Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Если ребенок окружен критицизмом,↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа «Толерантность как составляющая педагогической культуры и педагогической компетентности педагога».
Г. Если ребенок окружен критицизмом, Он учится обвинять. Если ребенок видит враждебность, Он учится драться. Если над ребенком насмехаются, Он учится быть робким. Если ребенка постоянно стыдят, Он учится чувствовать себя виноватым. Если ребенок окружен терпимостью, Он учится быть терпимым. Если ребенка поддерживают, Он учится уверенности. Если ребенка хвалят, Он учится ценить других. Если с ребенком обходятся справедливо, Он учится справедливости. Если ребенок чувствует себя в безопасности, Он учится верить. Если ребенка ободряют, Он учится нравиться самому себе. Если ребенка принимают и обращаются С ним дружелюбно, Он учится находить любовь в этом мире. Дорис ЛоуНоулст Введение
Формирование личности ребенка осуществляется в процессе взаимодействия с социальным окружением, прежде всего - со взрослыми, которые организуют жизнедеятельность детей. Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. И от того, на каких основах строится такое взаимодействие зависит успех педагогического труда. Воспитывает, обучает не программа, не метод, а личность педагога. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Известно, что терпимый педагог, в силу особой тактики построения своего поведения по отношению к детям добивается большей результативности, нанося при этом наименьший ущерб развивающейся личности. В педагогическом процессе проявление терпимого или нетерпимого отношения к детям определяется, с одной стороны, тем, как педагог, разрешают противоречие между необходимостью предъявлять в соответствии с принятыми нормативами определенные требования к детям. И с другой стороны, мерой реального воплощения этих требований детьми. Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым педагогом требованиям, начинает раздражать, провоцировать скрытые, а иногда и открытые формы агрессии, враждебного отношения. Отсюда понятно, что если ребенок не нравится педагогу, вызывает раздражение, невротизирует его, то он его внутренне, а иногда и внешне не принимает, игнорирует, либо пытается изменить поведение ребенка. В свою очередь, терпимый педагог спокойно реагирует на внешний вид, качества личности, поведение ребенка, которые у других людей могут вызывать раздражение. Такой педагог обнаруживает не только сам факт поступка, но и мотивы, приводящие к этому. Если он сам и испытывает раздражение по поводу того или иного ребенка, то он способен проявить выдержку, терпение, не обвиняет ребенка и его родителей, которые якобы не оказали должного влияния на него, а пытается самостоятельно, используя психолого-педагогические средства которые помогают решать данную проблему. Он работает как с самим ребенком, так и его родителями и другими взрослыми. Цель программы - расширение и углубление теоретической подготовки педагогов к организации образовательного пространства на толерантной основе, развитии толерантного сознания и установок толерантного отношения к детям. Данная программа позволяет решать следующие задачи: • повышение сензитивности педагогов к идеям ненасилия, толерантности как общечеловеческим ценностям, • развитие позиции ненасилия и позиции терпимого отношения педагогов, • ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми за счет развития способности к принятию детей (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль),
Структура программы: Программа состоит из трех этапов: 1 этап - ориентировочно-диагностический 2 этап - теоретический. 3 этап - практический.
В основе программы лежит трехэтапная конструкция: • терпение, • терпеливость, • терпимость. Реализации программы осуществляется по пятишаговой модели: «побуждение - понимание - отношение - поддержка - действие». Модель формирования терпимого отношения педагога включает в себя основные процессы изменения поведения: мотивационно-ценностный (1 стадия), рациональный («стадия), аффективный (3 стадия), волевой (4 стадия), поведенческий (5 стадия). Формы реализации: 1. Семинар - практикум. 2. Семинар - тренинг. 3. Методические разработки (методички) 4. Тематическое консультирование, лекции. Выбор формы реализации программы осуществляется предварительно согласно запросам администрации учреждений образования. Ожидаемый результат: • развитие у педагогов терпимого отношения к детям, окружающим; • ориентация на личностно-ориентированную модель взаимодействия.
Структура программы «Толерантность как составляющая педагогической культуры ПРОГРАММЫ
РАБОТЫ
РЕЗУЛЬТАТ Этап - практический Цель данного этапа: - развитие у педагогов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль) и развитие принятия (понимание, эмпатия, ассертивность); - ориентация педагогов на развитие личностной модели взаимодействия с детьми. Формы реализации:
Семинар – практикум Цель -расширение и углубление теоретической подготовки педагогов к организации образовательного пространства на толерантной основе, развитии толерантного сознания и установок терпимого отношения педагогов к детям. Задачи семинара: • изучение преобладающей формы отношений педагогов к детям; • повышение сензитивности педагогов к идеям ненасилия, как общечеловеческой ценности; • ориентация на личностную модель взаимодействия «педагог - ребенок» • развитие способности принятия (понимание, эмпатии, ассертивности) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль). Информационное обеспечение семинара: • Плакат «Этапы развития терпимости»; • Плакат «Толерантная воспитательно-образовательная среда»; • Плакат «Организация безопасной образовательной среды»; • Плакат «Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям». Ход семинара: • Проведение интерактивного опроса участников семинара (вопросы интерактивного опроса представлены в приложении). • Работа с анкетой «Определение преобладающей формы отношений педагогов к детям и на эмпатическое отношение к детям методом самооценки». • Теоретическая часть. В теоретической части рассмотрены следующие вопросы: 1. Определение понятий «толерантность», «терпимость», «терпение». 2. Функции и особенности терпимости. 3. Виды терпимости. 4. Формы терпимости. 5. Границы терпимости. 6. Механизмы возникновения терпимости. 1. Психологическая структура терпимости. 8. Терпимое отношение к детям как профессиональное качество личности педагога 8.1 Характеристика терпимого отношения к детям. 8.2. Терпимое отношение педагога к себе - основа терпимого отношения к ребенку. 8.3. Психологические условия формирования терпимого отношения к детям Теоретические материалы представлены в приложении №3. • Практическая часть. В практической части семинара были предложены: 1. Практические методы и приемы саморегуляции педагога в рамках учебно-воспитатального процесса (см. приложение №4). 2. Представлены результаты анкетирования по типологии толерантного отношения педагога. 3. Алгоритм терпимого отношения к детям (см. приложение №5).. • Рефлексия семинара. (см. приложение №6). Семинар - тренинг Цель семинара - тренинга - развитие терпимого отношения к детям как профессионального качества личности педагога. Основные задачи семинара - тренинга: 1. развитие способности к самоанализу, самопознанию. 2. развитие эмоциональной устойчивости и гибкости. 3. развитие социальной восприимчивости. 4. развитие способности к рефлексии. 5. ориентация на личностную модель взаимодействия «педагог-воспиташпж». 6. развитие способности принятия (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль). 7. повышение сензитивности педагогов к идеям ненасилия, как общечеловеческой ценности. Заключение Терпимость рассматривается как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, к самому себе. Данное свойство личностиактуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей и т. п. и проявляющееся в повышении сенизитивности к объекту. Понятие «терпимости» на семинаре разводится с понятием «толерантности». Терпимое отношение к детям — это сложное личностное образование, включающее в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты, проявляющееся за счет задействования механизмов принятия (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль). Использование диагностических методик позволило выделить группы педагогов:
Используя методику по выявлению преобладающей формы терпимого, толерантного, нетерпимого отношения к детям (методика Е.Ю. Клепцова) были определены следующие типы и даны характеристики этих типов педагогам.
Результаты анкетирования показали, что большинство педагогов используют в своей профессиональной деятельности методы и приемы терпимого отношения к детям с преобладанием механизма принятия. Наиболее эффективным средством для реализации условий по повышению сензитивности педагогов к идеям толерантности и ненасилия; ориентации на личностную модель взаимодействия с детьми за счет развития способности к принятию детей (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) выступает семинар-тренинг. При проведение семинара-тренинга использовалась трехэтапная конструкция (терпение, терпеливость, терпимость), которая осуществляется в форме пятишаговой модели (побуждение, понимание, отношение, поддержка, действие). Результаты диагностики и отзывы участников свидетельствуют о достоверности положительных результатов в сторону развития терпимого отношения педагогов к детям, наступивших у педагогов после прохождения цикла занятий. Анализируя результаты реализации программы ««Толерантность как составляющая педагогической культуры и педагогической компетентности педагога» можно сделать вывод об актуальности проблемы толерантного, терпимого отношения к детям и о необходимости продолжения работы в данном направлении с целью приобретения и развития терпимости как профессионального качества личности педагога. Отзывы участников представлены в приложении №8. Литература 1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000. 2. БондыреваС.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М., 2003. 3. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. М., 1955. 4. Маралов В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. М., 1992. 5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. 6. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми /под ред. В.Г. Маралова М., 2005. 7. Психология: Словарь \под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. 8. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2005. Приложение №1. Инструкция. Вашему вниманию предлагаются суждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников. • Если вы полностью согласны с тем или иным суждением, поставьте напротив него балл «5». • Если в большей степени согласны, чем не согласны, — балл «4». • В том случае, если вы согласны и не согласны в равной степени, поставьте балл «3». • Если вы не согласны в большей степени, чем согласны, — балл «2». • Если полностью не согласны, поставьте балл «1».
Обработка результатов: Оценив приведенные примеры, нужно сложить все баллы. Примерные нормативы. 48 баллов и выше – выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель; 43-47 баллов – умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель; 38-42 балла – умеренная ориентированность на личностно-ориентированную модель; 37 баллов и выше – выраженная ориентированность на личностно-ориентированную модель;
Таким образом, чем выше сумма баллов, тем выраженее ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.
Инструкция. Уважаемые коллега! Вашему вниманию предлагается утверждения,касающихся разных сторон педагогической деятельности. Пожалуйста, выразите свое Отношение к приведенным ниже утверждениям по пятибалльной шкале. • Если вы полностью согласны с утверждением, то поставьте напротив него балл «5». • Если в большей степени согласны, чем не согласны, - балл «4». • Если согласны и не согласны в равной степени - балл «3». • Если в большей степени не согласны, чем согласны, - балл «2». • Если однозначно не согласны, то поставьте балл «1».
Обработка результатов: Обработка индивидуальных результатов проводится в соответствии с ключом. Интерпретация результатов. 4-8 баллов – нетерпимое отношение. 9-11 баллов – толерантное отношение. 12-15 баллов - терпимое отношение. Далее по результатам интерпретации методики экспертных оценок и опросника вычерчивается диаграмма отношений педагогов к различным субъектам педагогической реальности выявляется индивидуальная картина предпочтений (избегания) тех или иных объектов педагогической реальности и уровень терпимого, толерантного, нетерпимого отношения к ним.
Ключ.
Упражнение № 1 Перед началом выполнения задания участники группы стараются лучше запомнить друг друга. Каждый участник получает от ведущего лист бумаги с именем того участника группы, в которого первый должен будет превратиться. От лица этого человека нужно будет реагировать на вопросы, которые будут задаваться ведущим. Не обязательно отвечать на вопросы по существу, можно прореагировать на них словесным комментарием. В процессе выполнения данного упражнения становится очевидно, что человек может приписывать другим людям собственные качества. Во время выполнения данного упражнения или при дальнейшем обсуждении все участники начинают понимать, что они описывали различные аспекты собственной личности, а не другого участника группы, в которого они должны были превратиться. Упражнение № 2 Все участники садятся в круг. Один из участников пересаживает всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. После того как задание выполнено, другой участник корректирует полученную комбинацию по-своему. Затем то же самое предлагается выполнить другим участникам. В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что у каждого человека свое видение, т.е. каждый воспринимает объект по-своему. При существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения благодаря принципу толерантности: каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими
Упражнение № 3 Человек часто задается вопросом: "Разделяют ли другие мою точку зрения?" Для ответа на этот вопрос ведущий тренинга предлагает каждому участнику группы написать свое имя, затем разделит лист бумаги на три графы по вертикали: в первой графе ответить на вопрос: "Каким я вижу себя человеком?" Для этого следует написать десять слов-эпитетов. Во второй графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые. В третьей графе на тот же вопрос отвечает кто-нибудь из группы, т.е. все отдают подписанные листы бумаги ведущему, который их перемешивает и раздает каждому участнику группы с целью написать о том человеке, чье имя указано на листе бумаги. После завершения работы листы отдаются участникам, подписавшим свое имя. При обсуждении результатов можно обратить внимание на следующие аспекты: - повторяется ли какое-либо качество во всех трех графах; - отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов); - совпадают ли Я - концепция и представления других об этом человеке. Участники группы обсуждают вопрос ответственности за презентацию себя другим людям.
Приложение №3. Теоретический материал 1. Толерантность и образование Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого» Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Во многих культурах понятие "толерантность" является своеобразным синонимом "терпимости": В процессе исторического и культурного развития, становления философской мысли категория "терпимости", "толерантности" претерпевала изменения. Менялось общество, в основе человеческих взаимоотношений стояли разные идеи на разных этапах его развития. В XIX веке глагол "терпеть" насчитывал до 26 сходных по сути выражений и оборотов, выражающих, однако, различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д.("Толковый словарь русского языка" В.Даля.М., 1998). Несмотря на многозначность, категория "терпимости" имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность.
Итак, термин "толерантность" употребляется для обозначения способности организма к сопротивлению, стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, лекарствам, собственному раздражению поведением другого индивида. В "Философском энциклопедическом словаре" (М., 1997) толерантность определяется как "терпимость киного рода взглядам". Таковая является "признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции". И вот впервые мы встретились с активной позицией личности в процессах, связанных с проявлением толерантности в мышлении, отстаивании собственной точки зрения, отношениях с окружающими и миром в целом, в поведении и взглядах. Это может проявляться в следующих процессах: Виды терпимости. В современной науке предпринимаются попытки выделить и описать виды терпимости. Существует несколько видов терпимости, но мы остановимся только на двух. Негативная терпимость проявляется в равнодушии, пассивности, безразличии, показном цинизме. Позитивная терпимость основывается на эмпатическом понимании, которое ведет к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации и точек зрения. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнера не приводит к конфликту, а предусматривает существование его мнения как данности, как объективно существующей реальности, сохранение при этом внутреннего спокойствия, самоуважения, свободы. На этой основе идет безоценочное принятие объекта взаимодействия. В реальном общении это проявляется как неподдельная искренность, открытость, конгруэнтность. Принятие исключает прямое оценивание: ни плохо — ни хорошо, ни хвалить — ни ругать. Принятие меньше всего выражается открытым текстом. Формы терпимости. Обратимся теперь к формам выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения. Эти формы могут быть выделены в зависимости от позиции, которую занимает человек в процессе взаимодействия. В психологии позиции взаимодействующих субъектов описываются различными терминами. Наиболее простой вариант классификации в педагогике – это позиций: «Сверху», «Рядом», «Снизу». При терпимом отношении в позиции «сверху» оно выступает как снисходительность, невзыскательность, покровительственное разрешение чего-то, патронаж, опека. Толерантное отношение в позиции «сверху» проявляется как высокомерие, ярко выраженная или завуалированная надменность. Нетерпимость варьирует в пределах от пренебрежения до презрения, беспощадности, безжалостности, безоговорочности. При равноправных позициях терпимое отношение к объекту характеризуется как сотрудничество, взаимное согласование мнений в ситуациях расхождения и несовпадения взглядов, оценок и т. д. В основе сотрудничества лежит принятие другого, мнения и т. д. как данности, как объективно существующей реальности. В позиции «рядом» толерантность выступает как терпение, терпеливость. Терпеливость предполагает проявление выдержки, самообладания, самоконтроля и проявляется, как способность делать что-то долго, настойчиво, упорно, как умение владеть собой. В основе терпеливости лежит механизм терпения. Нетерпимость при равноправии проявляется как отстраненность, равнодушие, безразличие, безучастность, отчужденность. В поведении данные характеристики реализуются в виде сознательного игнорирования того, что раздражает, противоречит собственным воззрениям. В позиции «снизу» терпимое отношение принимает формы уступчивости, покладистости, вежливо-смиренного отношения, готовности подчиниться чужой воле. При толерантном отношении в позиции «снизу» наблюдается беспомощность, осознание невозможности изменить ситуацию, покорность, угодливость, конформизм. Нетерпимость характеризуется переживанием отрицательных эмоций: враждебности, злорадства, открытой неприязни; стремлением действовать активно: бороться, ругаться, кричать, драться, наносить физический, материальный и моральный ущерб и т. д. Границы терпимости. Отдельно остановимся на границах терпимости. А.В. Зимбули выделяет три фактора нравственной меры терпимости:
При толерантном отношении границы расширяются: человеку безразлично происходящее, пока оно не касается его самого. В ряде случаев такая позиция оправдана, в других же нет. Многое зависит от нравственного контекста ситуации, в которую включается индивид. При толерантности снижается чувствительность личности к событиям, т.е. она выступает как пассивная форма реагирования. Терпимость же, как личностное свойство,активна. Она предполагает наличие сдержанности, терпеливости, понимания, и в конечном итоге, принятия. И только тогда, когда эти механизмы не дают ощутимого эффекта, допустимо принуждение. Механизмы возникновения терпимости. (см. приложение) Отдельно рассмотрим вопрос о психологических механизмах возникновения терпимости и толерантности. Под механизмом понимают обычно последовательность состояний, процессов, свойств, обеспечивающих функционирование более сложной системы, действие чего-либо. Ведущим психологическим механизмом возникновения толерантности является терпение. Терпение может быть и состоянием, и качеством, и свойством личности, но оно выступает и как психологический механизм, обеспечивающий функционирование терпимости и толерантности. Суть терпения как механизма состоит в сдерживании импульсивных состояний и действий. В основе терпения лежат такие волевые качества личности, как выдержка, самообладание и самоконтроль. Выдержка особо ярко проявляется при переходе от решения к действию, когда немедленная реализация плана нецелесообразна. Выдержка позволяет затормозить влияние несвоевременных побуждений, мешающих успешному продвижению к цели. Когда необходимо усилить ведущий мотив или заставить себя все-таки исполнить принятое решение, вопреки отвлекающим побуждениям, то на помощь выдержке приходит самообладание, являющееся также волевым качеством личности. Самообладание позволяет не только задержать энергетическую разрядку, как выдержка, но и перераспределить энергию между несколькими импульсами и действиями. Например, неприятный человек, с которым вынуждают интересы дела вести переговоры, вызывает в собеседнике чувства отвращения, презрения и страха. Первое возникающее желание — прекратить диалог или же нагрубить, быть пристрастным в общении. С помощью выдержки партнеры сдерживают себя, а с помощью самообладания — перераспределяют пристрастность и избирательность внимания на интересы дела. Таким образом, в выдержке главное — сдерживающий фактор, а в самообладании — перераспределяющий. Выдержка и самообладание могут сочетаться с самоконтролем. В сочетании с самоконтролем, выступающим атрибутом самосознания, регулируются все сферы психической жизни человека. Терпение как психологический механизм дает возможность снизить чувствительность к неблагоприятным факторам. Терпение как психическое состояние может приобретать устойчивость и становиться терпеливостью, являющейся уже личностным свойством. О терпеливости часто говорят как о длительности поддержания волевого усилия (В.К. Калин), о проявлении «силы против себя» (3.Мюллер), о специальной выдержке (К.Л. Бабаян), как об однократном длительном противодействии неблагоприятным факторам (Е.П. Ильин). В качестве основы формирования терпеливости выступает эмоциональная устойчивость. Обратимся теперь к принятию как механизму терпимости. Его суть состоит в способности личности включать другого в свое индивидуальное пространство путем понимания, эмпатии, ассертивного поведения. Способность к принятию, согласно утверждению гуманистически ориентированной психологии, относится к базисной личностной характеристике. Личность является тем более зрелой, чем в большей мере она способна к принятию других такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценности. А это, в свою очередь, связано с основополагающим доверием к человеческой природе и чувством глубинной сущностной общности между людьми. Принятию окружающих способствует понимание. Понимание представляет по своей сути способность видеть причины поступков, выстраивать и объяснять логические цепочки поведения другого человека, усматривать за всем этим глубинные мотивы. Особую роль в этом процессе играет эмпатия. Она позволяет посредством сочувствия, сопереживания, содействия встать на позицию другого человека, эмоционально проникнуть в его внутренний мир, усилить или ослабить его переж
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.017 с.) |