Тема 6. Функции и принципы управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Функции и принципы управления



Краткое изложение темы

Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.

В процессе управления выполняются следующие основные функции:

1 ) Функция планирования.

В процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать её члены, чтобы достичь этих целей. Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует.

Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы. Так, стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише.

На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.

На низшем уровне осуществляется оперативное планирование. Каждый менеджер на основе оперативного плана разрабатывает повседневную краткосрочную тактику для того, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить сильные и слабые стороны.

Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным (общим планом) или бизнес-планом функционирования предприятия.

Принципы и техника планирования:

· Полнота планирования – при планировании д. учитываются все события и ситуации, которые могут иметь значения для развития организации.

· Точность планирования – при составлении планов используются современные методы, средства, процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.

· Ясность планирования – цель и меры планирования должны иметь простые и мягкие формулировки доступные всем членам организации.

· Непрерывность планирования – это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.

· Экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

2) Функция организации.

Она нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. С помощью этой функции можно определить кто именно должен выполнять конкретное задание и какие для этого потребуются средства.

3) Функция мотивации.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением, а может уклоняться от работы. Всегда следует искать мотив поведения.

4) Функция контроля.

Управленческий контроль – это непрерывный процесс включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач.

Контроль – это процесс установления отклонения от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности. С помощью контроля руководство определяет, правильны ли его решения, не нуждаются ли они в корректировке, контроль обнаруживает ошибки в деятельности, следовательно создаёт возможность их устранить.

Объектом контроля выступает организация. Предметом контроля производства является количество и качество продукции, соблюдение технологии, сроки выполнения работ.

Виды контроля:

1) Предварительный. Осуществляется до фактического начала работы.

2) Текущий. Осуществляется на стадии хозяйственного процесса. Его объектом являются подчинённые, а субъектом – начальники. Задача контроля – своевременно выявить и скорректировать отклонения, возникающие в ходе работы.

3) Заключительный контроль. Осуществляется после выполнения работы.

Принципы управления могут представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Принципы менеджмента делятся на общие и частные.

К общим принцам относятся:

1) Принцип применимости - менеджер разрабатывает руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

2) Принцип многофункциональности – управление охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные, смысловые (достижение конечной цели)

3) Принцип интеграции – внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирм могут происходить разделения на свои миры.

4) Принцип ориентации на ценности – менеджмент включён в общественный окружающий мир с определёнными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодные соотношения цель и услуг.

Частные принципы:

1) Коллегиальность – выработка коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а такие исполнителей конкретных решений.

2) Научная обоснованность. Содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

3) Плановость. План рассматривается как комплексность экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

4) Принцип сочетания прав, обязанности и ответственности предполагает, что каждый подчинённый должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнения.

5) Демократизация управления – участие в управлении организации всех сотрудников.

6) Государственная законность. Организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного законодательства.

7) Принцип устойчивости. При изменении внешней и внутренней среды организации системе менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определённых качеством стратегических планов, приспосабливаемостью системы менеджмента к изменённым во внешней среде.

 

ТЕМА 7. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Краткое изложение темы

Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Административно-правовые методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы воздействия отличаются прямым характером воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.

Рассмотрим организационные и распорядительные воздействия. Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия является приказ. Он обязывает подчинённых точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание).

Экономический метод является разновидностью стимулирования – создание условий материальной заинтересованности в качественном и своевременном выполнении задания. В органах внутренних дел существует система материального стимулирования: «вилка» должностного оклада, дифференциация доплаты за специальное звание, выслугу лет, а также доплата за сложность и напряженность, секретность работы, особые условия труда и т.д. В целом, экономический метод стимулирования имеет определенные границы применения.

Применение экономических методов управления требует действенной системы контроля их эффективности. Известно, что повышение размера материального вознаграждения, особенно индивидуального, если оно правильно выбрано, обычно обеспечивает желаемый результат.

Вместе с тем неправильное применение экономических методов может привести к тому, что материальное вознаграждение не обеспечит достижение желаемого эффекта.

Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такие методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, они основаны на использовании экономического механизма.

Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Итак, знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.

Социально-психологические методы управления призваны воздействовать на взаимоотношения между людьми, содействовать созданию в коллективе наилучшего психологического климата. Социально-психологический климат зависит во многом от общности интересов работников, потребностей, ценностных ориентаций, профессионального уровня и отношения к труду. Эти факторы должны учитываться при формировании коллектива, в особенности малых групп для выполнения тех или иных служебных задач.

Особенность социально-психологических методов управления состоит в том, что в них как бы преодолевается ограниченность и административных, и экономических (материальных) методов воздействия. Здесь главными стимулами выступают интересы высшего порядка - стремление личности к самореализации, общественно-полезному труду, участию в делах общества. Эти методы непосредственно адресуются к сознанию, направлены на то, чтобы "разбудить человека", вызвать к жизни его творческую личностную сущность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.017 с.)