовского шабаша, а потом – главной персоной бала, который устраивает Воланд.

Любовь Маргариты становится спасением для Мастера. Она выводит его из состояния глубокого духовного унынья, возвращает его к жизни. Правда, ради этого Маргарита вынуждена была пожертвовать моральными принципами, которые запрещают человеку выполнять волю дьявола, и стать хоть на некоторое время ведьмой. Из за этого, как и Мастер, она лишена в финале романа «святости».

Образ Воланда. Наиболее распространённой в булгаковедении является мысль о Воланде как носителе добра и зла. Это мнение закрепилось сразу же после публикации «М.и М.». Эпиграф: «…так кто же ты наконец? – Я часть той силы, кто вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Появляется «дух зла» именно тогда, когда концентрация людского зла на земле достигла наивысшего предела, когда попрана истина, справедливость, свобода творчества, а царствуют «наитягчайшие», с точки зрения Булгакова, человеческие пороки: ложь (Берлиоз, Бенгальский, Лиходеев, Варенуха), предательство (барон Майгель, Алоизель Могарыч, Римский), алчность (сцена в московском Варьете), трусость (почти все персонажи Москвы 30-х голов испытывают страх).

Среди ученых распространено мнение, что Воланд – вершитель справедливости: наказывая пороки, он тем самым восстанавливает справедливость.

Образ Иешуа воспринимается в соотношении с образом евангельского Христа, хоть и Булгаков не ставит между ними прямого знака равенства, и это справедливо, поскольку Булгаковский Иешуа изображён не как Бог, а как человек, хотя, возможно не совсем обычный. Подобно ко Христу, Иешуа – молодой странствующий философ, который пришел к Ерусалиму з целью проповедовать своё учение. Как и реального Христа, его арестует иудейская полиция, и отдают в руки римскому прокуратору Понтию Пилату, который выносит ему смертный приговор. После этого Иешуа мучительно убивают, и он воскресает.

Образ Понтия Пилата более детализирован и психологически развёрнут, чем образ Иешуа. Его биографические реалии практически полностью совпадают с библейными. Он предспавитель власти императорского Рима.

Кот Бегемот

Персонаж свиты Сатаны, шутливый и беспокойный дух, предстающий то в образе гигантского кота, ходящего на задних лапах, то в виде полного гражданина, физиономией смахивающего на кота. Прототипом этого персонажа является одноимённый демон Бегемот, демон чревоугодия и распутства, умевший принимать формы многих крупных животных. В своём истинном облике Бегемот оказывается худеньким юношей, демоном-пажом.

Гелла
Ведьма и вампир из свиты Сатаны, смущавшая всех его посетителей (из числа людей) привычкой не носить на себе практически ничего. Красоту её тела портит только шрам на шее. В свите Воланда играет роль горничной. Воланд, рекомендуя Геллу Маргарите, говорит, что нет той услуги, что она не смогла бы оказать.
Михаил Александрович Берлиоз

Председатель МАССОЛИТа — литератор, начитанный, образованный и скептически относящийся ко всему человек. Проживал в «нехорошей квартире» на Садовой, 302-бис, куда позже на время пребывания в Москве поселился Воланд. Погиб, не поверив предсказанию Воланда о своей внезапной смерти, сделанному незадолго до неё. На балу Сатаны его дальнейшая судьба была определена Воландом по теории, согласно которой каждому будет дано по вере его…. Берлиоз предстает перед нами на балу в образе собственной отрезанной головы. В дальнейшем голова была превращена в чашу в виде черепа на золотой ноге, с изумрудными глазами и жемчужными зубами….крышка черепа была откинута на шарнире. В этой-то чаше дух Берлиоза и обрел небытие.

Иван Николаевич Бездомный

Поэт, член МАССОЛИТа. Настоящая фамилия — Понырев. Написал антирелигиозную поэму, один из первых героев (наряду с Берлиозом), встретившихся с Коровьевым и Воландом. Попал в клинику для душевнобольных, также первый познакомился с Мастером. Потом излечился, перестал заниматься поэзией и стал профессором Института истории и философии.

Степан Богданович Лиходеев

Директор театра Варьете, сосед Берлиоза, также проживающий в «нехорошей квартире» на Садовой. Бездельник, бабник и пьяница. За «служебное несоответствие» был телепортирован в Ялту приспешниками Воланда.

Иван Савельевич Варенуха

Администратор театра Варьете. Попал в лапы к шайке Воланда, когда нёс в НКВД распечатку переписки с попавшим в Ялту Лиходеевым. В наказание за «ложь и хамство по телефону», был превращён Геллой в вампира-наводчика. После бала был превращён обратно в человека и отпущен. По завершении всех событий, описанных в романе, Варенуха стал более добродушным, вежливым и честным человеком.

 

 

Поняття про міф, міфологію.

Міф – це витвір колективної фантазії, який відображає погляд давньої людини на світ. Його основа - особливий, міфологічний світогляд давньої людини, яка не виділяла себе з світу природи.

Міф – це розповідь про надприродних істот, які беруть участь у творенні світу, що пояснює походження Всесвіту та його елементів. Давня людина вірила в міфи. Сукупність міфів називають міфологією. Цей термін має ще два значення:

-система вірувань та обрядів;

-наука, що вивчає міфологічний світогляд давньої людини та міфи.

Герої міфів - надприродні істоти. Це духи, першопредки, деміурги, культурні герої, трікстери, боги. Деміурги (майстри) творили елементи Всесвіту людей. Культурні герої добували вогонь, вчили ремеслам, землеробству, виготовляли знаряддя праці. Герої (діти богів і людей),маючи незвичайну силу, захищали людей від чудовиськ, а боги керували головними природними стихіями та найважливішими сферами життя (ремеслами, сім’єю, війною, мистецтвом).

Міфи були явищем сакральним (священним), доступним лише обраним.

Міфічний час – це “початковий”, ”перший” сакральний час, це час творення, коли все з’являється вперше, коли відсутні кордони між світом богів, світом людей, світом мертвих, коли можливі шлюби між богами і людьми.

Міф був тісно пов’язаний з обрядом, “переживався”, “зображувався”, “відтворювався” в ньому. Розігрування міфів називають містеріями.

Образ Робінзона Крузо.

Уся будова мислення Робінзона характерна для британського буржуа початку 18 ст. Жага до збагачення спонукає його займатись і плантаторством і работоргівлею. Він практичний і ощадливий, старанно накопичує матеріальні цінності. До природи Робінзон також відноситься як власник: екзотичний куточок землі, на який він, за збігом обставин, потрапив, герой Д.Дефо описує як дбайливий хазяїн, котрий складає реєстр свого майна. Навіть свої стосунки з Богом Робінзон будує за принципами ділової домовленості. Як це і личить буржуа-пуританину, він охоче звертається до Біблії, а в скрутні хвилини апелює до Бога.

Але потім, зваживши всі „за” і „проти” все ж таки покладається на досвід і здоровий глузд. Практичний ставлення до життя увесь час домінує над містицизмом. Зображуючи стосунки Робінзона і П’ятниці Д.Дефо намагається підкреслити благородну цивілізаторську місію англійської буржуазії. Володіння розумом, вважає Робінзон, дає йому право на певне місіонерство, і він намагається прищепити „дитині природи” свою релігійність. На думку Робінзона, вірування і звичаї дикуна не відповідають європейському критерію здорового глузду. Він переконаний, що сама природа надає йому право зробити П’ятницю своїм слугою, хоча обидва вони опиняються на острові в однаково відчайдушному становищі. Але сою „місію” Робінзон виконує вкрай гуманно, на відміну від європейських колонізаторів і работоргівців які в ті часи діяли прямо протилежними, варварськими методами.

Спосіб життя і мислення Робінзона характеризує його як типового буржуа, хоча він і живе далеко від цивілізації. Автор обґрунтовує самою природою певні важливі складові буржуазного життя. Це природний розум, який допомагає герою приймати бездоганно правильні рішення. Це природна релігійність, яка допомагає йому без посередництва церкви виконувати свій важкий обов’язок щоденної праці. Це природне право, за яким Робінзонові належить весь острів на тій підставі, що він вклав у нього свою працю.

 

Поэтика романтизма

Мотив отчуждения: сиротство в мире, одиночество, отчуждение, бегство;

Портрет героя нормативен: глаза черные или голубые (привлекают внимание), взгляд, который свидетельствует о внутр. Богатстве человека, высокий лоб, возможны морщины, черные волосы до плеч.

Появлению героя всегда предшествует развёрнутый авторский вопрос, который создаёт атмосферу таинственности

 

Билет№1.

Особенности фольклора и его жанровая система

Фольклор – народная мудрость. Изучением фольклора занимается фольклористика. Фольклор совмещает в себе разные виды искусств (музыка, языческие и христианские обряды и традиции). Ядром фольклора является слово. Фольклор - явление, а не искусство, он совмещает в себе искусства. И прежде всего это синтетическое явление. На момент образования фольклора следует отнести синкретизм (взаимно; проникновение; слитность; связность.) Одно из важнейших качеств фольклора – устный характер его бытования. Жанр фольклора умирает, когда его творчество перестаёт передаваться из уст в уста. В фольклористике широко развита вариативность (каждый, услышавший информацию, передаёт её по-своему.). Традиционность в фольклоре – правила, рамки, которые надо обязательно соблюдать. Контаминация – слияние нескольких сюжетов в один. Фольклор отражает народную позицию, воспитание, мораль, мировоззрение.

Жанровая система русского фольклора:

а)1.обрядовая поэзия. Выделяются обрядовые комплексы, связанные с календарным циклом и хозяйственно-земледельческой деятельностью человека.

2.обрядовые комплексы, связанные с жизнью человека (бытовые) - рождение, именование, инициация, свадебный обряд, похороны.

3.Обрядовые комплексы, связанные с физическим, моральным состоянием человека и со всем, что живёт в его доме (заговоры).

б) 1 - Необрядовая поэзия. Эпос (былина, сказка, баллада) и несказочные (легенда, предание, быль, духовные стихи). Лирика (лирическая песня). Драма(народная драма): зазывание балагенных дедов, театр Петрушки.

в) Малые фольклора жанры (частушка, пословица, колыбельная, поговорки, потешки).

1 - Детский фольклор (загадки, дразнилки, потешки и др.);

2 - Пословицы + поговорки;

3 - Загадки;

4 - Частушки.

Билет №2. «Недоросль» — комедия Дениса Ивановича Фонвизина.

Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нем: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.

Недоросль — молодой дворянин, не получивший письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т.н. венечных памятей - документов.

Одной из важных проблем комедии Фонвизина «Недоросль» является проблема воспитания. Эта всегда волновала Фонвизина. Он неутомимо ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны.ющих вступление в брак. О воспитании в пьесе говорят все - начиная госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. Фонвизин показывает столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального (Простакова, Скотинин, Митрофан) и передового, просветительского (Стародум, Правдин, Милон, Софья).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.099 с.)