Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции и особенности терпимого отношенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С психологической точки зрения особый интерес представляют вопросы определения функций терпимого отношения, его особенностей, видов, форм, дифференциации терпимого, толерантного и нетерпимого отношения, этапов развития терпимости, психологической структуры, конкретных механизмов формирования. Функции терпимости. Одним из центральных является вопрос о том, какова роль терпимости во взаимодействии человека с миром и другими людьми, каковы их функции. В. А. Петрицкий выделяет следующие функции терпимости и толерантности:
Другими словами, терпимость позволяет выстроить гибкую тактику взаимодействия, не отвергая сразу то, что неприемлемо, а попытаться разобраться в этом понять, а уж затем строить тактику поведения, связанную либо с изменением другого, либо с изменениями себя, либо тактику невмешательства. Виды терпимости. В современной науке предпринимаются попытки выделить и описать виды терпимости. Существует несколько видов терпимости, но мы остановимся только на двух. Негативная терпимость проявляется в равнодушии, пассивности, безразличии, показном цинизме. Позитивная терпимость основывается на эмпатическом понимании, которое ведет к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации и точек зрения. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнера не приводит к конфликту, а предусматривает существование его мнения как данности, как объективно существующей реальности, сохранение при этом внутреннего спокойствия, самоуважения, свободы. На этой основе идет безоценочное принятие объекта взаимодействия. В реальном общении это проявляется как неподдельная искренность, открытость, конгруэнтность. Принятие исключает прямое оценивание: ни плохо — ни хорошо, ни хвалить — ни ругать. Принятие меньше всего выражается открытым текстом. Формы терпимости. Обратимся теперь к формам выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения. Эти формы могут быть выделены в зависимости от позиции, которую занимает человек в процессе взаимодействия. В психологии позиции взаимодействующих субъектов описываются различными терминами. Наиболее простой вариант классификации в педагогике – это позиций: «Сверху», «Рядом», «Снизу». При терпимом отношении в позиции «сверху» оно выступает как снисходительность, невзыскательность, покровительственное разрешение чего-то, патронаж, опека. Толерантное отношение в позиции «сверху» проявляется как высокомерие, ярко выраженная или завуалированная надменность. Нетерпимость варьирует в пределах от пренебрежения до презрения, беспощадности, безжалостности, безоговорочности. При равноправных позициях терпимое отношение к объекту характеризуется как сотрудничество, взаимное согласование мнений в ситуациях расхождения и несовпадения взглядов, оценок и т. д. В основе сотрудничества лежит принятие другого, мнения и т. д. как данности, как объективно существующей реальности. В позиции «рядом» толерантность выступает как терпение, терпеливость. Терпеливость предполагает проявление выдержки, самообладания, самоконтроля и проявляется, как способность делать что-то долго, настойчиво, упорно, как умение владеть собой. В основе терпеливости лежит механизм терпения. Нетерпимость при равноправии проявляется как отстраненность, равнодушие, безразличие, безучастность, отчужденность. В поведении данные характеристики реализуются в виде сознательного игнорирования того, что раздражает, противоречит собственным воззрениям. В позиции «снизу» терпимое отношение принимает формы уступчивости, покладистости, вежливо-смиренного отношения, готовности подчиниться чужой воле. При толерантном отношении в позиции «снизу» наблюдается беспомощность, осознание невозможности изменить ситуацию, покорность, угодливость, конформизм. Нетерпимость характеризуется переживанием отрицательных эмоций: враждебности, злорадства, открытой неприязни; стремлением действовать активно: бороться, ругаться, кричать, драться, наносить физический, материальный и моральный ущерб и т. д. Границы терпимости. Отдельно остановимся на границах терпимости. А.В. Зимбули выделяет три фактора нравственной меры терпимости:
При толерантном отношении границы расширяются: человеку безразлично происходящее, пока оно не касается его самого. В ряде случаев такая позиция оправдана, в других же нет. Многое зависит от нравственного контекста ситуации, в которую включается индивид. При толерантности снижается чувствительность личности к событиям, т.е. она выступает как пассивная форма реагирования. Терпимость же, как личностное свойство,активна. Она предполагает наличие сдержанности, терпеливости, понимания, и в конечном итоге, принятия. И только тогда, когда эти механизмы не дают ощутимого эффекта, допустимо принуждение. Механизмы возникновения терпимости. (см. приложение) Отдельно рассмотрим вопрос о психологических механизмах возникновения терпимости и толерантности. Под механизмом понимают обычно последовательность состояний, процессов, свойств, обеспечивающих функционирование более сложной системы, действие чего-либо. Ведущим психологическим механизмом возникновения толерантности является терпение. Терпение может быть и состоянием, и качеством, и свойством личности, но оно выступает и как психологический механизм, обеспечивающий функционирование терпимости и толерантности. Суть терпения как механизма состоит в сдерживании импульсивных состояний и действий. В основе терпения лежат такие волевые качества личности, как выдержка, самообладание и самоконтроль. Выдержка особо ярко проявляется при переходе от решения к действию, когда немедленная реализация плана нецелесообразна. Выдержка позволяет затормозить влияние несвоевременных побуждений, мешающих успешному продвижению к цели. Когда необходимо усилить ведущий мотив или заставить себя все-таки исполнить принятое решение, вопреки отвлекающим побуждениям, то на помощь выдержке приходит самообладание, являющееся также волевым качеством личности. Самообладание позволяет не только задержать энергетическую разрядку, как выдержка, но и перераспределить энергию между несколькими импульсами и действиями. Например, неприятный человек, с которым вынуждают интересы дела вести переговоры, вызывает в собеседнике чувства отвращения, презрения и страха. Первое возникающее желание — прекратить диалог или же нагрубить, быть пристрастным в общении. С помощью выдержки партнеры сдерживают себя, а с помощью самообладания — перераспределяют пристрастность и избирательность внимания на интересы дела. Таким образом, в выдержке главное — сдерживающий фактор, а в самообладании — перераспределяющий. Выдержка и самообладание могут сочетаться с самоконтролем. В сочетании с самоконтролем, выступающим атрибутом самосознания, регулируются все сферы психической жизни человека. Терпение как психологический механизм дает возможность снизить чувствительность к неблагоприятным факторам. Терпение как психическое состояние может приобретать устойчивость и становиться терпеливостью, являющейся уже личностным свойством. О терпеливости часто говорят как о длительности поддержания волевого усилия (В.К. Калин), о проявлении «силы против себя» (3.Мюллер), о специальной выдержке (К.Л. Бабаян), как об однократном длительном противодействии неблагоприятным факторам (Е.П. Ильин). В качестве основы формирования терпеливости выступает эмоциональная устойчивость. Обратимся теперь к принятию как механизму терпимости. Его суть состоит в способности личности включать другого в свое индивидуальное пространство путем понимания, эмпатии, ассертивного поведения. Способность к принятию, согласно утверждению гуманистически ориентированной психологии, относится к базисной личностной характеристике. Личность является тем более зрелой, чем в большей мере она способна к принятию других такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценности. А это, в свою очередь, связано с основополагающим доверием к человеческой природе и чувством глубинной сущностной общности между людьми. Принятию окружающих способствует понимание. Понимание представляет по своей сути способность видеть причины поступков, выстраивать и объяснять логические цепочки поведения другого человека, усматривать за всем этим глубинные мотивы. Особую роль в этом процессе играет эмпатия. Она позволяет посредством сочувствия, сопереживания, содействия встать на позицию другого человека, эмоционально проникнуть в его внутренний мир, усилить или ослабить его переживания. Принятие как психологический механизм терпимого отношения тесно связано с ассертивностью. Ассертивность имееттри основных значения:
Таким образом, ведущим психологическим механизмом толерантного отношения является терпение, принятие же отступает на второй план и в ряде случаев вообще может не актуализироваться. Ведущим механизмом терпимого отношения, наоборот, становится принятие чего-либо как данности, как объективно существующей реальности, терпение, отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и активно используется личностью. Психологическая структура терпимости. Исходя из деятельностного подхода в психологии, можно предположить существование следующих компонентов психологической структуры терпимости (терпимого отношения): мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий.
- терпимого отношения связан с глубоким усвоением ненасилия как общечеловеческой ценности, именно оно определяет смысловую составляющую позиции ненасилия, мотивы помощи, сотрудничества, любви, содействия, сопровождения и т. д. - При толерантном отношении актуализируются мотивы невмешательства, истинного или видимого безразличия к происходящему. - Нетерпимое отношение характеризуется неприятием идей ненасилия, эгоцентризмом, желанием немедленно изменить поведение человека. При этом переживаются эмоции неудовольствия, раздражительности, гнева.
- терпимого отношения выражается в умении понять происходящее, установить причинно-следственные связи, мотивацию противоположной стороны. - При нетерпимом отношении когнитивный компонент, соответственно, выражается в неприятии, нежелании понять мотивы, образ мыслей, взгляды другой стороны. - Толерантное отношение базируется на убеждении, что все пройдет, «утрясется» само собой.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в образовании, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современном образовании. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни и страха. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения и воспитания. В дошкольном возрасте проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в, По мнению многих авторов, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения. Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение педагогом определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения детей друг с другом и с педагогом. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Воспитание культуры толерантности, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + педагог". Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка образовательного учреждения и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности педагога должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к со-действию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. Можно выделит две группы методов понимания: 1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл. 2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.
Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы взаимодействия: Позитивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия. Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками: Все перечисленные признаки характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, от чрезмерной потребности в опеке и стремления к подавлению окружающих (последние характеристики свойственны «гиперопеке»).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.149 (0.009 с.) |