Объекты педагогической реальности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты педагогической реальности.



  • Отношение к вышестоящему руководству (администрации)
  • Отношение к коллегам
  • Отношение к детям
  • Отношение к средствам массовой информации (общественность)
  • Отношение к себе
  • Отношение к родителям

Опросник на определение преобладающей формы отношений педагогов к детям и на эмпатическое отношение к детям методом самооценки

Уважаемый педагог! Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. В вашей группе есть дети, которые нравятся меньше других, иногда Вас раздражают?

  • Да, такие дети есть.
  • Нет, ко всем детям я отношусь одинаково

2. Часто ли Вас раздражают дети?

  • Практически всегда
  • Часто
  • Иногда
  • Редко
  • Практически никогда

3. Как Вы к этому относитесь? (К тому, что не нравиться или раздражает)

  • Отношусь снисходительно
  • Принимаю детей и то, что в них раздражает, так, как оно есть
  • Уступаю
  • Высокомерно
  • Терплю
  • Ощущаю свою беспомощность
  • Эмоционально реагирую, пытаюсь изменить поведение ребенка или его черту характера
  • Игнорирую
  • Отношусь пренебрежительно

Благодарим Вас! Всего доброго!

 

Приложение №2.

 

 

Описание игр и упражнений, используемых на занятии:

«Насколько Вы толерантная личность».

Цель: дать возможность участникам группы выяс­нить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться толерантными людьми и оценить степень своей толерантности.

Упражнение № 1

Перед началом выполнения задания участники группы стараются лучше запомнить друг друга. Каждый участник получает от ведущего лист бума­ги с именем того участника группы, в которого первый должен будет превратиться. От лица этого человека нужно будет реагировать на вопросы, кото­рые будут задаваться ведущим. Не обязательно отве­чать на вопросы по существу, можно прореагировать на них словесным комментарием.

В процессе выполнения данного упражнения ста­новится очевидно, что человек может приписывать другим людям собственные качества. Во время вы­полнения данного упражнения или при дальнейшем обсуждении все участники начинают понимать, что они описывали различные аспекты собственной лич­ности, а не другого участника группы, в которого они должны были превратиться.

Упражнение № 2

Все участники садятся в круг. Один из участни­ков пересаживает всех, учитывая цвет глаз: от свет­логлазых до темноглазых. После того как задание выполнено, другой участник корректирует получен­ную комбинацию по-своему. Затем то же самое пред­лагается выполнить другим участникам. В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что у каж­дого человека свое видение, т.е. каждый восприни­мает объект по-своему. При существовании индиви­дуального восприятия людям удается решать про­блемы общения благодаря принципу толерантности: каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими

 

Упражнение № 3

Человек часто задается вопросом: "Разделяют ли другие мою точку зрения?" Для ответа на этот во­прос ведущий тренинга предлагает каждому участни­ку группы написать свое имя, затем разделит лист бумаги на три графы по вертикали: в первой графе ответить на вопрос: "Каким я вижу себя человеком?" Для этого следует написать десять слов-эпитетов. Во второй графе написать, как на этот же вопрос ответи­ли бы ваши родители, знакомые. В третьей графе на тот же вопрос отвечает кто-нибудь из группы, т.е. все отдают подписанные листы бумаги ведущему, кото­рый их перемешивает и раздает каждому участнику группы с целью написать о том человеке, чье имя указано на листе бумаги. После завершения работы листы отдаются участникам, подписавшим свое имя.

При обсуждении результатов можно обратить внима­ние на следующие аспекты:

- повторяется ли какое-либо качество во всех трех графах;

- отношение к самому себе (соотношение позитив­ных и негативных эпитетов);

- совпадают ли Я - концепция и представления дру­гих об этом человеке.

Участники группы обсуждают вопрос ответствен­ности за презентацию себя другим людям.

 

Приложение №3.

Теоретический материал

1. Толерантность и образование

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития.

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Во многих культурах понятие "толерантность" является своеобразным синонимом "терпимости": В процессе исторического и культурного развития, становления философской мысли категория "терпимости", "толерантности" претерпевала изменения. Менялось общество, в основе человеческих взаимоотношений стояли разные идеи на разных этапах его развития.

В XIX веке глагол "терпеть" насчитывал до 26 сходных по сути выражений и оборотов, выражающих, однако, различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д.("Толковый словарь русского языка" В.Даля.М., 1998). Несмотря на многозначность, категория "терпимости" имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность.
Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях.

  • В "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова (М., 1994) категория "толерантность" полностью отождествляется с категорией "терпимость".
  • В "Словаре иностранных слов и выражений" (М., 1998) понятие также определяется как "терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо".
  • В психологической литературе определение толерантности имеет иное смысловое звучание. В "Большом психологическом словаре" (М., 2000) толерантность определяется неоднозначно: "установка либерального принятия моделей поведения, убеждения, ценностей другого";
    - "способность выносить стресс без серьёзного вреда";
    - "переносимость лекарств".

Итак, термин "толерантность" употребляется для обозначения способности организма к сопротивлению, стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, лекарствам, собственному раздражению поведением другого индивида.

В "Философском энциклопедическом словаре" (М., 1997) толерантность определяется как "терпимость киного рода взглядам". Таковая является "признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции". И вот впервые мы встретились с активной позицией личности в процессах, связанных с проявлением толерантности в мышлении, отстаивании собственной точки зрения, отношениях с окружающими и миром в целом, в поведении и взглядах. Это может проявляться в следующих процессах:
- познание и признание своего "Я" (позиций, взглядов, мировоззрения) и позиций другого;
- определение тактики поведения и диалога с другими;
- взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с другими и при этом сохранять своё "Я");
- анализ результатов взаимодействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.76.7 (0.009 с.)