Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика терпимого отношения к детям
Среди всего многообразия отношений педагогов к детям терпимое отношение занимает особое место. От того, насколькотерпимо складываются отношения между педагогом и детьми, зависит эффективность воспитательно-образовательного процесса в целом. В педагогическом процессе проявление терпимого или нетерпимого отношения к детям определяется, с одной стороны, тем, как педагог разрешает противоречие между необходимостью со своей стороны предъявлять в соответствии с принятыми нормативами определенные требования к детям. И с другой стороны, мерой реального воплощения этих требований детьми. Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым педагогом требованиям, начинает раздражать, провоцировать скрытые, а иногда и открытые формы агрессии, враждебного отношения. Отсюда понятно, что если ребенок не нравится педагогу, вызывает раздражение, невротизирует его, то он его внутренне, а иногда и внешне не принимает, игнорирует либо эмоционально реагирует, пытается изменить поведение ребенка. В свою очередь, терпимый педагог спокойно реагирует на внешний вид, качества личности, поведение ребенка, которые у других людей могут вызывать раздражение; способен принимать детей и их негативные качества, поведение такими, какие они есть, осознавать, что стоит изменять, а что не стоит, если же принимает решение об изменении, то делает это постепенно, ненасильственно, не причиняя излишнего ущерба.Такой педагог обнаруживает не только сам факт поступка, поведения, черты личности, которые могут раздражать, но и мотивы, факторы, условия, приводящие к этому, если он сам и испытывает раздражение по поводу того или иного ребенка, то способен проявить выдержку, терпение, не обвиняет ребенка, его родителей, других людей, которые якобы не оказали должного влияния на него, а пытается самостоятельно, используя психолого-педагогические средства, решать проблемы, работая как с самим ребенком, так и его родителями и другими взрослыми. Терпимое отношение к детям выступает как сложное личностное образование, включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты педагогической деятельности.
В педагогическом процессе терпение выступает как механизм толерантности и проявляется в ситуациях, когда педагогу необходимо проявить выдержку, самообладание и самоконтроль. Как полагает Л. М. Митина, педагоги несут за их разрешение большую ответственность, чем другие люди, потому что в проблемные ситуации включены и их ученики — хитрые, шаловливые, тревожные, замкнутые, доверчивые и ранимые.Выдержка, самообладание, самоконтроль позволяют «преобразовывать негативный аспект мыслей и чувств в позитивный: раздражение и гнев заменить спокойствием и терпением, зависть — доброжелательностью, коварство — великодушием, нетерпимость — состраданием, скепсис — надеждой». Принятие как психологический механизм терпимости находит свое выражение в проявлении педагогом понимания, эмпатии, ассертивности к детям. Понимание ребенка, внутренних причин его поведения, меняет тип мышления педагога, помогает децентрироваться, взглянуть на те же действия и поступки детей с иных позиций. Проявление терпимого отношения к детям ставит приоритетность приобретения эмпатической ассертивности педагогом. При эмпатической ассертивности значимую роль в отношениях играет понимание другого, иного, нивелирование и отказ от принуждений и манипуляций: «Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет «вить из себя веревки». Таким образом, ассертивность выступает как ненасильственное педагогическое воздействие. Рассматривая систему отношений педагога с детьми, необходимо затронуть проблемы эмпатии, эмпатического отношения к детям. Т. П. Гаврилова, Л. П. Стрелкова и другие пишут о двух ведущих формах эмпатии: сопереживании и сочувствии, где сочувствие рассматривается как более высокая форма эмпатического реагирования. А. В. Зимбули полагает, что терпимое отношение в педагогическом процессе между педагогом и детьми возможно представить при помощи семантического поля, где ведущими будут являться эмпатия и требовательность к ребенку. Мы соглашаемся с данной позицией и считаем, что необходимо к исходным — эмпатии и требовательности — добавить еще одну ведущую составляющую — принятие ребенка, именно принятие ребенка, на наш взгляд, выражает терпимое отношение, только в данном случае, по нашему мнению, возможно прояввление по настоящему терпимого отношения.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, исходя из позиций терпимого, толерантного, нетерпимого отношения педагога к детям, и на основе функционирования механизмов принятия и терпения, этапов развития терпимости (терпимого отношения), структуры терпимости (терпимого отношения) можно выделить следующие формы выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагогов к детям. При позиции «сверху» при терпимом отношении к детям наблюдается «снисхождение», при толерантном — «высокомерие», при нетерпимом — «пренебрежение — презрение».При равноправных позициях при терпимом отношении терпимость переходит в «сотрудничество» (как согласование мнений, действий, поведения), толерантность — в «терпеливость», а нетерпимость — в «отстраненность».При позиции «снизу» терпимое отношение принимает форму «уступчивости», толерантное отношение — «беспомощности», а нетерпимое отношение — формы от «импульсивности» (эмоционального реагирования) до стремления немедленно изменить, исправить поведение, личность ребенка. В зависимости от преобладающей формы выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения и на основе функционирования механизмов принятия и терпения перейдем к построению теоретической типологии педагогов (см. приложение таблицу «Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям»). Любой педагог в разных ситуациях может проявлять и снисхождение, и уступчивость, и отстраненность, но с течением времени в силу развития или неразвития механизмов принятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться. В зависимости от того, какая форма закрепляется, можно выделить типы педагогов с терпимым, толерантным или нетерпимым отношением. Коротко обозначим каждый тип педагога, используя схему: педагогическое кредо; лозунг, которым пользуется педагог; позиция, занимаемая по отношению к ребенку; способы общения; преобладающая форма отношений; тактика поведения. Предлагаемая психологическая характеристика педагогических типов не преследует цели обидеть педагогов или злорадно указать на их недостатки. Психологическая характеристика педагогов, она необходима прежде всего для понимания причин появления этих недостатков в работе и для предостережения педагогов от грубых воспитательных ошибок. Педагоги с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Диктатор»).
Педагоги с преобладанием отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Снежная Королева»).
Педагоги с преобладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Боец»).
Педагоги с преобладанием высокомерия как формы выражения толерантного отношения к детям («Сноб»).
Педагоги с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к детям («Стоик»).
Педагоги с преобладанием беспомощности как формы выражения толерантного отношения к детям «Золушка».
Педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к детям («Черепаха Тортилла»).
Педагоги с преобладанием уступчивости как формы выражения терпимого отношения к детям («Альтруист).
Педагоги с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к детям («Миролюбец»).
Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к проблеме отношений, и педагогических отношений в частности, проанализировали особенности проявления терпимого отношения педагогов к детям, гипотетически определили индивидуально-типические особенности его проявления в зависимости от преобладающей формы выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям, а также на основе функционирования механизмов принятия и терпения.
Терпимое отношение педагога к себе — основа терпимого отношения к ребенку Терпимое отношение личности проявляется в различных сферах действительности, том числе и по отношению к себе. Отношение личности к себе является важной стороной жизненной философии человека. В отношении к самому себе можно отчетливо проследить проявление терпимости, толерантности, нетерпимости.
Терпимость дихотомична нетерпимости. В основе толерантности лежит интеллектуальное убеждение, похожее на конвенциальную договоренность сторон о границах сосуществования. Терпимость как личностное образование характеризует поведение, базирующееся на усвоении аксиологических принципов ненасильственного взаимодействия. Толерантность, таким образом, является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. Терпимое отношение к себе неотделимо от внутренней мотивации этой формы активности, так как терпимость предусматривает просоциальное поведение, ненасильственное взаимодействие, бескорыстные действия, не сулящие человеку внешних наград, одобрений, восхищений, поощрений, иначе говоря, терпимость непрагматична по определению и по своей природе. За пределами терпимости оказываются формы помогающего поведения, в основании которых могут лежать: корыстный расчет, эгоизм, прагматизм, самореклама, практицизм, злонамеренное воздержание и другие мотивы действий, связанные с соображением затрат и пользы от совершаемых поступков, например, альтруистический эгоизм Г. Селье. Подобные мотивы поведения лежат в основе толерантного и нетерпимого поведения. Уместно обратиться к парадигме насильственного и ненасильственного управления Ю. М. Орлова при взаимодействии с собой и другими. Управление собой вырастает из того, как человеком управляли «значимые близкие». Благодаря действию механизма интериоризации человек начинает обращаться с собой так же, как в детстве или в юношестве обращались с ним. «Мысли типа «Если я не сделаю этого, то мне будет плохо» не способны породить ничего, кроме глобального защитного поведения, в котором стирается моя индивидуальность: чтобы я ни делал, это имеет своей целью избавление от страха и наказания. Основной моей характеристикой, как всех, кто саморегулируется подобным образом, является... синдром возмездия за недеяние». Примером действия данного синдрома является, в частности, работомания, или трудоголизм, несмотря нато, что постоянная занятость носит навязчивый характер, побуждаемый, а часто и сопровождаемый виной, стыдом, страхом, тревогой. Поскольку на протяжении сознательной жизни в детские и юношеские годы человека подначивали к труду посредством вины, тревоги, страха, способность испытывать стыд, вину, ущемленное достоинство впоследующем онтогенетическом развитии становится личностной характеристикой такого человека. Ю М Орловым предлагается насильственная парадигма управления и условия ее реализации, которая лаконично описывается формулой: «если не будет желательного поведения, то я сделаю тебе плохо». «Человек с самого начала применяет эту парадигму к себе и к другим, и его воображения часто хватает только на вариации желательного поведения и на изобретение страданий, начиная от бича надсмотрщика и кончая способами вызывания угрызений совести». Среди некоторых психологических условий данной парадигмы могут быть следующие: а) отрицание свободы управляемого, признание иллюзорности его существования, признание ущербности его поведения и допустимости коррекции, отрицание саморегулятивных механизмов; б) построение эмоционального барьера и уменьшение проницаемости «Я» управителя по отношению к управляемому, отрицание идентичности (сходства); между управителем и управляемым; в) повышенная сензитивность (чувствительность) управителя к наличию или отсутствию желательного или нежелательного поведения управляемого и соответственно страх недостижения цели управления, неспособность ждать, нетерпимость к рассогласованию ожидании и реальности, что соответствует эмоциональной, социальной, духовной незрелости управителя и управляемого; г) основанная на этих предпосылках особенность мышления управителя характеризуется наличием стереотипа насильственной парадигмы, который практически непроницаем для опыта. Данные условия взаимосвязаны. Например, взрослая женщина или молодая девушка, сензитивная к своей внешности, понимая что поправилась на пятнадцать килограммов, переживает и очень расстраивается по этому поводу. Чувствительность к рассогласованию собственных ожиданий относительно своей внешности или воспоминаний о ней и реальности, а также испытываемый ею страх не быть привлекательной или потерять привлекательность в глазах окружающих, переживания, что прежней фигуры уже может не быть, приводят к нетерпимости к себе, отрицании собственной свободы как управляемого (в отношении себя) управителем (своим «внутренним голосом»), который персонифицируется в стыд, вину; страх и т. д. Чувства вины, тревоги, страха, стыда потерять привлекательность принуждают по отношению к себе применять насильственную парадигму управления, вынуждают девушку делать пробежки или физические упражнения, изнурять организм диетами, тратить немыслимые средства на химические препараты для похудения и пр. Альтернативой насильственной парадигме управления выступает парадигма ненасилия, ее формула: «если есть желательное поведение, то будет приятное переживание». Аналогичный пример с похуданием при действии данной парадигмы может привести к умеренному потреблению пищи либо сознательному отказу от пищи, способному принести вред организму, предпочтению лечебной физкультуры либо какого-либо вида спорта с целью оздоровления, поддержания жизнедеятельности и работоспособности организма. Одним из основных показателей терпимости, толерантности, нетерпимости может служить отношение личности к собственным недостаткам, своим «слабым» сторонам, тому, что вызывает в себе беспокойство, напряжение, стремление что-то изменить, поменять. В данном случае можно проследить формы такого отношения к себе. Все поле отношений от терпимости до нетерпимости можно представить в виде таблицы; последовательно отобразив формы выражения отношений в зависимости от позиции, занимаемой к объекту, в данном случае по отношению к себе. Одни люди могут быть крайне безжалостны, жестоки и беспощадны к себе (борьба с лишними килограммами веса, например, у женщин), отличаться различными формами нетерпимости: «вытравить легкомысленность», «изжить лень», «принудить себя писать рефераты», «заставить себя корпеть над учебниками», «сломать отношение к кому-либо или чему-либо» и т. д.— форма пренебрежения с позиции «сверху», при нетерпимости.Безразличие к своему здоровью, вплоть до саморазрушения: повышенный аппетит или его отсутствие, алкоголизм, пьянство, наркомания, токсикомания, табакокурение, разгульный образ жизни, вандализм, агрессия, криминальные дей-твия, садомазохизм, суицид, членовредительство, игнорирование занятий оздоравливающими процедурами: физкультурой, плаванием — и другие действия по отношению к себе характе-жзуют отстраненность как форму нетерпимости. Нетерпимое отношение к себе проявляется также в том, что, сталкиваясь со своими недостатками, личность закрыта к осознанному восприятию их, проявляет защитные механизмы реакции в их осмыслении, например, сопротивление: «Я не хочу об этом говорить!», отрицание: «Неправда, во мне этого нет!», нежелание признать или осознать факт чего-либо: «Меня то не касается» и пр. Проявление активности в процессе борьбы с собой, своими действиями, поступками, личностными качествами, привычками, установками и т. д. — все это свидетельствует о позиции «снизу» в отношении себя, примером может служить так называемый «работоголизм», когда человек борется со своей ленью, не может отдаться покою, хотя эта постоянная занятость носит компульсивный, навязчивый характер. Когда человек празден, у него вырастает тревога, страх или чувства стыда, вины, так как с детства его побуждали к труду с помощью данных чувств. Борьба с собой может проявляться в своеобразной дрессировке быть таким-то или поступить так-то. Принцип жизни с позиции «снизу» при нетерпимом отношении выражается в импульсивности, которая по сути означает неприятие с эмоциональным реагированием, что соответствует лозунгу: «И вечный бой, покой нам только снится», который применим и в отношении к себе, и в отношении к другим. Борьба с собой, неприятие себя или какой-то части своей личности или внешности может приводить к негативным последствиям или отложенным действиям, например, человек борется со своей вспыльчивостью, негодуя всякий раз внутри, когда что-либо идет вопреки его представлениям или кто-либо поступает не так, как ему хотелось, человек внешне сдерживает себя, хотя внутренние проявления сигнализируют ему о нервности, беспокойстве, возбудимости, раздражительности, которые спустя некоторое время проявляются вовне с удвоенной силой. Злость на себя, недовольство собой могут не осознаваться в полной мере, в этом случае агрессивный потенциал нетерпимости может быть отреагирован на других в виде крика, грубости, брани, физических нападений и т. д. Толерантное отношение характеризуется пассивностью — нежеланием работы над собой, элементарным не осознаванием собственных слабостей или проблем, недостаточным развитием рефлексивных процессов при взаимодействии с собой либо удовлетворенностью настоящим. Толерантность по отношению к себе с позиции «сверху» проявляется в высокомерии, напыщенности, самолюбовании, демонстрации самомнения, хвастовстве, нежелании признавать в себе недостатки или, напротив, в надменном к ним отношении. Часто по отношению к себе можно услышать следующие выражения: «Ну, уж какая есть», «Надо жить так, как будто это не ты» и пр. Человек с подобным отношением усвоил, что лучше скрывать свои недостатки, пытается казаться быть лучше, чем есть на самом деле, притворяясь при этом неуязвимым в ущерб проявлениям личностной подлинности, естественности. Постепенно подобное отношение перерастает в стремление демонстрировать свою показную хорошесть, самомнение, избранность, особенность, самовосхваление, тщеславие, самовосхищение. Показателями терпеливости по отношению к себе могут служить выдержанные проявления: «Какая есть, такая есть, что тут поделаешь». Беспомощность как форма выражения толерантного отношения к себе с позиции «снизу» проявляется в демонстрации собственной несчастности. Столкнувшись с опасностью, неожиданностью, непредсказуемостью личность с подобным отношением к себе имеет обыкновение отступать, плакать, жаловаться, всем видом своим демонстрировать ощущение загнанности в угол, обвиняя всех и вся и прежде всего себя в несчастьях и неприятностях. В отношении к себе формула ответа звучит (со скорбным воздыханием): «Не знаю, что и делать, выхода не вижу, его просто нет». Беспомощность, неумение принимать лишения, склонность к зависимости содержат в себе «вторичную выгоду», что-то наподобие индульгенции, позволяющей не взрослеть, не развивать в полную меру свои способности. Беспомощность является пассивной формой толерантного отношения как переживания своей несостоятельности относительно работы над собственными недостатками либо в решении собственных проблем. Терпимое отношение к себе с позиции «сверху» выражается в снисходительном отношении к своим слабостям: «Подумаешь, пополнела на 15 кг, обленилась», в принятии собственной личности такой, какая есть. Терпимость с позиции «равенства» проявляется в сотрудничестве с самим собой, что выражается в принятии самого себя со всеми своими достоинствами и недостатками. Причем осознание как позитивных, так негативных моментов в личностном профиле, поведении, взглядах, как достоинств — сильных сторон личности, так и недостатков — слабостей. Кроме того, терпимое отношение к себе с позиции «равенства» характеризуется самопринятием с перспективой дальнейших изменений в сторону саморазвития, самовоспитания слабых сторон личности, способности найти в них позитив или заменить другим позитивом. Человек с данной позицией учится полноценно жить сам, дает жить другим: уважает других, старается быть дружелюбным, помогает наслаждаться жизнью, не причиняет вреда как себе, так и окружающим, не мешая при этом последним. Терпимость с позиции «снизу» по отношению к себе можно охарактеризовать как проявление бескорыстной творящей любви, смиренности, безропотности в служении какой-либо идее, которое порой может доходить до мазохизма, самоистязания, самопожертвования, оправдании собственных страданий, отсутствии чувства собственного достоинства и т. д. Французский мыслитель Фенелон сказал, что ничто, кроме смирения, не может заставить человека признавать собственные слабости, сделать сострадательным к другим, научить прощать чужие слабости и, следовательно, любить и принимать себя и другого. Таким образом, нетерпимость в отношении самого себя проявляется в том, что человек побуждается либо не побуждается к действию стыдом, обидой, виной, страхом, попранной справедливостью, гневом, а не собственными желаниями. Толерантность характеризуется индифферентным отношением к собственным недостаткам без перспективы внутреннего роста, изменений, неглубокими процессами рефлексии, понимания, эмпатии и т. д., поэтому толерантность пассивна в отличие от терпимости. Терпимость в отношении себя проявляется в том, человек, понимая и принимая в себе недостатки, имеет спокойное, ровное без изменений эмоциональности к ним отношение и предпринимает шаги в собственном изменении только в лучшую сторону, положительно себя подкрепляя (похвала, стимулирование, уговор и т. д.). Таким образом, показателем личностной зрелости взрослого может служить терпимость по отношению к себе, поэтому мы считаем важным развитие у педагогов и подрастающего поколения ненасильственного взаимодействия к данному от-ношенческому аспекту реальности, поскольку чем более терпима личность к себе, тем более терпима она к окружающим, тем шире границы ее понимания, уважения, принятия.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.221.133 (0.047 с.) |