Мифы обыденного сознания относительно музыкотерапии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мифы обыденного сознания относительно музыкотерапии.



Вокруг музыкотерапии существует множество мифов и ложных убеждений.

Миф №1. «Музыка – аналог «лекарства», которое воздействует одинаково на всех». На самом деле, в процессе воздействия музыки, прежде всего, играют роль:

· Индивидуальные различия людей

· Индивидуальные процессы восприятия музыки (апперцепция)

· Тип деятельности человека во время сеанса

Поэтому, при самых активных попытках, ещё не удалось найти однозначную музыку, «лечащую» болезни сердца или лёгких, музыку, «снимающую» температуру и т.п.

Миф №2. «Музыкотерапия – это только внешнее музыкальное воздействие». На самом деле, наилучшие результаты даёт собственная музыкальная деятельность пациента (клиента) – пение, музицирование, «гудения», работа с ритмами собственного тела, работа с голосом и т.п.

 

Современный грамотный подход к музыкотерапии – детализированная терминология и чёткое очерчивание сфер применения музыкального материала с целью помочь человеку.

В настоящее время существуют 4 основные формы музыкотерапии, подразделяющиеся на 2 группы:

«Медицинское направление»:

1. Музыкотерапия как средство лечения соматических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма.

2. Музыкотерапия в психиатрии и психоневрологии.

«Психологическое направление»:

3. Функциональная музыка (использование оптимизирующих музыкальных программ на производстве, в спорте, в педагогике).

4. Музыка в практической психологии и доклинической психотерапии (в том числе, «музыкальная психотерапия», «музыкальная психокоррекция», «музыкальные тренинги творческого самовыражения», тренинги обретения «природного голоса», танце-двигательные тренинги и т.п.).

Музыкотерапия как средство лечения соматических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма – наиболее традиционное понимание слова «музыкотерапия». В рамках такого понимания накоплен значительный опыт использования и получены положительные практические результаты. «Биологическая» функция музыки начинается с воздействия звука как такового. Исследовано воздействие инфра- и ультразвуковых колебаний, а также воздействие слышимого звука на организм человека – на дыхание, кровообращение и другие физиологические функции. Более сложное и менее однозначное воздействие оказывает целостное музыкальное произведение. Важно отметить, что воздействие музыки в медицине при лечении соматических заболеваний не может быть изолированным средством, музыкотерапия – лишь один из компонентов терапии.

Музыкотерапия в психиатрии и психоневрологии также является дополнительным терапевтическим фактором и успешно используется в контексте общей терапии. Можно с уверенностью говорить об активной вспомогательной роли музыки, выступающей существенным «катализатором» лечебного процесса. Изучен опыт применения музыкотерапии при лечении неврозов и депрессивных состояний, при лечении шизофрении. Музыкальная терапия (включая пение) оказывается эффективной при реабилитации больных с последствиями инсульта и нейротравмы, а также при многих речевых нарушениях, в частности, при лечении заикания.

Функциональная музыка – это музыка в процессе психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных функциональных состояний человека. Используется на производстве, в спорте, в условиях обучения.

Сфера воздействия функциональной музыки достаточно обширна –

· стимуляция психических процессов в разных видах трудовой деятельности;

· снятие зрительного и слухового утомления;

· гармонизация и резонансное поглощение производственных шумов;

· создание положительного настроя на работу и благоприятной атмосферы на рабочем месте;

· обогащение внутреннего содержания однообразной и монотонной работы;

· формирование и поддержание оптимальных ритмов трудовых процессов.

Всё это способствует повышению производительности труда, предотвращает негативные последствия учебных и производственных стрессов, препятствует развитию переутомления, облегчает формирование навыков саморегуляции при проведении сеансов психологической разгрузки.

Области применения функциональной музыки не ограничиваются условиями производства. Использование музыки в педагогическом процессе также представляет значительный интерес. В «суггестивной педагогике» ритм и интонация считаются основными факторами воздействия. Г.Лозановым и Э.Гатевой разработана методика музыкально-художественной организации и презентации учебного материала, и на её основе созданы различные системы обучения иностранным языкам. Среди музыкальных суггестопедических методов следует назвать «мелодраму» (пропевание лексических единиц), релаксационное «погружение» с использованием музыки, пение «художественно-дидактических» песен (закрепляющих пройденный материал или создающих необходимую «настройку» на работу).

Функциональная музыка способна оказывать существенное влияние на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе, повышая тем самым эффективность учебной деятельности. Помимо этого музыкальные сеансы приобретают профилактическое значение в стрессовых ситуациях. Результативность сеансов усиливается, когда музыкальное и светомузыкальной воздействие используется в системе эмоционально-волевого тренинга (в сочетании с методами точечного массажа и аутогенной тренировки)

Музыка в практической психологии и психотерапии используется активно и постоянно. Данное понимание музыкотерапии как музыкальной психотерапии и даже музыкальной психокоррекции выходит за рамки медицины и соответствует проблематике практической психологии. Многие психотерапевты и консультанты воспринимают музыку как естественную и неотъемлемую часть их профессиональной работы.

Музыка используется в тренингах и индивидуальных консультациях как фон, способствующий эмоциональному раскрепощению человека, а также для создания необходимого настроения, соответствующего содержанию выполняемых упражнений и процедур. Формы использования музыки и музыкальной деятельности варьируются в зависимости от направленности психокоррекционного или психотерапевтического процесса. Это может быть фоновое звучание музыки или работа с музыкальными образами, использование приёмов музыкальной ритмики или элементарное музицирование (пение, игра на инструментах).

Формы использования музыки

1. Прежде всего, это - музыка, исполняемая в процессе сеансов самими клиентами. Сюда входят вокальные, ритмические, инструментальные импровизации (в основном на фортепиано), а также специально организованное исполнение известных сочинений. Собственное музыкальное творчество клиентов, с одной стороны, есть средство самовыражения, а с другой - средство общения с другими клиентами при групповой работе. Эти импровизации, создаваемые людьми далеко не всегда знакомыми с музыкальной грамотой и в традиционном понимании не умеющими играть, являются хорошим терапевтическим средством.

2. Традиционная “воздействующая” музыка, звучащая извне по отношению к клиенту, также используется в терапевтическом процессе. В зависимости от конкретной формы работы это может быть фонограмма или собственная игра ведущего - музыкотерапевта. Музыкальным материалом служат сочинения, принадлежащие к различным эпохам, стилям и жанрам - от архаической монодии до авангардной и пост авангардной музыки ХХ века академического и неакадемического направлений.

3. Ощущение человеком своего организма, тела как “музыкального инструмента” - работа с ритмами дыхания, пульсациями внутри тела, тембром голоса и т.д.

4. Метафорическое описание пространства, атмосферы, участников и самого терапевтического процесса в музыкальных терминах. Какой стиль (жанр, произведение, инструмент) соответствует данному человеку (группе)? Каким музыкальным сочинением можно было бы озвучить только что завершившийся процесс?

«Банк техник», который используется в сеансах музыкальной психокоррекции, содержит 4 основных блока приёмов и методов:

Первый блок основан на вариантах традиционных форм работы, включая техники, основанные на пассивном восприятии музыки. Музыкальный материал выступает в подобных терапевтических процедурах в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего сочинения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов, а внимание клиента направлено на иные внутренние или внешние факторы, к примеру, на собственные мысли, чувства, на содержание речи партнёра.

Второй блок содержит техники, основанные на активной работе клиента с образами музыки, звучащей извне. Терапевтические эффекты достигаются путём активного переживания эмоционального содержания звучащего произведения: его осознания, устной или письменной вербализации, рисования, движения под музыку, разыгрывания различных музыкальных «сценок».

Третий блок включает техники, основанные на самовыражении через музицирование. С одной стороны, это могут быть вокальные, ритмические, инструментальные импровизации (исполняемые индивидуально, совместно с ведущим, в паре, в группе). С другой стороны, это – специально организованное исполнение известных сочинений. Для инструментальных импровизаций часто используется фортепиано, хотя дополнить его могут многие другие музыкальные инструменты, в том числе и «детские». Импровизационные упражнения организованы таким образом, что участникам не требуется предварительной музыкальной подготовки и тем более музыкального образования.

Четвёртый блок включает ряд «телесно-ориентированных» техник, связанных со слышанием музыки как бы «внутри себя». В процессе работы физический организм (дыхание, пульсации внутри тела, тембр голоса, телесные зажимы) становится символическим «источником» ритмов, звуков и мелодий. Человек начинает двигаться, прислушиваясь к самому себе, гудеть, опираясь на особенности своего дыхания, петь. В зависимости от задач, упражнения выполняются сидя, стоя, лёжа или в движении. Данный блок техник способствует работе с телесными проекциями психологических проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.007 с.)