Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Если ребенок окружен критицизмом,

Поиск

Программа

«Толерантность как составляющая педагогической культуры и педагогической компетентности педагога».

 

 

Г.

Если ребенок окружен критицизмом,

Он учится обвинять.

Если ребенок видит враждебность,

Он учится драться.

Если над ребенком насмехаются,

Он учится быть робким.

Если ребенка постоянно стыдят,

Он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок окружен терпимостью,

Он учится быть терпимым.

Если ребенка поддерживают,

Он учится уверенности.

Если ребенка хвалят,

Он учится ценить других.

Если с ребенком обходятся справедливо,

Он учится справедливости.

Если ребенок чувствует себя в безопасности,

Он учится верить.

Если ребенка ободряют,

Он учится нравиться самому себе.

Если ребенка принимают и обращаются

С ним дружелюбно,

Он учится находить любовь в этом мире.

Дорис ЛоуНоулст

Введение

 

Формирование личности ребенка осуществляется в процессе взаимодействия с социальным окружением, прежде всего - со взрослыми, которые организуют жизнедеятельность детей.

Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаи­модействия в педагогическом процессе, является характер от­ношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. И от того, на каких основах строится такое взаимодействие зависит успех педагогического труда. Воспитывает, обучает не программа, не метод, а личность педагога. Среди все­го многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Известно, что терпимый педагог, в силу особой тактики построения своего поведения по отноше­нию к детям добивается большей результативности, нанося при этом наименьший ущерб развивающейся личности.

В педагогическом процессе проявление терпимого или не­терпимого отношения к детям определяется, с одной стороны, тем, как педагог, разрешают противоречие между необходимостью предъявлять в соответствии с принятыми нор­мативами определенные требования к детям. И с другой сторо­ны, мерой реального воплощения этих требований детьми.

Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым педа­гогом требованиям, начинает раздражать, провоцировать скрытые, а иногда и открытые формы агрессии, враждебно­го отношения. Отсюда понятно, что если ребенок не нравит­ся педагогу, вызывает раздражение, невротизирует его, то он его внутренне, а иногда и внешне не принимает, игнори­рует, либо пытается изменить по­ведение ребенка.

В свою очередь, терпимый педагог спокойно реагирует на внешний вид, качества личности, поведение ребенка, которые у других людей могут вызывать раздражение. Такой педа­гог обнаруживает не только сам факт поступка, но и мотивы, приводящие к этому. Если он сам и испытывает раздражение по поводу того или иного ребенка, то он способен проявить выдержку, терпение, не обвиняет ребенка и его родите­лей, которые якобы не оказали должного влия­ния на него, а пытается самостоятельно, используя психолого-педагогические средства которые помогают решать данную проблему. Он работает как с са­мим ребенком, так и его родителями и другими взрослыми.

Цель программы - расширение и углуб­ление теоретической подготовки педагогов к организации образовательного пространства на толерантной основе, развитии толерантного сознания и уста­новок толерантного отношения к детям.

Данная программа позволяет решать следующие задачи:

• повышение сензитивности педагогов к идеям ненасилия, толерантности как

общечеловеческим ценностям,

• развитие позиции ненасилия и позиции терпимого отношения педагогов,

• ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми за счет развития

способности к принятию детей (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпению

(выдержка, самообладание, самоконтроль),

  • развитие способности к самоанализу, самопознанию, рефлексии,
  • развитие эмоциональной устойчивости и гибкости,
  • повышение социально-психологической компетентности.

Структура программы:

Программа состоит из трех этапов:

1 этап - ориентировочно-диагностический

2 этап - теоретический.

3 этап - практический.

 

В основе программы лежит трехэтапная конструкция:

• терпение,

• терпеливость,

• терпимость.

Реализации программы осуществляется по пятишаговой модели:

«побуждение - понимание - отношение - поддержка - действие».

Модель формирования терпимого отношения педагога включает в себя основные процессы изменения поведения: мотивационно-ценностный (1 стадия), рациональный («стадия), аффективный (3 стадия), волевой (4 стадия), поведенческий (5 стадия).

Формы реализации:

1. Семинар - практикум.

2. Семинар - тренинг.

3. Методические разработки (методички)

4. Тематическое консультирование, лекции.

Выбор формы реализации программы осуществляется предварительно согласно запросам администрации учреждений образования.

Ожидаемый результат:

• развитие у педагогов терпимого отношения к детям, окружающим;

• ориентация на личностно-ориентированную модель взаимодействия.

 

 


Структура программы

«Толерантность как составляющая педагогической культуры

ПРОГРАММЫ

           
   
   
 
 


  • лекции
  • тематические консультации
психологическая диагностика
ФОРМЫ
РАБОТЫ

 
 


• развитие у педагогов терпимого отношения к детям, окружающим; • ориентация на личностно-ориентированную модель взаимодействия.    
ОДИДАЕМЫЙ

РЕЗУЛЬТАТ


Этап - практический

Цель данного этапа:

- развитие у педагогов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль) и развитие принятия (понимание, эмпатия, ассертивность);

- ориентация педагогов на развитие личностной модели взаимодействия с детьми.

Формы реализации:

  • Семинар – практикум,
  • Семинар-тренинг.

Семинар – практикум

Цель -расширение и углуб­ление теоретической подготовки педагогов к организации образовательного пространства на толерантной основе, развитии толерантного сознания и уста­новок терпимого отношения педагогов к детям.

Задачи семинара:

• изучение преобладающей формы отношений педагогов к детям;

• повышение сензитивности педагогов к идеям ненасилия, как общечеловеческой ценности;

• ориентация на личностную модель взаимодействия «педагог - ребенок»

• развитие способности принятия (понимание, эмпатии, ассертивности) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль).

Информационное обеспечение семинара:

• Плакат «Этапы развития терпимости»;

• Плакат «Толерантная воспитательно-образовательная среда»;

• Плакат «Организация безопасной образовательной среды»;

• Плакат «Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям».

Ход семинара:

Проведение интерактивного опроса участников семинара (вопросы интерактивного опроса представлены в приложении).

Работа с анкетой «Определение преобладающей формы отношений педагогов к детям и на эмпатическое отношение к детям методом самооценки».

Теоретическая часть.

В теоретической части рассмотрены следующие вопросы:

1. Определение понятий «толерантность», «терпимость», «терпение».

2. Функции и особенности терпимости.

3. Виды терпимости.

4. Формы терпимости.

5. Границы терпимости.

6. Механизмы возникновения терпимости. 1. Психологическая структура терпимости.

8. Терпимое отношение к детям как профессиональное качество личности

педагога

8.1 Характеристика терпимого отношения к детям.

8.2. Терпимое отношение педагога к себе - основа терпимого отношения к ребенку.

8.3. Психологические условия формирования терпимого отношения к детям

Теоретические материалы представлены в приложении №3.

Практическая часть.

В практической части семинара были предложены:

1. Практические методы и приемы саморегуляции педагога в рамках учебно-воспитатального процесса (см. приложение №4).

2. Представлены результаты анкетирования по типологии толерантного отношения педагога.

3. Алгоритм терпимого отношения к детям (см. приложение №5)..

• Рефлексия семинара. (см. приложение №6).

Семинар - тренинг

Цель семинара - тренинга - развитие терпимого отношения к детям как профессионального качества личности педагога.

Основные задачи семинара - тренинга:

1. развитие способности к самоанализу, самопознанию.

2. развитие эмоциональной устойчивости и гибкости.

3. развитие социальной восприимчивости.

4. развитие способности к рефлексии.

5. ориентация на личностную модель взаимодействия «педагог-воспиташпж».

6. развитие способности принятия (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль).

7. повышение сензитивности педагогов к идеям ненасилия, как общечеловеческой ценности.

Заключение

Терпимость рассматривается как свойство личнос­ти, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, к самому себе. Данное свойство личностиактуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, цен­ностей, мнений, поведения людей и т. п. и проявляющееся в повышении сенизитивности к объекту. Понятие «терпимости» на семинаре разводится с понятием «толерантности».

Терпимое отношение к детям — это сложное личностное образование, включающее в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты, проявляю­щееся за счет задействования механизмов принятия (понима­ние, эмпатия, ассертивность) и терпения (выдержка, самооб­ладание, самоконтроль).

Использование диагностических методик позволило выделить группы педагогов:

  • с ориентацией на личностную модель взаимодействия с деть­ми, принятием и пониманием детей;
  • с ориентации на учебно-дисцип­линарную модель взаимодействия с детьми, неприятии и непо­нимании детей, стремлении изменить, перевоспитать любой ценой.
  • с умеренной ориентацией на учебно-дисциплинар­ную и личностную модели взаимодействия с детьми, то есть в одних случаях проявляют терпимое отношение, в других— нетерпимое отношение.

Используя методику по выявлению преобладающей формы терпимого, то­лерантного, нетерпимого отношения к детям (методика Е.Ю. Клепцова) были определены следующие типы и даны характеристики этих типов педагогам.

  • педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпи­мого отношения к детям («Черепаха Тортилла»);
  • педагоги с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпи­мого отношения к детям («Миролюбец»);
  • педагоги с преобла­данием уступчивости как формы выражения терпимого отно­шения к детям («Альтруист»);
  • педагоги с преобладанием высо­комерия как формы выражения толерантного отношения к детям («Сноб»);
  • педагоги с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к детям («Стоик»);
  • педагоги с преобладанием беспомощности как формы выраже­ния толерантного отношения к детям («Золушка»);
  • педагоги с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетер­пимого отношения к детям («Диктатор»);
  • педагоги с преобла­данием отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Снежная Королева»);
  • педагоги с преоб­ладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Боец»).

Результаты анкетирования показали, что большинство педагогов используют в своей профессиональной деятельности методы и приемы терпимого отношения к детям с преобладанием механизма принятия.

Наиболее эффективным средством для реализации условий по повышению сензитивности педагогов к идеям толерантности и ненасилия; ориентации на личностную модель взаимодействия с детьми за счет развития способности к принятию детей (понимание, эмпатия, ассертивность) и тер­пению (выдержка, самообладание, самоконтроль) выс­тупает семинар-тренинг. При проведение семинара-тренинга использовалась трехэтапная конструкция (терпение, терпеливость, терпимость), которая осуществляется в фор­ме пятишаговой модели (побуждение, понимание, отношение, поддержка, действие).

Результаты диагностики и отзывы участников свидетельствуют о достоверности положительных результатов в сторону развития терпимого отношения педаго­гов к детям, наступивших у педагогов после прохождения цикла занятий.

Анализируя результаты реализации программы ««Толерантность как составляющая педагогической культуры и педагогической компетентности педагога» можно сделать вывод об актуальности проблемы толерантного, терпимого отношения к детям и о необходимости продолжения работы в данном направлении с целью приобретения и развития терпимости как профессионального качества личности педагога.

Отзывы участников представлены в приложении №8.

Литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.

2. БондыреваС.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М., 2003.

3. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. М., 1955.

4. Маралов В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. М., 1992.

5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

6. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми /под ред. В.Г. Маралова М., 2005.

7. Психология: Словарь \под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

8. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2005.

Приложение №1.

Инструкция.

Вашему вниманию предлагаются суждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников.

• Если вы полностью согласны с тем или иным суждением, поставьте напротив него

балл «5».

• Если в большей степени согласны, чем не согласны, — балл «4».

• В том случае, если вы согласны и не согласны в равной степени, поставьте балл «3».

• Если вы не согласны в большей степени, чем согласны, — балл «2».

• Если полностью не согласны, поставьте балл «1».

 

№п/п Утверждения балл
1. Строгий воспитатель лучше, чем не строгий -.....  
2. Воспитатель — главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы -.....  
3. На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем -.....  
4. Послушание детей — заслуга педагога-......  
5. Ребенок подобен глине, из него можно «лепить» все, что угодно —...  
6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя  
7. Основная цель воспитателя — реализовать требования программы воспитания и обучения детей —...  
8. Центральная задача учебно-воспитательной работы вооружение детей знаниями, умениями, навыками —...  
9. Главное в работе педагога —добиться исполнительности детей —...  
10. Воспитание — прежде всего требовательность к детям  
11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам—...  
12. Хорошая дисциплина — залог успеха в воспитании и обучении детей -  
13. Наказание — не лучшая форма воспитания, но оно необходимо —...  
14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле  

Обработка результатов:

Оценив приведенные примеры, нужно сложить все баллы.

Примерные нормативы.

48 баллов и выше – выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;

43-47 баллов – умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;

38-42 балла – умеренная ориентированность на личностно-ориентированную модель;

37 баллов и выше – выраженная ориентированность на личностно-ориентированную модель;

 

Таким образом, чем выше сумма баллов, тем выраженее ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.

 

Инструкция.

Уважаемые коллега!

Вашему вниманию предлагается утверждения,касающихся разных сторон

педагогической деятельности. Пожалуйста, выразите свое Отношение к приведенным ниже утверждениям по пятибалльной шкале.

• Если вы полностью согласны с утверждением, то поставьте напротив него балл «5».

• Если в большей степени согласны, чем не согласны, - балл «4».

• Если согласны и не согласны в равной степени - балл «3».

• Если в большей степени не согласны, чем согласны, - балл «2».

• Если однозначно не согласны, то поставьте балл «1».

 

№п/п Утверждения балл
1. Каждый раз общение с администрацией приводит меня в состояние благожелательной радости.  
2. Стараюсь быть «ровной» даже с детьми, которые мне нравятся меньше других.  
3. С родителями воспитанников стараюсь достичь согласия по вопросам образования детей.  
4. Пытаюсь реагировать не на сам факт плохого поведения воспитанников, а на то, что побудило ребенка так себя вести.  
5. Активно сотрудничаю с коллегами; делюсь педагогическим опытом, методическими пособиями, литературой.  
6. Учусь быть сдержанной в своих реакциях относительно того, что мне не нравится в ребенке (поведение, внешний вид, личные качества и т.д.), пытаюсь понять причину такого отношения.  
7. Успехи и профессиональные победы коллег меня подстегивают к новым достижениям.  
8. Если руководство поступает несправедливо по отношению ко мне или моим коллегам, то дипломатично отстаиваю свою позицию.  
9. При тщетных попытках переубедить администрацию поменять итоговое решение, могу отказаться от своих первоначальных позиций, если это не противоречит внутренней убежденности.  
10. При сложных ситуациях взаимодействия с коллегами пытаюсь понять, что побуждает их так себя вести.  
11. Спокойно отношусь к собственным неудачам, не терзаю себя сомнениями:«.... А вел себя иначе...».  

Обработка результатов:

Обработка индивидуальных результатов проводится в соответствии с ключом.

Интерпретация результатов.

4-8 баллов – нетерпимое отношение.

9-11 баллов – толерантное отношение.

12-15 баллов - терпимое отношение.

Далее по результатам интерпретации методики экспертных оценок и опросника вычерчивается диаграмма отношений педагогов к различным субъектам педагогической реальности выявляется индивидуальная картина предпочтений (избегания) тех или иных объектов педагогической реальности и уровень терпимого, толерантного, нетерпимого отношения к ним.

 

Ключ.

Ориентированность на: Номера вопросов Сумма баллов
  • себя
11,14,15  
  • администрацию
1,8,9  
  • коллег
5,7,10  
  • детей
2,4,6  
  • родителей
3,13,17  
  • общественность, СМИ
12,16,18  

 

Упражнение № 1

Перед началом выполнения задания участники группы стараются лучше запомнить друг друга. Каждый участник получает от ведущего лист бума­ги с именем того участника группы, в которого первый должен будет превратиться. От лица этого человека нужно будет реагировать на вопросы, кото­рые будут задаваться ведущим. Не обязательно отве­чать на вопросы по существу, можно прореагировать на них словесным комментарием.

В процессе выполнения данного упражнения ста­новится очевидно, что человек может приписывать другим людям собственные качества. Во время вы­полнения данного упражнения или при дальнейшем обсуждении все участники начинают понимать, что они описывали различные аспекты собственной лич­ности, а не другого участника группы, в которого они должны были превратиться.

Упражнение № 2

Все участники садятся в круг. Один из участни­ков пересаживает всех, учитывая цвет глаз: от свет­логлазых до темноглазых. После того как задание выполнено, другой участник корректирует получен­ную комбинацию по-своему. Затем то же самое пред­лагается выполнить другим участникам. В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что у каж­дого человека свое видение, т.е. каждый восприни­мает объект по-своему. При существовании индиви­дуального восприятия людям удается решать про­блемы общения благодаря принципу толерантности: каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими

 

Упражнение № 3

Человек часто задается вопросом: "Разделяют ли другие мою точку зрения?" Для ответа на этот во­прос ведущий тренинга предлагает каждому участни­ку группы написать свое имя, затем разделит лист бумаги на три графы по вертикали: в первой графе ответить на вопрос: "Каким я вижу себя человеком?" Для этого следует написать десять слов-эпитетов. Во второй графе написать, как на этот же вопрос ответи­ли бы ваши родители, знакомые. В третьей графе на тот же вопрос отвечает кто-нибудь из группы, т.е. все отдают подписанные листы бумаги ведущему, кото­рый их перемешивает и раздает каждому участнику группы с целью написать о том человеке, чье имя указано на листе бумаги. После завершения работы листы отдаются участникам, подписавшим свое имя.

При обсуждении результатов можно обратить внима­ние на следующие аспекты:

- повторяется ли какое-либо качество во всех трех графах;

- отношение к самому себе (соотношение позитив­ных и негативных эпитетов);

- совпадают ли Я - концепция и представления дру­гих об этом человеке.

Участники группы обсуждают вопрос ответствен­ности за презентацию себя другим людям.

 

Приложение №3.

Теоретический материал

1. Толерантность и образование

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития.

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Во многих культурах понятие "толерантность" является своеобразным синонимом "терпимости": В процессе исторического и культурного развития, становления философской мысли категория "терпимости", "толерантности" претерпевала изменения. Менялось общество, в основе человеческих взаимоотношений стояли разные идеи на разных этапах его развития.

В XIX веке глагол "терпеть" насчитывал до 26 сходных по сути выражений и оборотов, выражающих, однако, различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д.("Толковый словарь русского языка" В.Даля.М., 1998). Несмотря на многозначность, категория "терпимости" имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность.
Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях.

  • В "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова (М., 1994) категория "толерантность" полностью отождествляется с категорией "терпимость".
  • В "Словаре иностранных слов и выражений" (М., 1998) понятие также определяется как "терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо".
  • В психологической литературе определение толерантности имеет иное смысловое звучание. В "Большом психологическом словаре" (М., 2000) толерантность определяется неоднозначно: "установка либерального принятия моделей поведения, убеждения, ценностей другого";
    - "способность выносить стресс без серьёзного вреда";
    - "переносимость лекарств".

Итак, термин "толерантность" употребляется для обозначения способности организма к сопротивлению, стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, лекарствам, собственному раздражению поведением другого индивида.

В "Философском энциклопедическом словаре" (М., 1997) толерантность определяется как "терпимость киного рода взглядам". Таковая является "признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции". И вот впервые мы встретились с активной позицией личности в процессах, связанных с проявлением толерантности в мышлении, отстаивании собственной точки зрения, отношениях с окружающими и миром в целом, в поведении и взглядах. Это может проявляться в следующих процессах:
- познание и признание своего "Я" (позиций, взглядов, мировоззрения) и позиций другого;
- определение тактики поведения и диалога с другими;
- взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с другими и при этом сохранять своё "Я");
- анализ результатов взаимодействия.

Виды терпимости.

В современной науке предпринимают­ся попытки выделить и описать виды терпимости. Существует несколько видов терпимости, но мы остановимся только на двух.

Негативная терпимость проявляется в равнодушии, пас­сивности, безразличии, показном цинизме.

Позитивная терпимость основывается на эмпатическом понимании, которое ведет к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации и точек зрения. Несог­ласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения парт­нера не приводит к конфликту, а предусматривает существова­ние его мнения как данности, как объективно существующей реальности, сохранение при этом внутреннего спокойствия, самоуважения, свободы. На этой основе идет безоце­ночное принятие объекта взаимодействия. В реальном общении это проявляется как неподдельная искренность, открытость, конгруэнтность. Принятие исключает прямое оценивание: ни плохо — ни хорошо, ни хвалить — ни ругать. Принятие мень­ше всего выражается открытым текстом.

Формы терпимости. Обратимся теперь к формам выра­жения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения. Эти формы могут быть выделены в зависимости от позиции, кото­рую занимает человек в процессе взаимодействия.

В психологии позиции взаимодействующих субъектов опи­сываются различными терминами. Наиболее простой вариант классификации в педагогике – это позиций: «Сверху», «Рядом», «Снизу».

При терпимом отношении в позиции «сверху» оно выступа­ет как снисходительность, невзыскательность, покровитель­ственное разрешение чего-то, патронаж, опека.

Толерантное отношение в позиции «сверху» проявляется как высокомерие, ярко выраженная или завуалированная над­менность.

Нетерпимость варьирует в пределах от пренебрежения до пре­зрения, беспощадности, безжалостности, безоговорочности.

При равноправных позициях терпимое отношение к объек­ту характеризуется как сотрудничество, взаимное согласова­ние мнений в ситуациях расхождения и несовпадения взгля­дов, оценок и т. д. В основе сотрудничества лежит принятие другого, мнения и т. д. как данности, как объективно суще­ствующей реальности.

В позиции «рядом» толерантность выступает как терпение, терпеливость. Терпеливость предполагает проявление выдерж­ки, самообладания, самоконтроля и проявляется, как способ­ность делать что-то долго, настойчиво, упорно, как умение вла­деть собой. В основе терпеливости лежит механизм терпения.

Нетерпимость при равноправии проявляется как отстранен­ность, равнодушие, безразличие, безучастность, отчужден­ность. В поведении данные характеристики реализуются в виде сознательного игнорирования того, что раздражает, противо­речит собственным воззрениям.

В позиции «снизу» терпимое отношение принимает формы уступчивости, покладистости, вежливо-смиренного отноше­ния, готовности подчиниться чужой воле.

При толерантном отношении в позиции «снизу» наблюдает­ся беспомощность, осознание невозможности изменить ситуа­цию, покорность, угодливость, конформизм.

Нетерпимость характеризуется переживанием отрицательных эмоций: враждебности, злорадства, открытой неприязни; стремле­нием действовать активно: бороться, ругаться, кричать, драться, наносить физический, материальный и моральный ущерб и т. д.

Границы терпимости. Отдельно остановимся на границах терпимости.

А.В. Зимбули выделяет три фактора нравственной меры тер­пимости:

  • конкретность (социальный фон, внутреннее состоя­ние человека, резкий контраст между воспринимаемым фак­том и ожиданиями и т. д.),
  • инструментальность (сопряжен­ность с другими нравственными ценностями);
  • внутренняя напряженность.

При толерантном отношении границы расширяются: чело­веку безразлично происходящее, пока оно не касается его са­мого. В ряде случаев такая позиция оправдана, в других же нет. Многое зависит от нравственного контекста ситуации, в которую включается индивид.

При толерантности снижается чувствитель­ность личности к событиям, т.е. она выступает как пассивная форма реагирования. Терпимость же, как личностное свойство,активна. Она предполагает наличие сдержанности, терпеливо­сти, понимания, и в конечном итоге, принятия. И только тогда, когда эти механизмы не дают ощутимого эффекта, допустимо принуждение.

Механизмы возникновения терпимости. (см. приложение)

Отдельно рас­смотрим вопрос о психологических механизмах возникнове­ния терпимости и толерантности. Под механизмом понимают обычно последовательность состояний, процессов, свойств, обеспечивающих функционирование более сложной системы, действие чего-либо.

Ведущим психологическим механизмом возникновения то­лерантности является терпение.

Терпение может быть и состоянием, и качеством, и свой­ством личности, но оно выступает и как психологический ме­ханизм, обеспечивающий функционирование терпимости и то­лерантности. Суть терпения как механизма состоит в сдержи­вании импульсивных состояний и действий.

В основе терпения лежат такие волевые качества личнос­ти, как выдержка, самообладание и самоконтроль.

Выдержка особо ярко проявляется при переходе от реше­ния к действию, когда немедленная реализация плана нецелесо­образна. Выдержка позволяет затормозить влияние несвоевре­менных побуждений, мешающих успешному продвижению к цели. Когда необходимо усилить ведущий мотив или заставить себя все-таки исполнить принятое решение, вопреки отвлекаю­щим побуждениям, то на помощь выдержке приходит самообла­дание, являющееся также волевым качеством личности.

Самообладание позволяет не только задержать энергети­ческую разрядку, как выдержка, но и перераспределить энер­гию между несколькими импульсами и действиями. Например, неприятный человек, с которым вынуждают интересы дела ве­сти переговоры, вызывает в собеседнике чувства отвращения, презрения и страха. Первое возникающее желание — прекра­тить диалог или же нагрубить, быть пристрастным в общении. С помощью выдержки партнеры сдерживают себя, а с помо­щью самообладания — перераспределяют пристрастность и избирательность внимания на интересы дела. Таким образом, в выдержке главное — сдерживающий фактор, а в самооблада­нии — перераспределяющий.

Выдержка и самообладание могут сочетаться с самоконт­ролем. В сочетании с самоконтролем, выступающим атрибу­том самосознания, регулируются все сферы психической жизни человека. Терпение как психологический механизм дает возможность снизить чувствительность к неблагоприятным факторам.

Терпение как психическое состояние может приобретать устойчивость и становиться терпеливостью, являющейся уже личностным свойством.

О терпеливости часто говорят как о длительности поддер­жания волевого усилия (В.К. Калин), о проявлении «силы про­тив себя» (3.Мюллер), о специальной выдержке (К.Л. Баба­ян), как об однократном длительном противодействии небла­гоприятным факторам (Е.П. Ильин). В качестве осно­вы формирования терпеливости выступает эмоциональная устойчивость.

Обратимся теперь к принятию как механизму терпимости. Его суть состоит в способности личности включать другого в свое индивидуальное пространство путем понимания, эмпатии, ассертивного поведения.

Способность к принятию, согласно утверждению гуманис­тически ориентированной психологии, относится к базисной личностной характеристике. Личность является тем более зре­лой, чем в большей мере она способна к принятию других таки­ми, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценности. А это, в свою очередь, связано с основополагающим доверием к человечес­кой природе и чувством глубинной сущностной общности меж­ду людьми.

Принятию окружающих способствует понимание. Понима­ние представляет по своей сути способность видеть причины поступков, выстраивать и объяснять логические цепочки по­ведения другого человека, усматривать за всем этим глубин­ные мотивы.

Особую роль в этом процессе играет эмпатия. Она позволя­ет посредством сочувствия, сопереживания, содействия встать на позицию другого человека, эмоционально проникнуть в его внутренний мир, усилить или ослабить его переж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.017 с.)