Возрастные задачи на основе теории ведущих деятельностей (авторы – А. Леонтьев, Д. Эльконин и др.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные задачи на основе теории ведущих деятельностей (авторы – А. Леонтьев, Д. Эльконин и др.)



Ведущая деятельность – та, что ведёт развитие ребёнка, максимально способствует его развитию. Важно своевременно «переключиться» на новую ведущую деятельность. Если этого не происходит, в развитии человека могут появиться «белые» пятна. К примеру, проблема многих отличников в том, что они «застревают» в учебной деятельности, не осваивая «интимно-личностное общение со сверстниками». В результате они остаются хорошими исполнителями, но не способны к лидерству, отстаиванию своих позиций, так как всё это формируется именно в процессе интимно-личностного общения со сверстниками.

 

Возраст Название периода Ведущая деятельность
0 – 1 год Новорожденный Непосредственное положительное эмоциональное общение со взрослым Чем младше ребёнок, тем ближе должен быть контакт. Младенец усваивает только положительные эмоциональные импульсы. Отрицательные не способствуют его развитию, но могут стать причиной базового недоверия миру. Ребёнок воспринимает пение взрослого, обращённое к нему лично. Аудиозаписи почти не воспринимаются (хотя и воздействуют опосредованно). Игрушки сами по себе не воспринимаются: имеют значение для малыша только в руках взрослого.
1 – 3 года Раннее детство Предметно – манипулятивная деятельность Освоение мира через непосредственный контакт с ним. Поднять – уронить – порвать – попробовать на зуб – стащить – залезть. Игрушка – часть предметного мира (впрочем, как и животные, и люди). Желание оторвать кукле голову естественно. Поэтому в качестве игрушек рекомендуют использовать небьющуюся посуду, фрукты, бумагу, тряпочки.
3 – 6 лет Дошкольник Игровая деятельность Ролевая игра. Игра в игрушки наедине с собой и с товарищами. Игрушки наделяются чертами живых существ. Ребёнок становится способен к сочувствию, сопереживанию.
6 – 10 лет Младший школьник Учебная деятельность Задача – почувствовать вкус к учёбе. Научиться учиться. Полюбить процесс освоения знаний, умений и навыков.
10 – 14 лет Подросток Интимно-личностное общение со сверстниками Задача – научиться общению с людьми на равных, уметь отстаивать свои позиции, учитывая при этом интересы других людей, обучиться лидерству. Научиться строить отношения с представителями противоположного пола.
14 – 18 лет Юность Учебно-профессиональная деятельность. Выбор профессии, начало профессионального обучения

 

 

Возрастные задачи на основе теории личностных осей (авторы К. Блага, М. Шебек)

Личностная ось – свойство личности, формирующееся в определённом возрасте и развивающееся в течение дальнейшей жизни. Момент «запуска» оси очень важен. Если ось будет «запущена» с нарушениями, то в дальнейшем её будет сложно корректировать.

 

Год

Ось «Я есть» - праличностное образование, основа для формирования будущей самооценки и уверенности в себе. Если ось плохо сформирована (равнодушные, не любящие или невнимательные взрослые), то могут быть сбои в дальнейшем личностном развитии, в частности неадекватно низкая самооценка

Года

Ось «Я познаю, я умею» - важная ось, связанная со способностью познавать мир и действовать в нём

Ось «Я хочу» - отвечает за способность формировать, осознавать и реализовывать желания

Года

Ось «У меня есть» - формируется отношение к собственности. У ребёнка должны быть свои вещи, своё пространство. В этом возрасте дети строят «домики», отгораживают себе территорию, складывая туда свои вещи. Уважение взрослых к собственности ребёнка формирует у малыша ответное уважение к своей и чужой собственности. Пренебрежение к собственности ребёнка может привести к «детской клептомании», а затем к перекосам в отношении к собственности: страху потери вещей, жадности, накопительству и т.п.

Года

Ось «Я в будущем». Ребёнок «примеряет» на себя роль взрослого: надевает одежду, обувь взрослых, пробует духи, косметику. Задумывается о будущей профессии – кем буду, когда вырасту?

Ось совести. Ребёнок осваивает нормы и правила общества. Становится способен следовать им по собственной воле.

Ось половой идентификации. Осознание своей половой принадлежности.

Лет

Ось «Я – школьник». Первая осознанная социальная роль. Ощущение первой «работы».

Ось «Я – товарищ». Формирование товарищеских, деловых отношений.

Лет

Ось «Я – член социальной группы». Осознание принадлежности к тому или иному социальному слою. Задача взрослых – помочь ребёнку избежать социальной зависти.

Лет

Ось «Кем я буду» - реальный выбор будущего жизненного пути, будущей профессии

Ось «Я партнёр» - формирование способности быть лидером, способности к управлению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.150 (0.006 с.)