Тема: «толерантность как профессиональное качество личности педагога». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «толерантность как профессиональное качество личности педагога».



Цель – развитие терпимого отношения к детям как профессионального качества личности педагога.

Задачи:

  • повышать сензитивность педагогов к идеям ненасилия, толерантности как общечеловеческим ценностям;
  • ориентировать педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми за счет развития способности к принятию (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль);
  • отработать навыки конструктивного общения с «проблемными» детьми.

Ход занятия

Вводная часть

Упражнение «Солнце» (Клепцова Е.Ю.).

«В каждом человеке солнце только дайте ему светиться»

Сократ

Ход выполнения – каждый участник рисует солнце, на лучах которого написано, что и кого он согревает своей любовью. Чем больше лучей, тем крепче «связан человек любовью к жизни».

 

Упражнение «Я – педагог» (Клепцова Е.Ю.)

Ход выполнения: каждый участник рисует образ себя-педагога в цвете, используя различные средства выразительности.

Рефлексия по кругу:

  • Насколько профессия является составляющей частью меня?
  • Хорошо это или плохо для меня?
  • А как это отражается на моем окружении?

 

Упражнение «Мой воспитанник» (Клепцова Е.Ю.)

Ход выполнения: необходимо нарисовать, используя различные средства выразительности, в цвете своего любимого воспитанника, а затем вызывающего много хлопот.

Рефлексия по кругу:

  • Насколько доброжелателен образ ребенка в восприятии педагога?

 

Основная часть

  1. Теоретическая справка

«Характеристика терпимого отношения к детям»

Среди всего многообразия отношений педагогов к детям терпимое отношение занимает осо­бое место. От того, насколькотерпимо складываются отношения между педагогом и детьми, зависит эффективность воспитательно-образовательного процесса в целом.

В педагогическом процессе проявление терпимого или не­терпимого отношения к детям определяется, с одной стороны, тем, как педагог разрешает противоречие между необходимос­тью со своей стороны предъявлять в соответствии с принятыми нормативами определенные требования к детям. И с другой сто­роны, мерой реального воплощения этих требований детьми.

Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причи­нам не соответствует предъявляемым педагогом требованиям, начинает раздражать, провоцировать скрытые, а иногда и от­крытые формы агрессии, враждебного отношения. Отсюда по­нятно, что если ребенок не нравится педагогу, вызывает раз­дражение, невротизирует его, то он его внутренне, а иногда и внешне не принимает, игнорирует либо эмоционально реаги­рует, пытается изменить поведение ребенка.

В свою очередь, терпимый педагог спокойно реагирует на внешний вид, качества личности, поведение ребенка, которые у других людей могут вызывать раздражение; способен принимать детей и их негативные качества, поведение такими, какие они есть, осознавать, что стоит изменять, а что не стоит, если же принимает решение об изменении, то делает это постепенно, ненасильственно, не причиняя излишнего ущерба.Такой педа­гог обнаруживает не только сам факт поступка, поведения, чер­ты личности, которые могут раздражать, но и мотивы, факто­ры, условия, приводящие к этому, если он сам и испытывает раздражение по поводу того или иного ребенка, то способен проявить выдержку, терпение, не обвиняет ребенка, его родите­лей, других людей, которые якобы не оказали должного влия­ния на него, а пытается самостоятельно, используя психолого-педагогические средства, решать проблемы, работая как с са­мим ребенком, так и его родителями и другими взрослыми.

Терпимое отношение к детям выступает как сложное лич­ностное образование, включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты педагогической деятельности.

В педагогическом процессе терпение выступает как меха­низм толерантности и проявляется в ситуациях, когда педаго­гу необходимо проявить выдержку, самообладание и самокон­троль. Как полагает Л. М. Митина, педагоги несут за их разрешение большую ответственность, чем другие люди, потому что в проблемные ситуации включены и их ученики — хитрые, шаловливые, тревожные, замкнутые, доверчивые и ранимые.Выдержка, самообладание, самоконтроль позволяют «пре­образовывать негативный аспект мыслей и чувств в позитив­ный: раздражение и гнев заменить спокойствием и терпением, зависть — доброжелательностью, коварство — великодушием, нетерпимость — состраданием, скепсис — надеждой». Принятие как психологический механизм терпимости на­ходит свое выражение в проявлении педагогом понимания, эмпатии, ассертивности к детям.

Понимание ребенка, внутренних причин его поведения, ме­няет тип мышления педагога, помогает децентрироваться, взгля­нуть на те же действия и поступки детей с иных позиций.

Проявление терпимого отношения к детям ставит приори­тетность приобретения эмпатической ассертивности педагогом. При эмпатической ассертивности значимую роль в отношени­ях играет понимание другого, иного, нивелирование и отказ от принуждений и манипуляций: «Ассертивно поступающий че­ловек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет «вить из себя веревки». Таким образом, ассертивность выступает как ненасиль­ственное педагогическое воздействие.

Рассматривая систему отношений педагога с детьми, необ­ходимо затронуть проблемы эмпатии, эмпатического отноше­ния к детям. Т. П. Гаврилова, Л. П. Стрелкова и другие пишут о двух ведущих формах эмпатии: сопереживании и сочувствии, где сочувствие рассматривается как более высокая форма эмпатического реагирования.

А. В. Зимбули полагает, что терпимое отношение в педаго­гическом процессе между педагогом и детьми возможно пред­ставить при помощи семантического поля, где ведущими будут являться эмпатия и требовательность к ребенку. Мы со­глашаемся с данной позицией и считаем, что необходимо к ис­ходным — эмпатии и требовательности — добавить еще одну ведущую составляющую — принятие ребенка, именно принятие ребенка, на наш взгляд, выражает терпимое отношение, только в данном случае, по нашему мнению, возможно прояввление по настоящему терпимого отношения.

 

  1. Работа с таблицей 1-2

«Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям».

Любой педагог в разных ситуациях может проявлять и снис­хождение, и уступчивость, и отстраненность, но с течением време­ни в силу развития или неразвития механизмов принятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться. В зависи­мости от того, какая форма закрепляется, можно выделить типы педагогов с терпимым, толерантным или нетерпимым отношением.

Коротко обозначим каждый тип педагога, используя схему: педагогическое кредо; лозунг, которым пользуется педагог; позиция, занимаемая по отношению к ребенку; способы обще­ния; преобладающая форма отношений; тактика поведения.

Предлагаемая психологическая характеристика педагогичес­ких типов не преследует цели обидеть педагогов или злорадно указать на их недостатки. Психологическая характеристика пе­дагогов, она необходима прежде всего для понимания причин появ­ления этих недостатков в работе и для предостережения педаго­гов от грубых воспитательных ошибок.

Педагоги с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Диктатор»).

Педагогическое кредо: «Я поставлю вас на место!»

Лозунг, которым руководствуется взрослый: «Вы ответите мне за все!»

Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «сверху», контролирующий, принуждающий, преследующий «родитель».

Способы общения: запрет, требование, манипулирование, угроза, наказание, оскорбление.

Преобладающая форма отношений: пренебрежительное от­ношение к ребенку, презрение, неприязнь, вплоть до ненависти.

Тактика поведения: диктат.

Педагоги с преобладанием отстраненности как фор­мы выражения нетерпимого отношения к детям («Снеж­ная Королева»).

Педагогическое кредо: «Оставьте меня в покое!»

Лозунг, которым пользуется педагог: «Это вы сами в состо­янии сделать!»

Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — безуча­стный, холодный, отстраненный «взрослый», «на равных», но

не вместе.

Способы общения: холодная наблюдательность, раздра­женное неприятие, различные виды манипулирования.

Преобладающая форма отношений: отстраненность, безу­частность, игнорирование.

Тактика поведения: сосуществование рядом, но не вместе;

уход от проблем.

Педагоги с преобладанием импульсивности как фор­мы выражения нетерпимого отношения к детям («Боец»).

Педагогическое кредо: «Я вылеплю из вас людей!»

Лозунг, которым пользуется педагог: «Делай, как я!»

Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «снизу», эмоционально неустойчивый «подросток», стремящийся всем показать, что он «взрослый».

Способы общения: наставление, запрет, требование, нака­зание, манипулирование.

Преобладающая форма отношений: неприятие с эмоцио­нальным реагированием, стремление изменить поведение ре­бенка, скорректировать его личность.

Тактика поведения:диктат.

Педагоги с преобладанием высокомерия как формы выражения толерантного отношения к детям («Сноб»).

Педагогическое кредо: «Ох уж эти детки!»

Лозунг, которым пользуется педагог: «И когда только вы

вырастете!»

Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «сверху», позиция надменного, кичливого «родителя».

Способы общения: нотация, морализирование, наставле­ние, разъяснение, назидание.

Преобладающая форма отношений: высокомерие надмен­ность, кичливость. Тактика поведения: контроль, опека.

Педагоги с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к детям («Стоик»).

Педагогическое кредо: «Все можно пережить! Терпи сколь­ко выдержишь!»

Лозунг, которым пользуется педагог: «Все получится нуж­но только немного подождать!»

Позиция, занимаемая по отношению к ребенку — «рядом но не вместе».

Способы общения: диалог, поддержка, манипулирование

I1реобладающая форма отношений: терпеливость, выдерж­ка, самообладание, самоконтроль.

Тактика поведения: сосуществование рядом

Педагоги с преобладанием беспомощности как формы выражения толерантного отношения к детям «Золушка».

Педагогическое кредо: «Я готов вытерпеть, лишь бы вам было хорошо». Лозунг, которым пользуется педагог: «Ну что я могу для тебя сделать?»

Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «снизу», приспособление.

Способы общения: приноравливание к детям.

Преобладающая форма отношений: беспомощность.

Тактика поведения: невмешательство.

Педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к детям («Черепаха Тортилла»).

Педагогическое кредо: «Это дети, и этим все сказано!»

Лозунг, которым пользуется педагог: «У вас все получится со временем!»

Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «сверху», позиция покровительствующего «родителя».

Способы общения: наставление, нотация, разъяснение, морализирование, убеждение.

Преобладающая форма отношений: снисходительность, покровительственное отношение.

Тактика поведения: опека, забота, умеренный контроль.

Педагоги с преобладанием уступчивости как формы вы­ражения терпимого отношения к детям («Альтруист»).

Педагогическое кредо: «Я так вас люблю, что готов все при­нять, лишь бы вам было хорошо!».

Лозунг, которым пользуется педагог: «Все дано от приро­ды, я мало что могу сделать!»

Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «снизу», приспособление.

Способы общения: уступчивость, сговорчивость, поклади­стость.

Преобладающая форма отношений: уступчивость.

Тактика поведения: попустительство.

Педагоги с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к детям («Миролюбец»).

Педагогическое кредо: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Лозунг, которым пользуется педагог: «У тебя все получит­ся, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою по­мощь!»

Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «рядом», позиция друга, помощника, наставника, когда это необходимо.

Способы общения: понимание, помощь, диалог, поддержка.

Преобладающая форма отношений: сотрудничество.

Тактика поведения: сотрудничество, ненавязчивое, есте­ственное создание ситуаций, требующих от детей проявления активности.

Таким образом, мы рассмотрели различ­ные подходы к проблеме отношений, и педагогических отноше­ний в частности, проанализировали особенности проявления терпимого отношения педагогов к детям, гипотетически опреде­лили индивидуально-типические особенности его проявления в зависимости от преобладающей формы выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям, а также на ос­нове функционирования механизмов принятия и терпения.

 

3. Работа с алгоритмом терпимого отношения к ребенку (детям)

1.Сдержите негативные эмоции по отношению к ребенку (детям).

2.Постарайтесь увидеть что-то позитивное в ребенке (де­тях) — внешний вид, поведение, черты характера или качества личности.

3.Попробуйте понять мотивацию поступков ребенка (де­тей). Осознание мотивов поведения частично нейтрализует раздражение.

4.На этой основе примите ребенка (детей) таким, каков он есть, со всем положительным и тем, что вы считаете недостат­ком. Простите его (их) за это.

5.Попытайтесь изменить свое отношение и поведение к ре­бенку (детям).

6.Попробуйте воздействовать на мотивацию ребенка (детей) с целью ее изменения.

7.Если ни то, ни другое не удается, признайте право на не­совершенство ребенка (детей) и откажитесь от внутреннего, а значит, и внешнего сопротивления воздействовать и исправ­лять ребенка (детей). Ведь Вы и сами в чем-то не безгрешны?!

8.При сохранении внутреннего дискомфорта от общения с ребенком (детьми) найдите приемлемый путь его погашения (с остервенением вымойте доску).

9.Проведите анализ своего эмоционального состояния.

Попробуйте проанализировать, почему именно эти качества не принимаются вами в ребенке. Возможно, это связано с соб­ственным эгоцентризмом. Например, с послушным ребенком Вам легче работать, он доставляет меньше неудобств и неприят­ных переживаний. Может быть, поэтому важнее для Вас соб­ственное эмоциональное благополучие, нежели переживания по поводу того, что Вам не нравится в ребенке (детях).

4. Работа в парах«Как быть толерантным в общении» (отработка алгоритма).

5. Теоретическая справка:

Наибольшие трудности возникают при использовании алгоритма толерантного взаимодействия при общении с «проблемными» детьми. Зачастую такое взаимодействие носит конфликтный характер.

Данное конфликтное взаимодействие имеет две стороны: внешнюю (видимую) и внутреннюю (скрытую). Видимая сторона конфликта проявляется в поведении участников. Скрытая сторона связана с их эмоциональным состоянием, с теми чувствами, которые переживают конфликтующие, с их мотивами и интересами. Эта сторона конфликта, как правило, остается «за кадром», часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия, но непосредственно влияет на его протекание.

Конфликтное взаимодействие имеет свою динамику и структуру (Н.Самоукина, 1995г.).

 

I – стадия нарастания конфликта

(нарастание эмоционального возбуждения), конфликт еще можно предупредить.

II – стадия реализации конфликта

(крайняя эмоциональная возбудимость), демонстрация силовых приемов:

· повышение голоса, изменение тона на устрашающий,

· наказание, придирки, угрозы, нотации, проповеди,

· сравнение ребенка с одноклассниками,

· команды, жесткие требования, давление,

· сарказм, насмешки,

· крик, негодование.

III – стадия затухания конфликта

(исчерпание эмоциональных сил), анализ конфликта, ситуации, поиск выхода.

Динамика конфликта поразительно напоминает «кривую эмоций» (чувств) (Д.Элиум).

 

 

Наши чувства естественно развиваются по определенному закону:

· они нарастают на стадии А,

· затем происходит их кульминация – стадия В,

· а затем они разрешаются – стадия С.

Когда чувство достигает определенного уровня интенсивности (критической точки на эмоциональной кривой), то его уже нельзя остановить, подавить, оно обязательно должно достичь своего пика.

Этот уровень интенсивности, когда чувство уже нельзя сдержать, совладать с ним (проконтролировать), Элиум Д. называет «точкой, из которой нет возврата». Начиная с этой «точки», уже нельзя вернуться в прежнее состояние (так же как и конфликт нельзя остановить, если он перешел во II стадию), не пережив до конца внутреннее актуальное состояние «здесь и теперь»; невозможно его проигнорировать.

У каждого человека свой предел интенсивности (своя критическая точка), который зависит от возраста, темперамента, эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции, личного опыта, образования, мудрости и понимания. Хочется отметить, что у детей с особенностями развития данный уровень интенсивности весьма низкий (контроль над эмоциями фактически отсутствует).

Начиная с «точки, из которой нет возврата», уже не человек владеет чувствами, своим эмоциональным состоянием, а эмоции полностью овладевают человеком, и человек входит «в весьма опасную зону, где нет места мысли».

 

В «зоне, где нет места мысли», всякая способность к рассуждению, осмыслению, логическому анализу исчезает. В этой зоне человек чувствует себя наиболее уязвимым.

Поэтому задача педагога в случае прогнозирования данной ситуации - не дать возможности развития следующей стадии конфликтного взаимодействия.

Основными средствами, способствующими стабилизации взаимодействия в диаде «учитель - ученик», являются использование механизмов принятия (выдержка,самообладание,самоконтроль), терпимого отношения (понимание, эмпатия, ассертивность).

 

6. Развитие терпения через использование приемов саморегуляции, самоконтроля.

  • управление дыханием.

Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных процессов, способствует мышечному расслаблению.

Упражнение 1.

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании.

На счет 1-2-3-4 делайте глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

- на следующие четыре счета проводиться задержка дыхания;

- затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;

- снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Упражнение 2.

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10 -15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

 

Упражнение 3.

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный вдох, поэтому необходимо:

- глубоко вздохнуть,

- задержать дыхание так долго, как только возможно,

- сделать несколько глубоких вдохов,

- снова задержать дыхание.

Упражнение 4.

Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели вверх. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните глубоко и выдохните без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох… когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетает до двери класса. А когда вы вдыхаете – не напрягайтесь, пусть воздух просто войдет в ваше тело, при этом придайте дыханию какой-нибудь цвет. Например, выдыхайте серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой цвет, например голубой. И представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость.

 

  • управление тонусом мышц, движением.

Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:

- быстрыми движениями сотрите с доски,

- движение большими пальцами рук в «полузамке»,

- перебирание бусинок на бусах,

- перебирание четок,

- ходьба по кабинету (коридору) несколько раз, делая на 2 шага – вдох,

на 5 шагов – выдох,

- поливка цветов,

- выполнение быстрых записей в блокноте с последующим их уничтожением,

- подравнивание парт и стульев в классе,

- перевешивание наглядных пособий.

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслабить позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 1.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;

- дышите глубоко и медленно,

- пройдитесь внутренним взором по всему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног, и найдите место наибольшего напряжения,

- постарайтесь еще больше напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе,

- прочувствуйте это напряжение,

- резко сбросьте напряжение – делайте это на выдохе,

- сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Способ 2.

В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

- осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением,

- каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь – прочувствовать - расслабить»,

- напряжению соответствует вдох, расслаблению выдох.

Можно работать со следующими группами мышц:

- лица (лоб, веки, губы, зубы),

- затылка, плеч,

- грудной клетки,

- бедер, живота,

- кистей рук,

- нижней части ног.

 

Способ 3.

Инструкция: «Сядьте на стул так, чтобы спина касалась спинки стула и поза была для вас удобной. Затем обхватите стул обеими руками снизу и, напрягшись, попытайтесь поднять себя со стулом – останьтесь в таком положении так долго, сколько сможете, но не слишком усердствуйте, а затем мгновенно опустите руки и подышите глубоко. Если понадобиться – повторите несколько раз Волнение и возбуждение отступят».

 

Способ 4.

Инструкция: «Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив вниз руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, и – вот она струится от головы к плечам, перетекает к предплечьям и достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую свежесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5-2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу.

 

  • воздействие слова.

Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения. Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировка самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

- Самоприказы.

Самоприказ – это короткое отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с волнением: «Разговаривать спокойно!», «Молчать! Молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно:

- сформулируйте самоприказ,

- мысленно повторите его несколько раз (если возможно, повторите вслух).

- Самопрограммирование.

Во многих случаях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах:

- вспомните ситуацию, когда вы справились с подобной ситуацией,

- сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня у меня все получится», «именно сегодня я буду самой сдержанной, находчивой, уверенной» и т.д.

- мысленно повторите это несколько раз.

- Самоодобрение.

Люди часто не получают поддержки со стороны окружающих. Это является одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим, мысленно хваля себя: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!». Находите возможность хвалить себя в течении рабочего дня не менее 3-5 раз.

Чтобы использовать способы саморегуляции необходимо:

  • Специально запоминать ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно – это ваши ресурсные ситуации. Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте зрительные образы, события (облака, небо, воду, лес и т.д.), слуховые образы (пение птиц, журчание ручейка, шум дождя…), ощущения в теле (тепло солнечных лучей, брызги воды, вкус клубники…).
  • При ощущении напряженности, усталости: сядьте удобно, дышите глубоко и медленно, вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций, проживите ее заново, вспоминая все сопровождающие ее зрительные, слуховые, телесные ощущения; побудьте внутри этой ситуации несколько минут, откройте глаза и вернитесь к работе.

Использование педагогом методов и приемов толерантного взаимодействия в рамках воспитательно-образовательного процесса способствуют:

4. Развитию социально – психологической умелости ребенка

(через демонстрацию ненасильственного взаимодействия, отработку навыка

анализа ситуации и выбора соответствующего поведения, не ущемляющего

права другого человека).

5. Развитию эффективных форм взаимодействия «взрослый - ребенок» - диалог, сотрудничество.

6. Удовлетворению основной физиологической потребности (по Маслоу)- потребности в безопасности (через психологическую защищенность ребенка в рамках образовательно-воспитательной среды д.с., позитивное взаимодействие).

Данная ситуация в конечном итоге способствует развитию безопасной воспитательно- образовательной среды в группе и в детском саду в целом, целью которой является развитие психологически здоровой личности воспитанника.

Психологическое здоровье педагога является одним из основных условий психологического здоровья детей, а значит, главным условием реализации данной модели.

 

Заключительная часть

Упражнение «Поэма о толерантности»

Ход выполнения: каждый участник пишет на своем листе короткую строчку, с которой будет начинаться поэма (например: «толерантность – это уважение и уверенность в том, что ты будешь понят другими…»), ведущий собирает листочки и зачитывает один за другим как поэму.

 

Рефлексия участников


Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.133 с.)