Анализ результатов апробации программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов апробации программы



Нами были получены следующие результаты:

 

Таблица 1.

Анкетирование педагогов по типам выраженности форм поведения.

 

Типы педагогов %
1.педагоги с преобладанием пре­небрежения как формы выражения не­терпимого отношения к детям -
2.педагоги с преобладанием отст­раненности как формы и выражения нетерпимого отношения к детям 14,5
3.педагоги с преобладанием им­пульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к детям 13,2
4.педагоги с преобладанием высо­комерия как формы выражения толе­рантного отношения к детям -
5.педагоги с преобладанием тер­пеливости как формы выражения толе­рантного отношения к детям  
6.педагоги с преобладанием бес­помощности как формы выражения то­лерантного отношения к детям 7,3
7.педагоги с преобладанием снис­хождения как формы выражения тер­пимого отношения к детям 5,5
8.педагоги с преобладанием ус­тупчивости как формы выражения тер­пимого отношения к детям  
9.педагоги с преобладанием со­трудничества как формы выражения терпимого отношения к детям. 40,5

 

 

Результаты анкетирования педагогов позволили выявить, наибо­лее выраженные типы педагогов с преоб­ладанием терпеливости как формы вы­ражения толерантного отношения к де­тям, с преобладанием со­трудничества как формы выражения терпимого отношения к ребенку.

Педагогическое кредо педагогов с преобладанием тер­пеливости как формы выражения толе­рантного отношения к детям: «Все можно пережить! Терпи, сколько вы­держишь!»

Девиз, которым пользуется такой педагог: «Все получится, нужно только немного подождать!»

Позиция, занимаемая им по отношению к ребен­ку, - «Быть рядом».

Способы общения с детьми: диалог, поддержка, манипулирование.

Преобладающая форма отношений к детям: терпеливость, выдержка, самооблада­ние, самоконтроль.

Тактика поведения: сосуществование рядом.

Что касается педагогов с преобладанием со­трудничества как формы выражения терпимого отношения к детям, то его педагогическое кредо: «Исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития».

Девиз, кото­рым пользуется такой педагог: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!»

Позиция, занимаемая им по отношению к ребенку, - «Быть рядом», позиция друга, помощника, наставника, когдаэто необходимо.

Способы общения с детьми: понимание, помощь, диалог, поддержка. Преобладающая форма отношений к детям: со­трудничество.

Тактика поведения с ребенком: со­трудничество, ненавязчивое, естествен­ное создание ситуаций, требующих от детей проявления активности.

В целом в деятельности таких педа­гогов доминирует гуманистически ори­ентированный подход в обучении и воспитании, центральным моментом ко­торых является приоритет личности ре­бенка и его развитие.

Для 27,7% опрошенных педагогов характерно преобладание нетерпимого отношения к детям: неразвитость механизмов принятия и терпения.

 

В качестве психологических условий формирования терпимого отношения педагога к детям могут выступать: повышение сензитивности педагога к идеям толерантности; ненасилия, как общечеловеческим гуманистическим ценностям; ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми за счет развития способности к принятию детей и терпению.

 

Заключение

Терпимость рассматривается как свойство личнос­ти, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, к самому себе. Данное свойство личностиактуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, цен­ностей, мнений, поведения людей и т. п. и проявляющееся в повышении сенизитивности к объекту. Понятие «терпимости» на семинаре разводится с понятием «толерантности».

Терпимое отношение к детям — это сложное личностное образование, включающее в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты, проявляю­щееся за счет задействования механизмов принятия (понима­ние, эмпатия, ассертивность) и терпения (выдержка, самооб­ладание, самоконтроль).

Использование диагностических методик позволило выделить группы педагогов:

  • с ориентацией на личностную модель взаимодействия с деть­ми, принятием и пониманием детей;
  • с ориентации на учебно-дисцип­линарную модель взаимодействия с детьми, неприятии и непо­нимании детей, стремлении изменить, перевоспитать любой ценой.
  • с умеренной ориентацией на учебно-дисциплинар­ную и личностную модели взаимодействия с детьми, то есть в одних случаях проявляют терпимое отношение, в других— нетерпимое отношение.

Используя методику по выявлению преобладающей формы терпимого, то­лерантного, нетерпимого отношения к детям (методика Е.Ю. Клепцова) были определены следующие типы и даны характеристики этих типов педагогам.

  • педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпи­мого отношения к детям («Черепаха Тортилла»);
  • педагоги с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпи­мого отношения к детям («Миролюбец»);
  • педагоги с преобла­данием уступчивости как формы выражения терпимого отно­шения к детям («Альтруист»);
  • педагоги с преобладанием высо­комерия как формы выражения толерантного отношения к детям («Сноб»);
  • педагоги с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к детям («Стоик»);
  • педагоги с преобладанием беспомощности как формы выраже­ния толерантного отношения к детям («Золушка»);
  • педагоги с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетер­пимого отношения к детям («Диктатор»);
  • педагоги с преобла­данием отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Снежная Королева»);
  • педагоги с преоб­ладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Боец»).

Результаты анкетирования показали, что большинство педагогов используют в своей профессиональной деятельности методы и приемы терпимого отношения к детям с преобладанием механизма принятия.

Наиболее эффективным средством для реализации условий по повышению сензитивности педагогов к идеям толерантности и ненасилия; ориентации на личностную модель взаимодействия с детьми за счет развития способности к принятию детей (понимание, эмпатия, ассертивность) и тер­пению (выдержка, самообладание, самоконтроль) выс­тупает семинар-тренинг. При проведение семинара-тренинга использовалась трехэтапная конструкция (терпение, терпеливость, терпимость), которая осуществляется в фор­ме пятишаговой модели (побуждение, понимание, отношение, поддержка, действие).

Результаты диагностики и отзывы участников свидетельствуют о достоверности положительных результатов в сторону развития терпимого отношения педаго­гов к детям, наступивших у педагогов после прохождения цикла занятий.

Анализируя результаты реализации программы ««Толерантность как составляющая педагогической культуры и педагогической компетентности педагога» можно сделать вывод об актуальности проблемы толерантного, терпимого отношения к детям и о необходимости продолжения работы в данном направлении с целью приобретения и развития терпимости как профессионального качества личности педагога.

Отзывы участников представлены в приложении №8.

Литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.

2. БондыреваС.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М., 2003.

3. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. М., 1955.

4. Маралов В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. М., 1992.

5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

6. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми /под ред. В.Г. Маралова М., 2005.

7. Психология: Словарь \под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

8. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2005.

Приложение №1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.008 с.)