Билет №11 Изображение народной жизни в «Записках охотника» И.С. Тургенева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №11 Изображение народной жизни в «Записках охотника» И.С. Тургенева



Читателей поразило новаторство Т. в исользовании прозаического жизненного материала для создания нового образа людей, которого прежде в лит. не было: образ крестьянина-прагматика (Хорь) и романтика (Калиныч). С этого момента начинается колоссальная слова Т. «Записки охотника» были главным делом жизни Т. с 1847 по 1852 г.

В 1852 году “Записки охотника” И. С. Тургенева вышли отдельным изданием и сразу же обратили на себя внимание.

Значение и достоинство “Записок охотника” прежде всего в том, что Тургенев “сумел в эпоху крепостничества осветить крестьянскую жизнь и оттенить ее поэтические стороны”, в том, что он находил в русском народе “больше доброго, чем дурного”. Да, Тургенев умел видеть красоту души мужика, и именно эта красота была главным аргументом писателя против безобразия крепостничества. Тургенев не поэтизировал мужика, не приукрашивал его жизнь, он писал правду о нем. И в этой-то правде, покоившейся на глубокой убежденности писателя в том, что “в русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития”, и была главная убеждающая сила его произведений.

Можно сказать, что “Записки охотника” открыли перед русским читателем новый мир — мир крестьянский. Тургенев, несомненно, продолжает традиции Н.В. Гоголя, который в своей бессмертной поэме “Мертвые души” показал не только Россию Чичиковых, Маниловых, Плюшкиных, но и Россию народную. Вспомним, например, каретника Михеева, плотника Степана Пробку, убежавшего на волю Абакума Фырова и многих других. Но у Тургенева мужики предстают не как мертвые, а как живые души, подлинная опора нации; они резко противостоят миру господ. Иван Сергеевич с большой теплотой описывает крестьян, придерживаясь своего главного принципа — достоверности изображения. Он часто рисовал с натуры, его образы имели реальные прототипы. И этот подчеркнутый натурализм делает рассказы Тургенева особенно ценными и интересными для нас.

Рассказ “Хорь и Калиныч” начинается с пространного авторского рассуждения о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Кажется, уже в самом начале рассказа писатель хочет проникнуть в тайну народного русского характера. Тургенев специально сопоставляет два психологических типа: рассудительного, практичного Хоря и мечтательного, поэтичного Калиныча. Это как бы две стороны одной медали, две составляющие части единого русского характера. И внешне и внутренне герои Тургенева очень разные люди. Хорь — “лысый, низкого роста, плечистый и плотный. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос”.
Хорь был человек практический, рационалист. Он “понимал действительность, то есть обстроился, накопил денжонку, ладил с барином”. Он говорил мало, многое разумел про себя. У Хоря большое семейство, покорное и единодушное: жена, шесть сыновей, снохи. Хорь как бы олицетворяет прозу жизни, самую ее основу.

Совсем другой человек Калиныч. Это натура мечтательная, восторженная, романтическая. “Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно напевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны”. У него нет семьи, почти нет своего хозяйства. Но зато у Калиныча были таланты, которые признавал сам Хорь: Калиныч умел заговаривать кровь, испуг, бешенство, у него была легкая рука. Калиныч олицетворяет собой как бы поэзию жизни. Он ближе к природе, чем Хорь: к своему другу Калиныч приходит с пучком земляники, как “посол природы”. Хорь лучше понимал людей, Калиныч — природу. Но эта разность не мешала их искренней, преданной дружбе: “они составляют единство, имя которому — человечество”. Можно сказать, что в этом рассказе Тургенева крестьяне выступают как носители лучших черт русского национального характера. Автор любуется своими героями, гордится ими.

Интересно в этом рассказе также то, что Тургенев в нем вступает в спор со славянофилами, которые утверждали, что реформы Петра Первого оторвали Россию от исконной русской народности и что главная добродетель русского народа — послушание и смирение. В рассказе же оказывается, что Хорь и Петр Первый — родственные души. Из разговоров с Хорем автор вынес убеждение, что “Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что не прочь и поломать себя; он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед”. Именно таков был характер Хоря. Ярко и живо рисует писатель народные образы в одном, может быть, из самых проникновеннейших рассказов — “Певцы”. Поражает образ народного певца Яшки Турка, который “пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким. Русская, правдивая, широкая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны”. Не красивость, а именно красота, живое слияние души исполнителя и души народа-творца в единый творческий порыв,— такая красота потрясает самые основания сознания и сердца, рождает в человеке цепь, соединяющую начала и концы; восстанавливает правду, глубинную правду о русском человеке.

Великая правда о бедственном положении русского народа, прославление его жизнелюбия и талантливости, всего того, что составляло, по мнению Тургенева, русский народный характер, нашли свое отражение в “Записках охотника”.

 

Билет №12.» Преступление и наказание» Достоевского как философский и психологический роман.

Ср. 60-ых гг. в период дикого капитализма в Петербурге и поведение людей: кто-то пьет, кто-то грабит, а кто-то берет на себя ответственность за изменение.

«Тварь я дрожащая иль право имею пролить кровь по совести» - совершить убийство и сохранить чистоту совести (революц. терроризм)

Раскол. – положительный герой во всем, кроме своей теории, один из лучших представителей молодого поколения, разночинец, учится на юрфаке.

Он проверяет себя кровью, насколько он может соответствовать тому, что он сверхчеловек. Теорет. его идея безукоризненна, но практически она не приносит наслаждения. Но Д.заставляет героя убить и сестру старухи, которую он изначально хотел спасти = любая террор. идея изначально обречена.

Д. показал мир, несовершенный, уродливый, который требует от Раск. решительных, активных действий, именно потому, что Раск. – благородный чел., но характер этих действий полностью определ. психотипом Раск.

История Раск. – это история саморазрушения во имя ложной идеи.

Карякин «Достоевский и канун ХХІ века»:

· «Раскольников видит в своей теории двух разрядов величайшее открытие и – не видит, что на деле он лишь присоединяется вековой логике ненавистного ему мира…»

· «Теория двух разрядов – даже не обоснование преступления. Она сама есть преступление, т.к. решает в сущности один вопрос – кому жить, кому не жить».

· «А ну как другой Раскольников сочтет нашего вошью? А того – другой Раскольников? А если кто-нибудь другой, тоже исповедующий теорию двух разрядов, решит, что ему для самопроверки необходимо убить мать Раскольникова, или сестру? Как к этому Родион Романович отнесется? Обрадуется? А если не обрадуется? Опять непоследовательность получается?

· А случись на месте Лизаветы мать, сестра? Убил бы? Или для родственников все-таки исключение? А для детей? Но тогда ведь и треснет вся монолитность теории – мнимая монолитность бесчеловечной теории».

"Преступление и наказание" как роман

философский психологический
1. Вечная загадка жизни – смешения в ней добра и зла как основной мотив романа; 2. Вечный спор добра и зла в душе каждого человека; 3. В центре внимания человек идеи; 4. Идея сверхчеловека и размещение «крови по совести» 5. Полифония* 6. Единение философских, моральных, социальных, психологических проблем в романе. 1. Автор сосредоточен на внутреннем мире героев; 2. В центре внимания человек-одиночка; 3. Человек в экстремальной ситуации (в тупике); 4. Гипертрофированный индивидуализм Раскольникова; 5. Конфликт теории с нравственным чувством; 6. Глубокое проникновение в душевные процессы, которые максимально обострены; 7. Анализ подсознания (сны Раскольникова); 8. Внутренний мир тесно связан с внешними обстоятельствами.

* Полифония: «Внутренняя интеллектуальная жизнь разных, в том числе противоположных по умственному складу героев настроена у Достоевского по одному камертону, обращена к одним и тем же объективным и универсальным философским проблемам действительности, образующим общую художественную тему, которая проводиться автором через различные голоса, многообразно преломляясь в них».

Формы проявления полифонии:

- наличие героя-идеолога; Диалог автора и героя; внутренний диалог героя; столкновение мировоззренческих позиций.

Своеобразие реализма Ф. Достоевского

1. На первом плане – человек идеи, и главное внимание уделяется развертыванию, обоснованию и проверка идеи в столкновении с другими идеями; Исследование действительности, проникающей в сознание человека; Исследование сложных случаев совести;

2. Человек в экстремальной психологической ситуации; Анализ души человека-одиночки;

3. Анализ души героя с точки зрения извечной борьбы в ней добра и зла как противоположность начал;

4. Особый драматизм и напряженность романов Достоевского – романы-трагедии;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.20.141 (0.02 с.)