Детей с нарушениями развития»
Детей с нарушениями развития»
Раздел «Основы сурдопедагогики»
1. Предмет, задачи и отрасли сурдопедагогики. Связь сурдопедагогики со смежными дисциплинами.
2. История развития и становления сурдопедагогики в России и за рубежом.
3. Причины нарушений слуха. Основные методы исследования слуховой функции.
4. Аудиологические классификации нарушений слуха (классификация нарушений слуха Л.В. Неймана, международная классификация нарушений слуха).
5. Педагогическая классификация детей с недостатками слуха Р.М. Боскис.
6. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
7. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
8. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
9. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом.
10. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
11. Принципы образования детей с нарушенным слухом.
12. Педагогические системы сурдопедагогики: коммуникационная система, билингвистическая система, верботональная система, метод раннего дошкольного семейного обучения (материнская школа).
13. Проблема интеграции в сурдопедагогике.
14. Использование современных компьютерных технологий в образовании
лиц с нарушениями слуха.
15. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
16. Особенности учебного процесса в шкапе для детей с нарушениями слуха.
Содержание образования в школе для детей с нарушениями слуха.
17. Методы обучения школьников с нарушениями слуха.
18. Формы организации учебного процесса. Урок в школе для детей с
нарушениями слуха. Коррекционные учебные уроки и занятия.
19. Педагогическая характеристика системы обучения детей с нарушениями
слуха произношению.
20. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у
детей с нарушениями слуха.
21. Система трудового обучения детей с нарушениями слуха.
Профориентация и предпрофессиональная подготовка.
22. Цель и задачи воспитания детей с нарушениями слуха. Закономерности и
принципы воспитания. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
23. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных)
школах-интернатах.
24. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье.
25. Дактильный алфавит. Структура и особенности функционирования дактильной речи.
26. Разновидности жестовой речи. Развитие и функционирование жестовой речи в коммуникативной деятельности глухих.
Педагогическая классификация детей с недостатками слуха Р.М. Боскис.
Педагогическая классификация Р.М. Боскис (50-е гг. XX в.) основа дифференцированного специального образования де с нарушениями слуха.
Критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушеным слухом (по Р.М. Боскис): степень поражения слуховой функции;
уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;
время возникновения нарушения слуха.
Дети с нарушениями слуха подразделяются:
1. глухие. В зависимости от состояния речи (дети без речи, дети с речью)
2. слабослышащие
Лиц с нарушениями слуха.
Компьютер в учебном процессе специальной школы применяется в двух аспектах: как объект изучения и как средство обучения.
Создавая программы, необходимо учитывать как специ- фические, так и возрастные особенности детей. Часть про- грамм, особенно в младших классах, разрабатывается в иг- ровой форме. Эти программы требуют выполнения раз- личных практических преобразований, предварительной поисковой, исследовательской активности ребенка
В настоящее время разработан ряд специализированных программ- но-методических комплексов для использования в качестве новых средств коррекции и общего развития детей с недостатками слуха. Это специализированные компьютерные программы, разработанные в ИКП РАО (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская). Например, «Мир за твоим окном», комплекс программ, нацеленный на овладение коммуникативными навыками. В процессе работы с программой ученик
взаимодействует с «компьютерным человечком». Программа в различ- ных ситуациях требует как односложных ответов, так и развернутых.
При работе ребенка с этой компьютерной средой объектом целенаправленной познавательной деятельности и предме- том анализа являются:
• личный жизненный опыт и знания о сезонных явлениях природы и их изменениях («Четыре времени года»);
• эмоциональная рефлексия на погодные явления, словес- ное опосредование эмоциональных состояний, возможность и правомерность существования различных эмоциональ- ных отношений к одному и тому же явлению («Погода»);
использование усвоенных знаний в качестве инструментов решения житейских задач; выделение существенных па- раметров житейских ситуаций как ориентировочной осно- вы практической деятельности («Одеваемся по погоде»);
• понимание текста и влияние контекста на понимание тек- ста как целого («Рассказы о временах года»).
«Мир за твоим окном» содержит систему компьютерных упраж- нений, показывающую возможные методические подходы к реше- нию этих задач. Практика использования этого комплекса программ показывает его преимущества перед другими программами анало- гичного содержания и традиционными методами изучения ряда тем.
Компьютерная программа «Решение задач на движение» со- держит новую педагогическую технологию решения традиционных задач (обучение решению задач на движение). Методическое руково- дство к ней определяет роль и место данных компьютерных упраж- нений в общей системе работы учителя математики, т. е. дополняет и развивает существующую методику.
Комплекс «Дельфа-130» («Видимая речь» IBM) содержит новую педагогическую технологию решения задач по коррекции и форми- рованию произношения. Произносимые в микрофон звуки вызыва- ют изменение рисунков на экране компьютера. Отработка элементов речи становится увлекательной игрой. Разнообразные упражнения и игры позволяют развить речевое дыхание, слитность речи, форми- ровать правильное произношение звуков в слогах, словах, слово- сочетаниях, фразах, умение изменять громкость, темп речи, а также
устранять гнусавый оттенок голоса. Методическое руководство определяет принципы включения новой технологии в общую систе- му педагогической коррекции произносительной стороны устной речи.
Занятия на компьютере с помощью программы «Видимая речь» можно начинать с трехлетнего возраста, длительность занятий по- степенно увеличивается — от 10 мин для трехлетних детей до 20— 25 мин для детей 4—5-летнего возраста.
Программа обеспечивает дифференцированный подход к форми- рованию и коррекции речи, реализация которого достигается «за- кладыванием» в компьютер различных вариантов произнесения речевого материала ребенком. Запись речи каждого ребенка и про- слушивание собственной речи способствуют выработке слухового са- моконтроля и стимулируют к работе над произношением.
При работе с детьми дошкольного возраста последовательность применения модулей программы частично варьируется в зависимо- сти от возраста и индивидуальных возможностей детей, но в целом она может выглядеть следующим образом: «Звук» — «Включение голоса» — «Громкость» — «Гласные» — «Интенсивность и
Слуха произношению.
Развитие коммуникативных умений глухих школьников предполагает широкое использование совместно-распре- деленных форм организации учебной работы учащихся на уроке (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.Г. Речицкая, Т.В. Несте- рович и др.). Исследования показывают, что среди факто- ров, активизирующих и повышающих эффективность не только речевого развития, но и обучения в целом, — ис- пользование коллективных форм организации учебной деятельности глухих детей на уроке при условии соблюде- ния правильного планирования работы по введению и от- работке речевого материала (С.А. Зыков, Л.М. Быкова),
Полноценное владение глухими детьми устной речью (лек- сикой, фонетикой, грамматикой, орфоэпией) предполагает умение слухозрительно воспринимать речь собеседника (с по- мощью слухового аппарата) и говорить достаточно естествен- но, внятно, т. е. понятно для окружающих. Значение устной речи для глухих зависит от их общего и речевого развития, уровня владения слухозрительным восприятием речи (с по- мощью слухового аппарата), ее произносительной стороной.
Рассматривая сенсорную базу (чувственную основу), которой располагает глухой ребенок для усвоения устной речи, следует иметь в виду значение слухового, зрительно- го, кожного и двигательного анализаторов для восприятия и воспроизведения им речи.
С помощью кожного анализатора обеспечивается вос- приятие ряда явлений, сопровождающих воспроизведение определенных фонетических элементов. Приложив руку к гортани, можно ощутить ее вибрацию при колебании го- лосовых связок, установить разницу между вокализован- ными и невокализованными звуками. Приложив руку к по- верхности грудной клетки, можно определить наличие или отсутствие голоса, а также факт произнесения нормальным голосом и фальцетом. Рука на темени поможет глухому ре бенку ощутить ее вибрацию при произнесении и при слиш- ком высоком голосе. Вибрацию щек и крыльев носа можно ощутить при произнесении м и н. С помощью кожной чув- ствительности можно почувствовать также струю выдыхае- мого при произнесении воздуха. Более полное тактильно- вибрационное восприятие связано с применением специаль- ной сурдотехнической аппаратуры, например вибраторов (Ф.Ф. Pay, 1973).
Комплексное использование анали- заторов особенно важно на первоначальном этапе обучения произношению, так как именно в этот период осуществля- ется многосторонняя афферентация речедвигателъного аппарата. Затем внешний контроль переходит во внутрен- ний, основой которого являются сложившиеся образы, со- ответствующие различным элементам речи: у учащихся целенаправленно развивается слухокинестетический конт- роль над произношением в условиях постоянного использо- вания звукоусиливающей аппаратуры
В первоначальный период с помощью педагогических методик уточняется состояние нарушенной слуховой функ- ции, выявляется резерв в состоянии тонального и речевого слуха, подбирается оптимальный режим звукоусиления на стационарной электроакустической аппаратуре, а также уточняется режим работы индивидуального слухового ап- парата.
В основной период осуществляются уточнение и подбор оптимального режима работы электроакустической аппа- ратуры (коллективного и индивидуального пользования) с учетом комплекса факторов, включающих данные аудио- лого-педагогических исследований нарушенной слуховой функции, уровня общего и речевого развития, сформиро- ванное™ навыков слухового восприятия и произношения. У учащихся развиваются умения воспринимать на слух речевой материал, включающий фразы, словосочетания и слова, а также тексты диалогического и монологического характера.
В третий период у учащихся закрепляются навыки пре- жде всего слухозрительного восприятия устной речи (с по- мощью индивидуального слухового аппарата), активного пользования внятной, достаточно естественной и вырази
Детей с нарушениями слуха.
При этом используются разные типы электро- акустической аппаратуры: стационарная коллективного и индивидуального пользования и индивидуальные слуховые аппараты. На общеобразовательных уроках используется стационарная звукоусиливающая аппаратура либо слуховая аппаратура на радиопринципе или на инфракрасном из- лучении. На индивидуальных занятиях по развитию слу- хового восприятия и обучению произношению в подгото- вительном, 1—3-х классах используются стационарные звукоусиливающие устройства индивидуального пользова- ния, со второго полугодия 3-го класса наряду со стационар- ной звукоусиливающей аппаратурой на индивидуальных занятиях используются индивидуальные слуховые аппа- раты, с 6-го класса на индивидуальных занятиях исполь- зуются только индивидуальные слуховые аппараты. На музыкально-ритмических занятиях1 и во внеурочное время дети пользуются индивидуальными слуховыми аппарата- ми (Е.П. Кузьмичева, 1991).
Развитие у глухих учащихся навыков слухозрительного восприятия речи, внятного, достаточно естественного произ- ношения, обогащение представлений о неречевых звуках ок- ружающего мира, включая музыку, способствуют решению важных задач повышения уровня образования глухих, при- общения к общечеловеческим духовным ценностям, позволяет лучше готовить их к жизни и труду в современном обществе.
Специфичной в школе глухих является работа по разви- тию речевого слуха. Специальным условием обучения явля- ются бисенсорное (слухозрительное) восприятие как ос- новной способ восприятия устной речи и моносенсорное (слуховое) восприятие устной речи не только на специаль- ных занятиях, но и в ходе всего учебно-воспитательного про- цесса. Введение тренировочных упражнений по восприятию речи только на слух продиктовано той положительной ро- лью, которую они играют в процессе восприятия даже при нормальном слухе.
Известно, что чувствительность анализаторов развива- ется и совершенствуется в процессе тренировки. Наиболее тонкая чувствительность достигается при наличии опреде- ленных условий и особенно специальных упражнений.
При работе с глухими было показано, что существенная роль в выработке слуховых дифференцировок, в установле- нии связи между слуховыми и речедвигательными кине- стезиями принадлежит специальным слуховым упражне- ниям.
Таким образом, при обучении устная речь глухого школь- ника формируется в совместной деятельности развивающе- гося слухового анализатора и речевых кинестезии и обуслов- ливается не только произношением речевых единиц, но и их слухозрительным и слуховым восприятием. Созданные
условия позволили в определенной мере приблизить фо мирование устной речи глухих к процессу овладения речью детьми с нормальным слухом, который основывается преж- де всего на взаимодействии слуховых, зрительных и двига- тельных механизмов.
Развитие слухового восприятия школьников предусматри- вает обучение их различению, опознаванию и распознаванию речевого материала на слух с помощью слухового аппарата. Оно осуществляется в ходе специальных тренировочных упражнений по восприятию речевого материала только на слух, исключая зрение. Они проводятся как на индивидуаль- ных, так и на фронтальных занятиях (в классе, в слуховом кабинете, во внеклассное время). Обучение восприятию речево- го материала на слух осуществляется в определенной после- довательности. Навык слухового восприятия сначала форми- руется в условиях, когда сначала педагог учит детей различать иопознавать предлагаемый на слух речевой материал с после- дующей самостоятельной деятельностью ученика — распозна- ванием речевого материала на слух.
В процессе специальной работы по развитию слухового восприятия (при использовании электроакустической аппаратуры) у всех глухих, независи-
Школах-интернатах.
Воспитательная работа в интернате решает сле- дующие задачи:
• Всестороннее развитие неслышащих учащихся как про- должение и расширение работы школы по умственно- му, физическому, нравственному, трудовому, эстетиче- скому воспитанию, развитию познавательной, общест- венной и трудовой активности, положительных качеств личности.
• Воспитание сознательности, гражданственности, пат- риотизма, интернационализма.
• Воспитание положительного отношения к труду и по- требности приносить своим трудом пользу обществу.
• Формирование положительных моральных, нравствен- ных, этических качеств личности глухого и слабослы- шащего школьника, воспитание правосознания, дисци- плины, культуры чувств и поведения, формирование школьного коллектива.
• Развитие словесной речи в единстве с использованием остаточного слуха посредством создания речевой среды и условий, вызывающих потребность пользования сло- весной речью.
• Воспитание готовности и умения жить и работать как в среде неслышащих, так и в коллективе слышащих, развитие общительности, стремления к расширению со- циальных контактов; работа над социальной адаптаци- ей учащихся в сотрудничестве с семьей и общественны- ми организациями.
Учебно-познавательная деятельность в интернате является естественным продолжением учебно-воспитатель- ного процесса школы и содействует закреплению и совер- шенствованию знаний, умений и навыков, приобретенных в различных видах деятельности под руководством учите- ля, а также формирует новые знания и умения
Кружковая работа в школе-интернате для детей с недос- татками слуха направлена на расширение их кругозора и удов- летворение любознательности, развитие творческих способно- стей, мышления (словесно-логического, пространственного, технического, художественного), обогащение словесной речи и развитие остаточного слуха в условиях разнообразной и ин- тересной для воспитанников деятельности.
В интернате ведется клубная работа, например, действуют клуб любителей книги, клуб юных любителей природы, «Юный математик» и др. Важной составной частью трудовой деятельности явля- ется общественно полезный труд, включающий благоуст- ройство интерната, ремонт мебели, подготовку выставок, проведение «Трудовой недели», «Трудового десанта», «Праздника труда», трудовые дела старшеклассников для подшефных младших классов, помощь библиотеке (убор- ка, подклейка и расстановка книг) и многое другое.
детей с нарушениями развития»
|