Принципы воспитания. Методы воспитания детей с нарушениями слуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы воспитания. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.



Воспитание — это целенаправленный процесс, предпо-
лагающий создание условий для гармоничного и планомер-
ного развития личности человека, овладения им необходи-
мыми социальными, духовно-нравственными и эмоцио-
нальными ценностями.

Целью воспитания является все-
стороннее, гармоничное развитие личности ребенка, воз-
можно более полная его самореализация. Всестороннее
развитие предполагает включение в многообразные виды
деятельности (интеллектуальную, ценностно-ориентиро-
вочную, общественную, трудовую, художественную, спор-
тивную, игровую, коммуникативную), активное взаимодей-
ствие с окружающими, развитие эмоционально-волевой
сферы. Гармоничное развитие заключается в единстве и гар-
монии трех сторон личности: интеллекта, души и те-
ла,
а также в сочетании ценностей различных уровней
(общечеловеческих, социальных, национальных и лично-
стных).

Перед воспитателями в связи с поставленной це-
лью встают следующие задачи:

• мировоззренческая подготовка, помощь детям в построе-
нии их отношений к миру, с миром, к себе в мире,
в определении своего места в жизни;

• приобщение учащихся к культурным ценностям стра-
ны и мира, формирование потребности в дальнейшем
духовном совершенствовании;

• развитие творческих способностей ребенка в различных
сферах деятельности;

• воспитание уважения к труду и формирование потреб-
ности в труде, развитие качеств и способностей, важных
для осуществления разнообразной трудовой деятель-
ности;

• формирование личности, гуманной во всех отношениях
с окружающим миром;

• развитие гражданской и социальной ответственности
человека, воспитание уважения к закону;

• развитие способности к рефлексии, самооценке и регу-
ляции своего поведения, чувства собственного достоин-
ства;

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• развитие способности жить полноценной счастливой
жизнью, иметь хорошую семью.

Принципы воспитания — основополагающие идеи, оп-
ределяющие содержание, методы, общее направление вос-
питания и стиль взаимодействия субъектов данного про-
цесса.

 

Выделяют следующие принципы:

• принцип учета возрастных и индивидуальных особен-
ностей учащихся;

• принцип связи воспитания с жизнью;

• принцип единства, целостности и преемственности в вос-
питании;

• принцип уважения и требовательности к личности;

• принцип педагогического оптимизма;

• принцип воспитания в коллективе;

• принцип воспитания детей на основе их активной и са-
мостоятельной деятельности.

Методы воспитания — совокупность наиболее общих
способов решения воспитательных задач и осуществления
воспитательных взаимодействий.

В сурдопедагогике проблема методов затрагивалась в рабо-
тах А.И. Дьячкова, СА. Зыкова и др. Учитывая особенности
развития детей с недостатками слуха, была предложена сле-
дующая классификация методов воспитания: информаци-
онные
(беседа, рассказ педагога, разъяснение, просмотр
фильма, чтение, пример, педагогическое требование); прак-
тически-действенные
(приучение и упражнение, орга-
низация общественно полезной деятельности, воспитывающие
ситуации, игра); стимулирующие (поощрение и наказание).

Важность информационных методов обусловлена огра-
ниченностью контактов людей с недостатками слуха, ис-
кажением поступающей информации. Применяя эти мето-
ды, педагог расширяет кругозор учащихся, уточняет или
корректирует самостоятельно полученные ими знания.

Самый доступный для ребят метод — пример, так как
наглядный образец осмысляется ими глубже, чем словесный
рассказ. По мере овладения словесной речью используют
примеры героев книг, фильмов.

Педагогическое требование предъявляется в различных
формах в зависимости от возраста учащихся (приказ, со-
вет, просьба).

Разъяснение направлено на объяснение того или иного
требования, правила поведения и проводится фронтально
или индивидуально. Оно помогает осознать ситуацию и най-
ти правильный выход. Сопровождается примером, приуче-
нием, игрой.

Беседа предполагает совместное обсуждение жизненных
проблем и т. д. Она должна быть тесно связана с опытом
и знаниями детей, с их активностью. В ходе беседы необхо-
дима наглядность, облегчающая восприятие. Важно уделять
внимание обогащению словарного запаса, углублению зна-
ний учащихся в затрагиваемой области.

Лекции, доклады используются в старших классах, так
как требуют развитой речи, определенного объема знаний,
навыка чтения с губ. Проводятся они на различные темы
и сопровождаются наглядностью (газета, рисунки, фотогра-
фии и т. д.), а затем разбираются с педагогом, оцениваются Значимость практически-действенных методов опреде-
ляется необходимостью практически закрепить получае-
мые знания, сделать их осмысленными.

Метод приучения и упражнения предназначен для фор-
мирования устойчивых привычек (гигиенических, куль-
туры поведения, организованности). Начинается с показа
образца, затем проводится упражнение в выполнении под
контролем педагога, создающего положительный эмоцио-
нальный фон (через поддержку, одобрение ребенка).

Игра широко используется в младшем школьном воз-
расте. В результате у детей появляется опыт общения, взаи-
моотношений с окружающими. В ролевых играх дети вос-
создают жизненные ситуации, усваивают соответствующие
им нормы поведения, овладевают с помощью сверстников
и педагога определенным словарем (бывают бытовые игры,
игры на сюжеты из общественной жизни детей, на профес-
сиональные сюжеты). Педагог должен разъяснять содержа-
ние игры, правила поведения участников в зависимости от
их ролей, поручать разным детям разные роли, чтобы все
могли сыграть, что хотят.

Совместная деятельность детей, направленная на дос-
тижение определенного результата (общественно полезная),
позволяет им приобрести опыт коллективных отношений,
развить положительные качества (чувство товарищества,
стремление помочь другому, ответственность). Школьники
учатся планировать свою деятельность, контролировать
и оценивать ее.

Воспитывающие ситуации направлены на усвоение
норм и правил поведения. Ученик ставится в ситуацию вы-
бора варианта поведения. Примеры ситуаций: поручения,
акции благотворительности, дежурство, соревнования, си-
туации с нравственно- и экологически-ориентированным вы-
бором.

Стимулирующие методы обращены к чувствам детей.
Их назначение — регулировка через эмоционально-волевую
сферу положительных и отрицательных качеств личности.

В основе метода поощрения лежит положительная
оценка поведения человека. Оно вызывает положительные
эмоции, укрепляет уверенность ребенка в себе, чувство соб-
ственного достоинства. Может выражаться невербально (улыбка, кивок



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.233.189 (0.021 с.)