Детские сады комбинированного вида.
3. Детские сады (группы) общеразвивающего вида.
Здесь возможно интегрированное обучение глухих, слабо- слышащих или позднооглохших дошкольников со слышащи- ми. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учите- лем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом- психологом.
4. Дошкольные группы, отделения в специальных (кор- рекционных) школах, школах-интернатах для неслыша- щих, слабослышащих и позднооглохших детей.
Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку их к школе. В до- школьные отделения (группы) принимаются дети с 2—3 лет в зависимости от имеющихся условий. В случае необходи- мости организуются группы для детей старшего дошколь- ного возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сро- ки. В течение двухлетнего периода проводится общеразви- вающая и коррекционная работа, направленная на подго- товку дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или для слабослышащих детей.
5. Образовательные учреждения для детей дошкольно- го и младшего школьного возраЪпа «начальная школа — детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей.
В структуре данного образовательного учреждения мо- гут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В образовательных учреждениях «начальная школа — детский сад» реализуются две образо- вательные программы: дошкольного образования и началь- ного школьного образования глухих или слабослышащих и позднооглохших детей.
6. Сурдологические центры и кабинеты. Центры ди- агностики и консультирования, психолого-медико-педа- гогической реабилитации и коррекции.
Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с на- рушениями слуха оказывается в сурдологических кабине- тах и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно-раз- вивающие занятия с детьми, консультируют родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут конт- роль за развитием детей, интегрированных в дошкольные образовательные учреждения.
8. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии суровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: 1-я ступень — начальное общее образование (в течение 5—6 лет или лет — в случае обучения в подготовительном классе); 2-я ступень — основное общее образование (в течение 5—6 лет); 3-я ступень — полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы). Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. В первый класс принимаются дети с 7 лет. Вся учебная деятельность пронизана работой по формированию и развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе. Дети учатся использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и слухозрительно с использованием звукоусиливающей аппаратуры. С этой целью регулярно проводятся групповые и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи. В школах, работающих на билингвистической основе, осуществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи. В составе специальной школы 1 вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.). Количество детей в классе (группе) не более б человек, в классах для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек. Специальная школа II вида, где обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), имеет два отделения: первое отделение — для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха; второе отделение — для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха. Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребенка из одного отделения в другое ребенку трудно в первом отделении или, наоборот, ребенок во втором отделении достигает такого уровня общего и речевого развития, которое позволяет ему учиться в первом отделении), то с согласия родителей и по рекомендации ПМПК происходит такой переход. В первый класс в любое из отделений принимаются дети, достигшие семилетнего возраста, если они посещали детский сад. Для детей, которые по какой-либо причине не имеют соответствующей дошкольной подготовки, во втором отделении организуется подготовительный класс. Наполняемость класса (группы) в первом отделении до 10 человек, во втором отделении до 8 человек. В специальной школе II вида образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: 1-я ступень — начальное общее образование (в первом отделении 4—5 лет, во втором отделении 5—6 или 6—7 лет); 2-я ступень — основное общее образование (6 лет в первом и во втором отделениях); 3-я ступень — среднее (полное) общее образование (2 года в первом и во втором отделениях). Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи проводятся на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов. Развитие слухового восприятия и автоматизация навыков произношения продолжаются на занятиях фонетической ритмикой и в различных видах деятельности, связанных с музыкой.
9. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом.
Система профессионально-трудовой подготовки
Вопросам профессионально-трудовой подготовки всегда уделялось большое внимание в школах для детей с нарушениями слуха. Профессионально-трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе охватывает все классы — с подготовительного по 12-й.
Профессионально-трудовое обучение и воспитание призвано решать следующие задачи:
• обучать учащихся политехническим знаниям и профессионально-техническим умениям и навыкам;
• воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда;
• развивать техническое мышление и творческие способности;
• способствовать всестороннему развитию личности школьника с нарушениями слуха;
• повышать уровень общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации при широком использовании остаточного слуха;
• осуществлять профориентационную работу, готовить учащихся к профессионально-трудовой деятельности в различных сферах народного хозяйства.
В школе глухих оно осуществляется в 3 этапа:
I этап — предметно-практическое обучение и выращивание растений в подготовительном, 1—4 классах.
II этап — общетрудовая подготовка в 5—8 классах с дифференцированным обучением мальчиков и девочек: а) технический труд — для мальчиков; б) обслуживающий труд: — для девочек.
Эта подготовка является базой для последующего профильного и профессионального обучения в 8—11 классах.
III этап — общетрудовая, профильная и профессиональная подготовка в 8—11 классах.
Основной организационной формой трудового обучения как на I, так и на II этапе является урок. Но если уроки ППО проводит классный учитель, то уроки трудового обучения проводит учитель труда. Проводятся они в школьных учебных мастерских и кабинете обслуживающего труда. Основное содержание новых программ отводится практическим работам, что примерно составляет 50—75% учебного времени.
Особое внимание уделяется ознакомлению глухих школьников с техникой безопасности и культурой труда.
В конце каждого учебного года учащиеся выполняют комплексные работы, изготавливая несложные изделия. Основной задачей комплексных работ является закрепление полученных ранее теоретических (политехнических) знаний и практических умений.
Большое внимание в процессе трудового обучения учащихся 5—7 классов уделяется развитию речи. В программе по каждой теме определены словарь и фразеология, которые должны быть усвоены учащимися в процессе трудовой деятельности.
На III этапе трудового обучения — в 8—11 классах — осуществляется общетрудовая подготовка, предусматривающая овладение глухими школьниками едиными для всех профилей знаниями, умениями и навыками по планированию, организации и самоконтролю своего труда; общетехническая подготовка, которая строится с учетом специфики избранного учащимся профиля подготовки; специальная профессиональная подготовка, целью которой является формирование у учащихся первоначальных умений и навыков труда по избранной специальности.
Обучение на этом этапе проводится на базе учебно-производственных комбинатов, учебных цехов, участков промышленных предприятий Общества глухих.
Формы организации трудового обучения глухих старшеклассников разнообразны. К ним относятся различные типы уроков, лабораторно-практические и практические занятия, учебно-производственные работы, экскурсии, производственная практика. Все они тесно взаимосвязаны и обусловлены содержанием обучения, последовательностью видов трудовой деятельности учащихся, мастерством педагога.
По окончании трудового обучения проводят квалификационные экзамены в установленном порядке.
При основных требованиях, обеспечивающих приобретение учащимися соответствующих знаний и навыков по трудовому обучению, программа предусматривает на производственно-трудовую подготовку учащихся старших классов 1-го отделения меньшее количество часов, чем во 2-м отделении. Школам предоставляется возможность расширить профиль трудовой подготовки учащихся старших классов 1-го отделения; в этом случае можно использовать программу массовой школы для 10—11 классов (трудовые политехнические практикумы по электротехнике, техническому черчению, машинописи, плодоводству, овощеводству, животноводству).
Профессиональное образование лица с нарушенным слухом могут получить в системе начального, среднего или высшего профессионального образования в соответствии с медицинскими показаниями.
Современное развитие рыночных отношений в нашей стране требует от молодых людей более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.
Юноши и девушки с нарушенным слухом приобретают разные специальности:
на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих;
в профессионально-технических училищах, колледжах, вузах; непосредственно на предприятиях, как государственных, так и частных.
Преобладающими профессиями для лиц с нарушениями слуха остаются инженерно-технические.
Из высших профессиональных учреждений, предла- гающих совместное обучение лиц с нарушениями слу- ха и зрячеслышащих, можно отметить следующие:
• Российская академия предпринимательства, организую- щая курсы брокеров для лиц с физическими и сенсор- ными нарушениями;
• Владимирский государственный технический универси- тет, который принимает лиц с нарушениями слуха на факультет «Программное обеспечение ЭВМ и информа- ционные технологии»;
• Московский областной государственный институт фи- зической культуры (заочное отделение), обучающий сту- дентов с физическими нарушениями на кафедре физ- культурно-оздоровительной работы;
• Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии РГПУ им. А.И. Герцена;
• Институт физической культуры им. Лесгафта (Санкт- Петербург);
• Университет технологии и дизайна (Санкт-Петербург).
11. Принципы образования детей с нарушенным слухом.
Первая группа: общедидактические принципы:
1.принцип научности, доступности
2. связь обучения с жизнью
3. Принцип наглядности. Каменский «как можно больше анализаторов должно быть подключено»
4. принцип прочности, последовательности и сестематичности
Вторая группа: принципы спец.педагогики:
- принцип педагогического оптимизма
- принцип ранней педагогической помощи
- коррекционнло-компенсирующей направленности
- социально-адаптирующей напрвленности образования
- принцип деятельностного подхода и необходимости специального педагогического руководства
Третья группа: Впервые теоретически обоснованно специфические принципы обучения представил А.И. Дьячков, выде- лив важнейшие из них:
• связь процесса обучения основам наук и словесной речи;
• обучение в деятельности;
• единство процесса обучения и формирования личности глухого ребенка;
• концентричность и пропедевтика;
• индивидуальный и дифференцированный подходы.
12. Педагогические системы сурдопедагогики: коммуникационная система, билингвистическая система, верботональная система, метод раннего дошкольного семейного обучения (материнская школа).
Важнейшие положения коммуникативной системы таковы:
• Развитие речи следует осуществлять в тесной свя- зи с развитием практической деятельности детей
Данное требование сложилось на основе материали- стического представления о труде как условии возник- новения языка. Оно обосновано также психологической концепцией Л.С. Выготского, в которой язык рассмат- ривается как система знаков, опосредствующих процесс перехода внешней, практической деятельности в план внутренних, мыслительных действий и участвующих в возникновении психических функций.
•В ходе обучения языку должно происходить и разви- тие мышления детей. В коммуникационной системе предполагается одновременное обучение глухих языку и вооружение их знаниями об окружающем мире. Тем самым достигается связь умственного и речевого раз- вития в ходе обучения. Кроме того, овладение языком способствует формированию мыслительной деятельно- сти, особенно при организации специальных языковых наблюдений над речевыми средствами.
•Для успешного речевого развития глухих детей необ- ходимо организовать речевую среду. Следует всемер- но расширять речевые контакты учащихся вне класса и вне школы. Требования к построению и оформлению высказываний школьников, а также к развитию пони мания обращенной речи должны быть едиными во всех условиях общения и поэтапно усложняться.
•В ходе обучения языку усиливается внимание к вос- питанию у детей потребности в общении. Постоян- ная речевая практика не только формирует конкретные коммуникативные навыки и умения, но и способствует развитию самой потребности общения. Не будет речевой среды — не появятся мотивационно-побудительные ком- поненты речевого поведения у неслышащих школь- ников.
•Практическое усвоение словесных форм общения должно предшествовать систематическому изуче- нию языка. Это положение базируется на утвердив- шемся в языкознании противопоставлении языка и речи и на признании того, что исторически речь предшест- вует языку. Речь усваивается подражанием, а язык требует для своего усвоения осознанных действий
• В системе коммуникативных форм языка значитель- ная роль отводится дактилологии (табл. 5). Она вы- ступает в подготовительном классе как исходная форма речи, а на других этапах обучения становится вспомога- тельным средством в усвоении языка.
• Установление взаимодействия форм речи, их места и объема на каждом этапе обучения — важное требо- вание системы. Использование наряду с устной формой речи дактилологии в развитии общения глухих детей позволяет реализовывать потребность в межличностных отношениях на адекватном задачам коммуникации речевом материале, который не ограничен рамками фо- нетических трудностей.
Обучение языку следует вести в плане развития у детей языковой способности, в плане формирования разных видов речевой деятельности и в плане под- ведения их к усвоению языка как системы.
Все педагогические системы новейшего времени возника- ют в ответ на изменения отношения общества к правам и возможностям детей с особыми проблемами. Именно так на современном этапе возникают концепции интеграции (обучение в общем потоке) и билингвизма (двуязычие), который демонстрирует реализацию права неслышащих на собственную культуру, собственный язык (жестовый), собственную систему обучения, ставящую своей целью воспроизводство этой культуры, а не культуры слышащего большинства.
Рассматривая разговорный жестовый язык глухих как высокоразвитую лингвистическую систему, сторонники би- лингвистического подхода отстаивают необходимость ситуа- ции словесно-жестового двуязычия учащихся и обучения словесному языку как второму языку глухого ребенка.
Сейчас общество готово воспринимать людей с врожден- ной глухотой не как «неполноценное», а как «культурное и лингвистическое» меньшинство. Г.Л. Зайцева пишет, что от глухих больше не требуется «быть как боль- шинство»
Верботональная система реабилитации детей с нарушения- ми слуха разработана выдающимся хорватским ученым, ака- демиком П. Губерина. Данная система используется прежде всего для диагностики и реабилитации слуха и речи у глухих и слабослышащих, а также для диагностики и реабилитации нарушений голоса и речи у слышащих, для диагностики и реабилитации речевых нарушений при задержке психиче- ского развития, центральных поражениях без снижения слу- ха, при развитии речи у детей, живущих в неблагоприятной социально-культурной или учебно-воспитательной среде, при изучении иностранных языков (коррекции произношения в соответствии с фонетической системой изучаемого языка), для обучения письму, для фонетического и фонологического определения национального языка (в странах, где из-за долгой колониальной зависимости не был определен национальный язык), изучения родного языка (в странах с большим количест- вом эмигрантов).
Верботональная система базируется на основных за- кономерностях развития речи при нормальном слухе. Изэестно, что в младенческом и раннем возрасте слуховые ощущения ребенка, его моторная деятельность, а также вес- тибулярные, тактильцые, проприоцептивные, зрительные ощущения помогают развитию речи. Поэтому в верботональ- ной системе особое значение придается комплексному ис- пользованию анализаторов.
В настоящее время во всем мире получает признание гу- манистический подход в обучении, который успешно реа- лизует штайнеровская, или вальдорфская, педагогика, основной целью которой является воспитание в ребенке Человека — творчески мыслящего, разносторонне образо- ванного, социально активного.
Мировое педагогическое движение, которое в центр сво- его внимания ставит заботу о детстве как о цельном и зна- чимом периоде жизни человека, стало известно под назва- нием вальдорфская педагогика, так как первая школа была открыта в 1919 и предназначалась для детей сотрудников фабрики «Вальдорф — Астория» в Штутгарте (Германия). Широко используется и другой термин — штайнеровская школа (педагогика) по имени ее основателя австрийского философа Рудольфа Штайнера.
В настоящее время более чем в 60 странах мира работает около 700 школ, 1200 детских садов, 320 лечебно-педаго- гических центров — для детей с проблемами, открыто более 100 институтов по подготовке воспитателей и педагогов для штайнеровской школы. В России в более чем 20 городах функционирует около 30 школ, 50 детских садов
|