Донецкие земли в составе тюркских государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкие земли в составе тюркских государств



Донецкие земли под властью монголо-татар

В конце ХII века в Центральной Азии образовалось Монгольское государство. В борьбе за власть в 1206 г. победил хан Темучин (Чингисхан), который начал завоевательные походы.

Направления монгольских походов (1206 – 1223 гг.)

Сибирь → Китай → Средняя Азия → Закавказье → Половцы

В ХIII в. донецкие степи были завоеваны монголо-татарами (КАРТА № 3). В 1223 году передовые отряды монгольских войск под командованием Субудая и Джебе, разгромив немало половецких городов, приблизились к Руси. Половцы обратились к русинам за помощью. Часть русских князей помогла половцам в их борьбе (31 мая 1223 - битва на р. Калке). Дружины половцев и русинов через несогласованность действий князей испытали поражение, но монголы вернулись в приволжские степи, проведя таким образом разведку боем. Значение битвы: выявила необходимость объединения Руси перед монгольской угрозой; остановила монголов, которые не решились продолжать поход вглубь Руси.

Монголы предпринимали еще несколько походов на Русь:

- 1237 – поход внука Чингисхана в Северо-Восточную Русь (Рязань, Владимир, Москва, Тверь и др.);

- 1239 – поход Батыя на Северо-Западную Русь (захвачен Переяслав, Чернигов, Крым);

- 1240 – поход Батыя на Киев;

- 1241 – поход монголов на Западную Русь (разрушены города Киевского и галицко-Волынского княжеств) и вторглись на территорию Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Сербии, Боснии, Хорватии. В 1242 г. вернулись назад.

В 30-е годы ХШ ст. приазовские степи полностью были завоеваны монголо-татарами, введя, как и Северное Причерноморье и Крым, в состав Золотой Орды. Русские княжества - наследники Киевской Руси - не были ликвидированы, они платили дань монголо-татарам, находясь таким образом в вассальной зависимости от Золотой Орды. Среди современных исследователей есть дискуссия по проблеме союза Киевской Руси и Золотой Орды. Была выдвинута гипотеза о «коллективном сюзеренитете», общей ответственности правящих тогда князей относительно земель всей Руси - такая себе федерация. Это союз независимых государств, которые часто враждовали между собой. Донецкие же степи, в которых почти не осталось оседлого населения, стали в ХIII - XVIII веках Диким полем, вошли в состав Золотой Орды, а после ее распада - Крымского ханства.

Монгольское ярмо проявилось на русских землях в таких сферах:

- экономической: дань составляла десятую часть имущества и продуктов, а если семья не могла рассчитаться, то дань платилась людьми. Собирали дань монгольские правители, главного из которых называли баскаком;

- политической: право на княжество подтверждал ярлык (грамота-разрешение на владение землями) монгольского хана, который давался князю в обмен на оплату дани;

- военной: князья делегировали в монгольское войско воинов и участвовали в походах.

Характерной особенностью монгольского ярма на Руси было толерантное отношение монголов к христианству и православному духовенству.

Середина XV века – это период распада Золотой Орды. В 1449 году при содействии литовского князя Вивовта Хаджи-Гирей провозгласил себя независимым правителем Крымского ханства (столица Бахчисарай). Его власть распространялась на Крым, низовье Днепра, Приазовье, Прикубанские земли, включив также почти всю территорию Донецкой и Луганской областей.

Образованное на руинах Золотой Орды Крымское ханство препятствовало проникновению в Причерноморье и Приазовье украинского и русского населения. Численный рост населения, усиление феодального гнета на Украине и в России способствовали проникновению их жителей в Подонцовье и постепенному заселению края.

 

Казачество на Донбассе

В конце XVI века на берегах Азовского моря появились запорожские казаки.

Возникновение казачества на Украине относится к 80 - 90 годам XV века, когда на Киевщине и Подоле появились отряды казаков - «свободных людей», которые ходили по Днепру «до Черкас» на промыслы, занимаясь рыболовством, охотой. Среди них были горожане, мелкая шляхта и крестьяне, бежавшие от гнета крупных польских, литовских и украинских феодалов. Именно эти казаки-уходники, которые сначала на сезон, а со временем и на более длительный срок отправлялись все ниже по Днепру, на промысел, были предшественниками запорожских казаков.

Им пришлось объединяться и создавать исключительно военные казацкие отряды, способные защищать и людей, и угодья, а также строить укрепления («городки» и «сечи»), находясь в которых можно было отбить нападение. Такие укрепления появились сначала вблизи государственной границы, позже удаляясь все южнее к низовьям Днепра.

Казаки участвовали в военных походах Речи Посполитой, в защите помещичьих имений, замков, городов. Им поручали несение сторожевой службы на переправах через Днепр. Для предупреждения нападений на Украину казаки сами совершали набеги на кочевья татар и морские походы на турецкие крепости и города.

На рубеже 70 - 80-х годов XVI века разрозненные ватаги уходников и военные отряды казаков, их «городки» и «сечи», существовавшие за пределами государства, объединились в военно-политическую организацию, получившую название Запорожская Сечь или Войско Запорожское низовое. Его центром являлась Запорожская Сечь - главное укрепление, являвшееся местом пребывания коша - центрального органа управления. Сечь Запорожская почти за три столетия существования меняла свое местопребывание семь раз.

Сечь Запорожская являлась своеобразной республикой, верховным органом которой была сечевая рада, избиравшая кошевого атамана и войсковую и паланковую старшину. Войско делилось на курени (к концу существования Запорожской Сечи их было 38). В период так называемой Новой Сечи (1734 - 1775 гг.) территорию Запорожья разделили на паланки (округа). Сначала их было пять, позже восемь, в том числе Кальмиусская.

На Запорожье широкое распространение получили различные промыслы. Важнейшим из них был рыболовный, поскольку рыба для запорожских казаков являлась основным продуктом питания и главным предметом торговли. Поэтому Азовское море, которое славилось своими рыбными запасами, привлекало внимание запорожцев. Они стремились сюда, невзирая на расстояние (около 300 км) и опасности.

В устьях рек и на морских косах они создавали тони - места, специально оборудованные для лова рыбы неводами. С ранней весны и до поздней осени казаки здесь не только ловили, но и обрабатывали рыбу: солили, вялили, делали балыки, заготавливали икру, вытапливали жир, изготавливали рыбную муку и клей.5 Потом за этими товарами прибывали торговцы-чумаки и на огромных возах, запряженных волами, увозили все в Украину, Россию, Польшу, Молдавию.

С расширением рыбного промысла на азовском побережье в разных местах стали возникать казацкие зимовники - укрепленные усадьбы-хутора, а чаще всего просто землянки. Появились они и в устье Кальмиуса, на территории современного Мариуполя. Точное местонахождение первых зимовников сейчас установить невозможно, так как все следы их существования давно уничтожены при застройке города.

На левом берегу Кальмиуса при строительстве завода «Азовсталь» были обнаружены и исследованы (раскопки 1931 года) землянки, в которых 250 - 300 лет назад жили рыбаки-запорожцы. Археологи нашли боевые топорики, керамические грузила для рыболовных сетей, часть якорной цепи, глиняные курительные трубки, фрагменты столовой посуды и другие хозяйственные предметы (материалы раскопок запорожских землянок хранятся и экспонируются в Мариупольском краеведческом музее). Река Кальмиус для запорожских казаков имела не только хозяйственное, но и стратегическое значение.

Конец XVI - первая половина XVII веков ознаменовались целым рядом морских походов запорожских казаков (некоторые совместно с донскими казаками) против Крымского ханства и Турции. Иногда, отправляясь в поход, запорожцы не спускались по Днепру, поскольку турки у крепости Кизыкермен перегораживали реку железной цепью. Казаки использовали более длинный, но менее опасный путь: они поднимались по Днепру до устья Самары, входили в Самару, оттуда - в р. Волчью. От Волчьей до р. Кальмиус (25 км), или до р. Миус (около 60 км) они тащили «чайки» (так назывались запорожские лодки) волоком или перевозили их на возах, потом по рекам достигали Азовского моря и через Керченский пролив выходили в Черное море. Этим же путем казаки пользовались при возвращении из походов на Запорожье, особенно если их преследовали турецкие корабли.

Значительное место в хозяйственных занятиях запорожских казаков в Приазовье занимала охота. Но хозяйственная деятельность запорожских казаков в Приазовье была сопряжена с большим риском. О напряженной обстановке, сохранявшейся в Приазовье на протяжении XVI - XVIII веков и ограничивавшей заселение края запорожскими казаками, можно судить и по трактатам, заключенным между Россией и Турцией в разное время.

Так, трактатом 1700 года предусматривалось, что на побережье Азовского моря от Перекопа до устья Миуса не должно быть ни поселений, ни укреплений («землям быть праздными»). От верховий рек Конские воды (Конка) и Берда до устья Миуса и до берега Азовского моря учреждался «барьер», ниже которого запорожским казакам запрещалось «переходить на морские косы, лиманы и озера для рыбной ловли», то есть запорожские казаки были отрезаны от Азовского моря.

В этих условиях реальная угроза исходила со стороны крымских татар и ногайцев, которые кочевали в Северном Приазовье со своим скотом, не признавая никаких границ.

8 января 1654 г. в городе Переяславе Рада провозгласила переход Украины в подданство русского царя и принесла ему присягу на верность. На Украине сохранялась самоуправление и гетманская власть. Автономность Украины означала и отсутствие крепостного права (которое ей принесла Речь Посполитая). Оно было установлено во второй половине 18 века.

В результате войны России с Польшей после подписания Андрусовского перемирия (1667 г.) к России отошли Смоленск и Левобережная Украина. После подписания Вечного мира (1686 г.) граница межу Москвой и Речью Посполитой должна была проходить по Днепру, Запорожье уходило Москве, а Украина разделилась на Левобережную и Правобережную.

 

С середины XVII в. донское казачество стало играть значительную роль в освоении Подонцовья. В первой половине XVII в. особенности ландшафтов и климата Среднего Подонцовья были уже в достаточной степени знакомы донским казакам, поскольку в степи - берегами Северского Донца, Деркула, Евсуга и Каменки - проходил шлях с Дона до Валуек, откуда казачьи посланцы следовали в Москву.

За период 1636-1652 гг. сохранилось достаточное количество свидетельств, содержащих упоминания о многочисленных нападениях татар на донцев в районе рек Айдар, Деркул, Белый Колодезь. На указанный период припадает и начало колонизационного движения донцев на Донеччину. Освоение донецких степей происходило в сложных и своеобразных условиях борьбы с природой и вытеснением кочевников, поэтому донцы вначале занимали определенные территории (юрты), а лишь потом переселялись большими группами и строили укрепленные городки, вследствие чего Подонцовье стало далекой окраиной Земли Войска Донского.

Необходимость размещения вновь прибывших вынуждала казаков расширять свои территориальные владения, вследствие чего возрастала возможность конфликтов с населением смежных земель.

Так, на рубеже XVII-XVIII вв. в Подонцовье разгорелись споры между донским казачеством и населением Изюмского слободского казачьего полка по поводу земельных массивов в долинах рек Бахмут, Жеребец и Красная. Украинские переселенцы, направлявшиеся на реки Айдар, Деркул, Евсуг и Калитву, остановились на Изюмской Луке, на Торских озерах, реках Береке и Осколе, встретив противодействие со стороны татар и казаков. Возникший при этом спор имел не столько территориальную, сколько политическую подоплеку: Донская Земля к началу XVIII в. посредством развития экономических и политических связей постепенно интегрировалась в Российскую империю, превращаясь во внутреннюю область. В связи с этим Москва считала нужным окружить Земли Войска Донского землями, подконтрольными государству. Исключение составляли территориальные массивы Северскодонеччины, еще не заселенные по причине татарской опасности.

Влияние царского правительства на ход событий на Дону и в Подонцовье усилилось в связи с конфликтом из-за территориальных массивов, расположенных по рекам Бахмут, Красная и Жеребец, возникшим между населением северо-западной окраины Донской Земли и Изюмским слободским полком. Причиной конфронтации и последовавшего обращения противных сторон к Москве за её прекращением стали Бахмутские солепромыслы. В этот район устремились переселенцы с Дона и Слобожанщины, и, начиная с 1703 г., начались взаимные оскорбления, грабежи и убийства.

На Азовском море с запорожскими казаками постоянно соперничали донские казаки. Иногда между ними, как писал известный историк запорожского казачества Д.И. Яворницкий происходили распри, «ознаменовавшиеся с обеих сторон грабежами, разбоями и даже смертоубийствами...».

Для разрешения спора по указанию Елизаветы Петровны была создана специальная комиссия, которой предписывалось все решить «по сущей справедливости по имеющимся у них документам». А если документов не окажется, установить истину в результате опроса старейших представителей обеих сторон.

Так как ни одна из сторон документов предоставить не смогла, комиссия провела опрос сначала уполномоченных от войска донского, а через два дня - от войска запорожского. И те, и другие подробно перечисляли все реки, балки и косы азовского побережья от Дона до Берды, выдавая их за свои угодья.

Решение по спорному вопросу приняла сама Елизавета Петровна, подписав 30 апреля 1746 года указ об установлении границы между землями запорожских и донских казаков по реке Кальмиус.

Донбасс в XIX веке

Население. В первой половине XIX в. территория нашего края была в составе Екатеринославской – Бахмутский и частично Александровский уезд, Слободско-Украинской (с 1835 г. Харьковской) губернии – частично Изюмский уезд и области Войска Донского — Миусский округ.

Наиболее интенсивно в этот период заселяются южные земли. В 1817 г. было проведено межевание земель гре­ческих поселенцев. На неосвоенные ими земли правитель­ство стало призывать новых, прежде всего выходцев из Германии. В 1823 г. в районе Мариуполя имелось уже 17 немецких колоний. Немцы-колонисты наделялись землей по 60 десятин на двор на правах майората. Им были пре­доставлены щедрые кредиты. Население колонии состоя­ло из католиков, лютеран и меннонитов – последователей Симониса Меннона (1496-1561). Меннониты создали Ма­риупольский меннонитский округ. Центром немецких по­селений стал Остгайм (с 1935 г. – Тельманово).

Была предпринята попытка поселения на земле евре­ев. В 1804 г. царское правительство решило разгрузить Белоруссию, отпустив 340 тыс. еврейского населения. В Приазовье в 1823-1825 гг. было создано 3 колонии – Зеленополье, Хлебодаровская, Иванополье. Земли предо­ставлялись по 15 десятин на душу, всего для 2 тыс. душ было выделено 30 тыс. десятин, однако закрепить евреев на земле не удалось.

В 20-х годах XIX в. в Мариуполе появлялись итальян­цы, частью итализированные славяне, из австрийских провинций Адриатического побережья.

В мае 1831 г. в Приазовье был переведен Дунайский полк, созданный в 1828 г. из перешедших на сторону Рос­сии во время русско-турецкой войны задунайских каза­ков. Из них на Бердянской пустоше Мариупольского округа (площадь в 643 тыс. десятин) было создано Азов­ское казачье войско, к которому причислили заселенный ранее Петровский посад, Новопокровское и Новоспасское, населенные выходцами из Черниговской губернии. Каза­ки основали станицы Никольскую и Покровскую, не­сколько хуторов. В 1834 г. Азовское войско насчитывало 971 семейство (2661 мужчину и 2284 женщины). Оно представляло военно-административную единицу с назна­чаемым атаманом. Первым атаманом был Иосиф Гладкой, по инициативе которого и осуществился переход задунай­ских казаков в пределы России. В 1865 г. Азовское каза­чество было упразднено. Часть казаков переселилась на Кубань, основав там 4 станицы. Оставшиеся обращены в гражданское состояние. При этом офицеры получили по 200-400 десятин, рядовые – по 9 десятин на каждую муж­скую душу. Вместо Войска Азовского были созданы две волости – Покровская и Никольская.

В 1849 г. на побережье Азовского моря донские казаки основали станицу Новониколаевскую (ныне город Новоазовск), ставшую затем центром Миусского округа.

В 1838-1845 гг. на бывших землях Сечи, южнее реки Волчья, выходцы из Полтавской, Черниговской и Харь­ковской губерний основали села Марьинка, Александровка, Павловка, Константиновка, Екатериновка, Елизаветовка и др. – всего 38 селений с населением до 21 тыс. мужского пола.

Наряду с организованной колонизацией происходило и стихийное переселение в Донецкий край. К середине XIX в. уже существовало большинство нынешних насе­ленных пунктов с 400 тыс. человек жителей.

Промышленность. К середине XIX в. немало кре­постных крестьян, мещан стано­вятся собственниками предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции: винокурен, мукомо­лен, маслобоек и др. К этому времени в Мариуполе рабо­тали четыре водяных и три ветряных мельницы, в 1830 г. в городе была основана макаронная фабрика, которая использовала муку местного производства, ее изделия предназначались также и на экспорт.

Важнейшей для города отраслью являлось рыболов­ство. В 1814 г. на берегу Азовского моря (в окрестностях Мариуполя и на косах) действовали 36 рыболовных заво­дов. Рыбу здесь солили, вялили, готовили икру и балы­ки, вытапливали рыбий жир, делали рыбную муку.

В начале XIX в. с возникновением кирпично-черепичного завода в Мариуполе началось производство строи­тельных материалов. В 1827 г. работало уже 3 завода, к середине XIX в. их стало 7 (один из них известковый). Ме­стные глины были хорошим сырьем для изготовления высококачественной продукции.

Действовали в городе 2 кожевенные фабрики, на кото­рых вырабатывался черный сафьян, а потом – подошвен­ный материал.

Недостаток в стране соли побудил правительство в 1819 г. разрешить жителям Бахмута и Тора выварку соли. Однако, в 1831 г. оно предписывало использовать для этого вместо дров каменный уголь. Чтобы уменьшить рас­ходы угля, предприниматели стали применять градирни, повысившие концентрацию рассола. В Торе (Славянске) В 1832 г. был построен первый завод, на кото­ром соль вываривалась на каменном угле. В середине века имелось 12 мелких заводов, владельцами которых были ме­щане. В год они производили до 50000 пудов соли.

Значительную роль в экономике не только Бахмута, но и всей губернии играло Бахмутское салотопительное про­изводство. Салотопительные заводы производили вытоп­ку животного жира, расфасовку его в кутыри (овечьи желудки) и продажу потребителям. В Бахмуте было со­средоточено 12% салотопительных заводов всей губернии и 4 % украинских заводов этой отрасли. Продукция саль­ных заводов, которые были основаны в Бахмуте и Мариу­поле в 50-х гг. XIX в., являлась сырьем для производства свечей. В это же время в Бахмуте появляется за­вод по изготовлению более качественных восковых свечей. В 1857 г. был создан Бахмутский воскобойный завод, один из трех в губернии.

К концу дореформенного периода добыча угля соста­вила около 6 млн. пудов в год. Несмотря на это Донбасс, равный по площади всем бассейнам Западной Европы, да­вал лишь около 1/700 добываемого там угля. В 1858 г. в Бахмутском уезде (на территории современного Енакиево) был заложен доменный завод, названный в честь Пет­ра I Петровским. Здесь выплавляли свыше 30 тыс. пудов чугуна, но наладить доменное производство не удалось. Это предприятие оказалось нежизнеспособным и вскоре было закрыто.

Начинается процесс активного исследования и изуче­ния региона. Известный ученый и горный инженер Е. П. Ковалевский в 1827 г. составляет первую геологи­ческую карту Донбасса, на которую наносит 25 известных ему месторождений угля. В 1827-1828 гг. экспедиция гор­ного инженера А. И. Оливьери в районе Старобешева об­наруживает несколько угольных пластов. Продолжаются поисковые работы в районе Кальмиуса, начатые в 1832 г. экспедицией горного инженера А. Б. Иваницкого. Бурный рост портов, баз и кораблей азово-черноморского флота заставляют новороссийского и бессарабского генерал-гу­бернатора графа М. С. Воронцова пригласить на службу опытного горного инженера А. В. Гурьева, перед которым впервые ставится практическая задача: организовать до­бычу угля в масштабах, необходимых для обеспечения нужд Одессы и флота. Это было связано с тем, что к этому времени угольный рынок стал наполняться более дешевым английским углем, который как балласт приво­зили корабли, доставлявшие зерно в Англию.

Проанализировав материалы ранее проведенных геоло­гических разведок, А. В. Гурьев остановил свой выбор на верховьях Кальмиуса. Наряду с высоким качеством име­ющегося здесь угля, это место привлекло уже сложившей­ся к тому времени сетью грунтовых дорог и водных путей, а также близостью селений – будущих источников рабо­чей силы. Для организации добычи угля граф М. С. Ворон­цов в 1841 г. арендовал слободу Александровка и все окрестные земли, а также все подземные ископаемые на площади в 15 тысяч десятин сроком на 30 лет для строи­тельства Александровского рудника. Первой была введена в эксплуатацию в 1842 г. шахта Гурьевская, а затем две других — Михайловская и Елизаветинская. Первоначаль­но на шахте Гурьевской работало 76 человек, которые за сутки добывали по 18 пудов угля на человека. Она имела первую паровую подъемную машину и мастерские, изго­товлявшие элементарное оборудование, необходимое для горных работ. Успешно наращивая добычу угля благода­ря использованию новейшей техники, Александровский рудник стал самым крупным поставщиком его на юге Рос­сии, добывая до полутора миллионов пудов в год. Добыва­ющийся на руднике уголь получил высокую оценку как топливо для паровых судов.

С этого времени уголь Донбасса приобретает широкую известность, а донецких горных инженеров начинают при­влекать для работы и консультации в Тулу и Урал, За­падную Сибирь, Амур и Сахалин. Как отмечал в 1856 г. в своей докладной записке А. В. Гурьев, «Уголь... особен­но годен на все металлургические работы, в проплавку руд, на выделку железа и рельсов и на отопку пароходов и железных дорог».

Доходы, получаемые от реализации угля, стимулиро­вали многих помещиков, мелких предпринимателей за­няться горным промыслом.

Начинается строительный бум мелких, средних и крупных шахт, использовавших как примитивные орудия труда, так и современное по тому времени оборудование. Это привело к тому, что в 1827 г. прави­тельство вынуждено было издать закон, по которому к частным предпринимателям, за­нимающимся добычей угля, прикреплялись специалисты для «преподавания советов, как следует производить правильно горные работы»

В пореформенный период в Украине завер­шился промышленный переворот, начавшийся в 30-е годы XIX в. Донбасс сделал большой шаг в своем экономичес­ком развитии. Быстрыми темпами развивалась тяжелая промышленность. Важнейшими ее отраслями были чер­ная металлургия и угледобывающая промышленность.

Характерной чертой развития угольной промышлен­ности бассейна в рассматриваемый период было расшире­ние и техническое переоснащение уже существующих рудников, а не строительство новых предприятий.

После отмены крепостничества ускоренными темпами развивались капиталистические отношения во всех сферах общественного производства. Характерной чертой Донбасса было развитие капиталистической промышленности без сословной и национальной замкнутости. В стране, кроме восточных славян, обитаемый 3% население - немцы, 4,2% - греки, евреи, составляли 2%, татары - 1,4%.

Широким было привлечение в новый, молодой экономический район иностранных капиталов (инвестиций). В привлечении иностранных инвесторов и отечественных промышленников и предприятий всех национальностей важную роль играли два фактора. Во- первых, значительно высокая прибыльность от работы в Донбассе промышленных предприятий. Так, Новороссийское общество каменноугольного, рельсового производства, управляемое валлийцем Д.Хьюзом (Юзом) получало 25% годовой прибыли на вложенный капитал. Аналогичные предприятия Д. Юза в Англии (на родине) давали едва 4 - 5 % прибыли на год (и это считалось нормальным для этой страны). Во-вторых, значительные льготы, субсидии, премии царского правительства. Тому же таки Новороссийскому обществу правительство выплачивало с 1872 года премию в 50 коп. за каждый пуд рельсов. Да и в целом, в виде льгот, кредитов премий, привилегий, казна Российской империи вложила в строительство металургического завода в Юзовке никак не меньше, чем частные инвесторы, а, возможно, и больше средств. Пущен в эксплуатацию 1872 года завод под управлением Д. Юза выдавал крайне важную для страны, стратегическую продукцию.

Важную роль в развитии края сыграли железные дороги. В 1872 г. началось их строительство. Донецкая железная дорога имела линии: Краматорск - Лутанск - Костянптнивна – Мариуполь; Лисичанск - Попасная; Дебальцеве - Никитовка. Их строили в течение 4 лет. В 1880 - 1884 годах построено Екатеринославскую железную дорогу, которая соединена Криворожье с Донбассом. Вместе эти дороги составляли разветвленную сеть, которая обеспечивала перевозку угля, железной руды, метана, открывала выход на главные магистрали страны и морские порты. В 1885 году был принят общий Устав российских железных дорог, который способствовал улучшению железнодорожного хозяйства страны в целом

Быстрое развитие фабрично-заводской промышленности, ускорено железнодорожное строительство, резкое сокращение лесов определило большой и ионы и на минеральный топливо – уголь и способствовало росту каменноугольной промышленности Донбасса. С конца 60-х - началу 70-х годов XIX века начинается «предпринимательская лихорадка» в крае. Возникали акционерные общества с участием иностранных капиталов и предпринимателей.

Таким образом, в 60-70-х гг. XIX в. буржуазия Дон­басса комплектовалась преимущественно за счет помещи­ков, купечества, крестьян и казаков. В 80-90-х гг. XIX в. происходит расширение состава буржуазии за счет при­тока таких социальных слоев, как купечество, интелли­генция и предприниматели-иностранцы.

 

Донбасс в начале ХХ века

К началу XX века в Донбассе было построено и работало 12 ме­таллургических заводов и большое количество каменноугольных рудников (по данным инже­нера А. А. Скочинского 157 шахт). Однако кризис на Украине не затормозил взаимосвязанные между собой процессы монополизации и концентрации производства, а наоборот, еще и ускорил их. Ведь в результате кризиса разорялись прежде всего мелкие предприниматели, соб­ственность которых переходила к большим монополисти­ческим объединениям. Один за другим возникали общероссийские синдикаты – объединения (союзы) капиталистов для совместного сбыта товаров и поддержания высоких цен на них. Эти синдикаты стали полновластны­ми хозяевами целых отраслей экономики Украины. В Донбассе находилось большинство предприятий, входив­ших в синдикаты «Продамет» и «Продуголь», которые сосредоточили в своих руках основной объем продажи из­делий металлургических заводов и угольных рудников. Возникновение синдикатов в угольной и металлургичес­кой промышленности произошло в связи с возникновени­ем условий для их образования.

Среди этих условий, например, тот факт, что большинство предприятий этих отраслей было организовано в форме акционерных компаний, в которых форма владения предприятием была коллективной, а не индивидуальной, вследствии чего они легко соглашались на ограничения в том или ином пункте своей хозяйствен­ной самостоятельности. Концентрация спроса на производимые товары, осо­бенно в России (например, уголь был необходим желез­ным дорогам и металлургическим заводам). Все заводы и рудники в Донбассе находились в однородных условиях по отношению к сырью, цене рабочей силы, рынкам сбыта, что увеличивало общность интере­сов и способствовало объединению. Большинство предприятий находилось в руках ино­странных предпринимателей, которые принесли с собой и навыки синдицирования.

Монополистические союзы договаривались об услови­ях продажи товаров, сроках платежа, делили между со­бой рынки сбыта и сырья, они, наконец, распределяли между предприятиями заказы и прибыли.

В конце 1901 г. на XXVI съезде горно­промышленников Юга России было при­нято решение приступить к организации местных синдикатов для объединения отдельных отраслей желе­зоделательной промышленности. В 1902 г. металлургические заводы Юга создали крупнейший в России и один из самых крупных в Европе синдикат, который принял форму акционерного общества под названием «Общество для продажи русских металлургических заводов» («Продамет») с основным капиталом в 900 тыс. рублей. Синдикат сначала объеди­нял 12 обществ, потом их число дошло до 30.

Так, постепенно присоединяя к себе все новые и новые отрасли железной промышленности, «Продамет» неук­лонно приближается к цели, поставленной перед собой южными заводчиками – сосредоточить в од­ном центре продажу всех металлургических изделий.

В 1906 г. на Юге был образован еще один синдикат – «Продуголь». В его со­став вошло 18 отдельных акционерных обществ, добывав­ших около 75% каменного угля в Донецком бассейне. Правление находилось в Париже. К этому време­ни большую часть угледобычи Донбасса обеспечивали большие шахты, каждая из которых давала на-гора не меньше 10 млн. пудов каменного угля ежегодно.

Каковы же были преимущества у обществ контраген­тов, участвовавших в деятельности «Продугля»? Этими преимуществами были, например, гарантированный сбыт по твердым ценам; маневрирование людскими и материальными ресур­сами; единая горноспасательная служба; единая бухгалтерия; единая учебно-производительная база для подготов­ки горных мастеров и других специалистов; общая ремонтная база и др.

Основная часть добычи угля в синдикате «Продуголь» сосредоточилась в руках иностранного капитала, главным образом, франко-бельгийского. Им принадлежало 14 ко­пей. Одно общество принадлежало немцам, остальные рус­ским предпринимателям.

Донбасс как большой промышленный центр имел свои особенно­сти. Здесь заводы и рудники не концентрировались в одном пункте, а были разброса­ны на значительной территории. Основной контингент ра­бочих находился вне городов, в заводских и рудничных поселках.

В начале XX в. в Донецком бассейне некогда слабо за­селенные и необжитые места превращались в промышлен­ные центры. Помимо уездных городов такими центрами являлись Юзовка, Горловка, Макеевка, Енакиево, Константиновка, Краматорск, Дружковка, Лисичанск и др.

Накануне первой мировой войны только в Юзовке про­живало около 70 тыс. человек, из них 47 тыс. составляли рабочие и их семьи. В Енакиево в 1908 г. совместно с насе­лением Воровского и Софиевского рудников насчитыва­лось до 18 тыс. человек, в том числе 12,2 тыс. металлургов и шахтеров Русско-Бельгийского общества. К1 9 1 3 г. в Гор­ловке насчитывалось 30 тыс. человек. Даже в небольших заводских и руднич­ных поселках находилось по нескольку тысяч рабочих. Эти поселки вместе с тремя городами – Мариуполем, Бахмутом, Славянском – стали основными центрами сосредото­чения рабочих в регионе. В основном поселки располагались вдоль линий железных дорог, что способствовало их экономическому и культурному развитию.

При ст. Горловка был построен большой поселок, име­ющий 54 торговых заведения, одноклассная школа с 3 преподавателями и 75 уча­щимися, горное училище имени С. С. Полякова, учрежден­ное в 1878 г., с 60 учащимися и 6 преподавателями. Вблизи располагались рудники «Общества Южнорусской камен­ноугольной промышленности» (11 копей), возникшие по­чти одновременно с обществом Курско-Харьково-Азовской железной дороги (1861 г.). При рудниках были созданы приемные больничные покои, начальные школы, театраль­ные помещения, в которых устраивались любительские спектакли, а также спектакли гастролирующих трупп.

Для рабочих строились примитивные сооружения — казармы и балаганы, небольшие землянки («каюты») и саманные «мазанки», которые хаотически размещались вблизи заводов и шахт.

В 1908 г. в Юзовке имелось 200 торговых и промышлен­ных заведений, 2 банка, 4 аптеки, 5 типографий, 3 технических конторы, не­сколько средних учебных заведений, клубы, библиотеки.

Основное ядро буржуазии, которая сформирова­лась к началу XX века в Донбассе, составляли местные уроженцы, которые в основ­ном принадлежали к привилегированными классам и слоям. Однако, характерной чертой Донбасса было преоблада­ние технической интеллигенции и иностранцев-предпри- нимателей среди деловой элиты. Это были: дворяне, купцы, чиновники, интеллигенция, иностранцы.

Рабочее движение. В 1900 г. в промышленности Донбасса работало 170-175тыс.человек, в т.ч. в ведущих отраслях – угольной, металлургической, металлообраба­тывающей – 125 тыс.чел. Численность рабочих Донбасса росла быстрее, чем в других районах страны: к началу первой мировой войны их было почти вдвое больше, чем в 1900 г. Донбасс превратился не только в главную угольно-металлургическую базу страны, но стал третьим по числу работающих (после Центрального и Петербург­ского) промышленным районом страны.

Основная масса донецких рабочих была сосредоточена на крупных промышленных предприятиях, что привело к их высокой концентрации. Высокой была концентрация горняков. В 1906 г. на шах­ты приходилось 92,3% шахтеров.

В большинстве своем, как и ранее, кадры рабочих по­полнялись за счет крестьян. Трудились также на предпри­ятиях немало квалифицированных рабочих – выходцы из старых промышленных центров России: Москвы, Пе­тербурга, Брянска, Тулы и др.

В промышленности бассейна шел процесс роста числа кадровых, квалифицированных и грамотных рабочих.

Технологические процессы и условия труда в харак­терных для Донбасса отраслях промышленности исклю­чали широкое применение труда женщин, детей и подростков, в 1901 г. женщины составляли 0,99%, в 1913 г. – 4,1 % всех шахтеров.

В ходе подъема рабочего движения в Донбассе на рубеже Х1Х-ХХ веков стало совершенно очевидно, что для рабочих предшествующие годы не прошли даром: выросло число организованных массовых выступлений, из среды рабочих выдвигаются вожаки, организаторы и ру­ководители стачек. Определенную роль во всем этом, не­сомненно, сыграла и та, пусть даже небольшая по своему размаху, агитационная работа, которая проводилась со­циал-демократическими организациями и группами. Пер­вое время в разгар экономического кризиса 1900-1903 гг. стачки носили в основном оборонительный характер. Ра­бочие боролись против снижения расценок, массовых увольнений, несвоевременной выплаты зарплаты и пр. Лишь некоторые стачки заканчивались частичным удовлетворением требований рабочих. Так, в январе 1900 г. забойщики шахты «Алиса» Успенского рудника добились повышения заработной платы, в апреле 1902 г. рабочие станции Крынка на строительстве второй Екатерининской железной дороги – улучшения бытовых условий и т.д.

На крупных металлургических заводах, а также ряде рудников Донбасса начали действовать социал-демокра­тические организации, группы и кружки. Мариупольс­кая социал-демократическая организация объединила кружки заводов «Никополь», «Провиданс» и фабрики Псалти. В Юзовке оформилось две организации – завод­ская и поселковая. Кружки были созданы также в Краматорске, на Нелеповском, Никитовском, Щербиновскоми др. рудниках. В создании их и распро­странении революционной литературы большую роль сыграли Артем (В. А. Сергеев), Г. И. Петровский, П. А. Моисеенко и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.183.118 (0.065 с.)