Функциональные состояния в творческой деятельности музыканта исполнителя и педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональные состояния в творческой деятельности музыканта исполнителя и педагога



Функциональные состояния – состояния, которые обеспечивают выполнение наших профессиональных функций, помогают нам «функционировать» должным образом.

Оптимальные, способствующие деятельности, состояния:

· Настрой

· Готовность

· Активность

· Хорошая работоспособность

· Внимательность

На сцене отсутствие какого-либо из компонентов приводит к «аварийности» или неспособности выдержать сценический тонус.

Неоптимальные, мешающие деятельности состояния:

· Утомление

· Стресс

· Монотония

· Отсутствие интереса

· Перевозбуждение

Монотония

Состояние, возникающее при выполнении однообразной несложной работы, когда мы начинаем «засыпать», отвлекаться, ошибаться…

· Механическое переписывание или набор текста на компьютере

· Переборка, сортировка чего-либо

· Автоматизированная игра на сцене

Возникает проблема недогрузки информацией, нередко требуется дополнительная стимуляция для снятия состояния монотонии, перерывы в деятельности, отдых.

Утомление

Симптомы утомления:

1. Физиологические. Человек плохо выглядит, активизируются симптомы заболеваний, плохое самочувствие, вялость.

2. Психологические. Ухудшается внимание, память, нарушается время реакции, нарушаются эмоциональные процессы (слезливое или агрессивное настроение, апатия или тревога)

1. Поведенческие. Нарушается речь, действия становятся хаотичными или, наоборот, заторможенными.

2. Рефлексивные. Осознание усталости, утомления.

 

Утомление далеко не всегда распознаётся как усталость! Можно не ощущать усталость, но все симптомы утомления будут присутствовать.

Причины утомления:

1. Глобальная информационная перегрузка

2. Неудовлетворённость трудом (зарплатой, возможностями профессионального роста, взаимоотношениями в коллективе и т.п.)

3. Неумение отдыхать

Динамика производительности труда (4 основные типа)

1 тип («флегматик») – постепенное повышение производительности труда, затем стабилизация, ровный ритм работы (несколько часов), затем постепенное снижение производительности труда. Внезапные перерывы в работе такого человека раздражают и утомляют.

2 тип («холерик») – быстрое врабатывание, затем хорошая продуктивность в течение короткого времени, затем быстрый спад. Необходимы частые перерывы в работе, иначе неизбежно утомление.

3 тип («меланхолик») – многократные колебания производительности труда, зачастую связанные с внешними факторами или настроением человека. Подвержен утомлению, необходим щадящий режим труда.

4 тип («сангвиник») – высокий темп, устойчивый ритм труда с первых минут и на протяжении нескольких часов. Внезапные перерывы в работе не раздражают. Устойчив. Почти не утомляется.

Стресс

Стресс – состояние психического напряжения в трудных условиях:

· Относительно дискомфортных

· Экстремальных

· Сверхэкстремаальных

Несмотря на то, что в деятельности музыканта нет объективных экстремальных (опасных для жизни) ситуаций, субъективные переживания человека на сцене приближаются к экстремальным по всем показателям (пульс, давление, кардиограмма и т.д.)

Источники стресса на сцене:

· Значимость ошибки

· Дефицит времени (мы не можем остановиться и подумать в середине исполняемого произведения)

· Помехи (шум за дверью, гул машин и т.п.)

· Трудность задания (сложная программа)

· Страх оценки значимых людей (Как я буду выглядеть в глазах публики? Что про меня подумают? Что будут говорить?)

Реакции на стресс

Педагог - музыкант часто сталкивается с теми или иными реакциями учеников на стрессовые ситуации. Существует 5 основных типов реакции:

1. Напряжённый тип – кусает губы, замедляет действия, сжимает руки, скован

2. Трусливый тип – впадает в панику, начинает хаотично действовать

3. Тормозной тип – до предела замедляет действия, затормаживается, «засыпает»

4. Агрессивный тип – впадает в агрессию (бьёт по клавишам «непослушное» фортепиано)

5. Продуктивный тип – в стрессовой ситуации показатели деятельности улучшаются. Человек любит сцену, любит публику. Стрессовые условия его подбадривают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.006 с.)