Сценические способности предполагают 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценические способности предполагают



1. Наличие всего комплекса оптимальных функциональных состояний:

· Настрой

· Готовность

· Активность

· Выносливость

· Внимательность

Все эти качества должны в совокупности присутствовать на сцене и продуктивно формироваться в нужное время перед выходом на публику. Музыкант должен быть оптимально «разогрет», но не должен допускать «перегорания» в момент выхода на сцену. Всё это достигается в процессе тренировки.

2. Обладание стрессоустойчивостью и даже «стрессолюбивостью».

Сценическая деятельность относится к стрессовым. Поэтому музыкант должен, в идеале, любить стрессовые переживания.

Существует 5 основных типов реакции на стрессовую ситуацию:

1. Напряжённый тип. В стрессовой ситуации человек сковывается, кусает губы, сжимает руки. Может проявляться импульсивность и напряжённость действий. Внимание сужено и приковано к «одной точке».

2. Трусливый тип. В стрессовой ситуации впадает в панику. Испытывает сильное чувство страха. Проявляет комплекс реакции по принципу «убежать – замереть – упасть»: в крайних случаях пытается спрятаться, полностью «уйти в себя», закрывает глаза, затаивает дыхание.

3. Тормозной тип. Проявляет заторможенность действий. Движения замедляются, реакции притупляются. Человек как бы находится в ситуации «замедленной съёмки».

4. Агрессивный тип. Человек теряет контроль над собой. Проявляет агрессию, «нападая» на всех и всё, нередко за исключением истинного источника стресса.

5. Прогрессивный тип. В стрессовой ситуации улучшаются показатели деятельности. Появляется «боевой задор», человек обнаруживает минимальную затрату сил при выполнении работы. Стресс становится активизирующим толчком для мобилизации скрытой эмоциональной силы и творческого подъема.

В деятельности музыканта мы можем обнаружить все проявления стрессовых реакций.

«Напряжённый» тип поддаётся исправлению в ходе практики. Мы можем часто наблюдать, например, как маленькие дети напряжены на уроке, пытаясь «собрать воедино» всю совокупность стоящих перед ними исполнительских задач. В процессе работы совершенствуются навыки, многие действия начинаются совершаться автоматически, появляется уверенность, и данный тип реагирования заменяется на более продуктивный.

«Трусливый» тип реагирования связан с любыми проявлениями страха на уроке или на сцене. Исполнитель начинает суетиться, ошибаться, хаотично двигаться, механически повторять одно и то же место в произведении. Бывают случаи, когда молодой исполнитель даже покидает сцену, убегая за кулисы, или прекращает играть, оставаясь на месте и дрожа от страха (нередко от страха наказания). При обнаружении у ученика «трусливого» типа реагирования важно понять его первопричины. Не слишком ли ученик боится, что педагог его накажет? Или у ученика повышенный уровень тревожности? Уверен ли он в себе как личность и как музыкант?

Человек «тормозного» типа зачастую требует «встряски». С ним довольно сложно работать, так как на него затрачивается очень много энергии. Для продуктивной деятельности такому человеку необходим хороший «запас прочности» знаний и навыков. В этом случае он ощущает надёжность в своей деятельности и становится достаточно уверенным. Нередко такие люди излишне перестраховываются и долго не решаются выйти на публику, ожидая поддержки или подтверждения оптимальности своего профессионального уровня.

«Агрессивный» тип допустим у маленьких детей (в частности, некоторые маленькие пианисты начинают «наказывать» непослушный инструмент, шлёпая его по клавишам или деке). У взрослого агрессивная реакция (в условиях профессиональной музыкальной деятельности) свидетельствует лишь об отсутствии эмоциональной культуры.

«Прогрессивный» тип реагирования является идеальным для сценической (да и педагогической тоже) деятельности музыканта. Существуют группы людей, так называемых «экстремалов», для которых стрессовая ситуация – отличный стимул для деятельности. Более того, им скучно работать в комфортных условиях. Такого рода исполнители не любят «выкладываться» на уроках или репетициях, но всегда превосходно чувствуют себя на сцене. Экстремалу обязательно необходима деятельность, связанная со стрессом, риском. Такому человеку затруднительно работать в рутинных, спокойных условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.004 с.)