Оценка рентабельности содержания персонала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка рентабельности содержания персонала



Учитывая общий уровень затрат на содержание наемного персонала, банк вынужден достаточно жестко подходить к данной статье текущих расходов, постоянно сопоставляя их с динамикой финансовых результатов. В большинстве случаев специалисты финансовой службы объективно не в состоянии рассчитать рентабельность каждого рабочего места, поэтому ниже предлагается механизм совокупной оценки рентабельности всего персонала кредитной организации.

 

 

· Показатель чистого дохода на одного сотрудника банка:

 

,

где: П - оцениваемый показатель;

Д - чистый доход после вычета налогов;

ЧП - общая численность персонала.

 

 

Показатель определяет средний доход, обеспечиваемый банку каждым “средним” сотрудником и в своей динамике может сигнализировать руководству о необходимости, например, определенного сокращения штатов.

 

· Показатель чистого дохода к поэлементным статьям затрат на персонал:

 

,

где: П - оцениваемый показатель;

Д - чистый доход после вычета налогов;

ЗП - поэлементные затраты на содержание персонала.

 

Показатель имеет реальную аналитическую ценность показывая не общую рентабельность деятельности персонала, а рентабельность конкретных видов затрат по его содержанию (зарплата, обучение, социальная поддержка и т.п.). Здесь, таким образом, четко иллюстрируется взаимосвязь финансового менеджмента с другими направлениями управления банком - в частности трудовыми ресурсами.

 

Наконец, для отдельных рабочих мест, например банковских брокеров, может быть рассчитана и прямая индивидуальная рентабельность их деятельности в расчетном периоде. Для этого используется следующая формула:

 

 

где: - показатель индивидуальной продуктивности;

Д - реальный доход за период (например от игровых операций с ценными бумагами);

З - затраты на оплату труда брокера;

- коэффициент накладных затрат (усредненный по банку и включающий в себя обязательные начисления и сопутствующие расходы).

4.3.5. Управление общей рентабельностью банка включает в себя несколько базовых направлений, по каждому из которых теория финансового менеджмента предлагает несколько альтернативных решений стратегического характера.

а). В первую очередь оно реализуется в рамках его процентной политики, прямо связанной с управлением не только доходами (соответственно, и затратами), но и ликвидностью. Стратегической целью процентной политики выступает определение оптимального на расчетный момент времени диапазона между средним процентом по привлекаемым и размещаемым ресурсам кредитной организации. При этом возможна реализация нескольких концептуальных подходов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Первый подход предполагает максимизацию рассматриваемого диапазона путем, прежде всего, сокращения процентной ставки по привлекаемым ресурсам (увеличение ссудного процента объективно ограничено условиями высококонкурентной среды и ставкой рефинансирования ЦБ). Преимуществом данного подхода является возможность существенного увеличения доходности ссудных операций и, соответственно, массы полученной банком прибыли. Однако для большинства кредитных организаций его использование связано с ухудшением конкурентных позиций на соответствующих сегментах финансового рынка и неизбежным уменьшением объема привлекаемых ресурсов. Поэтому в современных условиях такой подход актуален лишь наиболее авторитетных банков, имидж которых гарантирует сохранение клиентуры, ориентированной прежде всего на надежность своих вложений, а не сверхвысокий доход по ним.

Второй подход предполагает минимизацию рассматриваемого диапазона путем использование сверхконкурентных процентных ставок (в основном по привлекаемым ресурсам). Такой подход объективно способствует увеличению как объема этих ресурсов, так и масштаба совершаемых операций за счет возможности разместить привлеченные ресурсы по более приемлемым для клиентов ценам. Однако он не только сокращает массу пооперационных доходов банка, но и способствует увеличению процентных рисков, связанных с невозможностью рентабельного для банка размещения средств, привлеченных по завышенным процентным ставкам. Таким образом, этот подход достаточно опасно использовать в период сокращения потребностей экономики в кредитных ресурсах, а также при отсутствии у банка необходимого имиджа на обслуживаемом рынке (у большинства потенциальных клиентов сверхвысокий процент по привлекаемым ресурсам может вызвать недоверие к надежности конкретной организации).

Третий подход предполагает гибкое манипулирование процентной ставкой по различным видам привлекаемых ресурсов и временным периодам. Базируясь на эффективной маркетинговой политике, он позволяет обеспечить оптимальное соотношение процентных ставок по привлекаемым и размещаемым ресурсам с учетом текущей конъюнктуры спроса и предложения. В современных условиях зарубежные банки часто используют специальные математические модели, существенно повышающие эффективность и оперативность финансового планирования.

Эффективность процентной политики банка определяется с использованием приведенных выше показателей чистого спрэда и чистой процентной маржи. Кроме того, для ее оценки могут использоваться результаты анализа динамики потерь кредитной организации от так называемых “процентных рисков”, которые специально рассматриваются в п.1.4.4 настоящего подраздела.

 

б). Важным резервом повышения рентабельности банка выступают платные услуги, которые, в отличие от большинства традиционных для банка продуктов, не требуют первоначального привлечения капитала, следовательно, и последующей оплаты его. Таким образом вся сумма полученной выручки за вычетом установленных налогов и прямых затрат по их оказанию образует чистый доход банка, обеспечивая уникально высокий уровень рентабельности рассматриваемого типа операций.

Типовая структура платных услуг как объекта управления:

 

· трастовые услуги;

· аудиторские услуги;

· информационное обеспечение клиентов;

· юридические услуги;

· подбор партнеров по хозяйственным операциям клиента и др.

 

Высокая степень доходности платных услуг стимулирует банки к освоению нового для них продукта. Однако с позиции финансового менеджмента этот процесс требует столь же ответственного подхода, как и любая другая операция. Основной вопрос связан с окупаемостью той или иной услуги, что определятся факторами, прежде всего, маркетингового характера. В зарубежных условиях основным препятствием выступает перенасыщенность соответствующего рынка, прежде всего из-за конкуренции со стороны фирм, изначально специализированных на этих услугах (трастовых, юридических, посреднических и т.п.). В отечественных же условиях в большинстве регионов на подобные услуги пока отсутствует платежеспособный спрос. В силу этого кредитная организация, осваивающая новый для нее рынок, должна внимательно проработать не только коммерческие, но и чисто финансовые аспекты, в том числе - управленческого характера.

Состав затрат, связанных с оказанием платных услуг:

Предварительные затраты:

· маркетингового характера (изучение рынка, формирование конкурентной стратегии, предварительная реклама и т.п.);

· кадрового характера (подготовка специалистов соответствующего профиля);

· информационного характера (приобретение информации коммерческого и технологического характера, формирование первичной базы данных);

· технического характера (помещения, оргтехника, иные основные средства).

 

Эксплуатационные затраты:

· заработная плата и иные выплаты персоналу;

· амортизация основных средств;

· текущие коммерческие расходы.

Порядок расчета базовой себестоимости платных услуг:

 

· определение основной технологии оказания услуги и ее изменения в зависимости от масштаба или индивидуальных требований потребителя (например, технология аудиторской проверки торгового предприятия малого бизнеса);

· определение базовой трудоемкости услуги (число задействованных специалистов, их зарплата в пересчете на часовые ставки, начисления, объём плановых трудозатрат);

· определение накладных затрат (по стандартным для конкретного банка коэффициентам, включая налоговые платежи);

· определение других прямых и накладных затрат по данной услуге;

· определение общей себестоимости и ее диапазона в зависимости от возможных вариантов обслуживания заказчика.

Концептуальные подходы к ценообразованию:

· затратный подход к определению стоимости услуг (определенная ранее себестоимости плюс плановая прибыль по данной услуге);

· подход, связанный с оплатой в форме фиксированного процента от экономического эффекта, фактически полученного потребителем услуг.

Расчёт сроков окупаемости конкретного вида услуг осуществляется по формуле:

где: - срок окупаемости затрат по внедрению услуги;

- чистая прибыль на единицу данного вида услуг;

- плановый объём сбыта услуг в течение года;

- сумма предварительных затрат по внедрению услуги.

 

Другие финансовые аспекты управления платными услугами:

 

· определение “порога безубыточности” как минимального объема реализации данного вида услуг, окупающего содержание банком специального подразделение или рабочего места (рассчитывается в случае невозможности оказания подобных услуг параллельно с основной деятельностью конкретного подразделения или специалиста);

· определение возможных направлений использования доходов от платных услуг на основе следующих альтернатив - перечисление в совокупный доход банка, направление на развитие данного направления деятельности, направление в один из собственных оперативных резервов (возможно и сочетание вариантов);

· определение механизма оплаты труда специалистов, оказывающих данные услуги (стандартный порядок, прямой процент от дохода по реализованным услугам, специальные премии и т.п.).

в). На рентабельность банка позитивное влияние могут оказать диллинговые операции на фондовом и валютном рынках. На протяжении всего первого этапа становления двухуровневой банковской системы России (1989-1995гг.) именно этот источник использовался большинством отечественных кредитных организаций для стремительного увеличения собственного капитала. В частности, игровые (спекулятивные) операции на межбанковском валютном рынке вплоть до осеннего кризиса 1994 года были практически беспроигрышны для участников из-за высоких темпов инфляции и несовершенства нормативной базы. В результате в деятельности многих коммерческих банков преобладали не традиционные операции финансового посредничества, а именно спекулятивные операции на рассматриваемых здесь рынках.

По мере стабилизации экономической ситуации, особенно, после обвала рынка ГКО, все более очевидно проявляются традиционная для финансовых институтов прямая зависимость ожидаемой доходности осуществляемых операций и степени возможного риска. Это вынуждает банки снизить свою активность на игровом сегменте фондового и валютного рынка, в большей степени учитывать соответствующий опыт зарубежных кредитных организаций.

Непосредственное управление рассматриваемыми операциями изучается в рамках специальных учебных курсов. Ниже будут определены лишь основные методические требования к использованию данного источника повышения рентабельности банка:

 

· системный характер игровых операций (т.е. использование в качестве постоянного направления деятельности) может практиковаться либо специализированными диллинговыми банками, либо крупными корпоративными организациями, способными выделить на эти цели часть собственных активов, утрата которых не способна будет нанести непоправимого ущерба их ликвидности;

· основным условием высокой доходности диллинговых операций является профессионализм задействованных сотрудников (диллеров банка) и оперативно корректируемая в соответствие с изменяющимися условиями стратегия работы на этих рынках.

Эффективность управления диллинговыми операциями банка определяется с использованием приведенного выше показателяпрочего операционного дохода по суммарным активам. Кроме того, для ее оценки могут использоваться результаты анализа динамики потерь кредитной организации от так называемых “рисков ликвидности”, которые специально рассматриваются в п.4.4 настоящего подраздела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.028 с.)