ТОП 10:

Донбасс в независимой Украине (1991 – 2014 гг.)



Экономика

Отчаянная по­пытка приостановить демократические процессы, развернувшиеся в стране, была предпринята 19 авгу­ста 1991 г., когда в Москве был образован прокомму­нистический ГКЧП. Большинство аппаратчиков Донецкой области, партийных комитетов и организа­ций выступили в поддержку путчистов. Однако авгу­стовские события завершились поражением ГКЧП и, следовательно, тех, кто одобрил действия заговорщи­ков. Началась полоса отставок донецких руководите­лей, занявших неверную позицию в дни путча. Особенно этот процесс усилился после 24 августа, ког­да Верховный Совет Украины принял Акт о незави­симости и решение о начале департизации властных структур. В сентябре, когда окончательно была при­остановлена деятельность КПУ, в области начался процесс реальной смены власти. Были опечатаны об­ластной, городские и районные комитеты партии.

1 декабря 1991 года состоялся референдум в поддержку «Акта провозглашения независимости Украины», который должен был нейтрализовать политические спекуляции противников независимости. Результат – 90, 31 % высказались за поддержку Акта.

Также 1 декабря состоялись выборы президента Украины, победил Л.Кравчук.

8 декабря 1991 г. – официальная констатация распада СССР и подписание договора о создании СНГ.

Украина после московских событий окончательно взяла курс на полную независимость от непредсказу­емой политики горбачевского руководства. Все более заметным стало охлаждение украинских лидеров к идее нового союзного договора. Вместе с тем Донец­кая область еще долго оставалась едва ли не после­дним бастионом коммунизма на Украине.

Начались процессы создания государственности Украины, среди которых формирование ветвей власти (законодательная, исполнительная, судовая), утверждение государственной символики, принятие законов «О гражданстве», «О государственной границе», «О вооруженных силах Украины» и др., введение собственной денежной единицы (январь 1992 – купон многоразового использования, с 1 сентября 1996 - гривна), создание Национального банка Украины, СБУ. Но главное – разработка Конституции Украины, которая длилась до 28 июня 1996 г.

После обретения Украиной независимости на одно из первых мест выд­винулись задачи созда­ния эффективной национальной экономики. Однако разрыв экономических и технологических связей с Россией и другими странами СНГ, сложность перехо­да от одной социально-экономической системы к дру­гой обусловили глубокий кризис: ос­новные производственные фонды этих отраслей уста­рели. 80% шахт работают без реконструкции 20 и более лет; ограниченность рынков сбыта, острый дефицит энергоносителей; огромные затраты энергии, труда и материалов на единицу продукции; научно-техническая и технологическая отсталость индустрии края; низкая конкурентоспособность продукции, огромное количество (более 50%) убыточных предприятий — с таким тяжелым наследием экономика края стала вхо­дить в рыночные отношения.

Естественно, что начался огромный спад производ­ства. В 1991-1997 гг. промышленное производство области сократилось более чем в 2 раза, объем сельс­кохозяйственной продукции уменьшился на треть. Начались мучительные поиски путей выхода из кри­зиса.

Основными причинами неудовлетворительной ра­боты угольной отрасли являются значительное ухудшение со­стояния шахтного фонда, несоответствие цен на угольную продукцию, с одной стороны, и на оборудо­вание и услуги — с другой, систематические неплате­жи за отгруженный потребителям уголь и, как след­ствие, — отсутствие средств на приобретение материально-технических ресурсов, обеспечивающих жизнедеятельность угольных предприятий.

Черная металлургия также оказалась перегруженной фи­зически и морально устаревшими мощностями, от­ставшими и чересчур расходными, следовательно, и неконкурентоспособными технологиями. Опыт прива­тизации показал, что мало сменить форму собствен­ности, нужно еще коренным образом изменить сам стиль управления и организации труда, добиться вы­пуска конкурентоспособной продукции.

На многих машиностроительных предприятиях осуществляется работа по внедрению и использованию научно-технических мероприятий. Акционерным об­ществом «Дружковский завод газовой аппаратуры» в 1996г. внедрено 6 автоматических линий по производ­ству деталей для газовых плит, 9 новых технологичес­ких процессов. АО «Точмаш» (г. Донецк) начат выпуск 25 наименований новых видов продукции.

Химические предприятия Донбасса были наиболее интегрированными в системе бывшего СССР. Поэтому разрыв хозяйственных связей был для них тяжелей­шим ударом. Спад производства достиг угрожающих размеров. В 1995 г. производство химической и нефте­химической промышленности области составило 32,9% от уровня 1990 г. .

В сложнейших условиях предприятия начали ис­кать свою нишу в рыночной экономике. Донецкий за­вод химреактивов стал переходить к выпуску продукции, пользующейся спросом. В новых услови­ях отпала необходимость выпускать химические реак­тивы шестиста наименований. Одни заказчики поме­няли оборонный профиль производства на гражданский, другие, находящиеся за Уралом, нашли более близких партнеров. Завод стал выпускать груп­пу товаров широкого спроса: отбеливатели, чистящие средства, удобрения для огородников, электролит.

Горловский АО «Концерн «Стирол» пошел по ли­нии внедрения роботизированных технологических комплексов, новых технологических процессов и на­лаживания торговли со странами ближнего и дальне­го зарубежья.

В сложном положении оказалась электроэнергети­ка области. Большинство энергетических блоков электростанций нуждается в серьезной реконструк­ции, так как их возраст превышает расчетный. Ак­тивно ведутся поиски средств для энергетического комплекса.

3 апреля 1997 г. Верховная Рада Украины рати­фицировала гарантийное соглашение между Европей­ским банком реконструкции и развития и правительством Украины о выделении кредита на ре­конструкцию Старобешевской ГРЭС. Суть проекта та­кова: один из котлов электростанции заменяется на котел, в котором будет использоваться самая совре­менная технология сжигания топлива.

Пожалуй, наибольший спад производства в первой полови­не 90-х годов наблюдался в лег­кой промышленности. Остановились или работали вполсилы многие предприятия отрасли, в том числе такие гиганты, как Макеевская хлопкопрядильная фабрика (ныне АП «Мактекс») и Донецкий хлопчато­бумажный комбинат (ныне ОАО «Донтекс»), Главной причиной стало отсутствие сырья, которое область по­лучала из Узбекистана, Туркмении, Египта.

Пришел в упадок и некогда знаменитый Донецкий завод игрушек. Предприятие было денационализировано, стало открытым акционерным обществом, но привати­зационной поддержки не имело, нормальные правила игры ему не были созданы. Напротив, сложилась такая система, что после всех отчислений, обязательных пла­тежей завод становился убыточным. В итоге рынок области заполнили игрушки иностранного производ­ства, преимущественно низкого качества.

Однако и в этой отрасли есть пред­приятия, которые не только сохрани­ли производство, но и вышли на новые рубежи. Среди них Донецкая обувная фабрика «Контур».

После распада СССР заводы, выпускающие обору­дование для предприятий пищевой промышленности, остались в других республиках. Таможенные запреты разрушили все хозяйственные связи. Средств на закуп­ку импортного оборудования у пищевых комбинатов не оказалось. Государство выделяло кредиты в основ­ном для оборудования небольших перерабатывающих цехов. Действующие же комбинаты оказались отодви­нутыми в сторону. Между тем без отечественных и за­рубежных кредитов предприятиям пищевой промышленности из кризиса не выбраться.

Первые позитивные сдвиги в этом плане уже на­метились. Макеевский молокозавод заключил дого­вор с одной из итальянских фирм о получении долгосрочных кредитов на достаточно льготных ус­ловиях. Программа была предложена областной ад­министрацией. Согласно ей фирма поставит на молокозавод линию по производству йогуртов и дру­гой кисломолочной продукции; 7 миллионов долла­ров будут выделены предприятию «Ротапринт» на приобретение оборудования, необходимого для вы­пуска упаковок для пищевой промышленности; Ма­кеевский мясокомбинат получит 5,5 миллиона долларов на свою реконструкцию.

На Донетчине складываются нормальные условия и предпосылки целенаправленного реформирования сельского хозяйства. На начало 1997 г. из 457 хозяйств области свой статус уже изменили более 400. 12 из них стали акционерными обществами, 9 — обществами с ограниченной ответственностью, 394 — коллективными сельскохозяйственными предприятиями (КСП). За­вершается выдача сертификатов на право на земельную долю работникам и пенсионерам КСП.

Суть следующего этапа земельной реформы состо­ит в том, чтобы найти настоящего хозяина земли, выб­рать ту самую форму хозяйствования, которая была бы наиболее эффективной для того или иного коллектив­ного сельхозпредприятия. Найти нужную модель ре­организации КСП земледельцам нашего региона помогают и работающие в области специалисты Меж­дународной финансовой корпорации.

Важно также устранить большие диспропорции в ценах на промышленные товары и продукцию сельс­кого хозяйства, оказать фермерам и работникам КСП государственную поддержку.

Кризис в экономике, переход к рыночным отношениям вызвали такое новое явле­ние социальной жизни, как безработица. С каждым годом растут ее масштабы. Если на 1 января 1995 г. в области насчитывалось 4582 безработных, то на 1 ян­варя 1996 г. их стало уже 8472 человека. Более поло­вины составляют люди с высшим образованием. Среди официально зарегистрированных безработных 40% составляет молодежь.

Сложная экономическая ситуация вымывает из производительных сил не только молодежное попол­нение, но и тех, кто раньше уже был вовлечен в сфе­ру трудовой деятельности. Огромных масштабов достигла скрытая безработица. Многие люди числят­ся работающими, но заняты неполную рабочую неде­лю или находятся в неоплачиваемых отпусках.

Многие вчерашние рабочие, инженеры, учителя, врачи, ученые вынуждены заниматься нетрадицион­ной для них коммерческой деятельностью. Происхо­дит дисквалификация кадров. Некоторые работники, вытесненные из производства нынешним экономическим положением, становятся алкоголиками, наркома­нами, попрошайками, бомжами или уходят в крими­нальный мир. В связи с этим возникает необходимость привлекать все больше людей в силовые органы для борьбы с преступностью. В итоге для общества все это оборачивается двойной потерей.

Трудности в эко­номике привели к ухудшению материального положения подавляющего большинства населения области. Его покупательская способность упала в 5 раз. Положение усугубляется тем, что за средними циф­рами скрывается непомерная социальная дифференци­ация. С одной стороны, произошло обнищание основной массы населения, а с другой — появился слой необык­новенно богатых людей, которым все доступно. Высшие зарплаты превышают низшие в десятки раз.

В значительной мере стали платными медицинское обслуживание и образование. В весьма весомую пре­вратилась оплата городского транспорта. Во много раз выросла оплата коммунальных услуг, электричества, жилой площади.

Бедственное материальное положение многих граждан, усиливающееся несвоевременной выплатой зарплаты, ведет к росту социального напряжения и в трудовых коллективах. Забастовки, голодовки проте­ста против задержки с выплатой зарплаты стали обыч­ным явлением.

Одним из наиболее острых вопросов социальной защиты остается проблема здравоохранения, предоставление бесплатной медицинской помощи, как записано в Конституции Украины, обеспечение лекарствами.

Экономический кризис, отсутствие как у предприя­тий, так и в бюджете средств на строительство жилья ос­ложнили проблему обеспечения семей квартирами. Из года в год сокращается жилищное строительство.

Ситуация меняется с 1997 г. и наблюдаются позитивные сдвиги: стабилизация экономики, снижение инфляции, введение гривны, преодоление кризиса неплатежей, выплата пенсий, проведение приватизации, утверждение различных форм собственности, приватизация земли, становление фондового, товарного, денежного и валютного рынков и др.

Негативными остались: коррупция, тенизация экономики, несправедливая приватизация, вывоз капитала за границу, недостаточный уровень иностранных инвестиций, искусственное занижение стоимости рабочей силы, безработица и др.

Внешняя политика

Основным документом, который определял принципы внешней политики Украины – это Закон «Основные направления внешней политики Украины» (2.07.1993):

- открытость внешней политики, сотрудничество со всеми заинтересованными партнерами;

- осуждение войны как средства национальной политики, стремление к решению любых международных споров исключительно мирным путем;

- невмешательство во внутренние дела других государств;

- соблюдение международных стандартов прав человека, принципов международной безопасности и т.д.

Направления политики:

- развитие двухсторонних отношений, участие в европейском сотрудничестве;

- развитие отношений в рамках СНГ;

- участие в работе ООН и других международных организаций (Совет Европы, ОБСЕ, ЮНЕСКО, Международный валютный фонд и др.).

14 января 1994 года бал подписан Трехсторонний договор между Украиной, США и Россией о выведении атомного оружия из Украины.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.01 с.)