Программа семинар – тренинг для педагогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа семинар – тренинг для педагогов



По развитию терпимого отношения к детям.

Занятие №1

Тема: Что такое толерантность?

Цель: повышение сензитивности педагога к идеям ненасилия, толерантности как общечеловеческой ценности.

Задачи;

  • дать участникам «на­учное понятие» толерантности;
  • показать многоаспектность понятия «толерантность»;
  • повышение внутригруппового доверия и сплоченнос­ти членов группы.

Ход занятия

Вводная часть

Знакомство»

Необходимое время: 15 минут.

Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (например, ис­пользовать псевдонимы).

Разминка»

Цели:

— создание непринужденной, доброжелательной атмос­феры в группе;

— повышение внутригруппового доверия и сплоченнос­ти членов группы.

Необходимое время: 10 минут.

Упражнение «Чем мы похожи»

Процедура проведения.

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой.

Например: Настя,выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с то-одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жителиЗемли, или мы одного роста и т. д.). Настя выходит в круг иприглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы неокажутся в кругу.

 

Основная часть

Теоретическая справка

Что такое "толерантность"»

Понимание толерантности не однозначно в разных куль­турах, оно зависит от исторического опыта народов. В ан­глийском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность— «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском — «ува­жение свободы другого, его образа мысли, поведения, по­литических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерант­ность — «прощение, снисхождение, мягкость, снисходитель­ность, сострадание, благосклонность, терпение... располо­женность к «другим», в персидском— «терпение, выносли­вость, готовность к примирению».

В русском языке существуют два слова со сходным зна­чением — толерантность и терпимость. Термин «толерант­ность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирова­ния на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемоевобыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к по­ступкам других людей».

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.

В современном обществе толерантность долж­на стать сознательно формируемой моделью взаимоотно­шений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантно­сти, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обы­денном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон педагога.

Для работы педагогам предлагается таблица 1

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и мно­гообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к пре­обладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность пред­полагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтере­сованных сторон. Толерантность является важным компонен­том жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности.

Толе­рантная личность — это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания — важнейшая ценность толерантного общества и черта толеран­тного человека. В психологии искреннее сопереживание эмо­циональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.

Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и детского коллектива и кон­чая обществом в целом. К сожалению, они не всегда вид­ны «невооруженным взглядом». Некоторые из них дос­тупны лишь подготовленным и заинтересованным наблю­дателям.

 

Критерии толерантности:

 

равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим воз­можностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

взаимоуважение членов группы или общества, добро­желательность и терпимое отношение к различным груп­пам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

• равные возможности для участия в жиз­ни всех членов общества;

сохранение и развитие культурной самобытности и язы­ков национальных меньшинств;

• охват событиями общественного характера, праздника­ми как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

• возможность следовать своим традициям для всех куль­тур, представленных в данном обществе;

• свобода вероисповедания при условии, что это не ущем­ляет права и возможности других членов общества;

• сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах ме­жэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

 

Позитивное понимание толерантности достигается и че­рез уяснение проявлений ее противоположности — интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывает­ся на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто от­сутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует.

 

Проявления нетерпимости:

• оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

• игнорирование (отказ в беседе, в признании);

• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки.

 

Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в

педагогическом процессе, является характер отношении, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями.

Центральное место в педагогической деятельности занимает взаимоотношения педагогов и детей. Эти отношения многообразны, каждоеиз них имеет мотивационно-ценностныи, когнитивный и эмоциональный компоненты. Отношения, складывающиеся между педагогом и детьми, могут быть положительными или отрицательными, выражать меру расположения к детям со стороны педагога и т.д.

В педагогическом процессе проявление терпимого или нетерпимого отношения к детям определяется по тому, как педагог разрешает противоречие между требованиями, которые он в соответствии с принятыми

нормативами предъявляет к детям, и мерой реального воплощения этих требований со стороны последних: уровнем развития, поведения, личностных качеств. Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым требованиям, вызывает этим раздражение, провоцирует «скрытые», а иногда открытые формы агрессии, враждебного отношения. Отсюда понятно, что, если ребенок не нравится педагогу, вызывает раздражение и невротизирует его, то он его внутренне, а иногда и внешне не принимает, пытается изменить поведение и личность. В свою очередь, терпимый педагог способен преодолеть свое раздражение, понять истинные мотивы поведения ребенка, вызывающие негативную реакцию, и, в конечном итоге, проявляя терпение, принять ребенка, понять тот факт, что процесс воспитания не дает одномоментного эффекта, а результаты могут проявиться через много лет. В то же время практически любой педагог понимает важность и значимость терпения и терпимости в педагогическомпроцессе, однако, далеко не каждый реально знает, как это свойство приобрести.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.006 с.)