Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическое развитие донецкого края в 18 векеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Благодаря предпринимаемым мерам по заселению края к концу ХVIII в. в пределах современной Донецкой области существовало около 500 поселений (городов, сел, слобод и др.), население которых доходило до 250 тыс. человек. Наиболее заселенным был Славянский уезд (229 селений), а наименее - Мариупольский (136 селений). Согласно переписи 1793 г. в этих уездах проживало около 142 000 душ мужского пола или около 250 000 человек. Более 60% населения составляли государственные крестьяне и военные поселяне, иностранные колонисты, около 38 % - помещичьи поселяне, среди которых удельный вес крепостных был сравнительно незначительным. На все остальные группы Сельское хозяйство. Увеличение численности населения в ходе дальнейшего заселения края, уменьшение угрозы татарских набегов В 1793 г. в Славянском уезде насчитывалось 23, а в Мариупольском - 22 животноводческих завода, среди них соответственно 11 и 9 приходилось конные заводы. Владельцы заводов (ими были не только помещики, казацкая старшина, но и зажиточные крестьяне) немало внимания уделяли селекционной работе. Удельный вес скотоводства среди других отраслей определялся не только благоприятными климатическими условиями, но и возможностями доставки и реализации живого скота и продукции животноводства на местных ярмарках, в российских столицах и в соседних государствах, в том числе и в Крыму. Преобладали мясные породы крупного рогатого скота. Путешественники отмечают, что брынза была более популярна среди местного населения, чем творог. Даже летом в некоторых селах трудно было найти свежее молоко, так как им вскармливали телят. Особенно широкое распространение скотоводство получило среди мариупольских греков. Больше всего они разводили овец, шерсть которых использовалась для изготовления одежды. Из выделанной шкуры шили кожухи. В конце века в крестьянских хозяйствах все больше разводят Во второй половине ХVIII в. заметно возрастает удельный вес земледелия. Как и скотоводством, им занимались все категории населения, начиная от казаков-зимовчан и заканчивая горожанами. Составители описания Азовской губернии подчеркивали, что «качество земли производит всякого рода хлеб: рожь, пшеницу, ячмень, овес, гречиху просо, лен, коноплю и проч. Из овощей выращивали арбузы, отменно сладкие и великие, красные и белые дыни, разные огурцы, земляные яблоки (картофель), чеснок, лук, свеклу, петрушку и многие другие...». Путешественники указывают, что им приходилось видеть целые поля, засеянные арбузами и дынями, но по величине и по вкусу они уступали не только астраханским, но даже и тем, которые выращивались в междуречье Днепра и Буга. Иногда они не успевали созреть из-за ранних заморозков, которые выпадали даже в начале августа. В преобладающем большинстве для возделывания почвы использовался тяжелый железный плуг, в который запрягали по нескольку волов, а для вспашки целины - до трех-четырех пар. Как свидетельствуют путешественники, недороды были довольно частыми. Иногда последние случались и от чрезмерных дождей, которые летом в виде ливней обрушивались на эту территорию и не позволяли Несмотря на это, к концу ХVIII в. оно становится ведущей отраслью сельского хозяйства и постепенно вытесняет на второй план скотоводство. В конце ХVIII в. утвердилась трехпольная система севооборота (на юге встречалось и двуполье). Определились сроки проведения основных Среди занятий местного населения занимало рыболовство. Рыбу вылавливали не только запорожские и донские казаки, купцы, но и торские и Бахмутские солевары, греки и другие слои населения. На побережье Азовского моря в 60-х гг. ХVIII в. насчитывалось около 40 рыбзаводов, на которых производилась разная рыбная продукция. В летнюю пору на каждом из них работало по 15-20 наемных работников. Местные жители обычно для собственных нужд вылавливали рыбу в реках и речках, а также в прудах. Например, в Бахмутском уезде в 1795 г. из 122 сел пруды имелись в 86. В некоторых селах их было по два и более. Определенное место отводилось и охоте на диких животных и птиц. Описание Азовской губернии 1781 г. перечисляет в лесах и степях таких животных: медведей, волков, шакалов, коз, кабанов, лисиц, зайцев, барсуков и других, на которых охотилось местное население. Среди птиц тот же источник называет: диких гусей, уток, куропаток, фазанов, дроф, перепелов и других. Широко было распространено и пчеловодство, которым занимались не только сельские жители, но и горожане, содержавшие пасеки на хуторах. Мед предназначался как Важное место во второй половине ХVIII в. занимали Развитие соляных промыслов и недостаток лесов способствовали проведению поисковых работ в регионе. В Изюме проводились испытания обнаруженных руд. К 1714 г. относятся первые предложения построить в Бахмутском уезде В 1744 г. в связи с перестройкой соляных промыслов в районе были проведены новые поисковые работы, взяты пробы железных руд и каменного угля. И уголь, и руда были признаны годными для промышленного использования. Летом того же года в регион из Берг-коллегии был направлен сын ее вице-президента Г. Райзер, проходивший вместе с Ломоносовым стажировку в Германии. Фактически он обследовал уже известные В 1764г. был повторен опыт, который доказал возможность выварки соли на каменном угле, но затраты на его добычу, доставку и оплату рабочим, обслуживавшим меха для поддержки огня, обходились дороже, чем доставка дров на промыслы. Поэтому до конца работы Бахмутских и Торских заводов уголь для выварки соли не использовался. Зато проведенные геологические исследования и пробы угля, руд создавали базу для Расположение региона на Приазовской возвышенности во многом определило сеть путей, которые соединяли население Северного Приазовья и Подонцовья ближним и дальними соседями. Кроме уже известных путей в XVIII в. появляются новые. К ним в первую очередь следует отнести построенную в 30-х гг. дорогу вдоль Украинской линии, которая соединила Среднее Поднепровье с Подонцовьем. В 70-х гг. во время строительства Днепровской линии, проходившей по Берде и Конке, была Дальнейшее разделение труда в процессе освоения края, улучшение состояния старых и строительство новых дорог способствовало развитию торговли. Наиболее распространенными товарами, которыми наш край обменивался с другими регионами в течении всего ХVIII в., были соль и рыба. Так, в казенных магазинах Слободской Украины в 1737 г. находилось 600494 пуда и 23 фунта соли, а в 1742 г. - 702506 пудов и 30 фунтов, что указывает не только на расширение торговых связей нашего края с соседними регионами, но и на увеличение объема производства соли в Бахмуте и Торе. За солью и рыбой в Приазовье приезжали чумаки и Важным товаром, приносившим доход местным жителям, был скот - лошади, крупный рогатый скот и овцы. Бахмутские ярмарки в ХVIII в. славились продажей крупного рогатого скота. Наиболее распространенной формой торговли были ярмарки, на которые приезжали купцы из разных мест. Составители описания Азовской губернии отмечали, что на местные ярмарки из Константинополя, греческих островов, Крыма, донских станиц, Полтавы, Харькова и других мест поступали парчовые и шелковые ткани, сукна, ситцы, китайки, полотна, серебряные, золотые и алмазные изделия, сафьян, юфть, железо, медная, оловянная, стеклянная и хрустальная посуда и другие товары. Через Таганрог поступали на местные ярмарки заморские вина, фрукты, маслины, оливковое масло, рис, табак, бумага. В Бахмуте, Торе, Мариуполе в год проводилось по 4 ярмарки, в Маяках - 1. Проводились ярмарки и в ряде сел - в Ямполе, Райгородке и других. Наряду с ярмарочной, постепенно распространялась и постоянная - лавочная торговля. В городах и некоторых селах устраивались также еженедельные торги. Развитие торговли способствовало формированию купечества. В 1780 г. в Бахмуте числилось 163 купца, в Мариуполе - 144, а в Торе - лишь 15. В основном это были купцы 3-й и 2-й гильдий, капитал которых составлял от 1000 до 10000 руб. Лишь у бахмутского купца Парфена Гаврилова, относившегося к l-й гильдии, капитал превышал 12000 руб. Гаврилов был самым богатым купцом во всей Новороссии. Значительно изменилась в течение ХVIII в. структура городского населения. Кроме военно-административного персонала в городах проживали купцы, цеховые ремесленники и мещане, к которым относили учителей, врачей, церковнослужителей, музыкантов, а также представителей других профессий. Кроме того, в Бахмуте и Торе отмечены еще и «люди разного звания» среди которых преобладающее большинство составляли солевары. Все это свидетельствует о том, что к концу XVIII в. города нашего края постепенно преврашаются из военно-административных центров в хозяйственно-административные. Особенно усилился этот процесс после присоединения Крыма к России и исчез новения угрозы татарских набегов. В связи с этим оборонительные функции городов исчезли. Города Бахмут, Тор (с 1784 г. - Славянск), Мариуполь, превратившиеся в Донбасс в XIX веке Население. В первой половине XIX в. территория нашего края была в составе Екатеринославской – Бахмутский и частично Александровский уезд, Слободско-Украинской (с 1835 г. Харьковской) губернии – частично Изюмский уезд и области Войска Донского — Миусский округ. Наиболее интенсивно в этот период заселяются южные земли. В 1817 г. было проведено межевание земель греческих поселенцев. На неосвоенные ими земли правительство стало призывать новых, прежде всего выходцев из Германии. В 1823 г. в районе Мариуполя имелось уже 17 немецких колоний. Немцы-колонисты наделялись землей по 60 десятин на двор на правах майората. Им были предоставлены щедрые кредиты. Население колонии состояло из католиков, лютеран и меннонитов – последователей Симониса Меннона (1496-1561). Меннониты создали Мариупольский меннонитский округ. Центром немецких поселений стал Остгайм (с 1935 г. – Тельманово). Была предпринята попытка поселения на земле евреев. В 1804 г. царское правительство решило разгрузить Белоруссию, отпустив 340 тыс. еврейского населения. В Приазовье в 1823-1825 гг. было создано 3 колонии – Зеленополье, Хлебодаровская, Иванополье. Земли предоставлялись по 15 десятин на душу, всего для 2 тыс. душ было выделено 30 тыс. десятин, однако закрепить евреев на земле не удалось. В 20-х годах XIX в. в Мариуполе появлялись итальянцы, частью итализированные славяне, из австрийских провинций Адриатического побережья. В мае 1831 г. в Приазовье был переведен Дунайский полк, созданный в 1828 г. из перешедших на сторону России во время русско-турецкой войны задунайских казаков. Из них на Бердянской пустоше Мариупольского округа (площадь в 643 тыс. десятин) было создано Азовское казачье войско, к которому причислили заселенный ранее Петровский посад, Новопокровское и Новоспасское, населенные выходцами из Черниговской губернии. Казаки основали станицы Никольскую и Покровскую, несколько хуторов. В 1834 г. Азовское войско насчитывало 971 семейство (2661 мужчину и 2284 женщины). Оно представляло военно-административную единицу с назначаемым атаманом. Первым атаманом был Иосиф Гладкой, по инициативе которого и осуществился переход задунайских казаков в пределы России. В 1865 г. Азовское казачество было упразднено. Часть казаков переселилась на Кубань, основав там 4 станицы. Оставшиеся обращены в гражданское состояние. При этом офицеры получили по 200-400 десятин, рядовые – по 9 десятин на каждую мужскую душу. Вместо Войска Азовского были созданы две волости – Покровская и Никольская. В 1849 г. на побережье Азовского моря донские казаки основали станицу Новониколаевскую (ныне город Новоазовск), ставшую затем центром Миусского округа. В 1838-1845 гг. на бывших землях Сечи, южнее реки Волчья, выходцы из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний основали села Марьинка, Александровка, Павловка, Константиновка, Екатериновка, Елизаветовка и др. – всего 38 селений с населением до 21 тыс. мужского пола. Наряду с организованной колонизацией происходило и стихийное переселение в Донецкий край. К середине XIX в. уже существовало большинство нынешних населенных пунктов с 400 тыс. человек жителей. Промышленность. К середине XIX в. немало крепостных крестьян, мещан становятся собственниками предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции: винокурен, мукомолен, маслобоек и др. К этому времени в Мариуполе работали четыре водяных и три ветряных мельницы, в 1830 г. в городе была основана макаронная фабрика, которая использовала муку местного производства, ее изделия предназначались также и на экспорт. Важнейшей для города отраслью являлось рыболовство. В 1814 г. на берегу Азовского моря (в окрестностях Мариуполя и на косах) действовали 36 рыболовных заводов. Рыбу здесь солили, вялили, готовили икру и балыки, вытапливали рыбий жир, делали рыбную муку. В начале XIX в. с возникновением кирпично-черепичного завода в Мариуполе началось производство строительных материалов. В 1827 г. работало уже 3 завода, к середине XIX в. их стало 7 (один из них известковый). Местные глины были хорошим сырьем для изготовления высококачественной продукции. Действовали в городе 2 кожевенные фабрики, на которых вырабатывался черный сафьян, а потом – подошвенный материал. Недостаток в стране соли побудил правительство в 1819 г. разрешить жителям Бахмута и Тора выварку соли. Однако, в 1831 г. оно предписывало использовать для этого вместо дров каменный уголь. Чтобы уменьшить расходы угля, предприниматели стали применять градирни, повысившие концентрацию рассола. В Торе (Славянске) В 1832 г. был построен первый завод, на котором соль вываривалась на каменном угле. В середине века имелось 12 мелких заводов, владельцами которых были мещане. В год они производили до 50000 пудов соли. Значительную роль в экономике не только Бахмута, но и всей губернии играло Бахмутское салотопительное производство. Салотопительные заводы производили вытопку животного жира, расфасовку его в кутыри (овечьи желудки) и продажу потребителям. В Бахмуте было сосредоточено 12% салотопительных заводов всей губернии и 4 % украинских заводов этой отрасли. Продукция сальных заводов, которые были основаны в Бахмуте и Мариуполе в 50-х гг. XIX в., являлась сырьем для производства свечей. В это же время в Бахмуте появляется завод по изготовлению более качественных восковых свечей. В 1857 г. был создан Бахмутский воскобойный завод, один из трех в губернии. К концу дореформенного периода добыча угля составила около 6 млн. пудов в год. Несмотря на это Донбасс, равный по площади всем бассейнам Западной Европы, давал лишь около 1/700 добываемого там угля. В 1858 г. в Бахмутском уезде (на территории современного Енакиево) был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Петровским. Здесь выплавляли свыше 30 тыс. пудов чугуна, но наладить доменное производство не удалось. Это предприятие оказалось нежизнеспособным и вскоре было закрыто. Начинается процесс активного исследования и изучения региона. Известный ученый и горный инженер Е. П. Ковалевский в 1827 г. составляет первую геологическую карту Донбасса, на которую наносит 25 известных ему месторождений угля. В 1827-1828 гг. экспедиция горного инженера А. И. Оливьери в районе Старобешева обнаруживает несколько угольных пластов. Продолжаются поисковые работы в районе Кальмиуса, начатые в 1832 г. экспедицией горного инженера А. Б. Иваницкого. Бурный рост портов, баз и кораблей азово-черноморского флота заставляют новороссийского и бессарабского генерал-губернатора графа М. С. Воронцова пригласить на службу опытного горного инженера А. В. Гурьева, перед которым впервые ставится практическая задача: организовать добычу угля в масштабах, необходимых для обеспечения нужд Одессы и флота. Это было связано с тем, что к этому времени угольный рынок стал наполняться более дешевым английским углем, который как балласт привозили корабли, доставлявшие зерно в Англию. Проанализировав материалы ранее проведенных геологических разведок, А. В. Гурьев остановил свой выбор на верховьях Кальмиуса. Наряду с высоким качеством имеющегося здесь угля, это место привлекло уже сложившейся к тому времени сетью грунтовых дорог и водных путей, а также близостью селений – будущих источников рабочей силы. Для организации добычи угля граф М. С. Воронцов в 1841 г. арендовал слободу Александровка и все окрестные земли, а также все подземные ископаемые на площади в 15 тысяч десятин сроком на 30 лет для строительства Александровского рудника. Первой была введена в эксплуатацию в 1842 г. шахта Гурьевская, а затем две других — Михайловская и Елизаветинская. Первоначально на шахте Гурьевской работало 76 человек, которые за сутки добывали по 18 пудов угля на человека. Она имела первую паровую подъемную машину и мастерские, изготовлявшие элементарное оборудование, необходимое для горных работ. Успешно наращивая добычу угля благодаря использованию новейшей техники, Александровский рудник стал самым крупным поставщиком его на юге России, добывая до полутора миллионов пудов в год. Добывающийся на руднике уголь получил высокую оценку как топливо для паровых судов. С этого времени уголь Донбасса приобретает широкую известность, а донецких горных инженеров начинают привлекать для работы и консультации в Тулу и Урал, Западную Сибирь, Амур и Сахалин. Как отмечал в 1856 г. в своей докладной записке А. В. Гурьев, «Уголь... особенно годен на все металлургические работы, в проплавку руд, на выделку железа и рельсов и на отопку пароходов и железных дорог». Доходы, получаемые от реализации угля, стимулировали многих помещиков, мелких предпринимателей заняться горным промыслом. Начинается строительный бум мелких, средних и крупных шахт, использовавших как примитивные орудия труда, так и современное по тому времени оборудование. Это привело к тому, что в 1827 г. правительство вынуждено было издать закон, по которому к частным предпринимателям, занимающимся добычей угля, прикреплялись специалисты для «преподавания советов, как следует производить правильно горные работы» В пореформенный период в Украине завершился промышленный переворот, начавшийся в 30-е годы XIX в. Донбасс сделал большой шаг в своем экономическом развитии. Быстрыми темпами развивалась тяжелая промышленность. Важнейшими ее отраслями были черная металлургия и угледобывающая промышленность. Характерной чертой развития угольной промышленности бассейна в рассматриваемый период было расширение и техническое переоснащение уже существующих рудников, а не строительство новых предприятий. После отмены крепостничества ускоренными темпами развивались капиталистические отношения во всех сферах общественного производства. Характерной чертой Донбасса было развитие капиталистической промышленности без сословной и национальной замкнутости. В стране, кроме восточных славян, обитаемый 3% население - немцы, 4,2% - греки, евреи, составляли 2%, татары - 1,4%. Широким было привлечение в новый, молодой экономический район иностранных капиталов (инвестиций). В привлечении иностранных инвесторов и отечественных промышленников и предприятий всех национальностей важную роль играли два фактора. Во- первых, значительно высокая прибыльность от работы в Донбассе промышленных предприятий. Так, Новороссийское общество каменноугольного, рельсового производства, управляемое валлийцем Д.Хьюзом (Юзом) получало 25% годовой прибыли на вложенный капитал. Аналогичные предприятия Д. Юза в Англии (на родине) давали едва 4 - 5 % прибыли на год (и это считалось нормальным для этой страны). Во-вторых, значительные льготы, субсидии, премии царского правительства. Тому же таки Новороссийскому обществу правительство выплачивало с 1872 года премию в 50 коп. за каждый пуд рельсов. Да и в целом, в виде льгот, кредитов премий, привилегий, казна Российской империи вложила в строительство металургического завода в Юзовке никак не меньше, чем частные инвесторы, а, возможно, и больше средств. Пущен в эксплуатацию 1872 года завод под управлением Д. Юза выдавал крайне важную для страны, стратегическую продукцию. Важную роль в развитии края сыграли железные дороги. В 1872 г. началось их строительство. Донецкая железная дорога имела линии: Краматорск - Лутанск - Костянптнивна – Мариуполь; Лисичанск - Попасная; Дебальцеве - Никитовка. Их строили в течение 4 лет. В 1880 - 1884 годах построено Екатеринославскую железную дорогу, которая соединена Криворожье с Донбассом. Вместе эти дороги составляли разветвленную сеть, которая обеспечивала перевозку угля, железной руды, метана, открывала выход на главные магистрали страны и морские порты. В 1885 году был принят общий Устав российских железных дорог, который способствовал улучшению железнодорожного хозяйства страны в целом Быстрое развитие фабрично-заводской промышленности, ускорено железнодорожное строительство, резкое сокращение лесов определило большой и ионы и на минеральный топливо – уголь и способствовало росту каменноугольной промышленности Донбасса. С конца 60-х - началу 70-х годов XIX века начинается «предпринимательская лихорадка» в крае. Возникали акционерные общества с участием иностранных капиталов и предпринимателей. Таким образом, в 60-70-х гг. XIX в. буржуазия Донбасса комплектовалась преимущественно за счет помещиков, купечества, крестьян и казаков. В 80-90-х гг. XIX в. происходит расширение состава буржуазии за счет притока таких социальных слоев, как купечество, интеллигенция и предприниматели-иностранцы.
Донбасс в начале ХХ века К началу XX века в Донбассе было построено и работало 12 металлургических заводов и большое количество каменноугольных рудников (по данным инженера А. А. Скочинского 157 шахт). Однако кризис на Украине не затормозил взаимосвязанные между собой процессы монополизации и концентрации производства, а наоборот, еще и ускорил их. Ведь в результате кризиса разорялись прежде всего мелкие предприниматели, собственность которых переходила к большим монополистическим объединениям. Один за другим возникали общероссийские синдикаты – объединения (союзы) капиталистов для совместного сбыта товаров и поддержания высоких цен на них. Эти синдикаты стали полновластными хозяевами целых отраслей экономики Украины. В Донбассе находилось большинство предприятий, входивших в синдикаты «Продамет» и «Продуголь», которые сосредоточили в своих руках основной объем продажи изделий металлургических заводов и угольных рудников. Возникновение синдикатов в угольной и металлургической промышленности произошло в связи с возникновением условий для их образования. Среди этих условий, например, тот факт, что большинство предприятий этих отраслей было организовано в форме акционерных компаний, в которых форма владения предприятием была коллективной, а не индивидуальной, вследствии чего они легко соглашались на ограничения в том или ином пункте своей хозяйственной самостоятельности. Концентрация спроса на производимые товары, особенно в России (например, уголь был необходим железным дорогам и металлургическим заводам). Все заводы и рудники в Донбассе находились в однородных условиях по отношению к сырью, цене рабочей силы, рынкам сбыта, что увеличивало общность интересов и способствовало объединению. Большинство предприятий находилось в руках иностранных предпринимателей, которые принесли с собой и навыки синдицирования. Монополистические союзы договаривались об условиях продажи товаров, сроках платежа, делили между собой рынки сбыта и сырья, они, наконец, распределяли между предприятиями заказы и прибыли. В конце 1901 г. на XXVI съезде горнопромышленников Юга России было принято решение приступить к организации местных синдикатов для объединения отдельных отраслей железоделательной промышленности. В 1902 г. металлургические заводы Юга создали крупнейший в России и один из самых крупных в Европе синдикат, который принял форму акционерного общества под названием «Общество для продажи русских металлургических заводов» («Продамет») с основным капиталом в 900 тыс. рублей. Синдикат сначала объединял 12 обществ, потом их число дошло до 30. Так, постепенно присоединяя к себе все новые и новые отрасли железной промышленности, «Продамет» неуклонно приближается к цели, поставленной перед собой южными заводчиками – сосредоточить в одном центре продажу всех металлургических изделий. В 1906 г. на Юге был образован еще один синдикат – «Продуголь». В его состав вошло 18 отдельных акционерных обществ, добывавших около 75% каменного угля в Донецком бассейне. Правление находилось в Париже. К этому времени большую часть угледобычи Донбасса обеспечивали большие шахты, каждая из которых давала на-гора не меньше 10 млн. пудов каменного угля ежегодно. Каковы же были преимущества у обществ контрагентов, участвовавших в деятельности «Продугля»? Этими преимуществами были, например, гарантированный сбыт по твердым ценам; маневрирование людскими и материальными ресурсами; единая горноспасательная служба; единая бухгалтерия; единая учебно-производительная база для подготовки горных мастеров и других специалистов; общая ремонтная база и др. Основная часть добычи угля в синдикате «Продуголь» сосредоточилась в руках иностранного капитала, главным образом, франко-бельгийского. Им принадлежало 14 копей. Одно общество принадлежало немцам, остальные русским предпринимателям. Донбасс как большой промышленный центр имел свои особенности. Здесь заводы и рудники не концентрировались в одном пункте, а были разбросаны на значительной территории. Основной контингент рабочих находился вне городов, в заводских и рудничных поселках. В начале XX в. в Донецком бассейне некогда слабо заселенные и необжитые места превращались в промышленные центры. Помимо уездных городов такими центрами являлись Юзовка, Горловка, Макеевка, Енакиево, Константиновка, Краматорск, Дружковка, Лисичанск и др. Накануне первой мировой войны только в Юзовке проживало около 70 тыс. человек, из них 47 тыс. составляли рабочие и их семьи. В Енакиево в 1908 г. совместно с населением Воровского и Софиевского рудников насчитывалось до 18 тыс. человек, в том числе 12,2 тыс. металлургов и шахтеров Русско-Бельгийского общества. К1 9 1 3 г. в Горловке насчитывалось 30 тыс. человек. Даже в небольших заводских и рудничных поселках находилось по нескольку тысяч рабочих. Эти поселки вместе с тремя городами – Мариуполем, Бахмутом, Славянском – стали основными центрами сосредоточения рабочих в регионе. В основном поселки располагались вдоль линий железных дорог, что способствовало их экономическому и культурному развитию. При ст. Горловка был построен большой поселок, имеющий 54 торговых заведения, одноклассная школа с 3 преподавателями и 75 учащимися, горное училище имени С. С. Полякова, учрежденное в 1878 г., с 60 учащимися и 6 преподавателями. Вблизи располагались рудники «Общества Южнорусской каменноугольной промышленности» (11 копей), возникшие почти одновременно с обществом Курско-Харьково-Азовской железной дороги (1861 г.). При рудниках были созданы приемные больничные покои, начальные школы, театральные помещения, в которых устраивались любительские спектакли, а также спектакли гастролирующих трупп. Для рабочих строились примитивные сооружения — казармы и балаганы, небольшие землянки («каюты») и саманные «мазанки», которые хаотически размещались вблизи заводов и шахт. В 1908 г. в Юзовке имелось 200 торговых и промышленных заведений, 2 банка, 4 аптеки, 5 типографий, 3 технических конторы, несколько средних учебных заведений, клубы, библиотеки. Основное ядро буржуазии, которая сформировалась к началу XX века в Донбассе, составляли местные уроженцы, которые в основном принадлежали к привилегированными классам и слоям. Однако, характерной чертой Донбасса было преобладание технической интеллигенции и иностранцев-предпри- нимателей среди деловой элиты. Это были: дворяне, купцы, чиновники, интеллигенция, иностранцы. Рабочее движение. В 1900 г. в промышленности Донбасса работало 170-175тыс.человек, в т.ч. в ведущих отраслях – угольной, металлургической, металлообрабатывающей – 125 тыс.чел. Численность рабочих Донбасса росла быстрее, чем в других районах страны: к началу первой мировой войны их было почти вдвое больше, чем в 1900 г. Донбасс превратился не только в главную угольно-металлургическую базу страны, но стал третьим по числу работающих (после Центрального и Петербургского) промышленным районом страны. Основная масса донецких рабочих была сосредоточена на крупных промышленных предприятиях, что привело к их высокой концентрации. Высокой была концентрация горняков. В 1906 г. на шахты приходилось 92,3% шахтеров. В большинстве своем, как и ранее, кадры рабочих пополнялись за счет крестьян. Трудились также на предприятиях немало квалифицированных рабочих – выходцы из старых промышленных центров России: Москвы, Петербурга, Брянска, Тулы и др. В промышленности бассейна шел процесс роста числа кадровых, квалифицированных и грамотных рабочих. Технологические процессы и условия труда в характерных для Донбасса отраслях промышленности исключали широкое применение труда женщин, детей и подростков, в 1901 г. женщины составляли 0,99%, в 1913 г. – 4,1 % всех шахтеров. В ходе подъема рабочего движения в Донбассе на рубеже Х1Х-ХХ веков стало совершенно очевидно, что для рабочих предшествующие годы не прошли даром: выросло число организованных массовых выступлений, из среды рабочих выдвигаются вожаки, организаторы и руководители стачек. Определенную роль во всем этом, несомненно, сыграла и та, пусть даже небольшая по своему размаху, агитационная работа, которая проводилась социал-демократическими организациями и группами. Первое время в разгар экономического кризиса 1900-1903 гг. стачки носили в основном оборонительный характер. Рабочие боролись против снижения расценок, массовых увольнений, несвоевременной выплаты зарплаты и пр. Лишь некоторые стачки заканчивались частичным удовлетворением требований рабочих. Так, в январе 1900 г. забойщики шахты «Алиса» Успенского рудника добились повышения заработной платы, в апреле 1902 г. рабочие станции Крынка на строительстве второй Екатерининской железной дороги – улучшения бытов<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 3976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.109.60 (0.017 с.) |