Детей с нарушениями развития» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детей с нарушениями развития»



Детей с нарушениями развития»

Раздел «Основы сурдопедагогики»

1. Предмет, задачи и отрасли сурдопедагогики. Связь сурдопедагогики со смежными дисциплинами.

2. История развития и становления сурдопедагогики в России и за рубежом.

3. Причины нарушений слуха. Основные методы исследования слуховой функции.

4. Аудиологические классификации нарушений слуха (классификация нарушений слуха Л.В. Неймана, международная классификация нарушений слуха).

5. Педагогическая классификация детей с недостатками слуха Р.М. Боскис.

6. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.

7. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.

8. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.

9. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом.

10. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.

11. Принципы образования детей с нарушенным слухом.

12. Педагогические системы сурдопедагогики: коммуникационная система, билингвистическая система, верботональная система, метод раннего дошкольного семейного обучения (материнская школа).

13. Проблема интеграции в сурдопедагогике.

14. Использование современных компьютерных технологий в образовании

лиц с нарушениями слуха.

15. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.

16. Особенности учебного процесса в шкапе для детей с нарушениями слуха.

Содержание образования в школе для детей с нарушениями слуха.

17. Методы обучения школьников с нарушениями слуха.

18. Формы организации учебного процесса. Урок в школе для детей с

нарушениями слуха. Коррекционные учебные уроки и занятия.

19. Педагогическая характеристика системы обучения детей с нарушениями

слуха произношению.

20. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у

детей с нарушениями слуха.

21. Система трудового обучения детей с нарушениями слуха.

Профориентация и предпрофессиональная подготовка.

22. Цель и задачи воспитания детей с нарушениями слуха. Закономерности и

принципы воспитания. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.

23. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных)

школах-интернатах.

24. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье.

25. Дактильный алфавит. Структура и особенности функционирования дактильной речи.

26. Разновидности жестовой речи. Развитие и функционирование жестовой речи в коммуникативной деятельности глухих.

 

 

Педагогическая классификация детей с недостатками слуха Р.М. Боскис.

Педагогическая классификация Р.М. Боскис (50-е гг. XX в.) основа дифференцированного специального образования де с нарушениями слуха.

Критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушеным слухом (по Р.М. Боскис): степень поражения слуховой функции;

уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;

время возникновения нарушения слуха.

Дети с нарушениями слуха подразделяются:

1. глухие. В зависимости от состояния речи (дети без речи, дети с речью)

2. слабослышащие

Лиц с нарушениями слуха.

Компьютер в учебном процессе специальной школы
применяется в двух аспектах: как объект изучения
и как средство обучения.

Создавая программы, необходимо учитывать как специ-
фические, так и возрастные особенности детей. Часть про-
грамм, особенно в младших классах, разрабатывается в иг-
ровой форме. Эти программы требуют выполнения раз-
личных практических преобразований, предварительной
поисковой, исследовательской активности ребенка

В настоящее время разработан ряд специализированных программ-
но-методических комплексов для использования в качестве новых
средств коррекции и общего развития детей с недостатками слуха. Это
специализированные компьютерные программы, разработанные в ИКП
РАО (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская). Например,
«Мир за твоим окном», комплекс программ, нацеленный на овладение
коммуникативными навыками. В процессе работы с программой ученик

взаимодействует с «компьютерным человечком». Программа в различ-
ных ситуациях требует как односложных ответов, так и развернутых.

 

При работе ребенка с этой компьютерной средой объектом
целенаправленной познавательной деятельности и предме-
том анализа являются:

• личный жизненный опыт и знания о сезонных явлениях
природы и их изменениях («Четыре времени года»);

• эмоциональная рефлексия на погодные явления, словес-
ное опосредование эмоциональных состояний, возможность
и правомерность существования различных эмоциональ-
ных отношений к одному и тому же явлению («Погода»);

использование усвоенных знаний в качестве инструментов
решения житейских задач; выделение существенных па-
раметров житейских ситуаций как ориентировочной осно-
вы практической деятельности («Одеваемся по погоде»);

• понимание текста и влияние контекста на понимание тек-
ста как целого («Рассказы о временах года»).

 

«Мир за твоим окном» содержит систему компьютерных упраж-
нений, показывающую возможные методические подходы к реше-
нию этих задач. Практика использования этого комплекса программ
показывает его преимущества перед другими программами анало-
гичного содержания и традиционными методами изучения ряда тем.

Компьютерная программа «Решение задач на движение» со-
держит новую педагогическую технологию решения традиционных
задач (обучение решению задач на движение). Методическое руково-
дство к ней определяет роль и место данных компьютерных упраж-
нений в общей системе работы учителя математики, т. е. дополняет
и развивает существующую методику.

Комплекс «Дельфа-130» («Видимая речь» IBM) содержит новую
педагогическую технологию решения задач по коррекции и форми-
рованию произношения. Произносимые в микрофон звуки вызыва-
ют изменение рисунков на экране компьютера. Отработка элементов
речи становится увлекательной игрой. Разнообразные упражнения
и игры позволяют развить речевое дыхание, слитность речи, форми-
ровать правильное произношение звуков в слогах, словах, слово-
сочетаниях, фразах, умение изменять громкость, темп речи, а также

устранять гнусавый оттенок голоса. Методическое руководство
определяет принципы включения новой технологии в общую систе-
му педагогической коррекции произносительной стороны устной
речи.

Занятия на компьютере с помощью программы «Видимая речь»
можно начинать с трехлетнего возраста, длительность занятий по-
степенно увеличивается — от 10 мин для трехлетних детей до 20—
25 мин для детей 4—5-летнего возраста.

Программа обеспечивает дифференцированный подход к форми-
рованию и коррекции речи, реализация которого достигается «за-
кладыванием» в компьютер различных вариантов произнесения
речевого материала ребенком. Запись речи каждого ребенка и про-
слушивание собственной речи способствуют выработке слухового са-
моконтроля и стимулируют к работе над произношением.

При работе с детьми дошкольного возраста последовательность
применения модулей программы частично варьируется в зависимо-
сти от возраста и индивидуальных возможностей детей, но в целом
она может выглядеть следующим образом: «Звук» — «Включение
голоса» — «Громкость» — «Гласные» — «Интенсивность и

Слуха произношению.

Развитие коммуникативных умений глухих школьников
предполагает широкое использование совместно-распре-
деленных форм организации учебной работы учащихся на
уроке (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.Г. Речицкая, Т.В. Несте-
рович и др.). Исследования показывают, что среди факто-
ров, активизирующих и повышающих эффективность не
только речевого развития, но и обучения в целом, — ис-
пользование коллективных форм организации учебной
деятельности глухих детей на уроке при условии соблюде-
ния правильного планирования работы по введению и от-
работке речевого материала (С.А. Зыков, Л.М. Быкова),

Полноценное владение глухими детьми устной речью (лек-
сикой, фонетикой, грамматикой, орфоэпией) предполагает
умение слухозрительно воспринимать речь собеседника (с по-
мощью слухового аппарата) и говорить достаточно естествен-
но, внятно, т. е. понятно для окружающих. Значение устной
речи для глухих зависит от их общего и речевого развития,
уровня владения слухозрительным восприятием речи (с по-
мощью слухового аппарата), ее произносительной стороной.

Рассматривая сенсорную базу (чувственную основу),
которой располагает глухой ребенок для усвоения устной
речи, следует иметь в виду значение слухового, зрительно-
го, кожного и двигательного анализаторов для восприятия
и воспроизведения им речи.

С помощью кожного анализатора обеспечивается вос-
приятие ряда явлений, сопровождающих воспроизведение
определенных фонетических элементов. Приложив руку
к гортани, можно ощутить ее вибрацию при колебании го-
лосовых связок, установить разницу между вокализован-
ными и невокализованными звуками. Приложив руку к по-
верхности грудной клетки, можно определить наличие или
отсутствие голоса, а также факт произнесения нормальным
голосом и фальцетом. Рука на темени поможет глухому ре бенку ощутить ее вибрацию при произнесении и при слиш-
ком высоком голосе. Вибрацию щек и крыльев носа можно
ощутить при произнесении м и н. С помощью кожной чув-
ствительности можно почувствовать также струю выдыхае-
мого при произнесении воздуха. Более полное тактильно-
вибрационное восприятие связано с применением специаль-
ной сурдотехнической аппаратуры, например вибраторов
(Ф.Ф. Pay, 1973).

Комплексное использование анали-
заторов особенно важно на первоначальном этапе обучения
произношению, так как именно в этот период осуществля-
ется многосторонняя афферентация речедвигателъного
аппарата. Затем внешний контроль переходит во внутрен-
ний, основой которого являются сложившиеся образы, со-
ответствующие различным элементам речи: у учащихся
целенаправленно развивается слухокинестетический конт-
роль над произношением в условиях постоянного использо-
вания звукоусиливающей аппаратуры

В первоначальный период с помощью педагогических
методик уточняется состояние нарушенной слуховой функ-
ции, выявляется резерв в состоянии тонального и речевого
слуха, подбирается оптимальный режим звукоусиления на
стационарной электроакустической аппаратуре, а также
уточняется режим работы индивидуального слухового ап-
парата.

В основной период осуществляются уточнение и подбор
оптимального режима работы электроакустической аппа-
ратуры (коллективного и индивидуального пользования)
с учетом комплекса факторов, включающих данные аудио-
лого-педагогических исследований нарушенной слуховой
функции, уровня общего и речевого развития, сформиро-
ванное™ навыков слухового восприятия и произношения.
У учащихся развиваются умения воспринимать на слух
речевой материал, включающий фразы, словосочетания
и слова, а также тексты диалогического и монологического
характера.

В третий период у учащихся закрепляются навыки пре-
жде всего слухозрительного восприятия устной речи (с по-
мощью индивидуального слухового аппарата), активного
пользования внятной, достаточно естественной и вырази

Детей с нарушениями слуха.

При этом используются разные типы электро-
акустической аппаратуры: стационарная коллективного
и индивидуального пользования и индивидуальные слуховые
аппараты. На общеобразовательных уроках используется
стационарная звукоусиливающая аппаратура либо слуховая
аппаратура на радиопринципе или на инфракрасном из- лучении. На индивидуальных занятиях по развитию слу-
хового восприятия и обучению произношению в подгото-
вительном, 1—3-х классах используются стационарные
звукоусиливающие устройства индивидуального пользова-
ния, со второго полугодия 3-го класса наряду со стационар-
ной звукоусиливающей аппаратурой на индивидуальных
занятиях используются индивидуальные слуховые аппа-
раты, с 6-го класса на индивидуальных занятиях исполь-
зуются только индивидуальные слуховые аппараты. На
музыкально-ритмических занятиях1 и во внеурочное время
дети пользуются индивидуальными слуховыми аппарата-
ми (Е.П. Кузьмичева, 1991).

Развитие у глухих учащихся навыков слухозрительного
восприятия речи, внятного, достаточно естественного произ-
ношения, обогащение представлений о неречевых звуках ок-
ружающего мира, включая музыку, способствуют решению
важных задач повышения уровня образования глухих, при-
общения к общечеловеческим духовным ценностям, позволяет
лучше готовить их к жизни и труду в современном обществе.

Специфичной в школе глухих является работа по разви-
тию речевого слуха. Специальным условием обучения явля-
ются бисенсорное (слухозрительное) восприятие как ос-
новной способ восприятия устной речи и моносенсорное
(слуховое) восприятие устной речи не только на специаль-
ных занятиях, но и в ходе всего учебно-воспитательного про-
цесса. Введение тренировочных упражнений по восприятию
речи только на слух продиктовано той положительной ро-
лью, которую они играют в процессе восприятия даже при
нормальном слухе.

Известно, что чувствительность анализаторов развива-
ется и совершенствуется в процессе тренировки. Наиболее
тонкая чувствительность достигается при наличии опреде-
ленных условий и особенно специальных упражнений.

При работе с глухими было показано, что существенная
роль в выработке слуховых дифференцировок, в установле-
нии связи между слуховыми и речедвигательными кине-
стезиями принадлежит специальным слуховым упражне-
ниям.

Таким образом, при обучении устная речь глухого школь-
ника формируется в совместной деятельности развивающе-
гося слухового анализатора и речевых кинестезии и обуслов-
ливается не только произношением речевых единиц, но
и их слухозрительным и слуховым восприятием. Созданные

условия позволили в определенной мере приблизить фо
мирование устной речи глухих к процессу овладения речью
детьми с нормальным слухом, который основывается преж-
де всего на взаимодействии слуховых, зрительных и двига-
тельных механизмов.

Развитие слухового восприятия школьников предусматри-
вает обучение их различению, опознаванию и распознаванию
речевого материала на слух с помощью слухового аппарата.
Оно осуществляется в ходе специальных тренировочных
упражнений по восприятию речевого материала только на
слух, исключая зрение. Они проводятся как на индивидуаль-
ных, так и на фронтальных занятиях (в классе, в слуховом
кабинете, во внеклассное время). Обучение восприятию речево-
го материала на слух осуществляется в определенной после-
довательности. Навык слухового восприятия сначала форми-
руется в условиях, когда сначала педагог учит детей различать иопознавать предлагаемый на слух речевой материал с после-
дующей самостоятельной деятельностью ученика — распозна-
ванием речевого материала на слух.

 

В процессе специальной работы
по развитию слухового восприятия (при использовании
электроакустической аппаратуры) у всех глухих, независи-

Школах-интернатах.

Воспитательная работа в интернате решает сле-
дующие задачи:

• Всестороннее развитие неслышащих учащихся как про-
должение и расширение работы школы по умственно-
му, физическому, нравственному, трудовому, эстетиче-
скому воспитанию, развитию познавательной, общест-
венной и трудовой активности, положительных качеств
личности.

• Воспитание сознательности, гражданственности, пат-
риотизма, интернационализма.

• Воспитание положительного отношения к труду и по-
требности приносить своим трудом пользу обществу.

• Формирование положительных моральных, нравствен-
ных, этических качеств личности глухого и слабослы-
шащего школьника, воспитание правосознания, дисци-
плины, культуры чувств и поведения, формирование
школьного коллектива.

• Развитие словесной речи в единстве с использованием
остаточного слуха посредством создания речевой среды
и условий, вызывающих потребность пользования сло-
весной речью.

• Воспитание готовности и умения жить и работать как
в среде неслышащих, так и в коллективе слышащих,
развитие общительности, стремления к расширению со-
циальных контактов; работа над социальной адаптаци-
ей учащихся в сотрудничестве с семьей и общественны-
ми организациями.

Учебно-познавательная деятельность в интернате
является естественным продолжением учебно-воспитатель-
ного процесса школы и содействует закреплению и совер-
шенствованию знаний, умений и навыков, приобретенных в различных видах деятельности под руководством учите-
ля, а также формирует новые знания и умения

Кружковая работа в школе-интернате для детей с недос-
татками слуха направлена на расширение их кругозора и удов-
летворение любознательности, развитие творческих способно-
стей, мышления (словесно-логического, пространственного,
технического, художественного), обогащение словесной речи
и развитие остаточного слуха в условиях разнообразной и ин-
тересной для воспитанников деятельности.

В интернате ведется клубная работа, например, действуют
клуб любителей книги, клуб юных любителей природы,
«Юный математик» и др. Важной составной частью трудовой деятельности явля-
ется общественно полезный труд, включающий благоуст-
ройство интерната, ремонт мебели, подготовку выставок,
проведение «Трудовой недели», «Трудового десанта»,
«Праздника труда», трудовые дела старшеклассников для
подшефных младших классов, помощь библиотеке (убор-
ка, подклейка и расстановка книг) и многое другое.

детей с нарушениями развития»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.03 с.)