Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Собенности пространственной ориентации при нарушениях зрения. Основы обучения слепых детей пространственной ориентировке и мобильности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ориентирование и мобильность инвалида по зрению предполагают его умение самостоятельно передвигаться в пространстве, зная собственное местоположение относительно ориентиров на пути и пункта назначения, также перемещаясь безопасно и эстетично. Навыки ориентирования незрячих включают умение воспринимать информацию об окружающем пространстве с помощью сохранных анализаторов, таких как слух, осязание, обоняние, проприоцепция (мышечная чувствительность), вестибулярный аппарат и, если есть, остаточное зрение, умение выбирать ориентиры, составлять мысленную карту пространства, отслеживать средовой поток при передвижении и т. д. Навыки мобильности подразумевают умелое выполнение приемов передвижения с каким-либо средством мобильности (например, с тростью) для сво-
евременного обнаружения препятствий (например, столбов) и изменений уровня пути (например, при подъеме или спуске по лестницам). Для того чтобы безопасно передвигаться и вовремя обнаруживать препятствия и помехи на пути, люди с нарушением зрения используют различные средства и приемы, которые условно можно назвать системами мобильности (В. 3. Денискина). Первая система предполагает передвижение без каких-либо специальных средств. Человек с нарушением зрения может использовать такие техники, как слежение рукой по стене (чтобы не потерять нужное направление движения или найти искомый ориентир вдоль стены), пробы ногой (чтобы вовремя найти лестницу или бордюр), защитные техники рукой (чтобы не наткнуться на возможное препятствие, а заблаговременно обнаружить его рукой) и т. д. Обычно такое передвижение незрячих замедленно, поэтому используется только на небольших расстояниях. Человек с остаточным зрением использует еще и зрительную информацию о препятствиях, дополняя ее тактильными ощущениями рук и ног, а иногда пользуясь только зрительной информацией. Вторая система предполагает передвижение инвалида по зрению с сопровождающим. В этой системе человек с нарушением зрения держится за руку сопровождающего (маленькому ребенку удобнее держать взрослого за запястье, а высокому и/или взрослому удобнее брать его под руку, или придерживаться руки сопровождающего чуть выше локтя). Сопровождающим незрячего и слабовидящего может быть кто-либо из друзей или родственников, а может быть совершенно незнакомый человек, помогающий инвалиду по зрению перейти через дорогу или найти нужный отдел в магазине. Третья система мобильности построена на передвижении с помощью трости. Человек с нарушением зрения использует различные техники и приемы работы ориентировочной тростью («маятник», «скольжение» и др.). Это необходимо, чтобы вовремя обнаружить на пути препятствия, лестницы, спуски, подъемы. Четвертая система мобильности предполагает использование электронных средств передвижения. Такие средства чаще всего построены на использовании ультразвука или инфракрасного излучения и предупреждают незрячего за 5-10 метров о приближении к препятствию или нависающей помехе на пути. При соответствующих тренировках это может значительно повышать безопасность и скорость передвижения. Поскольку большинство таких приборов не распознает спуск вниз (лестницу или бордюр), то чаще всего их используют совместно с тростью. Иногда такой прибор крепится на трость у основания ручки. Другие модели приспособлены для того, чтобы держать их в руке, монтировать в очки или надевать на голову. Пятая система мобильности незрячих предполагает ориентировку и передвижение в пространстве с помощью собаки-проводника. Таких собак дрессируют в течение 4-6 месяцев в специальной школе собак-проводников (в России такая школа одна, она находится в пос. Купавна Балашихинского р-на Московской обл.). Будущие хозяева собак приезжают в эту школу для подбора собаки и специального совместного двухнедельного обучения ориентировке в пространстве. Такая система передвижения очень эффективна, но подходит далеко не всем. Собаку-проводника могут иметь только совершеннолетние люди, ведущие достаточно активный образ жизни, любящие собак и готовые кормить своего поводыря и ухаживать за ним. Кроме того, получить собаку-проводника - дело непростое, несмотря на то, что это средство передвижения включено в федеральный перечень предоставляемых государством инвалиду льгот. Шестая система ориентировки в пространстве и мобильности предполагает использование для ориентировки в пространстве различных оптических средств коррекции. Этой системой могут научиться пользоваться незрячие, имеющие форменное (предметное) остаточное зрение. Для ориентировки в пространстве можно использовать такие оптические средства как монокуляры, бинокли, подзорные трубы. С их помощью можно провести осмотр местности, составить о ней определенное представление, наметить ориентиры. Монокуляры дают возможность инвалидам даже с потерей зрения до 0,02 не только смотреть телевизор, разглядывать спроецированные на экран слайды, но и читать дорожные знаки, вывески, а также получать информацию с электронных табло на вокзалах и в аэропортах. Отработанные варианты разных систем мобильности и правильный выбор того или другого варианта в зависимости от конкретной ситуации человека с глубоким нарушением зрения является основой для его самостоятельной ориентировки и достаточно свободного передвижения в пространстве. Самостоятельная ориентировка предполагает не только обнаружение и преодоление помех на пути, но и целенаправленность движения. Чтобы самостоятельно передвигаться в пространстве, человеку с нарушением зрения нужно знать, куда он идет, как туда дойти, где он находится в каждый момент движения, то есть ему надо уметь контролировать свой путь и знать, как вернуться на свой маршрут, если он сбился с пути. Основные задачи обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения: - формирование у учащихся потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах; - развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях, выработка способов и приемов оценки величины, формы предметов, расстояния между ними, взаимного расположения и направления их движения; - развитие пространственного мышления и специальных навыков запоминания маршрута; - обучение приемам и способам ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в тетради, учебнике и др.); - обучение технике пользования тростью и другими тифлотехническими средствами, применяемыми при ориентировке в пространстве; формирование навыков практической ориентировки в замкнутом и открытом пространстве (в различных общественных учреждениях, в городе, сельской местности, в парках, в лесу, на водоемах, в быту и т. д.); - обучение детей ориентировке при передвижении со зрячими сверстниками и взрослыми; обучение слабовидящих и слепых детей приемам общения со зрячими в процессе ориентировки в пространстве. Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения должно планироваться и проводиться с учетом таких индивидуальных особенностей, как
психологическая готовность к самостоятельному передвижению в пространстве, наличие и характер остаточного зрения, положение ребенка (ученика) в семье и его социальное окружение, готовность сохранных анализаторов ученика воспринимать предметный мир и окружающее пространство, имеющиеся у ребенка навыки самостоятельного передвижения в пространстве (только в классе и спальне; только в помещениях школы и в целом в здании школы; в школе и микрорайоне школы и т. п.) и др. Кроме того, занятия следует проводить с учетом состояния слуха учащихся, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы. Необходимо также учитывать причины нарушения зрения и прогноз. Например, при глаукоме в солнечные дни учащиеся должны надевать очки с темно-зелеными линзами и выполнять сниженную физическую нагрузку в случае повышения внутриглазного давления. Учитывая огромное значение остаточного зрения и светоощущения в пространственной ориентировке слепых, следует обратить особое внимание на его активное и целенаправленное использование на уроках по пространственной ориентировке. Особое внимание надо уделять детям со светоощущением при ориентировке на улице, а внимание учащихся с форменным зрением обращать не только на тени, но и на цвет, форму, величину самого объекта. Учащиеся, которые в ориентировке могут пользоваться остаточным зрением только при хорошем освещении или видят только боковым зрением, должны обучаться по методике для абсолютно слепых детей, но при этом овладевать и приемами использования даже минимальных остатков зрения. В процессе обучения ориентировке кроме зрительных ориентиров (формы, цвета, величины и др.) целесообразно использовать описание осязательных, слуховых и обонятельных ориентиров. Описание окружающего пространства расширяет ориентировочные возможности незрячих и слабовидящих. Благодаря этому они могут корректировать свой маршрут, находить необходимые объекты в незнакомой местности, опираясь на информацию прохожих. Структура занятия по пространственной ориентировке, как и урок, может состоять из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Вводная часть включает сообщение цели и задач урока, а также психологическую подготовку учащихся. В подготовительной части используются упражнения по развитию сенсорной (осязательной, слуховой, обонятельной и зрительной) сферы учащихся. В основной части занятия изучаются и закрепляются программные темы по ориентированию. В заключительной части подводятся итоги урока, анализируется и оценивается работа учащегося и предлагается домашнее задание. Для контроля эффективности формирования пространственной ориентировки у слепых школьников необходимо изучать степень сформированности пространственных представлений, понятий и практических навыков ориентирования в начале и на различных этапах обучения. Составной частью занятия по пространственной ориентировке является домашнее задание. Это может быть отработка движений на маршруте (повороты, прямолинейное хождение и др.), упражнения по развитию сенсорной сферы, различные физические упражнения, повышающие физические возможности ребенка. Проверка выполнения домашнего задания осуществляется на занятиях.
Оценивая выполненное учащимся задание, преподаватель разъясняет причины неудач и указывает учащемуся пути устранения ошибок при повторном выполнении. Это способствует повышению интереса к процессу ориентировки, более точному и ясному восприятию маршрута движения, четкому и устойчивому его представлению и осуществлению саморегуляции. На уроках по пространственной ориентировке особое внимание уделяется правильной осанке учащихся, свободе и раскованности движений, мимике и пантомимике. В процессе обучения пространственной ориентировке используются наглядные и технические средства, среди которых большое место занимают рельефные пособия, схемы и планы пути, макеты помещений и улиц. Необходимо также учить детей словесному описанию маршрутов перед выполнением заданий, мысленному проговариванию маршрута во время его выполнения и словесному отчету после его выполнения. Применяя наглядность, необходимо учитывать скорость восприятия (увеличить время демонстрации), состояние световой и цветовой чувствительности детей с нарушением зрения, поле и характер зрения. В. 3. Денискиной и М. В. Бенедиктовой разработана базовая программа обучения ориентировке в пространстве и мобильности учащихся 5-12-х классов в условиях мегаполиса. Основные разделы программы: ориентировка в помещениях, ориентировка в городе, использование общественного транспорта в пространственной ориентировке, расширение навыков пространственной ориентировки учащихся с учетом различной обстановки. Отдельные темы (например, такие как «Приемы перемещения с помощью трости в различных помещениях», «Приемы работы тростью при передвижении по городу» и др.) изучаются с незрячими учениками практически на протяжении всего срока обучения. Это вызвано тем, что при ориентировке незрячего трость необходима для решения всех задач, стоящих перед преподавателем по ориентировке в пространстве. При организации занятий с незрячими учащимися теоретический материал изучается в форме фронтальных занятий с малыми группами (по 2 человека), а практические занятия, в основном, проводятся индивидуально. Теоретические занятия с детьми, имеющими форменное (предметное) остаточное зрение и слабовидящими, проводятся в группах по 3-4 человека, а практические - по 2 человека. Для всех детей с остаточным (предметным) зрением предусмотрены специальные занятия по обучению пользованию для ориентировки в пространстве такими оптическим средствами, как лупы, бинокли и монокли. В основу содержания начального курса обучения ориентированию и подвижности положена практическая направленность, что предполагает обеспечение слепым и слабовидящим детям самостоятельности при их передвижении и ориентировании. В процессе обучения у слепых и слабовидящих детей формируется система ориентации в пространстве. Важное значение при этом имеет так называемая точка отсчета. Ведущей точкой отсчета для ребенка является собственное тело. Все предметы в пространстве дети воспринимают прежде всего по отношению к самим себе (справа - слева, спереди - сзади, сбоку, вверху - внизу и т. п.). Поэтому овладение знаниями о теле человека, его частях является чрезвычайно важной задачей в процессе обучения ориентированию и мобильности. Другой точкой отсчета при ориентировании являются предметы пространственной среды. В помещениях такими ис-
ходивши ориентирами могут быть стол, шкаф, двери, окна. На улице - здание детского сада, школы, клумба, дерево и т. п. Исходными ориентирами могут быть повороты на маршруте следования и др. Важно также, чтобы ребенок умел осуществлять переход от одной точки отсчета к другой. Ориентирование в пространстве предполагает сенсорное развитие детей. Это обусловлено тем, что хорошо развитая сенсорика является необходимым условием как при ознакомлении с окружающей обстановкой, так и при самостоятельных передвижениях. В этой связи важно целенаправленно развивать у детей такие анализаторные системы, как двигательная, слуховая, тактильная, обонятельная. Вне зависимости от возраста, времени нарушения зрения и психического развития при обучении ориентированию и мобильности необходимо развивать у детей пространственное мышление. Пространственное мышление является умственной, интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей ребенку создание пространственных образов и оперирование ими в процессе ориентирования и передвижений. Важно, чтобы 20. Роль сохранных анализаторов в компенсации нарушений зрения.
Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Потеря зрения — это потеря самого мощного источника информации об окружающей среде. Однако потеря зрения вовсе не означает, что оборваны все контакты с окружающим миром. Полную потерю или дефекты зрения компенсируют другие сохранные органы чувств. Человек, имеющий зрение, возможности остальных органов чувств использует не полностью. Потеря зрения мобилизует эти возможности. В результате систематических тренировок сохранных органов чувств количество информации, получаемой человеком с помощью этих органов, значительно возрастает. М. Н. Наумов рассмотрел возможности сохранных анализаторов в компенсации нарушений зрения. Остаточное зрение дает слепым некоторую информацию об окружающем мире. Однако опыт показывает, что не все инвалиды умеют использовать частичное зрение. Зрительные восприятия частичновидящих замедлены: они воспринимают предметы не за сотые доли секунды, как зрячие, а за более длительное время, иногда до 5 секунд. В то же время частичновидящий, надеясь на остаточное зрение, не тренирует другие органы чувств для использования их в пространственной ориентации. Нередко частичновидящий оказывается даже в худшем положении, чем тотально слепой, так как скорость взаимодействия с предметами с помощью осязания и слуха у тотально слепых значительно выше, чем у частичновидящих с помощью слабого остаточного зрения. Осязание - целая система кожных и двигательных ощущений, несущих человеку большую и разнообразную информацию об окружающем мире. Осязательные и зрительные восприятия человека сходны между собой тем, что адекватно отражают одни и те же свойства материального мира, но различны способы восприятия. Зрительные восприятия являются симультанными: образ даже очень крупного объекта воспринимается одномоментно. Осязательные же восприятия являются сукцес-сивными: предмет воспринимается по частям, его целостный образ складывается постепенно. Поскольку скорость осязательного обследования незначительна, образ воспринимаемого объекта формируется гораздо медленнее, чем при зрительном восприятии (если зрячему достаточно нескольких секунд, слепому может потребоваться несколько часов). Зона осязательного обследования по сравнению с зоной зрительного восприятия ничтожно мала. Для осязательного восприятия предметов и среды существует целый ряд препятствий (размеры предметов, форма, температура и др.). Даже использование инструментов и технических средств не обеспечивает полного преодоления этих препятствий. Все это приводит к значительному ограничению взаимодействия слепого человека с окружающей средой. И все же осязание имеет для слепых исключительное значение, так как принимает участие в отражении пространственных и временных отношений, физических и механических свойств окружающего пространства. Осязание для слепых -главный способ познания, предметной и пространственной ориентации. Осязание включает в себя две группы ощущений: кожные и двигательные. К кожным ощу-
щениям относятся тактильные, температурные и болевые ощущения. Кожные ощущения несут незрячим много полезной информации о свойствах предметов окружающего мира. С помощью тактильных ощущений определяют характер поверхности (гладкая, шероховатая), направление и силу давления на кожу и тело. Активное осязание несет незрячему информацию о форме и величине поверхностей и предметов. Ощущение направления давления позволяет слепым использовать в качестве ориентиров направление ветра и течение воды. С помощью температурных ощущений незрячие определяют направление на источник тепла. Температурные ощущения позволяют определять теплоемкость и теплопроводность веществ и материалов, а по теплопроводности узнавать и сам материал (дерево, пластмасса, стекло, металл и т. д.). В результате систематических тренировок слепые могут научиться узнавать предметы и материалы при легком прикосновении к ним, без длительного ощупывания. Двигательные ощущения несут слепым большую информацию о пространственных и физических свойствах предметов окружающего мира. Двигательный анализатор выполняет функции управления движениями, слежения, регулирования частоты, силы и точности движений. Человек ощущает движения своего тела, что позволяет ему контролировать свою деятельность и управлять ею. Главным органом осязания человека являются пальцы рук. Хорошо обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства можно только руками. В процесс обследования должны включаться обе руки. Двуручное осязание быстрее и точнее дает образ обследуемого предмета, так как расширяет зону обследования, дает возможность точно определить объем и соотношение частей предмета. По цели обследования движения рук бывают поисковые, установочные и познавательные (опознавание предмета, определение его формы, размера и других качеств). Органом статических ощущений является вестибулярный аппарат внутреннего уха. Вестибулярный аппарат выполняет следующие функции: Контролирует положение тела в пространстве относительно поверхности земли или центра тяжести, а также всякое изменение этого положения. 1. Дает ощущение активных и пассивных поворотов на месте и в движении. 2. Поддерживает вертикальное положение тела, сохраняет его равновесие. 3. Поддерживает прямолинейность движения. Эта функция очень важна в пространственной ориентации слепых, особенно в тех случаях, когда они пересекают улицы и площади при отсутствии осязательных и слуховых ориентиров. 4. Дает ощущение ускорения и замедления движения тела во всех направлениях. Слух для слепых имеет огромное значение. С помощью слуха незрячие определяют и узнают объекты, являющиеся источниками звуков: различные виды транспортных средств, включая направление и примерную скорость движения, работающие сельхозмашины, строительные механизмы, производственные станки, бытовые приборы. Узнают, что идет дождь, дует ветер, бушует гроза. По шелесту листьев определяют породы деревьев. По голосам узнают людей, диких и домашних птиц и животных. По звукам узнают музыкальные инструменты, исполнителей, музыкальные произведения. По звукам незрячие могут определять действия, производимые людьми: пилит, строгает, стирает, шьет и т. д. По звукам от удара по предмету определяют материал: дерево, камень, металл, стекло и др. Очень важное значение для пространственной ориентировки слепых имеют социальные функции слуха. Слух — это средство формирования человеческой речи, которая является одним из важнейших способов общения людей. Для незрячих же речь остается единственным способом общения, взаимодействия с окружающими людьми. Слепые получают посредством речи основную информацию об окружающем мире, восполняя недостаток чувственных знаний и чувственного опыта, связанный с утратой зрения. Вкусовые и обонятельные ощущения имеют предметный характер. Каждому веществу присущ свой, характерный только для этого вещества, вкус, запах. Поэтому вкусовые и обонятельные ощущения приобретают для слепых сигнальное значение и несут им информацию о наличии в окружающем пространстве тех или иных веществ, предметов, объектов. Обонятельные и вкусовые ощущения человека плохо развиты и имеют очень высокие пороги чувствительности, поэтому они не играют для людей такой большой роли во взаимодействии с окружающей средой, как для Животных. Тем не менее, для слепых они имеют существенное значение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.78 (0.016 с.) |