Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа семинар – тренинг для педагогов
По развитию терпимого отношения к детям. Занятие №1 Тема: Что такое толерантность? Цель: повышение сензитивности педагога к идеям ненасилия, толерантности как общечеловеческой ценности. Задачи;
Ход занятия Вводная часть Знакомство» Необходимое время: 15 минут. Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (например, использовать псевдонимы). Разминка» Цели: — создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; — повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы. Необходимое время: 10 минут. Упражнение «Чем мы похожи» Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: Настя,выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с то-одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жителиЗемли, или мы одного роста и т. д.). Настя выходит в круг иприглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы неокажутся в кругу.
Основная часть Теоретическая справка Что такое "толерантность"» Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность— «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность — «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к «другим», в персидском— «терпение, выносливость, готовность к примирению». В русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемоевобыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон педагога. Для работы педагогам предлагается таблица 1 В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности. Толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания — важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.
Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и детского коллектива и кончая обществом в целом. К сожалению, они не всегда видны «невооруженным взглядом». Некоторые из них доступны лишь подготовленным и заинтересованным наблюдателям.
Критерии толерантности:
• равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе); • взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.); • равные возможности для участия в жизни всех членов общества; • сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; • охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям; • возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; • свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества; • сотрудничество и солидарность в решение общих проблем; • позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности — интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует.
Проявления нетерпимости: • оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; • игнорирование (отказ в беседе, в признании); • негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки.
Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношении, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Центральное место в педагогической деятельности занимает взаимоотношения педагогов и детей. Эти отношения многообразны, каждоеиз них имеет мотивационно-ценностныи, когнитивный и эмоциональный компоненты. Отношения, складывающиеся между педагогом и детьми, могут быть положительными или отрицательными, выражать меру расположения к детям со стороны педагога и т.д. В педагогическом процессе проявление терпимого или нетерпимого отношения к детям определяется по тому, как педагог разрешает противоречие между требованиями, которые он в соответствии с принятыми нормативами предъявляет к детям, и мерой реального воплощения этих требований со стороны последних: уровнем развития, поведения, личностных качеств. Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым требованиям, вызывает этим раздражение, провоцирует «скрытые», а иногда открытые формы агрессии, враждебного отношения. Отсюда понятно, что, если ребенок не нравится педагогу, вызывает раздражение и невротизирует его, то он его внутренне, а иногда и внешне не принимает, пытается изменить поведение и личность. В свою очередь, терпимый педагог способен преодолеть свое раздражение, понять истинные мотивы поведения ребенка, вызывающие негативную реакцию, и, в конечном итоге, проявляя терпение, принять ребенка, понять тот факт, что процесс воспитания не дает одномоментного эффекта, а результаты могут проявиться через много лет. В то же время практически любой педагог понимает важность и значимость терпения и терпимости в педагогическомпроцессе, однако, далеко не каждый реально знает, как это свойство приобрести.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.006 с.) |