Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ результатов апробации программы
Нами были получены следующие результаты:
Таблица 1. Анкетирование педагогов по типам выраженности форм поведения.
Результаты анкетирования педагогов позволили выявить, наиболее выраженные типы педагогов с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к детям, с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к ребенку. Педагогическое кредо педагогов с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к детям: «Все можно пережить! Терпи, сколько выдержишь!» Девиз, которым пользуется такой педагог: «Все получится, нужно только немного подождать!» Позиция, занимаемая им по отношению к ребенку, - «Быть рядом». Способы общения с детьми: диалог, поддержка, манипулирование. Преобладающая форма отношений к детям: терпеливость, выдержка, самообладание, самоконтроль. Тактика поведения: сосуществование рядом. Что касается педагогов с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к детям, то его педагогическое кредо: «Исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития». Девиз, которым пользуется такой педагог: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!» Позиция, занимаемая им по отношению к ребенку, - «Быть рядом», позиция друга, помощника, наставника, когдаэто необходимо.
Способы общения с детьми: понимание, помощь, диалог, поддержка. Преобладающая форма отношений к детям: сотрудничество. Тактика поведения с ребенком: сотрудничество, ненавязчивое, естественное создание ситуаций, требующих от детей проявления активности. В целом в деятельности таких педагогов доминирует гуманистически ориентированный подход в обучении и воспитании, центральным моментом которых является приоритет личности ребенка и его развитие. Для 27,7% опрошенных педагогов характерно преобладание нетерпимого отношения к детям: неразвитость механизмов принятия и терпения.
В качестве психологических условий формирования терпимого отношения педагога к детям могут выступать: повышение сензитивности педагога к идеям толерантности; ненасилия, как общечеловеческим гуманистическим ценностям; ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми за счет развития способности к принятию детей и терпению.
Заключение Терпимость рассматривается как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, к самому себе. Данное свойство личностиактуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей и т. п. и проявляющееся в повышении сенизитивности к объекту. Понятие «терпимости» на семинаре разводится с понятием «толерантности». Терпимое отношение к детям — это сложное личностное образование, включающее в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты, проявляющееся за счет задействования механизмов принятия (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль). Использование диагностических методик позволило выделить группы педагогов:
Используя методику по выявлению преобладающей формы терпимого, толерантного, нетерпимого отношения к детям (методика Е.Ю. Клепцова) были определены следующие типы и даны характеристики этих типов педагогам.
Результаты анкетирования показали, что большинство педагогов используют в своей профессиональной деятельности методы и приемы терпимого отношения к детям с преобладанием механизма принятия. Наиболее эффективным средством для реализации условий по повышению сензитивности педагогов к идеям толерантности и ненасилия; ориентации на личностную модель взаимодействия с детьми за счет развития способности к принятию детей (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) выступает семинар-тренинг. При проведение семинара-тренинга использовалась трехэтапная конструкция (терпение, терпеливость, терпимость), которая осуществляется в форме пятишаговой модели (побуждение, понимание, отношение, поддержка, действие). Результаты диагностики и отзывы участников свидетельствуют о достоверности положительных результатов в сторону развития терпимого отношения педагогов к детям, наступивших у педагогов после прохождения цикла занятий. Анализируя результаты реализации программы ««Толерантность как составляющая педагогической культуры и педагогической компетентности педагога» можно сделать вывод об актуальности проблемы толерантного, терпимого отношения к детям и о необходимости продолжения работы в данном направлении с целью приобретения и развития терпимости как профессионального качества личности педагога. Отзывы участников представлены в приложении №8. Литература 1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000. 2. БондыреваС.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М., 2003. 3. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. М., 1955. 4. Маралов В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. М., 1992. 5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. 6. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми /под ред. В.Г. Маралова М., 2005. 7. Психология: Словарь \под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. 8. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2005. Приложение №1.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.008 с.) |