Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и особенности терпимого отношения

Поиск

С психологической точки зрения особый интерес представ­ляют вопросы определения функций терпимого отношения, его особенностей, видов, форм, дифференциации терпимого, то­лерантного и нетерпимого отношения, этапов развития терпи­мости, психологической структуры, конкретных механизмов формирования.

Функции терпимости. Одним из центральных является вопрос о том, какова роль терпимости во взаимодей­ствии человека с миром и другими людьми, каковы их функции.

В. А. Петрицкий выделяет следующие функции терпимо­сти и толерантности:

  • Коммуникативная - она дает возможность преодолеть барьеры общения, выстроит его в русле взаимодействия».
  • Ориентационно-эврическая функция – позволяет выработать оптимальнуютаткику взаимодействия в условиях несовпадения взглядов, мнений, позиций.
  • Прогностическая – дает возможность выстроить вероятные прогнозы.
  • Адаптивная – приспособление к неблагоприятным факторам, выражающимся в различных взглядов, позиций. Отношений.
  • Активная – способность изменить мнения и позиции другого, изменяться самому под влиянием противоположной стороны.
  • Конгруэнтно-эмпатическая – сочетание внутренней свободы и самодостаточности со способностью эмпатического понимания и принятия другого, отличного от тебя по самым разным параметрам.

 

Другими словами, терпимость позволяет выстроить гибкую тактику взаимодействия, не отвергая сразу то, что неприемлемо, а попытаться разобраться в этом понять, а уж затем строить тактику поведения, связанную либо с изменением другого, либо с изменениями себя, либо тактику невмешательства.

Виды терпимости.

В современной науке предпринимают­ся попытки выделить и описать виды терпимости. Существует несколько видов терпимости, но мы остановимся только на двух.

Негативная терпимость проявляется в равнодушии, пас­сивности, безразличии, показном цинизме.

Позитивная терпимость основывается на эмпатическом понимании, которое ведет к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации и точек зрения. Несог­ласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения парт­нера не приводит к конфликту, а предусматривает существова­ние его мнения как данности, как объективно существующей реальности, сохранение при этом внутреннего спокойствия, самоуважения, свободы. На этой основе идет безоце­ночное принятие объекта взаимодействия. В реальном общении это проявляется как неподдельная искренность, открытость, конгруэнтность. Принятие исключает прямое оценивание: ни плохо — ни хорошо, ни хвалить — ни ругать. Принятие мень­ше всего выражается открытым текстом.

Формы терпимости. Обратимся теперь к формам выра­жения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения. Эти формы могут быть выделены в зависимости от позиции, кото­рую занимает человек в процессе взаимодействия.

В психологии позиции взаимодействующих субъектов опи­сываются различными терминами. Наиболее простой вариант классификации в педагогике – это позиций: «Сверху», «Рядом», «Снизу».

При терпимом отношении в позиции «сверху» оно выступа­ет как снисходительность, невзыскательность, покровитель­ственное разрешение чего-то, патронаж, опека.

Толерантное отношение в позиции «сверху» проявляется как высокомерие, ярко выраженная или завуалированная над­менность.

Нетерпимость варьирует в пределах от пренебрежения до пре­зрения, беспощадности, безжалостности, безоговорочности.

При равноправных позициях терпимое отношение к объек­ту характеризуется как сотрудничество, взаимное согласова­ние мнений в ситуациях расхождения и несовпадения взгля­дов, оценок и т. д. В основе сотрудничества лежит принятие другого, мнения и т. д. как данности, как объективно суще­ствующей реальности.

В позиции «рядом» толерантность выступает как терпение, терпеливость. Терпеливость предполагает проявление выдерж­ки, самообладания, самоконтроля и проявляется, как способ­ность делать что-то долго, настойчиво, упорно, как умение вла­деть собой. В основе терпеливости лежит механизм терпения.

Нетерпимость при равноправии проявляется как отстранен­ность, равнодушие, безразличие, безучастность, отчужден­ность. В поведении данные характеристики реализуются в виде сознательного игнорирования того, что раздражает, противо­речит собственным воззрениям.

В позиции «снизу» терпимое отношение принимает формы уступчивости, покладистости, вежливо-смиренного отноше­ния, готовности подчиниться чужой воле.

При толерантном отношении в позиции «снизу» наблюдает­ся беспомощность, осознание невозможности изменить ситуа­цию, покорность, угодливость, конформизм.

Нетерпимость характеризуется переживанием отрицательных эмоций: враждебности, злорадства, открытой неприязни; стремле­нием действовать активно: бороться, ругаться, кричать, драться, наносить физический, материальный и моральный ущерб и т. д.

Границы терпимости. Отдельно остановимся на границах терпимости.

А.В. Зимбули выделяет три фактора нравственной меры тер­пимости:

  • конкретность (социальный фон, внутреннее состоя­ние человека, резкий контраст между воспринимаемым фак­том и ожиданиями и т. д.),
  • инструментальность (сопряжен­ность с другими нравственными ценностями);
  • внутренняя напряженность.

При толерантном отношении границы расширяются: чело­веку безразлично происходящее, пока оно не касается его са­мого. В ряде случаев такая позиция оправдана, в других же нет. Многое зависит от нравственного контекста ситуации, в которую включается индивид.

При толерантности снижается чувствитель­ность личности к событиям, т.е. она выступает как пассивная форма реагирования. Терпимость же, как личностное свойство,активна. Она предполагает наличие сдержанности, терпеливо­сти, понимания, и в конечном итоге, принятия. И только тогда, когда эти механизмы не дают ощутимого эффекта, допустимо принуждение.

Механизмы возникновения терпимости. (см. приложение)

Отдельно рас­смотрим вопрос о психологических механизмах возникнове­ния терпимости и толерантности. Под механизмом понимают обычно последовательность состояний, процессов, свойств, обеспечивающих функционирование более сложной системы, действие чего-либо.

Ведущим психологическим механизмом возникновения то­лерантности является терпение.

Терпение может быть и состоянием, и качеством, и свой­ством личности, но оно выступает и как психологический ме­ханизм, обеспечивающий функционирование терпимости и то­лерантности. Суть терпения как механизма состоит в сдержи­вании импульсивных состояний и действий.

В основе терпения лежат такие волевые качества личнос­ти, как выдержка, самообладание и самоконтроль.

Выдержка особо ярко проявляется при переходе от реше­ния к действию, когда немедленная реализация плана нецелесо­образна. Выдержка позволяет затормозить влияние несвоевре­менных побуждений, мешающих успешному продвижению к цели. Когда необходимо усилить ведущий мотив или заставить себя все-таки исполнить принятое решение, вопреки отвлекаю­щим побуждениям, то на помощь выдержке приходит самообла­дание, являющееся также волевым качеством личности.

Самообладание позволяет не только задержать энергети­ческую разрядку, как выдержка, но и перераспределить энер­гию между несколькими импульсами и действиями. Например, неприятный человек, с которым вынуждают интересы дела ве­сти переговоры, вызывает в собеседнике чувства отвращения, презрения и страха. Первое возникающее желание — прекра­тить диалог или же нагрубить, быть пристрастным в общении. С помощью выдержки партнеры сдерживают себя, а с помо­щью самообладания — перераспределяют пристрастность и избирательность внимания на интересы дела. Таким образом, в выдержке главное — сдерживающий фактор, а в самооблада­нии — перераспределяющий.

Выдержка и самообладание могут сочетаться с самоконт­ролем. В сочетании с самоконтролем, выступающим атрибу­том самосознания, регулируются все сферы психической жизни человека. Терпение как психологический механизм дает возможность снизить чувствительность к неблагоприятным факторам.

Терпение как психическое состояние может приобретать устойчивость и становиться терпеливостью, являющейся уже личностным свойством.

О терпеливости часто говорят как о длительности поддер­жания волевого усилия (В.К. Калин), о проявлении «силы про­тив себя» (3.Мюллер), о специальной выдержке (К.Л. Баба­ян), как об однократном длительном противодействии небла­гоприятным факторам (Е.П. Ильин). В качестве осно­вы формирования терпеливости выступает эмоциональная устойчивость.

Обратимся теперь к принятию как механизму терпимости. Его суть состоит в способности личности включать другого в свое индивидуальное пространство путем понимания, эмпатии, ассертивного поведения.

Способность к принятию, согласно утверждению гуманис­тически ориентированной психологии, относится к базисной личностной характеристике. Личность является тем более зре­лой, чем в большей мере она способна к принятию других таки­ми, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценности. А это, в свою очередь, связано с основополагающим доверием к человечес­кой природе и чувством глубинной сущностной общности меж­ду людьми.

Принятию окружающих способствует понимание. Понима­ние представляет по своей сути способность видеть причины поступков, выстраивать и объяснять логические цепочки по­ведения другого человека, усматривать за всем этим глубин­ные мотивы.

Особую роль в этом процессе играет эмпатия. Она позволя­ет посредством сочувствия, сопереживания, содействия встать на позицию другого человека, эмоционально проникнуть в его внутренний мир, усилить или ослабить его переживания.

Принятие как психологический механизм терпимого отно­шения тесно связано с ассертивностью.

Ассертивность имееттри основных значения:

  • уверенность в себе и готовность прини­мать ответственность за свои действия;
  • конструктивный подход к решению проблем;
  • желание не ущемлять чужих интересов.

Таким образом, ведущим психологическим механизмом то­лерантного отношения является терпение, принятие же отсту­пает на второй план и в ряде случаев вообще может не актуали­зироваться.

Ведущим механизмом терпимого отношения, на­оборот, становится принятие чего-либо как данности, как объективно существующей реальности, терпение, отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и ак­тивно используется личностью.

Психологическая структура терпимости.

Исходя из деятельностного подхода в психологии, можно предположить существование следующих компонентов психо­логической структуры терпимости (терпимого отношения): мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-воле­вой и поведенческий.

  • Мотивационно-ценностный компонент

- терпимого отно­шения связан с глубоким усвоением ненасилия как общечело­веческой ценности, именно оно определяет смысловую состав­ляющую позиции ненасилия, мотивы помощи, сотрудничества, любви, содействия, сопровождения и т. д.

- При толерантном отношении актуализируются мотивы невмешательства, истин­ного или видимого безразличия к происходящему.

- Нетерпи­мое отношение характеризуется неприятием идей ненасилия, эгоцентризмом, желанием немедленно изменить поведение че­ловека. При этом переживаются эмоции неудовольствия, раз­дражительности, гнева.

  • Когнитивный компонент

- терпимого отношения выражает­ся в умении понять происходящее, установить причинно-след­ственные связи, мотивацию противоположной стороны.

- При не­терпимом отношении когнитивный компонент, соответственно, выражается в неприятии, нежелании понять мотивы, образ мыс­лей, взгляды другой стороны.

- Толерантное отношение базирует­ся на убеждении, что все пройдет, «утрясется» само собой.

  • Эмоционально-волевой компонент состоит в умении либо неумении преодолевать раздражительность, невыдержанность, проявлять самоконтроль и способность к саморегулированию, а при работе над собой выражается в эмпатии, любви, уваже­нии, интересе.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в образовании, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современном образовании.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни и страха. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения и воспитания.

В дошкольном возрасте проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в, По мнению многих авторов, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения. Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение педагогом определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения детей друг с другом и с педагогом. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Воспитание культуры толерантности, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + педагог".

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка образовательного учреждения и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

В основе педагогической деятельности педагога должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к со-действию.

Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Можно выделит две группы методов понимания:

1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.


В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность».

Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы взаимодействия:
— диалог,
— сотрудничество,
— опека,
— подавление,
— индифферентность,
— конфронтация,
— конфликт.

Позитивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия.
В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность.
Подобная характеристика диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще древним философом Платоном. Всем известно его высказывание «Познай себя!», которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства, ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта.
Второй тип взаимодействия — сотрудничество — подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками:
— контактность;
— доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии);
— отсутствие тревожности;
— мобильность действий;
— вежливость (учтивость);
— терпение;
— доверительность;
— социальная активность.

Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками:
— эмоциональная стабильность;
— высокий уровень эмпатии;
— экстравертность;
— социальная активность;
— умение прийти на помощь.

Все перечисленные признаки характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, от чрезмерной потребности в опеке и стремления к подавлению окружающих (последние характеристики свойственны «гиперопеке»).
Следовательно, диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода» (такую связь можно проследить в работах многих ученых, в частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).
Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли теоретиков и практиков педагогики сотрудничества:
«Если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне свободного человека — обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям».
государства.
В своем выступлении мы намеренно не останавливаемся подробно на таких типах взаимодействия, как подавление, индифферентность, конфронтация и конфликт. Эти типы, конечно, совместимы с понятием толерантности, но — скорее — с негативными его проявлениями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.149 (0.009 с.)