Культурное строительство шахтерского края в 1921-1941 году. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурное строительство шахтерского края в 1921-1941 году.



Ликвидация неграмотности населения была первым актом культурных превращений в 20-ые годы. В 1920 году в Донецкой губернии действовали 177 школ и 70 общеобразовательных курсов. В пунктах ликбеза учились читать, писать, изучали арифметику, природоведение, политграмоту.

Часть трудящихся действительно хотела учиться. Но значительная часть необразованных были безразличны к учебе. Рабочих, которые учились на курсах ликбеза, освобождали от работы на 2 часа в смену, крестьян, - освобождали от трудовой повинности, красноармейцев - от нарядов, предоставляя время для учебы. Но в годы НЭПа с внедрением сдельной работы работники теряли часть заработка. Следствие - нежелание учиться. Преодолевалось нежелание учиться разнообразными пропагандистскими мероприятиями и поощрением учеников.

В Донбассе в связи с ликбезом была еще одна проблема. Значительная часть рабочих края приходная, так называемая полурабочая-полукрестьяне. Своим практическим умом они быстро поняли выгоды грамотного человека перед необразованным на примере своего села (лето в селе, зима - в городе или рабочему селении - такой полукочевой образ жизни: шахтер или металург). И в большинстве такие люди становились грамотными, но не желали учиться дальше, приобретать среднюю и высокую квалификацию, не желали тратить время, когда можно бы заработать лишнюю копеечку. Да и осесть в городе навсегда, стать рабочими не желали, ведь это изменение традиционного, привычного для них образа жизни.

Трудности в деле ликвидации неграмотности были значительными: руина, недостаток опыта в организации учебы взрослых, учебных пособий. К тому же, учились люди разных национальностей и надлежало обеспечить им право учиться родным языком. Средства выделялись как государством, так и людьми: все платили денежный или натуральный налог в виде отчислений из заработка, засевали так называемые «культгектары» на селе, урожай и деньги за него поступали в фонд ликбеза, методом народного строения оборудовали помещение под пункты ликбеза, дома-читальни.

В Донецкой губернии за 1920-1925 годы прошли ликбез около 80 тысяч человек. Как на нынешнее время, критерии грамотности были весьма низкими: грамотным считался тот, кто умел расписаться и прочитать печатный текст, хоть бы по буквам. В целом же становится обычным явлением продолжение образования и самообразование, особенно среди людей молодых.

Для их учебы привлекалось все грамотное население в возрасте от 16 до 50 лет при наличии избирательных прав (первого попавшегося для этого дела не брали, потому что учитель - идеологический работник, должен был быть агитатором и пропагандистом идей среди учеников - детей и взрослых). Уровень образования для культармейцев, так начали называть учителей ликбеза, - в городах - 7 классов и выше, на селе - 4 класса. Им на помощь создавались специальные центры, названные университетами культармейцев.

В 30-ые годы длилось движение культармейцев. Так в Горловском районе на 1 января 1934 года было 700 учеников, а через месяц - 1 февраля - 1400 человек Кроме 73 учителей в Горловке к роботе по ликвидации неграмотности включено 15 многотиражных газет, 345 культармейцев.

Рядом с ликвидацией неграмотности взрослых, важнейшим заданием было не допустить роста количества необразованных за счет детей, то есть создать сеть школ для их учебы. В 20-ые годы в народном образовании учитывалось национальное своеобразие народов, которые населяли наш край. В 1922 г. в школах учились лишь 15% донецких детей, в 1923 г. - 67%, а в 1924 году - больше 80%. Через год в городах и селах Донецкой губернии работали 1432 школы с около 200 жал школьников. Росла сеть профтехшкол, разных курсов. В 1921 году в Юзовке открыто горномеханический техникум и при нем рабочий факультет (В настоящее время это Донецкий национальный технический университет)

Украинизация школ в Донбассе началась по плану с 1 января 1923 года. К этому было в регионе 7 украинских школ, на 1924 год их количество выросло до 129. Наибольшее количество украинских школ приходились на Бахмутский уезд (30). Менее всего - в Шахтинском. По всей губернии обнаружен 523 педагог, которые владели украинским языком. В 1924 г. открыта 121 школа с 546 преподавателями украинского языка. Однако в 1932 г. украинизация была объявлена буржуазно-националистической кампанией. В конеч­ном итоге она так же и закончилась, как и начина­лась.

В 30-ые годы был осуществлен переход к общему обязательному начальному, а затем - общему семилетнему образованию. 3 1932/1933 учебного года разворачивались средние школы. Действовали 62 техникума. В Донбассе работали 2703 школы из 850 тыс. учеников.

Значительное внимание уделялось учительским кадрам, которых не хватало. Пополнялись они за счет разных источников, вплоть до мобилизаций грамотных людей на педагогическую работу. В 1924 году в нынешней Донецкой области было 15.534 чел. в 1938 р - 25.062 чел учителей. Количество учителей общеобразовательных школ в сравнении с 1914 годом выросли в 8 раз и последнего довоенного года. В 1921 году в Луганске был создан институт народного образования - первый в Донбассе высшее педагогическое учебное заведение. В 30-ые годы практически каждый, кто имел образование по 7 классов, мог работать учителем начальной школы после прохождения краткосрочных курсов. В 30- х гг. в ряде городов Донбасса открыто педагогические школы иучилища. В Артемовске работал учительский институт. В 1934 году в Макеевской педшколе был первый выпуск учителей начальных классов, а в 1937 году в Сталино открылся пединститут (в настоящее время это Донецкий национальный университет, статус университета приобрел официально в 1965 году).

По национальному составу среди учителей были в основном украинцы и россияне. 20-30-е годы характерные частой проверкой, чистками учителей. Советской власти нужен был не просто лояльный педагог-спецалист, а воспитатель, агитатор, пропагандист ее ценностей и идеалов.

На середину 30-х годов в Донбассе была завершена унификация системы образования - от школы общеобразовательной и средней (именно десятилетки, а не семилетки) к вузу. Основное внимание - профессиональному образованию, техникумы и вузы сконцентрированы на потребностях региона. Вместе с тем, организуется и профессиональная подготовка сельскохозяйственных работников. Действовали школы механизаторов, шоферов, 10 из 61 техникумов были в Донецком регионе сельскохозяйственными.

В 1939 г. в Донецкой области насчитывалось 7 вузов (6,4 тысяч студентов): Сталинский педагогический (в 1937 году основание), индустриальный (в 1921 году основание), медицинский (1930 год основание) институты, Артемовский учительский. Донбасс превратился в новый вузовский центр Украины.

К Октябрьской революции почти 40% рабочих Донбасса жилы в землянках. Немало из ни их, не имея жилье в городах и рабочих поселках, вынужденные были добираться на работу за много, иногда десятки километров. За годы довоенных пятилеток (1928-1941 годы) почти все рабочие получили жилье по месту работы. По переписи 1939 года, населения Донецкой области, составляло 3103249 человек (почти вдвое больше, чем в 1926 г., причем 3/4 населения проживало в городах). На географической карте появились новые города Горловка, Дзержинск, Дебальцево, Дружковка Енакиево, Краматорск, Константиновка, Макеевка, Снежное, Червоноармийск (Красноармийск), Чистяково (Торез), Харцизск.

До 1917 года ни один населенный пункт региона не имел трамвая, а в 1940 году общая длина трамвайных линий в Сталино, Мариуполе, Макеевке, Краматорске, Горловке составляла 196 км. В 1939 г. построено первую трассу троллейбусной линии. В целом город Сгалино значительным транспортным центром, имея железнодорожный вокзал и аэропорт. Воздушное сообщение настроено с Москвой, Ленинградом, Киевом. Харьковом. В городах было автобусное соединение и такси. В 11 больших городах были проложены водогоны и канализация. Аналогичной была ситуация и в соседней Луганской области. Газифицируются часть жилья в Сталино, Макеевке, Мариуполе. Города приобрели новый архитектурный вид, появились парки - зеленые зоны отдыха тружеников

Огромное богатство книг было сосредоточенно в 1190 библиотеках, имелись 514 киноустановок, выдавались 4 областные, а также районные, городские и многотиражные газеты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.007 с.)