Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям



 

Позиция Терпимое отношение к детям: преобладание механизма принятия Толерантное отношение: преобладание механизма терпения Нетерпимое отношение к детям: неразвитость механизмов принятия и терпения
«Сверху» Снисхождение («Черепаха Тортилла»)   Высокомерие («Сноб») Пренебрежение («Диктатор»)
«Рядом» Сотрудничество («Миролюбец»)   Терпеливость («Стоик») Отстраненность («Снежная королева»)
«Снизу» Уступчивость («Альтруист») Беспомощность («Золушка») Импульсивность, стремление изменить, сделать по-своему («Боец»)  

 

Таблица 2

Сводная таблица характеристик типов педагогов

Характерологические особенности Педагоги с преобладанием:
Снисхождения («Черепаха Тортилла») Сотрудничество («Миролюбец»)   Уступчивость («Альтруист») Высокомерие («Сноб»), Терпеливость («Стоик»), Беспомощность («Золушка») Пренебрежение («Диктатор») Отстраненность («Снежная королева»), Импульсивность, стремление изменить, сделать по-своему («Боец»)
Уровень терпимого отношения к детям Оптимальный или ситуативный Оптимальный Оптимальный Ситуативный Низкий Низкий
Степень принятия детей «Свой-чужой», «Близкий-далекий»   «Скорее свои», «Скорее близкие» «Свои», «Близкие». «Совсем свои», «Совсем близкие». «Скорее чужие», «Скорее далекие». «Совсем чужие», «Совсем далекие». «Чужие», «Далекие».
Ориентированность на тип взаимодействия с детьми Умеренная ориентация на личностную модель Выраженная ориентация на личностную модель Умеренная ориентация на личностную модель, умеренная ориентация на дисциплинарную модель Выраженная ориентация на учебно-дисциплинарную модель
Эмпатическое отношение к детям Эмпатическое Сочетание эмпатического и неэмпатического Неэмпатическое
Тест FPI: преобладание Открытость, уравновешанность, эмоциональная устойчивость, оптимизм Застенчивость, уравновешенность, эмоциональная устойчивость В одних ситуациях могут быть уравновешанными, эмоционально устойчивыми и т.д.; в других – агрессивными, раздражительными. Раздражительность, агрессивность, невротичность, депрессивность, возбудимость, недоверчивость, доминантность, эгоцентричность, неустойчивость эмоциональных состояний, тревожность, неуверенность.

Занятие №3

Тема: «Бесконфликтное взаимодействие»

Цель - формирование навыков бесконфликтного и позитивного отношения к проблемной ситуации.

Ход занятия

Вводная часть

Упражнение «Черные шнурки»

Упражнение «Прогноз погоды»

Основная часть Упражнения, направленные на развитие навыка конструктивного

взаимодействия.

Упражнение № 1

Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий группы призывает участ­ников подумать о собственной проблемной ситуации, в которой каждый находится в данный период. В левой части листа записывают 10 аспектов жизнен­ной проблемы, которые имеют негативные последст­вия для участника, а в правой — 10 положительных сторон существующей ситуации.

В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситу­ации необходимо уметь находить положительные сто­роны и за счет этого сохранять самообладание и то­лерантность.

Упражнение № 2

Участники группы объединяются в пары и разыг­рывают любую конфликтную ситуацию. Двое участ­ников разыгрывают разногласие, применяя во взаи­модействии следующие принципы управления кон­фликтом:

- полный контроль за собственными эмоциями, ко­торые, как правило, мешают оценивать происходящее;

- анализ подлинных причин конфликта, которые могут скрывать оппоненты за мнимыми причинами;

- локализация конфликта, т.е. установление его четких рамок и стремление к сужению области про­тиворечия;

- отказ от концентрации на самозащите, посколь­ку увлечение собственными защитными действиями обычно мешает людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении конфликтующей стороны;

- переформулирование аргументов оппонента, ко­торые просто не стоит отвергать в том порядке и в тех пропорциях, в которых они изложены; лучше попытаться перевести их на понятный вам язык, выделяя опорные смысловые моменты;

- достаточная активность, поскольку даже отсту­пая можно сохранить спокойный эмоциональный тон отношений.

В процессе обсуждения участники решают, какие пары наиболее конструктивно и толерантно нашли выход из конфликтной ситуации.

Упражнение № 3

Участники группы разбиваются на две команды. Выбрав тему для обсуждения и совместно выдвинув критерии оценки деятельности руководителя (вовле­кать пассивных участников и приостанавливать за­тянувшиеся монологи, быть тактичным к выступаю­щим, доказательность, логика, четкость формулиро­вок, соответствие теме) и систему оценки (в баллах), группа избирает руководителя дискуссии. После за­вершения обсуждения выбранной темы ведущий объ­являет и комментирует результаты. В заключении - коллективное обсуждение хода дискуссии.

Заключительная часть

Рефлексия участников.

Занятие №4

Тема «Доверие и общность»

Цель - формирование ощущения доверия и общности в группе, коллективе как условие развития толерантности.

Ход занятия

Вводная часть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.028 с.)