Проблема эмоционального «выгорания» и притупления музыкальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема эмоционального «выгорания» и притупления музыкальности



В процессе профессионального становления музыканта существует несколько периодов, когда музыкальность как бы «притупляется»:

· Исполнение теряет выразительность

· Пропадает потребность в музыкальной деятельности

· Человек перестаёт реагировать на музыку

Одна из причин – эмоциональное «выгорание», связанное с избыточной профессиональной активностью, замешанной на конкуренции, эмоциональными перегрузками или разочарованиями. «Выгорание» свойственно не только музыкантам. Замечено, что симптомы «выгорания», как правило, появляются на 7-10 год профессиональной карьеры человека. Однако если у обычного профессионала данные симптомы возникают около 30-летнего возраста (когда человек уже полностью сформирован), то у музыкантов они могут появиться в 12-14 лет и протекают намного тяжелее! Этим объясняются массовые случаи, когда способные (и даже талантливые) подростки бросают музыкальную школу, отказываясь заниматься музыкой.

Второй этап «выгорания» - снова примерно через 7-10 лет. Он приходится на второй-третий курсы консерватории, когда многие студенты испытывают разочарования в своей профессии.

Музыкальная память

Память - это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта.

Наша память представляет собой образование, которая функционирует благодаря взаимодействию пяти основных процессов:

· запоминание,

· сохранение,

· воспроизведение (припоминание и узнавание),

· забывание,

· восстановление.

Различают непроизвольное и произвольное функционирование процессов памяти.

Выделяют четыре вида памяти в соответствии с типом запоминаемого материала:

1) двигательная память, т. е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, плести косу, завязывать галстук и т. п.). Техника музыканта основана на двигательной памяти;

2) образная память, под ней подразумевается возможность сохранять и в дальнейшем использовать

данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимости от принимающего анализатора) слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой. У музыканта задействованы первые три разновидности;

3) эмоциональная память запечатлевает пережитые нами чувства, особенности эмоциональных состояний и аффектов. В деятельности музыканта она тесно связана с музыкальностью;

4) вид памяти, присущий только человеку, - память вербальная (словесно-логическая, семантическая). С ее помощью осуществляется большинство мыслительных действий и операций (счет, чтение и т. д.). Многие музыканты отмечают, что тщательный анализ музыкального произведения способствует прочности и надёжности его запоминания.

Выделяют несколько уровней памяти, различающихся по длительности хранения информации:

* сенсорный (непосредственный) тип памяти («ультракратковременная память», «сенсорный след») - данные сохраняются в течение 0,1-1,5 с. В этот момент мы помним абсолютно всё, что увидели или услышали. Поэтому если бы музыкальный диктант диктовался отдельно по каждому такту, то большинство учащихся записали бы его с первого раза (длительность такта – меньше секунды);

* кратковременная память - необходимое для решения сиюминутных проблем время. Держится эйдетический (целостный) образ. Этот вид памяти позволяет нам связывать звуки в мелодию;

* оперативная память - выполнение определенной деятельности. Действует до завершения какой-либо задачи. Этот вид памяти позволяет нам связывать воедино части сонатно-симфонического цикла при его первом прослушивании, слушать оперный спектакль

* долговременная память - емкость и длительность хранения информации в долговременной памяти могут быть безграничными;

Проблема забывания

Забывание – от нескольких ошибок в припоминании и узнавании до невозможности и припомнить, и узнать.

Забывание бывает устойчивое и временное. Наибольшую проблему для музыканта-исполнителя доставляет временное забывание, которое зачастую сопровождает сценические стрессы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.004 с.)