Психология музыкального восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология музыкального восприятия



Восприятие:

1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

2. Процесс формирования этого образа (перцепция, перцептивный процесс)

3. Система действий, направленных на ознакомление с предметом (то есть чувственно-познавательная деятельность наблюдения)

Таким образом, восприятие это и результат (образ) и процесс, и деятельность (система действий)

Отличие восприятия от ощущения:

Ощущение – отражение отдельных свойств предмета

Восприятие – отражение предмета в целом.

Особенность восприятия музыки – подключение каналов, не связанных со слухом. Это явление носит название синестезии.

Синестезия – любые ассоциации, связанные с музыкой, отдельными звуками, тембрами и тональностями.

Виды синестезий (по Б.Галееву):

1. Визуальные («картинка», цвет, абстрактная форма и т.п.)

2. Осязательные и кинестетические (ощущение музыки как движущейся материи, например, изображение содержания музыки через танец)

3. Вкусовые («терпкие» гармонии и т.п.)

4. Обонятельные («ароматы» звучащих пластов и т.п.)

5. Температурные («прохладный» тембр флейты и т.п.)

6. Гравитационные («тяжёлый» рок и т.п.)

Возникновение синестезий:

1. Как мыслимый образ (представление) или как реальное соощущение

2. Непроизвольно или при усилии воли

3. Всегда или иногда

Свойства образа восприятия:

1. Наличие сенсорных качеств. Любой образ, хотя и не сводится к сумме ощущений, может быть разложен на сенсорные элементы. К примеру, то, что в нашем восприятии фигурирует как «тоническое трезвучие до мажора», на самом деле лишь сумма звуковых волн, обладающих высотами, громкостью и тембром.

2. Целостность образа. Образ организован. Это гештальт – некая фигура на нейтральном фоне. Когда мы слушаем музыку, какие-то элементы становятся «фигурой» (например, мелодия). Всё остальное – фон. Когда студент готовится к «викторине» по истории музыки – «фигуры» совершенно иные вплоть до парадоксов (стук грампластинки в главной партии некой сонаты…)

3. Константность образа или постоянство свойств. Например, мы можем узнать мелодию в любых регистрах, тембрах и тональностях, хотя физические характеристики мелодии изменены.

4. Предметность образа – образ для человека это самостоятельная «вещь» с собственным наименованием. В музыке – многоуровневая система образов. Существуют элементарные образы, которые мы держим в сознании – образы интервалов, аккордов. Образы музыкальных произведений относятся к сложным образам.

5. Индивидуальный характер образа – у каждого человека своя система образов

Апперцепция

Апперцепция – зависимость восприятия от предшествующего опыта человека, характера его деятельности и его индивидуальных особенностей.

Факторы апперцепции:

1. Предшествующий опыт. Чем чаще мы сталкиваемся с явлением, тем легче его воспринимаем. Например, в гармонической последовательности классический каданс воспринимается легче, чем альтерированный второй нонаккорд…

2. Знания (чтобы воспринять кварту как кварту, мы должны знать, что это такое…)

3. Задачи выполняемой деятельности, мотивы. Что именно студент воспринимает, когда готовится к викторине? Нередко он воспринимает второстепенные для содержания музыки «опознавательные знаки», связанные с той или иной темой.

4. Состояния человека. Заметна разница восприятия одного и того же материала в утомлённом или бодром состоянии, в добродушном или раздражённом.

5. Потребности, склонности человека. На уроке «слушания музыки» дети, во время звучания произведения, думали: «а какая антивирусная программа стоит в ноутбуке, откуда звучит эта музыка? И есть ли в этом компьютере игры?»

6. Особенности психофизиологии человека. Люди с «деликатной» нервной системой не способны воспринимать очень громкую музыку. Зато люди с «грубой» нервной системой не воспринимают тихую музыку.

7. Установки, отношение к кому-либо или к чему-л ибо. К примеру, оценка на экзамене или на конкурсе состоит лишь наполовину из оценки качества самого исполнения музыки. Большую роль при выставлении оценки играет отношение к выступающему как к личности, отношение к его педагогу, представление об ученике как о «талантливом» или «бездарном» и др. Причём оценивающий будет искренне убеждён, что он «объективен».

Иллюзии восприятия

Ошибки восприятия или искажение реальности, связанное с особенностями самих раздражителей.

К примеру, в трёхголосном диктанте гармонического склада человек может «услышать» четвёртый голос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 980; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.005 с.)