Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Миссия и цели организации

Поиск

Краткое изложение темы

 

Главным этапом управленческой деятельности является постановка цели, т.е. определение параметров оптимального функционирования и развития объекта или модель его будущего состояния. Процесс определения целей организации называется – целеполагание.

Целеполагание пронизывает и определяет все стадии управлен­ческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную.

Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным, на что направлена ее деятельность, а также процесс управления.

В системе управления цели выполняют ряд важных функций:

­ отражают философию организации, концепцию ее функционирования и развития;

­ задают основные направления деятельности, а следовательно, составляют основу общей и управленческой структуры, определяют ее характер и особенности;

­ уменьшают неопределенность, помогают приспособиться к окружающему миру;

­ составляют основу критериев выделения проблем, выбора вариантов решений, контроля и оценки полученных результатов, а также материального и морального поощрения сотрудников;

­ сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно обязательства и добиваться их выполнения.

Главной целью организации является ее миссия.

Миссия – это философия и предназначение организации, смысл ее существования.

Философия организации связана с определением ценностей, убеждений и принципов, в соответствии с которыми она намеревается осуществлять свою деятельность.

Значение миссии проявляется в следующем:

­ миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности и т.п. Кроме того, она способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.

­ миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа.

­ миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что является базой для установления целей организации и выработки стратегии.

Миссия может быть сформулирована как в одной фразе, так и в многостраничном программном заявлении руководства организации.

Примеры миссий российских компаний:

Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» - Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека.

ОАО Сбербанк – Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.

С учетом миссии формулируются генеральная и конкретные цели организации - общие и специфические.

Генеральная цель некоммерческой организации, в принципе, совпадает с миссией.

Генеральная цель любой коммерческой организации состоит в получении прибыли, поэтому с миссией совпадать не может.

Общие (стратегические) цели отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией миссии и достижением главной цели.

Они могут быть интегральными (направлены на решение общих задач, например достижение устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выхода на внешние рынки и т. п.) и функциональными (связаны с отдельными конкретными сторонами работы организации - финансами, маркетингом, кадровой работой - и являются заданиями для соответствующих служб).

Специфические цели отражают состояние основных организационных подсистем и основываются на стратегических. Они разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации общих целей.

Обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, что позволяет им служить основой планов.

В зависимости от особенностей организации процесс целеполагания состоит из двух этапов: определения миссии и собственно целей. Он может происходить как централизованно, так и децентрализованно.

В первом случае обеспечивается единая ориентация всех целей в рамках организации. Но для низовых уровней они оказываются навязанными, в результате чего может возникнуть сопротивление их реализации.

Во втором случае эти проблемы отсутствуют, но появляются сложности с координацией целей, направлением их в единое русло.

Децентрализованное установление целей может осуществляться двумя путями:

• сверху вниз как конкретизация на низовых уровнях целей, определенных наверху;

• как обобщение верхними уровнями целей, выработанных нижестоящими структурами.

В любом случае процессы целеполагания направляются и контролируются высшим руководством организации.

По степени важности цели разделяют на стратегические и тактические.

Исходя из периода времени, необходимого для реализации, цели разделяют на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года).

По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные.

По форме выражения можно говорить о целях, характеризуемых количественными показателями и описываемых качественно.

По уровню, к которому они относятся, цели делятся на общие и специфические.

Цели должны отвечать следующим требованиям:

1) цели должны быть конкретными, представляемыми по возможности не только качественно, но и в количественных показателях.

2) цели должны быть реальными.

3) цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности предприятия.

4) цели должны быть признаваемы в качестве личных целей, условиями чего являются гласность, понятность, близость большинству членов предприятия.

5) цели должны быть проверяемыми, что связано с необходимостью оценивать степень их достижения.

6) цели должны быть совместимыми друг с другом во времени и пространстве.

Дерево целей - это структурированный иерархический список целей организации, в каком цели более малого уровня подчинены и служат для заслуги целей более высочайшего уровня.

Наверху находится основная, генеральная цель организации. Так как достижение генеральной цели организации является довольно сложной задачей, то создают декомпозицию цели - разложение цели на несколько более маленьких целей, совокупное достижение которых приводит к достижению основной цели.

При построении дерева целей его проектирование идет по методу «от общего к частному». Прекращение декомпозиции цели на более мелкие происходит в тот момент, когда дальнейший процесс является нецелесообразным в рамках рассмотрения генеральной цели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.42 (0.01 с.)