Характеристика терпимого отношения к детям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика терпимого отношения к детям



 

Среди всего многообразия отношений педагогов к детям терпимое отношение занимает осо­бое место. От того, насколькотерпимо складываются отношения между педагогом и детьми, зависит эффективность воспитательно-образовательного процесса в целом.

В педагогическом процессе проявление терпимого или не­терпимого отношения к детям определяется, с одной стороны, тем, как педагог разрешает противоречие между необходимос­тью со своей стороны предъявлять в соответствии с принятыми нормативами определенные требования к детям. И с другой сто­роны, мерой реального воплощения этих требований детьми.

Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причи­нам не соответствует предъявляемым педагогом требованиям, начинает раздражать, провоцировать скрытые, а иногда и от­крытые формы агрессии, враждебного отношения. Отсюда по­нятно, что если ребенок не нравится педагогу, вызывает раз­дражение, невротизирует его, то он его внутренне, а иногда и внешне не принимает, игнорирует либо эмоционально реаги­рует, пытается изменить поведение ребенка.

В свою очередь, терпимый педагог спокойно реагирует на внешний вид, качества личности, поведение ребенка, которые у других людей могут вызывать раздражение; способен принимать детей и их негативные качества, поведение такими, какие они есть, осознавать, что стоит изменять, а что не стоит, если же принимает решение об изменении, то делает это постепенно, ненасильственно, не причиняя излишнего ущерба.Такой педа­гог обнаруживает не только сам факт поступка, поведения, чер­ты личности, которые могут раздражать, но и мотивы, факто­ры, условия, приводящие к этому, если он сам и испытывает раздражение по поводу того или иного ребенка, то способен проявить выдержку, терпение, не обвиняет ребенка, его родите­лей, других людей, которые якобы не оказали должного влия­ния на него, а пытается самостоятельно, используя психолого-педагогические средства, решать проблемы, работая как с са­мим ребенком, так и его родителями и другими взрослыми.

Терпимое отношение к детям выступает как сложное лич­ностное образование, включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты педагогической деятельности.

В педагогическом процессе терпение выступает как меха­низм толерантности и проявляется в ситуациях, когда педаго­гу необходимо проявить выдержку, самообладание и самокон­троль. Как полагает Л. М. Митина, педагоги несут за их разрешение большую ответственность, чем другие люди, потому что в проблемные ситуации включены и их ученики — хитрые, шаловливые, тревожные, замкнутые, доверчивые и ранимые.Выдержка, самообладание, самоконтроль позволяют «пре­образовывать негативный аспект мыслей и чувств в позитив­ный: раздражение и гнев заменить спокойствием и терпением, зависть — доброжелательностью, коварство — великодушием, нетерпимость — состраданием, скепсис — надеждой». Принятие как психологический механизм терпимости на­ходит свое выражение в проявлении педагогом понимания, эмпатии, ассертивности к детям.

Понимание ребенка, внутренних причин его поведения, ме­няет тип мышления педагога, помогает децентрироваться, взгля­нуть на те же действия и поступки детей с иных позиций.

Проявление терпимого отношения к детям ставит приори­тетность приобретения эмпатической ассертивности педагогом. При эмпатической ассертивности значимую роль в отношени­ях играет понимание другого, иного, нивелирование и отказ от принуждений и манипуляций: «Ассертивно поступающий че­ловек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет «вить из себя веревки». Таким образом, ассертивность выступает как ненасиль­ственное педагогическое воздействие.

Рассматривая систему отношений педагога с детьми, необ­ходимо затронуть проблемы эмпатии, эмпатического отноше­ния к детям. Т. П. Гаврилова, Л. П. Стрелкова и другие пишут о двух ведущих формах эмпатии: сопереживании и сочувствии, где сочувствие рассматривается как более высокая форма эмпатического реагирования.

А. В. Зимбули полагает, что терпимое отношение в педаго­гическом процессе между педагогом и детьми возможно пред­ставить при помощи семантического поля, где ведущими будут являться эмпатия и требовательность к ребенку. Мы со­глашаемся с данной позицией и считаем, что необходимо к ис­ходным — эмпатии и требовательности — добавить еще одну ведущую составляющую — принятие ребенка, именно принятие ребенка, на наш взгляд, выражает терпимое отношение, только в данном случае, по нашему мнению, возможно прояввление по настоящему терпимого отношения.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, исходя из позиций терпимого, толерантного, нетерпимого отношения педагога к детям, и на основе функционирования механизмов принятия и терпения, этапов развития терпимос­ти (терпимого отношения), структуры терпимости (терпимого отношения) можно выделить следующие формы выражения тер­пимого, толерантного и нетерпимого отношения педагогов к де­тям.

При позиции «сверху» при терпимом отношении к детям на­блюдается «снисхождение», при толерантном — «высокомерие», при нетерпимом — «пренебрежение — презрение».При равно­правных позициях при терпимом отношении терпимость перехо­дит в «сотрудничество» (как согласование мнений, действий, по­ведения), толерантность — в «терпеливость», а нетерпимость — в «отстраненность».При позиции «снизу» терпимое отношение принимает форму «уступчивости», толерантное отношение — «беспомощности», а нетерпимое отношение — формы от «импуль­сивности» (эмоционального реагирования) до стремления немед­ленно изменить, исправить поведение, личность ребенка.

В зависимости от преобладающей формы выражения терпи­мого, толерантного и нетерпимого отношения и на основе функ­ционирования механизмов принятия и терпения перейдем к по­строению теоретической типологии педагогов (см. приложение таблицу «Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям»).

Любой педагог в разных ситуациях может проявлять и снис­хождение, и уступчивость, и отстраненность, но с течением време­ни в силу развития или неразвития механизмов принятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться. В зависи­мости от того, какая форма закрепляется, можно выделить типы педагогов с терпимым, толерантным или нетерпимым отношением.

Коротко обозначим каждый тип педагога, используя схему: педагогическое кредо; лозунг, которым пользуется педагог; позиция, занимаемая по отношению к ребенку; способы обще­ния; преобладающая форма отношений; тактика поведения.

Предлагаемая психологическая характеристика педагогичес­ких типов не преследует цели обидеть педагогов или злорадно указать на их недостатки. Психологическая характеристика пе­дагогов, она необходима прежде всего для понимания причин появ­ления этих недостатков в работе и для предостережения педаго­гов от грубых воспитательных ошибок.

Педагоги с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Диктатор»).

  • Педагогическое кредо: «Я поставлю вас на место!»
  • Лозунг, которым руководствуется взрослый: «Вы ответите мне за все!»
  • Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «сверху», контролирующий, принуждающий, преследующий «родитель».
  • Способы общения: запрет, требование, манипулирование, угроза, наказание, оскорбление.
  • Преобладающая форма отношений: пренебрежительное от­ношение к ребенку, презрение, неприязнь, вплоть до ненависти.
  • Тактика поведения:диктат.

 

Педагоги с преобладанием отстраненности как фор­мы выражения нетерпимого отношения к детям («Снеж­ная Королева»).

  • Педагогическое кредо: «Оставьте меня в покое!»
  • Лозунг, которым пользуется педагог: «Это вы сами в состо­янии сделать!»
  • Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — безуча­стный, холодный, отстраненный «взрослый», «на равных», но не вместе.
  • Способы общения: холодная наблюдательность, раздра­женное неприятие, различные виды манипулирования.
  • Преобладающая форма отношений: отстраненность, безу­частность, игнорирование.
  • Тактика поведения: сосуществование рядом, но не вместе; уход от проблем.

 

Педагоги с преобладанием импульсивности как фор­мы выражения нетерпимого отношения к детям («Боец»).

  • Педагогическое кредо: «Я вылеплю из вас людей!»
  • Лозунг, которым пользуется педагог: «Делай, как я!»
  • Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «снизу», эмоционально неустойчивый «подросток», стремящийся всем показать, что он «взрослый».
  • Способы общения: наставление, запрет, требование, нака­зание, манипулирование.
  • Преобладающая форма отношений: неприятие с эмоцио­нальным реагированием, стремление изменить поведение ре­бенка, скорректировать его личность.
  • Тактика поведения:диктат.

 

Педагоги с преобладанием высокомерия как формы выражения толерантного отношения к детям («Сноб»).

  • Педагогическое кредо: «Ох уж эти детки!»
  • Лозунг, которым пользуется педагог: «И когда только вы вырастете!»
  • Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «сверху», позиция надменного, кичливого «родителя».
  • Способы общения: нотация, морализирование, наставле­ние, разъяснение, назидание.
  • Преобладающая форма отношений: высокомерие надмен­ность, кичливость.
  • Тактика поведения: контроль, опека.

 

Педагоги с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к детям («Стоик»).

  • Педагогическое кредо: «Все можно пережить! Терпи сколь­ко выдержишь!»
  • Лозунг, которым пользуется педагог: «Все получится нуж­но только немного подождать!»
  • Позиция, занимаемая по отношению к ребенку — «рядом но не вместе».
  • Способы общения: диалог, поддержка, манипулирование
  • I1реобладающая форма отношений: терпеливость, выдерж­ка, самообладание, самоконтроль.
  • Тактика поведения: сосуществование рядом.

 

Педагоги с преобладанием беспомощности как формы выражения толерантного отношения к детям «Золушка».

  • Педагогическое кредо: «Я готов вытерпеть, лишь бы вам было хорошо». Лозунг, которым пользуется педагог: «Ну что я могу для тебя сделать?»
  • Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «снизу», приспособление.
  • Способы общения: приноравливание к детям.
  • Преобладающая форма отношений: беспомощность.
  • Тактика поведения: невмешательство.

 

Педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к детям («Черепаха Тортилла»).

  • Педагогическое кредо: «Это дети, и этим все сказано!»
  • Лозунг, которым пользуется педагог: «У вас все получится со временем!»
  • Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «сверху», позиция покровительствующего «родителя».
  • Способы общения: наставление, нотация, разъяснение, морализирование, убеждение.
  • Преобладающая форма отношений: снисходительность, покровительственное отношение.
  • Тактика поведения: опека, забота, умеренный контроль

 

Педагоги с преобладанием уступчивости как формы вы­ражения терпимого отношения к детям («Альтруист).

  • Педагогическое кредо: «Я так вас люблю, что готов все при­нять, лишь бы вам было хорошо!».
  • Лозунг, которым пользуется педагог: «Все дано от приро­ды, я мало что могу сделать!»
  • Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «снизу», приспособление.
  • Способы общения: уступчивость, сговорчивость, поклади­стость.
  • Преобладающая форма отношений: уступчивость.
  • Тактика поведения: попустительство.

 

Педагоги с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к детям («Миролюбец»).

  • Педагогическое кредо: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
  • Лозунг, которым пользуется педагог: «У тебя все получит­ся, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою по­мощь!»
  • Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «рядом», позиция друга, помощника, наставника, когда это необходимо.
  • Способы общения: понимание, помощь, диалог, поддержка.
  • Преобладающая форма отношений: сотрудничество.
  • Тактика поведения: сотрудничество, ненавязчивое, есте­ственное создание ситуаций, требующих от детей проявления активности.

Таким образом, мы рассмотрели различ­ные подходы к проблеме отношений, и педагогических отноше­ний в частности, проанализировали особенности проявления терпимого отношения педагогов к детям, гипотетически опреде­лили индивидуально-типические особенности его проявления в зависимости от преобладающей формы выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям, а также на ос­нове функционирования механизмов принятия и терпения.

 

Терпимое отношение педагога к себе — основа терпимого отношения к ребенку

Терпимое отношение личности проявляется в различных сферах действительности, том числе и по отношению к себе. Отношение личности к себе является важной стороной жизненной философии человека. В отношении к самому себе можно отчетливо проследить проявление терпимости, толерантности, нетерпимости.

Терпимость дихотомична нетерпимости. В основе толеран­тности лежит интеллектуальное убеждение, похожее на конвенциальную договоренность сторон о границах сосуществования. Терпимость как личностное образование характеризу­ет поведение, базирующееся на усвоении аксиологических принципов ненасильственного взаимодействия. Толерантность, таким образом, является промежуточным этапом между тер­пимостью и нетерпимостью.

Терпимое отношение к себе неотделимо от внутренней мо­тивации этой формы активности, так как терпимость предус­матривает просоциальное поведение, ненасильственное взаи­модействие, бескорыстные действия, не сулящие человеку вне­шних наград, одобрений, восхищений, поощрений, иначе говоря, терпимость непрагматична по определению и по своей природе.

За пределами терпимости оказываются формы помогающего поведения, в основании которых могут лежать: корыстный рас­чет, эгоизм, прагматизм, самореклама, практицизм, злонамерен­ное воздержание и другие мотивы действий, связанные с сообра­жением затрат и пользы от совершаемых поступков, например, альтруистический эгоизм Г. Селье. Подобные мотивы поведе­ния лежат в основе толерантного и нетерпимого поведения.

Уместно обратиться к парадигме насильственного и нена­сильственного управления Ю. М. Орлова при взаимодействии с собой и другими. Управление собой вырастает из того, как человеком управ­ляли «значимые близкие». Благодаря действию механизма интериоризации человек начинает обращаться с собой так же, как в детстве или в юношестве обращались с ним. «Мысли типа «Если я не сделаю этого, то мне будет плохо» не способны по­родить ничего, кроме глобального защитного поведения, в ко­тором стирается моя индивидуальность: чтобы я ни делал, это имеет своей целью избавление от страха и наказания. Основ­ной моей характеристикой, как всех, кто саморегулируется подобным образом, является... синдром возмездия за недея­ние». Примером действия данного синдрома явля­ется, в частности, работомания, или трудоголизм, несмотря нато, что постоянная занятость носит навязчивый характер, по­буждаемый, а часто и сопровождаемый виной, стыдом, стра­хом, тревогой. Поскольку на протяжении сознательной жизни в детские и юношеские годы человека подначивали к труду посредством вины, тревоги, страха, способность испытывать стыд, вину, ущемленное достоинство впоследующем онтогене­тическом развитии становится личностной характеристикой такого человека.

Ю М Орловым предлагается насильственная парадигма управления и условия ее реализации, которая лаконично опи­сывается формулой: «если не будет желательного поведения, то я сделаю тебе плохо». «Человек с самого начала применяет эту парадигму к себе и к другим, и его воображения часто хва­тает только на вариации желательного поведения и на изобре­тение страданий, начиная от бича надсмотрщика и кончая спо­собами вызывания угрызений совести».

Среди некоторых психологических условий данной парадиг­мы могут быть следующие:

а) отрицание свободы управляемого, признание иллюзорности его существования, признание ущерб­ности его поведения и допустимости коррекции, отрицание са­морегулятивных механизмов;

б) построение эмоционального барьера и уменьшение проницаемости «Я» управителя по отно­шению к управляемому, отрицание идентичности (сходства); между управителем и управляемым;

в) повышенная сензитивность (чувствительность) управителя к наличию или отсутствию желательного или нежелательного поведения управляемого и соответственно страх недостижения цели управления, неспо­собность ждать, нетерпимость к рассогласованию ожидании и реальности, что соответствует эмоциональной, социальной, ду­ховной незрелости управителя и управляемого;

г) основанная на этих предпосылках особенность мышления управителя ха­рактеризуется наличием стереотипа насильственной парадигмы, который практически непроницаем для опыта.

Данные условия взаимосвязаны. Например, взрослая женщи­на или молодая девушка, сензитивная к своей внешности, пони­мая что поправилась на пятнадцать килограммов, переживает и очень расстраивается по этому поводу. Чувствительность к рас­согласованию собственных ожиданий относительно своей внешно­сти или воспоминаний о ней и реальности, а также испытываемый ею страх не быть привлекательной или потерять привлекатель­ность в глазах окружающих, переживания, что прежней фигуры уже может не быть, приводят к нетерпимости к себе, отрицании собственной свободы как управляемого (в отношении себя) упра­вителем (своим «внутренним голосом»), который персонифици­руется в стыд, вину; страх и т. д. Чувства вины, тревоги, страха, стыда потерять привлекательность принуждают по отношению к себе применять насильственную парадигму управления, вынуж­дают девушку делать пробежки или физические упражнения, из­нурять организм диетами, тратить немыслимые средства на хими­ческие препараты для похудения и пр.

Альтернативой насильственной парадигме управления выс­тупает парадигма ненасилия, ее формула: «если есть желатель­ное поведение, то будет приятное переживание».

Аналогичный пример с похуданием при действии данной парадигмы может привести к умеренному потреблению пищи либо сознательному отказу от пищи, способному принести вред организму, предпочтению лечебной физкультуры либо како­го-либо вида спорта с целью оздоровления, поддержания жиз­недеятельности и работоспособности организма.

Одним из основных показателей терпимости, толерантнос­ти, нетерпимости может служить отношение личности к соб­ственным недостаткам, своим «слабым» сторонам, тому, что вызывает в себе беспокойство, напряжение, стремление что-то изменить, поменять. В данном случае можно проследить формы такого отношения к себе.

Все поле отношений от терпимости до нетерпимости мож­но представить в виде таблицы; последовательно отобразив формы выражения отношений в зависимости от позиции, за­нимаемой к объекту, в данном случае по отношению к себе.

Одни люди могут быть крайне безжалостны, жестоки и бес­пощадны к себе (борьба с лишними килограммами веса, напри­мер, у женщин), отличаться различными формами нетерпимос­ти: «вытравить легкомысленность», «изжить лень», «принудить себя писать рефераты», «заставить себя корпеть над учебниками», «сломать отношение к кому-либо или чему-либо» и т. д.— форма пренебрежения с позиции «сверху», при нетерпимости.Безразличие к своему здоровью, вплоть до саморазруше­ния: повышенный аппетит или его отсутствие, алкоголизм, пьянство, наркомания, токсикомания, табакокурение, разгуль­ный образ жизни, вандализм, агрессия, криминальные дей-твия, садомазохизм, суицид, членовредительство, игнориро­вание занятий оздоравливающими процедурами: физкультурой, плаванием — и другие действия по отношению к себе характе-жзуют отстраненность как форму нетерпимости.

Нетерпимое отношение к себе проявляется также в том, что, сталкиваясь со своими недостатками, личность закрыта к осознанному восприятию их, проявляет защитные механизмы реакции в их осмыслении, например, сопротивление: «Я не

хочу об этом говорить!», отрицание: «Неправда, во мне этого нет!», нежелание признать или осознать факт чего-либо: «Меня то не касается» и пр.

Проявление активности в процессе борьбы с собой, своими действиями, поступками, личностными качествами, привыч­ками, установками и т. д. — все это свидетельствует о позиции «снизу» в отношении себя, примером может служить так назы­ваемый «работоголизм», когда человек борется со своей ле­нью, не может отдаться покою, хотя эта постоянная занятость носит компульсивный, навязчивый характер. Когда человек празден, у него вырастает тревога, страх или чувства стыда, вины, так как с детства его побуждали к труду с помощью дан­ных чувств. Борьба с собой может проявляться в своеобраз­ной дрессировке быть таким-то или поступить так-то.

Принцип жизни с позиции «снизу» при нетерпимом отноше­нии выражается в импульсивности, которая по сути означает неприятие с эмоциональным реагированием, что соответствует лозунгу: «И вечный бой, покой нам только снится», который применим и в отношении к себе, и в отношении к другим.

Борьба с собой, неприятие себя или какой-то части своей личности или внешности может приводить к негативным послед­ствиям или отложенным действиям, например, человек борется со своей вспыльчивостью, негодуя всякий раз внутри, когда что-либо идет вопреки его представлениям или кто-либо поступает не так, как ему хотелось, человек внешне сдерживает себя, хотя внутренние проявления сигнализируют ему о нервности, беспо­койстве, возбудимости, раздражительности, которые спустя некоторое время проявляются вовне с удвоенной силой.

Злость на себя, недовольство собой могут не осознаваться в полной мере, в этом случае агрессивный потенциал нетерпи­мости может быть отреагирован на других в виде крика, грубо­сти, брани, физических нападений и т. д.

Толерантное отношение характеризуется пассивностью — нежеланием работы над собой, элементарным не осознаванием собственных слабостей или проблем, недостаточным раз­витием рефлексивных процессов при взаимодействии с собой либо удовлетворенностью настоящим.

Толерантность по отношению к себе с позиции «сверху» про­является в высокомерии, напыщенности, самолюбовании, демон­страции самомнения, хвастовстве, нежелании признавать в себе недостатки или, напротив, в надменном к ним отношении. Часто по отношению к себе можно услышать следующие выражения: «Ну, уж какая есть», «Надо жить так, как будто это не ты» и пр.

Человек с подобным отношением усвоил, что лучше скры­вать свои недостатки, пытается казаться быть лучше, чем есть на самом деле, притворяясь при этом неуязвимым в ущерб про­явлениям личностной подлинности, естественности. Постепен­но подобное отношение перерастает в стремление демонстри­ровать свою показную хорошесть, самомнение, избранность, особенность, самовосхваление, тщеславие, самовосхищение. Показателями терпеливости по отношению к себе могут служить выдержанные проявления: «Какая есть, такая есть, что тут поделаешь».

Беспомощность как форма выражения толерантного отноше­ния к себе с позиции «снизу» проявляется в демонстрации соб­ственной несчастности. Столкнувшись с опасностью, неожидан­ностью, непредсказуемостью личность с подобным отношением к себе имеет обыкновение отступать, плакать, жаловаться, всем видом своим демонстрировать ощущение загнанности в угол, об­виняя всех и вся и прежде всего себя в несчастьях и неприятнос­тях. В отношении к себе формула ответа звучит (со скорбным воздыханием): «Не знаю, что и делать, выхода не вижу, его про­сто нет». Беспомощность, неумение принимать лишения, склон­ность к зависимости содержат в себе «вторичную выгоду», что-то наподобие индульгенции, позволяющей не взрослеть, не разви­вать в полную меру свои способности. Беспомощность является пассивной формой толерантного отношения как переживания своей несостоятельности относительно работы над собственны­ми недостатками либо в решении собственных проблем.

Терпимое отношение к себе с позиции «сверху» выражает­ся в снисходительном отношении к своим слабостям: «Поду­маешь, пополнела на 15 кг, обленилась», в принятии собствен­ной личности такой, какая есть.

Терпимость с позиции «равенства» проявляется в сотрудни­честве с самим собой, что выражается в принятии самого себя со всеми своими достоинствами и недостатками. Причем осозна­ние как позитивных, так негативных моментов в личностном профиле, поведении, взглядах, как достоинств — сильных сторон личности, так и недостатков — слабостей. Кроме того, тер­пимое отношение к себе с позиции «равенства» характеризуется самопринятием с перспективой дальнейших изменений в сторо­ну саморазвития, самовоспитания слабых сторон личности, спо­собности найти в них позитив или заменить другим позитивом. Человек с данной позицией учится полноценно жить сам, дает жить другим: уважает других, старается быть дружелюбным, помогает наслаждаться жизнью, не причиняет вреда как себе, так и окружающим, не мешая при этом последним.

Терпимость с позиции «снизу» по отношению к себе можно охарактеризовать как проявление бескорыстной творящей любви, смиренности, безропотности в служении какой-либо идее, которое порой может доходить до мазохизма, самоистя­зания, самопожертвования, оправдании собственных страда­ний, отсутствии чувства собственного достоинства и т. д.

Французский мыслитель Фенелон сказал, что ничто, кро­ме смирения, не может заставить человека признавать собствен­ные слабости, сделать сострадательным к другим, научить про­щать чужие слабости и, следовательно, любить и принимать себя и другого.

Таким образом, нетерпимость в отношении самого себя про­является в том, что человек побуждается либо не побуждает­ся к действию стыдом, обидой, виной, страхом, попранной спра­ведливостью, гневом, а не собственными желаниями. Толеран­тность характеризуется индифферентным отношением к собственным недостаткам без перспективы внутреннего рос­та, изменений, неглубокими процессами рефлексии, понима­ния, эмпатии и т. д., поэтому толерантность пассивна в отли­чие от терпимости.

Терпимость в отношении себя проявляется в том, человек, понимая и принимая в себе недостатки, имеет спокойное, ров­ное без изменений эмоциональности к ним отношение и пред­принимает шаги в собственном изменении только в лучшую сторону, положительно себя подкрепляя (похвала, стимули­рование, уговор и т. д.).

Таким образом, показателем личностной зрелости взрос­лого может служить терпимость по отношению к себе, поэто­му мы считаем важным развитие у педагогов и подрастающего поколения ненасильственного взаимодействия к данному от-ношенческому аспекту реальности, поскольку чем более тер­пима личность к себе, тем более терпима она к окружающим, тем шире границы ее понимания, уважения, принятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.221.133 (0.047 с.)