Основные тенденции развития Русской прозы конца хіх-начала ХХ вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции развития Русской прозы конца хіх-начала ХХ вв.



ХІХ(80-е гг) – 20-е гг ХХ

-кризисная переходная эпоха

-вопросов больше, чем ответов

-порождают новое направление в искусстве (модернизм – представлено в поэзии)

-переоценка духовных ценностей

-невероятные успехи точных и естественных наук, которые меняют картину мира

-формулируется теория относительности

-желание соединить научную теорию и религию

3 стадии: тезис, антитезис, синтез.

-смена ориентиров

-обращение к этике вечных ценностей.

Реализм рубежа веков.

В литературе XIX века главенствующую роль играл реализм – художественный метод, для которого характерно стремление к непосредственной достоверности изображения, созданию как можно более правдивого образа действительности. Реализм предполагает подробное и четкое описание лиц и предметов, изображение определенного реального места действия, воспроизведение особенностей быта и нравов.

Представители: Толстой – определяет собой нравственные параметры, Чехов – синтетический, неклассический реализм, Бунин, Куприн, Горький, Шмелев, Б.Зайцев, Е.Чириков, молодой Булгаков (цикл «Записки юного врача»).

Главная цель – просветительская (средствами реалистического искусства они стремились возбуждать в читателях общечеловеческие нравственные стремления, учить добру и справедливости).

В это же время в обществе стали распространяться настроения, получившие название декадентства (от франц. decadence - разложение): безнадежность, ощущение упадка, тоски, предчувствие конца, любование красотой увядания и смерти. Эти настроения оказали большое влияние на многих поэтов и прозаиков.

Влияние декадентства заметно в творчестве писателя Леонида Андреева, в реалистических произведениях которого все сильнее и сильнее стали звучать пессимистические мотивы, неверие в разум человека, в возможность переустройства жизни к лучшему, опровержение всего, на что надеются и во что верят люди.

На рубеже веков переживала свой взлет также и сатирическая литература. В 1900-е годы в России издавалось более 250 одних только сатирических журналов – разумеется, это были издания далеко не равноценные, отличающиеся друг от друга как политической направленностью, так и литературно-художественными достоинствами. На этом фоне выделялся журнал «Сатирикон» (первый номер вышел в 1908 году), который стал действительно явлением в литературной жизни России. Смелая политическая сатира, обличение лжи и пошлости в общественной жизни страны соседствовали в журнале с безобидной юмористикой. В разное время в журнале сотрудничали такие авторы, как Аркадий Аверченко, Саша Черный, Тэффи.

Билет №17 Тема вечной Женственности в лирике Блока.

Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок 1880 1921,

С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом “Стихи о Прекрасной Даме” во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты. Романтический по своему характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Со временем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной подруги — падшего ангела — Незнакомки.

Образ Вечной Женственности в поэзии А.А. Блока.

Данный образ следует искать в стихотворениях цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Именно образ Прекрасной Дамы и является олицетворением вечной женственности, красоты, гармонии. Автор рисует идеал женщины, который принимает внеземные, сверхчувственные формы, становится символом высшего воплощения совершенства:

«О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты».

Свою героиню А.А. Блок рассматривает с трёх различных позиций: повседневной, религиозной и космической. «Стихи о Прекрасной даме» почти никак не связаны с реальной жизнью. Вследствие этого, главный образ, к которому обращены все мечты поэта, не имеет конкретного имени. Точнее сказать, имен у героини великое множество: дочь света, Таинственная дева, Вечная Любовь, Владычица Вселенной, Святая, Светлая, Ясная, Тихая, Певчая, Вечная Жена.

А.А. Блок верит, что, встретив Прекрасную Даму, жизнь кардинально изменится в лучшую сторону. Надежда никогда не покидает его, даже спустя несколько лет он не разочаровался в образе Вечной Женственности:

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя».

С данным образом мы встречаемся также в стихотворении «Незнакомка». В этом произведении автор использует тезу и антитезу. Проще говоря, реальный опошленный мир противопоставляется видению, мечте, фантазии. Мир мечты для А.А. Блока – это идеальный, гармоничный мир. Образ Незнакомки это не просто образ Вечной Женственности и красоты, это символ добра, света, духовного начала всего живого на земле. Описание Незнакомки веет таинственность, загадочностью:

«Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне».

Данным стихотворением А.А. Блок стремился показать, что истинная мечта продолжает жить в душе человека, независимо от окружающего мира. Наверное, вся жизнь поэта заключалась в поиске призрачной Прекрасной Дамы, в стремлении приклониться перед Вечным Идеалом.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что образ Вечной Женственности – это нечто неземное, космическое, возвышенное. Лишь немногим удается прикоснуться к нему, ощутить великую силу красоты и добра.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.235.247 (0.005 с.)