Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет№5. Роман А. С. Пушкина «евгений онегин»как энциклопедия Русской жизни»
«Евгений Онегин» А.Пушкина открыл новую эпоху в развитии русской литературе как первый русский реалистический общественно-бытовой и психологический роман. 1. Новаторство романа: · изображение широкого потока жизни «со всей ее прозой и пошлостью»; · роман написан в стихах (когда, по словам В.Белинского, «не было ни одного порядочного романа в прозе»); · в центре внимания обычная жизнь обычных людей (отказ от всего эффектного и нарочитого): 2. Не муки тайные злодейства 3. Я грозно вам перескажу, 4. Преданья русского семейства… · В этой обычной, будничной жизни Пушкин сумел увидеть человеческие страсти, характеры, прекрасные чувства. · Необычна форма свободного романа, где повествование о жизни героев переплетается с авторскими лирическими отступлениями, разнообразными по тематике (о жизни и смерти, о любви и дружбе, о свободе, о природе, о литературе, о театре, об искусстве, торговле и др.) Простота сюжета «Евгения Онегина» связана с перенесением действия с внешней событийной стороны на разработку человеческих характеров, внутреннего мира героев. · Впервые был создан тип социально-психологического романа, в котором действительность изображалась на основе художественных принципов реализма: · в центре внимания не отдельные драматические эпизоды (как в романтическом произведении), а вся история жизни героя; · характер героя раскрывается в развитии; · характер детерминирован окружающей средой; · характер являет сумму противоречий, происходит преодоление односторонности, так как Пушкин, по словам В.Белинского, «рисовал не чудовищ, а людей». · роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» 20-х гг. XIX века раскрывается прежде всего через проблематику произведения и его основные темы: процесс пробуждения личности и ее взаимопонимания с обществом, современная Пушкину русского жизнь в социальном и бытовом срезе, духовный мир и моральные ценности молодого поколения дворян, проблемы любви, семейных отношений, воспитания, образования и т. д. Личность и душа самого П. в лирических отступлениях, описание причесок, традиций, обычаев, поведения людей той эпохи, 4 времен года, деталей быта, Петербурга, деревни. · Все эти проблемы раскрываются через характеры главных героев романа-- Евгения Онегина, Владимира Ленского и Татьяны Лариной. В то же время каждый из героев – это отдельный мир, это субъективная жизненная позиция, это индивидуальная судьба.
5. Евгений Онегин сначала задумывался Пушкиным чем-то вроде байроновского Дон-Жуана. Однако очень скоро стало понятно, что из Онегина получается абсолютно «русское явление». Оказалось, что для «английского сплина» нашлось вполне русское соответствие, именуемое «русской хандрой». К тому же и причины для этой хандры были также совершенно русские, прочувствованные молодыми современниками Пушкина и отразившиеся в судьбе Онегина как «лишнего человека». Наиболее важные моменты, реально обусловившие судьбу Онегина: · воспитание и образование на иностранный лад, данное «французом убогим», привело к отрыву от национальных основ, а затем и непониманию проблем современной ему русской действительности; · отсутствие привычки к какому бы то ни было труду усиливало скуку и неудовлетворенность жизнью; · страсть к призрачной свободе (как отголосок романтических идей) оттолкнула его от так сильно полюбившей его Татьяны Лариной; · и в то же время живой ум и способность чувствовать привели его в конечном итоге к состоянию глубокого внутреннего дискомфорта, когда человек уже точно знает, что ему не нужно, и не знает, к чему ему стремиться; · Онегин постепенно превращается в «страдающего атеиста» (В.Белинский). 6. Владимир Ленский, безусловно, оттеняет Онегина, хотя и сам по себе он самостоятельное остаточное явление романтического мира («поклонник Канта и поэт, он из Германии туманной привёз учености плоды, 7. ум пылкий и довольно странный …»). Его романтический идеализм проявляется во всем (и в его поэтическом творчестве, и в отношении к людям, и в понимании любви). Нельзя не признать жестокой и беспочвенной дуэль которая свела Ленского в могилу. Однако и романтические иллюзии Ленского, мешавшие ему развиваться и уводившие его от реальной и подчас жестокой жизни все дальше и дальше, скорее всего не принесли бы ему счастья. 8. Быть может он для блага мира, 9. Иль хоть для славы был рожден:
10. Его умолкнувшая лира 11. Гремучий непрерывный звон 12. В веках поднять могла… 13. А может быть и то: поэта 14. Обыкновенный ждал удел. 15. Прошли бы юношества лета: 16. В нем пыл души бы охладел. 17. Во многом он бы изменился, 18. Расстался б с музами, женился, 19. В деревне, счастлив и рогат, 20. Носил бы стеганый халат; 21. Узнал бы жизнь на самом деле, 22. Подагру б в сорок лет имел 23. Пил, ел, скучал, толстел, хирел, 24. И, наконец, в своей постели 25. Скончался б посреди детей, 26. Плаксивых баб и лекарей. 27. Татьяна Ларина: и милый идеал поэта и «образ первой в русской литературе реальной русской женщины» (В.Белинский). 28. Как реальная женщина она имеет обычное (без романтических затей) русское имя – Татьяна. Она не красавица, у нее спокойный, тихий нрав (в отличие от бушующих вулканом страстей романтических героинь). Она должна подчиняться законам домашнего быта и семейных традиций. На ярмарку невест не хочет ехать не только потому, что видит в этом унижение своего достоинства, но и потому, что у нее платья старого фасона… Привычка к чтению научила ее самостоятельно мыслить и разбираться в людях. Как «милый идеал» поэта, Татьяна искренна, доверчива, чистосердечна, способна на истинную любовь и на сострадание. Ей в высшей мере присуще чувство глубокого женского достоинства. Она может дважды признаться Онегину в любви, однако она из тех, кто в силу своего внутреннего убеждения «никогда не построит своего счастья на несчастии другого человека» (Ф.Достоевский). 29. Историзм романа (в котором в числе его героев, по словам Белинского, нет ни одного исторического лица), позволяет видеть как совершено конкретные реалии времени, так и определить время действия в романе – (1819-1825). 30. Современному читателю совершенно необходимо обращаться к многочисленным комментариям в приложении, сопровождающим роман, чтобы уяснить для себя смысл многих слов, понятий, названий, имен и фамилий действительно давно уже ушедших в историю, но так точно представляющих пушкинское время. Вот только некоторые примеры: 31. Семенова – знаменитая трагическая актриса; 32. Дидло – автор и постановщик балетов; 33. Милльонная – улица в Петербурге, ныне Халтурина; охтенка – жительница Охты, петербургской окраины; «облатки (розовая сохнет)» - бумажные кружочки, которыми заклеивались конверты во времена Пушкина; «Толстого кисть…» - Федор Толстой, известный художник; архивны юноши – шутливое прозвище молодых людей, служивший в министерстве иностранных дел; Собранье – Московское «Благородное собрание», где проводились балы и спектакли; олиргахические беседы - беседы избранного круга общества; Макарьев – имеется в виду ярмарка в городе Макарьеве, где она устраивалась до 1817 года, а позже переместилась в Нижний Новгород; Туманский – поэт В.Туманский (1800-1860), служивший в Одессе вместе с Пушкиным и т.д. 34. Неотъемлемой частью романа является стихия юмора, с помощью которой Пушкин воспринимает противоречивость жизни и ее драматизм, рассказывает о своих героях, делает философские выводы и наблюдения. 35. … любите самого себя, 36. достопочтенный мой читатель 37. …привычка свыше нам дана – 38. замена счастию она. 39. Форма “свободного” романа позволила Пушкину охватить различные стороны жизни русского общества 20-х годов XIX века: петербургское аристократическое общество и московское барство, стоящее рангом ниже, в омуте которых заглушаются прекрасные порывы, гибнут незаурядные натуры. Автор стремится раскрыть сущность дворянского общества, показать его ничтожество, косность, отсталость: А. С. Пушкин изображает простонародную старину, провинциальное дворянство, от взгляда поэта не ускользает ограниченность его интересов: Поэт резко осуждает провинциальное дворянство за самодовольство, эгоизм, невежество, эксплуатацию народа, непрерывную праздность. В романе Пушкиным подняты вопросы воспитания, образования, экономики. На страницах романа поэт размышляет о любви и дружбе, о жизни с ее печалями и радостями, об искусстве, литературе, театре, который Пушкин назвал “волшебным краем”. Глазами поэта мы видим трудовое утро Петербурга: Прекрасен в романе пейзаж, порой он имеет и самостоятельное значение реалистического бытового фона, на котором протекает жизнь героев. Описание осени, зимы, весенние картины очень выразительны: Однако пейзаж и помогает раскрыть характер героя. Картина утренней зари и описание поздней зимы представляют одну из черт характера Тани — любовь к природе: Прекрасные картины сельской природы оказываются необходимыми автору, чтобы показать равнодушие к природе Онегина: Своеобразие в построение романа вносят лирические отступления, в которых поэт высказывает свое личное отношение к событиям и героям. Например, рассказ о юности Онегина сопровождается замечаниями о неполноценности дворянского воспитания и образования. Пушкин подчеркивает свою духовную близость к главным героям (“Онегин — добрый мой приятель”, “Татьяна милый идеал”) и размышляет о любимом роде занятий, литературе, о желании писать в прозе. Иронически высказывается о литературных течениях: классицизме, сентиментализме.
40. Одна из важнейших проблем, которая всегда волновала поэта, — проблема воспитания и образования в дворянских семьях. Образование в России, по мнению поэта, оставляло желать лучшего. Как правило, оно было поверхностным: учи-теля-иностранцы, приглашенные в дом, зачастую сами толком не владели предметом. Естественно, что эти «учителя» не могли привить ребенку ни трудолюбия, ни интереса к национальной культуре, ни дать каких-либо серьезных, основательных знаний.
Устав от светских развлечений, Онегин пытается читать книги, писать, однако из его занятий ничего не выходит: «труд упорный Ему был тошен». Все, что вынес герой из общения с гувернером, — это «великолепные» светские манеры и отличный французский язык. В романе прекрасно владеет французским языком и Татьяна Ларина. Она свободно изъясняется по-французски (на французском написано письмо героини), владея русским гораздо хуже. Татьяна у Пушкина читает сентиментальную и романтическую литературу: Ричардсона, Руссо, Гете, Байрона, Нодье. Однако поэт представляет нашему вниманию не только интеллектуальные запросы молодых людей того времени, но и хозяйственные отношения, сословные. Так, мы узнаем, что отец Онегина «промотал» состояние и жил долгами — после смерти родителя перед Евгением вырос «заимодавцев грозный полк», которым герой был вынужден предоставить свое наследство. Однако Онегин унаследовал «заводы, воды, леса и земли» после смерти дяди. В поместье Евгений ввел «прогрессивные новшества» в управлении хозяйством: «Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил». Пушкин рисует жизнь различных слоев русского общества первой трети XIX века: аристократии Петербурга, московского и провинциального дворянства. Петербургская жизнь тороплива, ярка и пестра, насыщена событиями. Сам ритм ее быстрый, суетливый, ускользающий от человека: Основные занятия столичных дворян — балы, утренние прогулки, обеды в ресторанах, театр. Пушкин подробно описывает модный костюм героя: «панталоны, фрак, жилет», шляпа — «широкий боливар». 41. Интерьер, детали домашней обстановки представлены в описании кабинета Онегина: 42. Молодые люди из дворян нередко были франтами и щеголями, преувеличенно заботясь о своей внешности. Об этом говорит нам наличие духов, большого количества «гребенок» и «пилочек» в кабинете Онегина, его привычка проводить «три часа по крайней мере пред зеркалами». Живописно представлены блюда, которыми славился модный ресторан «Та1оп»: «roast-beef окровавленный» и «трюфли, французской кухни лучший цвет», «лимбургский сыр», «Стразбурга пирог нетленный», «ананас золотой». Посещение театра — одно из любимых занятий петербургской аристократии. В 1817—1820 годах заядлым театралом был и сам Пушкин. Онегин — также «почетный гражданин кулис». Затрагивая театральную тему, Пушкин вспоминает известных драматургов, литераторов: Фонвизина, Княжнина, Озерова, Шаховского. Здесь мы также встречаем упоминание о знаменитом петербургском балетмейстере Дидло, «блистательной, полувоздушной» балерине Истоминой. Так постепенно из всех этих картин начинает вырисовываться образ города — «блестящего» Петербурга, с его яркой, но шумной и суетливой жизнью.
Шумной суете «европейского» Петербурга поэт противопоставляет величавое достоинство «русской», неторопливой Москвы. Пушкинская Москва — «белокаменная», «с крестами золотыми» на старинных главах церквей, с множеством садов, дворцов и колоколен. Москва — хранительница русских традиций, русской культуры и русской славы. Если Петербург следует во всем европейской моде, западному ритму жизни, то ритм жизни Москвы уже иной, неспешный и по-русски размеренный: Пышности и блеску Петербурга автор противопоставляет простоту и патриархальность Москвы, где приняты домашние обеды, где проявление родственных чувств очень естественно. И в самой неизменности этой жизни, основательности русских традиций есть что-то близкое и родное русскому человеку. Поместное, уездное дворянство поэт представляет нам в описании семейства Лариных. Это «простая, русская семья», не слишком интеллектуальная, но открытая, гостеприимная и хлебосольная. Жизнь поместных дворян проста, они верны «привычкам милой старины», православным обрядам, исконным русским традициям. Здесь поэт утверждает простые ценности русской патриархальной жизни: Заметим, что Пушкин изображает в романе различные грани жизни русского дворянства, не касаясь жизни других сословий — купечества, крестьянства. В «Евгении Онегине» часто встречаются упоминания о реальных людях — пушкинских современниках, его друзьях, соратниках. На протяжении всего романа мы встречаем имена Каверина, Чаадаева, Катенина, Вяземского. Все это делает изображение эпохи еще жизненнее и достовернее. Атмосфера времени отразилась и в героях романа как человеческих типах, своеобразных характерах. Онегин — человек, которому многое дано от природы, натура неординарная, глубокая. Это скептик, обладающий резким, «охлажденным» умом, несчастливый, разочарованный в жизни. Ленский, наоборот, — юный восторженный поэт, идеалист и романтик, пылкий и жизнерадостный, сохранивший веру в идеалы: «...Он сердцем милый был невежда». И эти два характера очень реалистичны. «Пылкий, восторженный романтик и охлажденный, просвещенный и разочарованный скептик-байронист — именно эти два типа отношения к действительности были характерны для передовой молодежи того времени», — писал Д. Благой. Ольга — тип обыкновенной, посредственной уездной барышни, не отягощенной глубокими переживаниями и чувствами, но жизнерадостной и добродушной. Счастье для нее — в удачном замужестве, в семье, в достатке, в любви, как она понимает ее. Татьяна — это любимая героиня Пушкина, его «милый идеал». Это натура цельная, сильная, волевая. Ей присущи твердость духа, поэтичность. И, наконец, о мироощущении людей той эпохи, о «духе века». Как точно замечает В. Непомнящий, миропонимание это было навязано России Западом в эпоху Петра I, и суть его состояла в том, что человек был приравнен к Богу. Так произошла подмена многих православных понятий, исконно русских нравственных ценностей. Именно отсюда пошло повсеместное господство индивидуализма, идей вседозволенности. Именно таковым в романе является мировосприятие Онегина, его отношение к людям и жизни.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.025 с.) |