Проблема интеграции в сурдопедагогике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема интеграции в сурдопедагогике.



Ведущей тенденцией развития системы образования для
детей с особыми потребностями становится включение в об-
щий поток, или интеграция. Переход к интегрированным фор-
мам обучения, признание всех детей, независимо от степени
тяжести нарушения, обучаемыми, реконструкция системы
специального обучения стали следствием демократизации за-
падноевропейского общества, развития тенденций гаранти рованного ' обеспечения прав каждому. Этот этап эволюции
отношения общества и государства к лицам с отклонениями
в развитии начинается в мировом сообществе в 70-е гг. XX в.

Различают экстернальную и интернальную интегра-
цию. Первая предполагает интегрированное (совместное)
обучение детей с проблемами слуха и нормально слышащих;

вторая — совместное обучение глухих и слабослышащих
детей.

В России интеграционные процессы приобрели призна-
ки устойчивых тенденций в начале 90-х гг. Это связано
с начавшимися в стране реформами политических институ-
тов, с демократическими преобразованиями в обществе.

Как отмечает директор Института коррекционной пе-
дагогики РАО Н.Н. Малофеев (1996), Россия подошла
к интеграции на 20 лет позже Западной Европы.

В последнее десятилетие в нашей стране в НИИ коррекционной педагогики (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, Э.В. Миронова и др.) создана концепция интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии, учитывающая «российский» фактор (т. е. географические, экономические, социально-культурные особенности страны и системы общего и специального обучения). В нее включены вариативные модели интеграции детей с проблемами (в том числе и детей с нарушениями слуха), которые имеют место в ряде образовательных учреждений Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Красноярского края. Различные подходы
к проблеме, видам интеграции различных возрастных групп
лиц с нарушениями слуха активно обсуждаются в настоящее
время в сурдопедагогической литературе (Л.В. Андреева,
Л.С Волкова, Т.С Зыкова, В.З. Кантор, Э.И. Леонгард,
Е.П. Кузьмичева, Н.М. Назарова, М.И. Никитина, Е.Г. Ре-
чицкая, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицына и др.). Наиболее
адекватными условиями для проведения целенаправленной
работы по интеграции детей с отклонениями в развитии рас-
полагают образовательные учреждения комбинированного
типа, имеющие как обычные, так и специальные дошколь-
ные группы и школьные классы. В этих условиях возмож-
но эффективно осуществлять интеграцию проблемных детей
с учетом развития каждого ребенка, выбирая и возможный
и целесообразный для него вариант интеграции, т. е. одну
из моделей.

1. Комбинированная интеграция, при которой дети
с уровнем психофизического и речевого развития, соответ-
ствующим или близким к возрастной норме, по 1—2 чело-
века на равных воспитываются в группах и классах вместе
со слышащими детьми, получая постоянную коррекцион-
ную помощь учителя-дефектолога.

Частичная интеграция, при которой дети с пробле-
мами в развитии, еще не способные на равных со здоровы-
ми сверстниками овладевать образовательным стандартом,

вливаются в массовые группы и классы лишь на часть дня
(например, на его вторую половину).

3. Временная интеграция, при которой все воспитанни-
ки специальной группы (класса) вне зависимости от уровня
психофизического и речевого развития объединяются со здо-
ровыми ребятами не реже 1—2 раз в месяц для проведения
различных мероприятий воспитательного характера (напри-
мер, на праздниках, отдельных занятиях и т. п.).

Для детей, которые по
уровню психофизического и речевого развития соответст-
вуют возрастной норме и психологически подготовлены
к совместному со здоровыми сверстниками обучению, мо-
жет быть эффективна полная интеграция. Такие дети по
1—2 человека включаются в обычные группы детского сада
и классы школы (близлежащих к дому); при этом медико-
психолого-педагогическая поддержка может оказываться
им в разных организационных формах: например, в группе
кратковременного пребывания специальных детского сада
14. Использование современных компьютерных технологий в образовании

Лиц с нарушениями слуха.

Компьютер в учебном процессе специальной школы
применяется в двух аспектах: как объект изучения
и как средство обучения.

Создавая программы, необходимо учитывать как специ-
фические, так и возрастные особенности детей. Часть про-
грамм, особенно в младших классах, разрабатывается в иг-
ровой форме. Эти программы требуют выполнения раз-
личных практических преобразований, предварительной
поисковой, исследовательской активности ребенка

В настоящее время разработан ряд специализированных программ-
но-методических комплексов для использования в качестве новых
средств коррекции и общего развития детей с недостатками слуха. Это
специализированные компьютерные программы, разработанные в ИКП
РАО (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская). Например,
«Мир за твоим окном», комплекс программ, нацеленный на овладение
коммуникативными навыками. В процессе работы с программой ученик

взаимодействует с «компьютерным человечком». Программа в различ-
ных ситуациях требует как односложных ответов, так и развернутых.

 

При работе ребенка с этой компьютерной средой объектом
целенаправленной познавательной деятельности и предме-
том анализа являются:

• личный жизненный опыт и знания о сезонных явлениях
природы и их изменениях («Четыре времени года»);

• эмоциональная рефлексия на погодные явления, словес-
ное опосредование эмоциональных состояний, возможность
и правомерность существования различных эмоциональ-
ных отношений к одному и тому же явлению («Погода»);

использование усвоенных знаний в качестве инструментов
решения житейских задач; выделение существенных па-
раметров житейских ситуаций как ориентировочной осно-
вы практической деятельности («Одеваемся по погоде»);

• понимание текста и влияние контекста на понимание тек-
ста как целого («Рассказы о временах года»).

 

«Мир за твоим окном» содержит систему компьютерных упраж-
нений, показывающую возможные методические подходы к реше-
нию этих задач. Практика использования этого комплекса программ
показывает его преимущества перед другими программами анало-
гичного содержания и традиционными методами изучения ряда тем.

Компьютерная программа «Решение задач на движение» со-
держит новую педагогическую технологию решения традиционных
задач (обучение решению задач на движение). Методическое руково-
дство к ней определяет роль и место данных компьютерных упраж-
нений в общей системе работы учителя математики, т. е. дополняет
и развивает существующую методику.

Комплекс «Дельфа-130» («Видимая речь» IBM) содержит новую
педагогическую технологию решения задач по коррекции и форми-
рованию произношения. Произносимые в микрофон звуки вызыва-
ют изменение рисунков на экране компьютера. Отработка элементов
речи становится увлекательной игрой. Разнообразные упражнения
и игры позволяют развить речевое дыхание, слитность речи, форми-
ровать правильное произношение звуков в слогах, словах, слово-
сочетаниях, фразах, умение изменять громкость, темп речи, а также

устранять гнусавый оттенок голоса. Методическое руководство
определяет принципы включения новой технологии в общую систе-
му педагогической коррекции произносительной стороны устной
речи.

Занятия на компьютере с помощью программы «Видимая речь»
можно начинать с трехлетнего возраста, длительность занятий по-
степенно увеличивается — от 10 мин для трехлетних детей до 20—
25 мин для детей 4—5-летнего возраста.

Программа обеспечивает дифференцированный подход к форми-
рованию и коррекции речи, реализация которого достигается «за-
кладыванием» в компьютер различных вариантов произнесения
речевого материала ребенком. Запись речи каждого ребенка и про-
слушивание собственной речи способствуют выработке слухового са-
моконтроля и стимулируют к работе над произношением.

При работе с детьми дошкольного возраста последовательность
применения модулей программы частично варьируется в зависимо-
сти от возраста и индивидуальных возможностей детей, но в целом
она может выглядеть следующим образом: «Звук» — «Включение
голоса» — «Громкость» — «Гласные» — «Интенсивность и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.008 с.)