Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мифы обыденного сознания относительно музыкотерапии.
Вокруг музыкотерапии существует множество мифов и ложных убеждений. Миф №1. «Музыка – аналог «лекарства», которое воздействует одинаково на всех». На самом деле, в процессе воздействия музыки, прежде всего, играют роль: · Индивидуальные различия людей · Индивидуальные процессы восприятия музыки (апперцепция) · Тип деятельности человека во время сеанса Поэтому, при самых активных попытках, ещё не удалось найти однозначную музыку, «лечащую» болезни сердца или лёгких, музыку, «снимающую» температуру и т.п. Миф №2. «Музыкотерапия – это только внешнее музыкальное воздействие». На самом деле, наилучшие результаты даёт собственная музыкальная деятельность пациента (клиента) – пение, музицирование, «гудения», работа с ритмами собственного тела, работа с голосом и т.п.
Современный грамотный подход к музыкотерапии – детализированная терминология и чёткое очерчивание сфер применения музыкального материала с целью помочь человеку. В настоящее время существуют 4 основные формы музыкотерапии, подразделяющиеся на 2 группы: «Медицинское направление»: 1. Музыкотерапия как средство лечения соматических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма. 2. Музыкотерапия в психиатрии и психоневрологии. «Психологическое направление»: 3. Функциональная музыка (использование оптимизирующих музыкальных программ на производстве, в спорте, в педагогике). 4. Музыка в практической психологии и доклинической психотерапии (в том числе, «музыкальная психотерапия», «музыкальная психокоррекция», «музыкальные тренинги творческого самовыражения», тренинги обретения «природного голоса», танце-двигательные тренинги и т.п.). Музыкотерапия как средство лечения соматических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма – наиболее традиционное понимание слова «музыкотерапия». В рамках такого понимания накоплен значительный опыт использования и получены положительные практические результаты. «Биологическая» функция музыки начинается с воздействия звука как такового. Исследовано воздействие инфра- и ультразвуковых колебаний, а также воздействие слышимого звука на организм человека – на дыхание, кровообращение и другие физиологические функции. Более сложное и менее однозначное воздействие оказывает целостное музыкальное произведение. Важно отметить, что воздействие музыки в медицине при лечении соматических заболеваний не может быть изолированным средством, музыкотерапия – лишь один из компонентов терапии.
Музыкотерапия в психиатрии и психоневрологии также является дополнительным терапевтическим фактором и успешно используется в контексте общей терапии. Можно с уверенностью говорить об активной вспомогательной роли музыки, выступающей существенным «катализатором» лечебного процесса. Изучен опыт применения музыкотерапии при лечении неврозов и депрессивных состояний, при лечении шизофрении. Музыкальная терапия (включая пение) оказывается эффективной при реабилитации больных с последствиями инсульта и нейротравмы, а также при многих речевых нарушениях, в частности, при лечении заикания. Функциональная музыка – это музыка в процессе психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных функциональных состояний человека. Используется на производстве, в спорте, в условиях обучения. Сфера воздействия функциональной музыки достаточно обширна – · стимуляция психических процессов в разных видах трудовой деятельности; · снятие зрительного и слухового утомления; · гармонизация и резонансное поглощение производственных шумов; · создание положительного настроя на работу и благоприятной атмосферы на рабочем месте; · обогащение внутреннего содержания однообразной и монотонной работы; · формирование и поддержание оптимальных ритмов трудовых процессов. Всё это способствует повышению производительности труда, предотвращает негативные последствия учебных и производственных стрессов, препятствует развитию переутомления, облегчает формирование навыков саморегуляции при проведении сеансов психологической разгрузки. Области применения функциональной музыки не ограничиваются условиями производства. Использование музыки в педагогическом процессе также представляет значительный интерес. В «суггестивной педагогике» ритм и интонация считаются основными факторами воздействия. Г.Лозановым и Э.Гатевой разработана методика музыкально-художественной организации и презентации учебного материала, и на её основе созданы различные системы обучения иностранным языкам. Среди музыкальных суггестопедических методов следует назвать «мелодраму» (пропевание лексических единиц), релаксационное «погружение» с использованием музыки, пение «художественно-дидактических» песен (закрепляющих пройденный материал или создающих необходимую «настройку» на работу).
Функциональная музыка способна оказывать существенное влияние на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе, повышая тем самым эффективность учебной деятельности. Помимо этого музыкальные сеансы приобретают профилактическое значение в стрессовых ситуациях. Результативность сеансов усиливается, когда музыкальное и светомузыкальной воздействие используется в системе эмоционально-волевого тренинга (в сочетании с методами точечного массажа и аутогенной тренировки) Музыка в практической психологии и психотерапии используется активно и постоянно. Данное понимание музыкотерапии как музыкальной психотерапии и даже музыкальной психокоррекции выходит за рамки медицины и соответствует проблематике практической психологии. Многие психотерапевты и консультанты воспринимают музыку как естественную и неотъемлемую часть их профессиональной работы. Музыка используется в тренингах и индивидуальных консультациях как фон, способствующий эмоциональному раскрепощению человека, а также для создания необходимого настроения, соответствующего содержанию выполняемых упражнений и процедур. Формы использования музыки и музыкальной деятельности варьируются в зависимости от направленности психокоррекционного или психотерапевтического процесса. Это может быть фоновое звучание музыки или работа с музыкальными образами, использование приёмов музыкальной ритмики или элементарное музицирование (пение, игра на инструментах). Формы использования музыки 1. Прежде всего, это - музыка, исполняемая в процессе сеансов самими клиентами. Сюда входят вокальные, ритмические, инструментальные импровизации (в основном на фортепиано), а также специально организованное исполнение известных сочинений. Собственное музыкальное творчество клиентов, с одной стороны, есть средство самовыражения, а с другой - средство общения с другими клиентами при групповой работе. Эти импровизации, создаваемые людьми далеко не всегда знакомыми с музыкальной грамотой и в традиционном понимании не умеющими играть, являются хорошим терапевтическим средством. 2. Традиционная “воздействующая” музыка, звучащая извне по отношению к клиенту, также используется в терапевтическом процессе. В зависимости от конкретной формы работы это может быть фонограмма или собственная игра ведущего - музыкотерапевта. Музыкальным материалом служат сочинения, принадлежащие к различным эпохам, стилям и жанрам - от архаической монодии до авангардной и пост авангардной музыки ХХ века академического и неакадемического направлений. 3. Ощущение человеком своего организма, тела как “музыкального инструмента” - работа с ритмами дыхания, пульсациями внутри тела, тембром голоса и т.д.
4. Метафорическое описание пространства, атмосферы, участников и самого терапевтического процесса в музыкальных терминах. Какой стиль (жанр, произведение, инструмент) соответствует данному человеку (группе)? Каким музыкальным сочинением можно было бы озвучить только что завершившийся процесс? «Банк техник», который используется в сеансах музыкальной психокоррекции, содержит 4 основных блока приёмов и методов: Первый блок основан на вариантах традиционных форм работы, включая техники, основанные на пассивном восприятии музыки. Музыкальный материал выступает в подобных терапевтических процедурах в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего сочинения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов, а внимание клиента направлено на иные внутренние или внешние факторы, к примеру, на собственные мысли, чувства, на содержание речи партнёра. Второй блок содержит техники, основанные на активной работе клиента с образами музыки, звучащей извне. Терапевтические эффекты достигаются путём активного переживания эмоционального содержания звучащего произведения: его осознания, устной или письменной вербализации, рисования, движения под музыку, разыгрывания различных музыкальных «сценок». Третий блок включает техники, основанные на самовыражении через музицирование. С одной стороны, это могут быть вокальные, ритмические, инструментальные импровизации (исполняемые индивидуально, совместно с ведущим, в паре, в группе). С другой стороны, это – специально организованное исполнение известных сочинений. Для инструментальных импровизаций часто используется фортепиано, хотя дополнить его могут многие другие музыкальные инструменты, в том числе и «детские». Импровизационные упражнения организованы таким образом, что участникам не требуется предварительной музыкальной подготовки и тем более музыкального образования. Четвёртый блок включает ряд «телесно-ориентированных» техник, связанных со слышанием музыки как бы «внутри себя». В процессе работы физический организм (дыхание, пульсации внутри тела, тембр голоса, телесные зажимы) становится символическим «источником» ритмов, звуков и мелодий. Человек начинает двигаться, прислушиваясь к самому себе, гудеть, опираясь на особенности своего дыхания, петь. В зависимости от задач, упражнения выполняются сидя, стоя, лёжа или в движении. Данный блок техник способствует работе с телесными проекциями психологических проблем.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.007 с.) |