Упражнение «Собственный герб» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Собственный герб»



«Итак, люди собираются вместе неслучайно. Мы с вами говорили о первых двух причинах: все мы являемся плодами добрых деревьев, и каждому из нас при рождении дали величественное имя. Настало время поговорить о других причинах: каждого из нас взрастил искусный садовник; каждого из нас когда-то доверили бдительному наставнику; каждый из нас верит в свое особое предназначение

Уже известного нам принца Джумбера воспитал искусный садовник, это был визирь его отца. Рассказывают, что когда визирь впервые взял Джумбера на руки, он произнес такие слова: "О, царь! Да сохранит бог его жизнь! Да будет сын твой счастлив и благословен отныне и во веки веков! Да будут дарованы ему смышленость осла, верность собаки и сила муравья!" Царедворцы, услыхав такие речи, возмутились: "Как ты мог проклясть царского сына?!" А в ответ услышали: "Я вовсе не проклинал царевича. Если угодно, то вы и сами в этом скоро убедитесь. Проведите осла через лужу так, чтобы он увяз в грязи, а затем велел осушить лужу. Если вам удастся заставить осла второй раз пройти этой дорогой, то осел глуп. Возьмите у бедняка его голодную тощую собаку, отдайте ее богачу. Пускай тот откор­мит ее досыта. А затем пусть оба покличут ее. Если собака покинет того, у кого она голода­ла, и пойдет к тому, кто ее откормил, тогда собака — неверная тварь. Изловите муравья, держите его в склянке голодным, затем выпустите. И если он не поднимет тяжесть, четыреж­ды большую, чем собственный вес, то муравей слаб и я судил ложно, а если же нет, зачем же вы меня порицаете?" И вот привели осла и собаку, принесли муравья и исполнили все в точности так, как велел визирь. И все совершилось по его слову. Поэтому опытные настав­ники развивали достоинства Джумбера: смышленость, верность и силу.

Рассказывают также, что смышленый Джумбер вместе с наставниками изучал гербы каж­дой ветви того доброго дерева, плодом которого он являлся. Он учился видеть в этих гербах силу и мощь, дерзания и вдохновения; он исследовал традиции и преемствен­ность поколений. Пришло время, и он, осознав свое предназначение, создал собствен­ный герб, который впоследствии украсил его щит. Этот герб олицетворял его верность дому и роду, вел его по проверенному веками пути созидания и укрепления государ­ственности, даруя память о великих свершениях, и предостерегал от ошибок и опаснос­тей. В том гербе была его сила. Мудрый визирь не раз говорил о том, что щит с гербом должны держать сильные руки. И на щите с гербом Джумбера были изображены, как вы уже догадались, осел, собака и муравей.

Наверное, пришло время нам придумать свои гербы и поместить их на свои щиты».

Ведущий раздает участникам игры одноразовые бумажные тарелочки, которые теперь играют роль щитов, цветные карандаши, мелки или фломастеры.

«Найдите трех животных, олицетворяющих важные для вашей жизни качества, быть

может, ваше предназначение, силу вашего рода. Изобразите их на ваших щитах, свяжите

и украсьте их различными элементами так, чтобы получился ваш собственный герб».

(На создание гербов отводится 15 мин. Далее ведущий предлагает играющим сесть в круг, держа в руках свои работы).

«Мы держим в руках, — могучие средства защиты, источники силы и вдохновения — ваши гербы. В них — мудрость и прозорливость, личный опыт и опыт пре­дыдущих поколений. В этих гербах отражены высота устремлений и жизненно важные ценности.

Возьмите, пожалуйста, ваш герб в правую руку. Поднимите ее вперед и вверх так, чтобы герб оказался перед вашими глазами на расстоянии вытянутой руки. Рассмотрите его еще раз очень внимательно. Полюбуйтесь его красотой, ощутите его могущество.

А теперь передайте его своему соседу справа. В ваших руках герб соратника. Какой он интересный! Сколько таит в себе силы, мудрости, ожиданий, надежд! Какое глубокое видение мира и себя в нем, какие высокие цели и устремления, какой мудрый опыт зало­жены в нем! Вглядитесь в этот герб. В нем есть что-то общее и с вашим гербом...».,..

Играющие передают по кругу свои гербы и рассматривают все работы. Когда гербы, пройдя круг, вернутся в руки хозяев, ведущий может предложить рассказать о своих гербах.

ПРИМЕР

«Этот герб появился у меня только сегодня, благодаря рассказу о Джумбере, но кажется, что я ношу его на груди уже несколько лет. На моем гербе — мышка, лань и ласточка. О, эта мышка, суетливая и вездесущая, — хозяйка подземных кладовых, которые она набивает с особой любовью и ответственностью кому, как не ей, собирать урожай с необъятных полей и кормить всю семью. Она хозяйка и огром­ных земных просторов — все поля от Запада до Востока принадлежат ей! Только бы везде успеть, поспеть, ухватить, наследить! Осторожна и, боязлива мышь. Очень ве­лика ответственность. "Ах, как бы не навредить деревьям, чьи корни я могу подрать, ах, как бы не сгубить цветы, высаженные чьими-то заботливыми руками, как бы не лишить людей того урожая, который они так любовно взращивали!" — беспокоится мышь. Но не вредит, не причиняет зла мышь матушке-природе, поскольку главная ее цель — жить в гармонии с природой и человечеством. И если ей это удается не всегда, то дело в ее особенностях: чрезмерной суетливости и тревожности. Другое дело — лань. Стройна, красива, горделива. Каждое движение выверено и оправда­но. Иногда томная, но чаще живая, подвижная, летящая, как стрела, выпущенная из натянутого лука! Красоту, радость, очарование несет она в этот мир. Глядя на нее, кажется, что нет существа совершеннее. Чуткое тело, гибкий ум мгновенно отзыва­ются на любое изменение в природе, и реагирует лань весьма адекватно. А ласточ­ка, порхающая в небесах и покоряющая пространства! Она приносит добрые вес­ти о тепле и весне, о грозовом дожде и стуже. Именно ей доступно видение свыше, она обладает особым чутьем и знаниями. Мудрые, сильные, красивые животные украшают мой герб!»

 

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы ваши впечатления от игр?

2. О чем побудили они задуматься?

3. Что нового узнали вы/о себе и о других?

4. Как эти знания пригодятся в работе команды?

Игра «Таверна «Находка»

Перед началом игры ведущий рассказывает небольшую вводную историю. «Люди рождаются в разных городах и странах, но по какой-то удивительной закономер­ности они могут оказаться в одном месте в одно время Зачем судьба сводит людей? Мудрецы говорят, что люди, оказавшиеся в одном месте в одно и то же время, могут быть полезны друг Другу. Но каждый ли знает об этом? Каждый ли умеет ценить неповторимый миг встречи?

У каждого из нас своя судьба, свой путь, но мы соприкасаемся друг с другом по каким-то неведомым законам. С одними людьми мы расстаемся, едва встретившись, с другими мы чувствуем общность и устанавливаем прочные связи. Мудрецы говорят, что мы — путни­ки на дороге, именуемой Жизнь. Что встретится нам на пути?..

Давным-давно на перекрестке путей один добрый человек выстроил таверну и назвал ее "Находка". Он верил, что пути каждый что-нибудь для себя находит. А в таверне путеше­ственники всегда могли найти вкусную еду, кров и общество тех, кому будут интересны их истории...»

«Секрет таверны "Находка"»

«У хозяина таверны были свои причуды, — продолжает ведущий. — Он не обслуживал единичные заказы. Его можно понять — в его маленькой кухне была только одна кастрю­ля и единственная сковородка. Кроме того, дрова в этой стране были дороги, рабочих рук не хватало, да и выручка с одного блюда слишком мала. Но, несмотря на причуду хозяина, таверна всегда была полна посетителей. В чем тут секрет? Как вы думаете?»

Ведущий провоцирует небольшое обсуждение, обмен мнениями. После того как все участники игры выскажутся, ведущий продолжает:

«Оказывается, хозяин просил одиноких посетителей найти себе сотрапезника, то есть того, кто согласится съесть то же самое блюдо. Поэтому желающему покушать — а таверна славилась отменной кухней — приходилось искать себе компанию, знакомиться с другими посетителями таверны и искать среди них человека или людей, у которых были бы такие же бы гастрономические пристрастия. К чести хозяина, он выполнял любой за­каз — от самого простого до самого изысканного, от картошки в мундире — до омаров в шампанском. Некоторых посетителей возмущали причуды хозяина, и они порывались уйти. Но в ближайших двухстах милях не было ни одного, даже самого захудалого, рес­торанчика. И голодные путники возвращались. Раздраженные, они переступали порог таверны, но, о чудо, атмосфера, царившая там, была настолько теплой и дружествен-. ной, что невольная улыбка стирала печать недовольства. За столиками таверны велись непринужденные беседы, кто-то заразительно смеялся, кто-то пел песни... Замысел хозя­ина был прост — тот, кто нашел общие предпочтения в еде, никогда не будет выяснять отношения с помощью кулаков. И посетители, знакомясь и выясняя вкусы друг друга, с радостью понимали, как, оказывается, занятно находить точки соприкосновения с други­ми людьми, пусть даже в таком пустяковом вопросе (хотя, когда голоден, этот вопрос вовсе не пустяковый!).

Итак, — продолжает ведущий, — представьте себе, что вы все — одинокие путники, не­знакомые друг с другом, и вы зашли в таверну 'Находка*. Чтобы хозяин принял ваш заказ, вам необходимо найти сотрапезников. Для этого вам придется познакомиться со всеми присутствующими. Потом, узнав вкусы каждого и соотнеся их с собственным жела­нием на данный момент, вы образуете "столики" в таверне. За "столиками" стоят 2-4 кресла. Помните, хозяин примет любой ваш заказ, даже самый фантастический».

Участники игры начинают выяснять гастрономические пристрастия друг дру­га, свободно передвигаясь по комнате. Потом они объединяются в малые группы (2-4 человека) на основании общего заказа одного блюда. Участники игры рас­саживаются в комнате так, как будто сидят за столиком в таверне. Убедившись, что все посетители таверны сидят за «столиками», ведущий переходит ко второ­му упражнению «Глухой офицер».

 

«Глухой официант»

«Господа! — продолжает ведущий. — А знаете ли вы, что в таверне "Находка" уже давно служит старый официант? Когда-то он был молод, ловок и горяч. Он так любил свою рабо­ту, что не успел выучиться грамоте, хотя обладал феноменальной памятью — он запоминал заказы, не записывая. Но теперь он потерял слух и былую расторопность. Ток что, если I клиент не объяснит ему свой заказ четко, он может принести все, что угодно: и лягушку на вертеле, и дамские туфли в шоколадном соусе. Поэтому вам, господа, придется объяснить глухому официанту, не умеющему читать, ваш заказ так, чтобы он вас понял».

Роль официанта может играть любой желающий или сам ведущий. Помогать официанту могут все посетители таверны «Находка» (ведь каждый хочет побыст­рее получить свой заказ!). Ведущему, безусловно, будет интересно, какие сред­ства объяснения своего заказа глухому официанту выберут сидящие за «сто­ликами».

После того как каждый «столик» объяснил свой заказ и удостоверился, что глу­хой официант его правильно понял, ведущий переходит к следующему упражнению «Блюдо в дорогу.

«Блюдо в дорогу»

«Да, господа, — продолжает ведущий, — вы правы — таверна эта полна причуд! Пред­ставьте себе, после вкусного обеда посетители таверны, сытые и довольные, блаженно раскинулись в креслах и ведут неспешные непринужденные разговоры. И в этот момент хозяин выходит к посетителям с огромной книгой! В этой книге — удивительные рецепты, каждый из них придуман посетителями таверны, оказавшимися в ней одновременно, как вы все сейчас.

Через некоторое время, — продолжает ведущий, — каждый из вас отправится в путь. Не в правилах хозяина таверны "Находка" отпускать посетителей с пустыми руками. Тем более что вам предстоит длинный путь. Блюдо, которое вы унесете с собой, будет приправ­лено душевной атмосферой таверны "Находка".

Итак, вам предстоит создать рецепт общего "блюда в дорогу". Вы знаете, как составля­ются рецепты? На этой доске хозяин обычно записывает предлагаемые ингредиенты и их количество со слов каждого посетителя. Когда все ингредиенты будут названы, вам пред­стоит разработать технологический цикл приготовления блюда».

Каждый участник игры предлагает свой ингредиент и его количество, а веду­щий записывает все предложения на доске. Когда все составляющие будут назва­ны, ведущий интересуется, как это блюдо можно приготовить, тем самым вовлекая всех участников игры в обсуждение. Посетители таверны приходят к согласию, и ведущий под их диктовку записывает технологию приготовления блюда на доске.

«Спасибо, господа! — говорит ведущий. — Теперь совершенно ясно, как готовить это блюдо. Но как же оно называется? Пожалуйста, дайте ему название, которое займет достойное место в книге рецептов хозяина таверны «Находка».

Участники игры, перебрав множество вариантов названия, должны прийти к общему мнению и сообщить его ведущему, после чего название блюда также за­писывается на доске.

«Приготовление блюда»

«Господа! — продолжает ведущий. — Хозяин таверны "Находка" очарован вашей гени­альностью и допускает вас всвятая святых этого заведения — на кухню. Он дозволяет вам самим приготовить придуманное вами блюдо.

Итак, мы на кухне таверны "Находка". Не удивляйтесь, что перед вами всего лишь боль­шой лист бумаги и цветные карандаши. Для того чтобы приготовить блюдо, в этой тавер­не достаточно нарисовать его готовым».

Участники игры все вместе рисуют готовое блюдо и аплодируют самим себе.

«Благопожелание в дорогу»

«Господа! — продолжает ведущий. — Дорога зовет! Отрежьте себе в дорогу по куску вашего чудесного общего блюда. Оно подкрепит ваши силы в дороге. А вместо ножа в таверне "Находка" сегодня используют ножницы!»

Ведущий торжественно вносит на подносе одни ножницы. Участники игры спон­танно делят блюдо, давая ведущему возможность наблюдать за этим увлекатель­ным процессом.

«Друзья! — говорит ведущий после того, как каждый взял свой кусок. — В таверне "Наход­ка" существует еще одна традиция. Посетители пишут друг другу благопожелания в дорогу на обороте рисунка блюда. Давайте поддержим эту традицию, и — в добрый путь!»

Участники игры пишут друг другу добрые слова на обороте рисунков частей об­щего блюда. Потом все символически прощаются друге другом. Игра закончена.

Вопросы для обсуждения

1. Итак, вы побывали в таверне «Находка», каковы ваши впечатления?

2. Удалось ли вам заказать то блюдо, которое в действительности хотелось отведать?

3. Если не удалось, то что этому помешало?,

4.Легко ли было объяснять свой заказ глухому официанту?

5..Легко ли было готовить общее блюдо? Какие трудности и радости вы испы­тывали в процессе приготовления угощения?

6. Часто ли ваши личные интересы, предпочтения входили в противоречие с интересами других?

7. Каким образом вам удавалось преодолевать эти противоречия?

8. Какие ощущения вызвала у вас традиция писать благопожелания в дорогу?

9. Как вы будете употреблять блюдо в дорогу?

10. Полезны ли для вас те пожелания, которые вы получили?

11. Что вы нашли для себя в таверне «Находка»?

Заключительная часть

Упражнение «Енотов Круг»

Для этой игры ведущему потребуется прочная корсажная лента длиной при­мерно 3,5 м. Концы ленты крепко связываются друге другом.

Ведущий приглашает участников игры встать в круг и, показывая круг из кор­сажной ленты, говорит:

«Вы видите в моих руках обыкновенную корсажную ленту. Ее концы связаны, таким образом, у меня в руках — круг из корсажной ленты. Я прошу вас взяться за него обе­ими руками и потянуть на себя. Займите такое положение, чтобы держать ленту вытя­нутыми руками. Расслабьтесь! Чувствуете, он вас держит? Так, все вместе, мы можем образовать круг, который поддерживает всех нас. Мы можем доверять ему настолько, что даже закроем глаза... Держит? Конечно, ведь мы привели его в состояние равнове­сия! Вот чудо — благодаря тому, что мы все доверяем ему держать себя, он держит нас! Оказывается, доверие способно поддерживать и того, кто доверяет, и того, кому до­веряют.

Попробуем отпустить одну руку и держаться за круг только одно рукой. Удобно? Нет? Уже чувствуете себя как будто связанными? Вас это обременяет?.. Неудивительно! Разве можно доверять наполовину? "Половинное" доверие, как вы убедились, вызывает на­пряжение.

Давайте снова возьмемся за круг двумя руками, откинемся назад, держась за него вытя­нутыми руками, установим его равновесие и закроем глаза. Давайте запомним каждой клеточкой нашего тела ощущение взаимного доверия и поддержки...

Этот круг называют "енотовым", — продолжает ведущий, — зоологи заметили, что еноты совершают важные для них дела, становясь в круг. Вы чувствуете, что круг действительно объединяет нас всех. Давайте запомним это чувство и будем "вызывать" его всякий раз, когда нам предстоит совместная работа! Спасибо!»

Эту игру можно не обсуждать, достаточно того, что она дает опыт переживания группового доверия. Если на определенном этапе работы команды возникнут раз­ногласия, конфликт, можно использовать эту игру в качестве способа нормализации взаимоотношений.

Упражнение «Талисман команды»

Для этой игры ведущему потребуются разноцветный пластилин (хотя бы по кусочку на каждого члена команды); пластилин можно заменить на глину или воск; зубочистки; плоские камешки или деревянные пластины на каждого члена коман­ды (если подготовлены камешки, то дополнительно потребуется яркий лак для ногтей); коробка для хранения талисмана команды.

Перед началом игры ведущий рассказывает участникам вводную историю.

«Вы, конечно, знаете, что каждая команда должна иметь свой талисман? В древности особо важные или тайные знания принято было зашифровывать. И в наше время принято зашифровывать секретную информацию. Говорят, что тот, кто обладает информацией, обладает властью. Так символы получили особую силу благодаря тому, что было зашиф­ровано с их помощью.

Талисманы великих команд были покрыты причудливыми символами, что они обознача­ли, знали только сами члены команды. Ведь если об этом будут знать все — талисман потеряет свою силу.

Чем сильна команда? Способностями, возможностями, умениями, навыками, силой ха­рактера и другими качествами каждого ее члена. Но это — секретная информация, кото­рую необходимо зашифровать.

Сейчас, дорогие друзья, возьмите, пожалуйста, бумагу и ручку, — просит ведущий, — и раз­делите лист на две части. В одной части вы будете записывать свои качества, способности, возможности, которые окажутся полезными в работе команды и помогут ей эффективно ре­шать все вопросы и проблемы. В другой части листа, напротив каждого выделенного вами качества, вы нарисуете некий знак (пиктограмму), который будет его обозначать и одновре­менно зашифровывать. Таким образом, рядом с каждым качеством у вас появится тайный знак. Старайтесь придумывать такие знаки, которые потом легко было бы воспроизвести.

Итак, — продолжает ведущий, когда все закончили выполнять задание, — перед вами самый настоящий шифр и ключ к нему. Эта бумага остается у вас и должна бережно храниться.

Вы знаете, что самые надежные шифры-талисманы запечатлялись на специальных глиня­ных или восковых дощечках? — продолжает ведущий. — Сегодня их можно сделать из разноцветного пластилина. Пожалуйста, возьмите сейчас по кусочку пластилина и при­готовьте дощечки, на которые можно будет перенести ваш шифр. Вы можете сочетать разные цвета. Формы дощечек могут быть самыми разнообразными.

Теперь, когда ваши дощечки готовы, возьмите специальные тонкие палочки, — предлагает ведущий и раздает участникам зубочистки (или тонкие деревянные шампура). — Острым концом вашей палочки перенесите знаки, шифрующие ваши достоинства, на дощечки.

Ваши достоинства теперь в зашифрованном виде создают на дощечке интересный орна­мент. Пожалуйста, расположите ваши дощечки с шифрами рядом друг с другом, чтобы мы могли их внимательно рассмотреть.

Видите, некоторые символы повторяются. Давайте выпишем на доску те символы, кото­рые встречаются хотя бы на двух дощечках».

Участники игры внимательно разглядывают дощечки, ищут повторяющиеся сим­волы. Ведущий выписывает их на доску друг под другом.

«Друзья, — говорит ведущий после того, как все повторяющиеся символы выписаны на доске, — у нас есть общие символы и это прекрасно! Давайте их расшифруем. Я прошу авторов этих символов назвать их значение. Я выпишу весь набор значений символа на доске напротив этого знака...

Итак, у нас есть общая символика и ее значение. Прошу вас, перепишите для себя об­щие символы и их значение.

Теперь я прошу вас соединить ваши дощечки между собой так, чтобы они образовали интересную композицию. Эта композиция и станет нашим главным талисманом команды».

Когда участники игры создадут общую композицию из пластилиновых доще­чек, ведущий просит их аккуратно уложить ее в коробку, где она и будет хранится. Команда может договориться о месте хранения коробки с главным талисманом.

«Итак, талисман команды готов. В древние времена эта композиция считалась святыней и никуда не выносилась, только если не требовалось переехать на другое место. Мы знаем, где лежит главный талисман, и по взаимному желанию всегда можем к нему об­ратиться. Ведь в жизни команды случаются разные ситуации, иногда бывает важно вспом­нить о том, что всех нас объединяет.

У нас есть общие символы. Это те качества, которые нас объединяют, это наши точки соприкосновения. Возьмите себе по деревянной пластине и с помощью ручки начертите на ней наши общие знаки (если заготовлены плоские камешки, рисовать общие знаки можно с помощью лака для ногтей). Теперь часть талисмана команды есть у каждого из нас!»

Рефлексия участников.

 

Приложение №8

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.041 с.)