Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и история развития контроллингаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рис. 1. Взаимосвязь менеджмента и контроллинга
Рис. 2. Подходы к содержанию контроллинга
С функциональной точки зрения контроллинг представляет собой подсистему управления, нацеленную на процессы планирования и контроля, на их координацию и информационную поддержку. Это понятие проникло в европейскую терминологию из США. В силу проблематичности нахождения в других языках для термина "controlling" точного эквивалента, выраженного одним словом, в них этот термин не переводится, сохраняя первоначальное звучание, а нередко и написание. Обычно вызывает большое удивление тот факт, что истоки контроллинга заложены в период формирования государственного управления в средние века. Так, при дворе английского короля уже в XV веке существовала должность с названием “countollor”. В обязанности этого ответственного лица входили документирование и контроль денежных и товарных потоков. Конечно, это не совсем отвечает современному пониманию кон-троллинга. На предприятиях контроллинг стал зарождаться в США в конце XIX века. В экономической литературе зафиксировано, что с 1880 года должность контроллера введена в компании Atchison, а в 1892 году - в компании General Electric. В связи с этим можно констатировать, что контроллинг, как система на предприятии, рожден в конце XIX века. Г лавной причиной зарождения и формирования контроллинга как системы является промышленный рост в США в конце XIX - начале XX века, который вызвал усложнение процессов учета, планирования, контроля и управления. Усложнение экономической системы управления привело к тому, что ряд специфических функций (финансовый контроль, анализ и др.) был передан в ведение специализированных служб контроллинга. Однако, первые ростки контроллинга оставались не замеченными долгое время и получили свое развитие только с 20-х годов XX века. Как констатирует современная экономическая история, слово “контроллинг” и должность “контроллер” на предприятиях оставались неизвестными вплоть до Великой депрессии. Анализ экономической истории позволяет сделать вывод о том, что в решающей мере на развитие системы контроллинга оказал влияние мировой экономический кризис. Именно в период Великой депрессии руководство многих компаний пришли к пониманию необходимости формирования системы внутреннего планирования, учета и контроля.
В первый период развития контроллинга контроллеры выполняли функции ведения учета и ревизии уже свершившихся хозяйственных операций и договоров. В дальнейшем понимание широких возможностей контроллинга, функции этой службы усложнялись и расширялись, меняя ориентацию на современные аспекты управления компанией и ее будущее развитие. В этой связи функции контролера все больше связывали с вопросами планирования и контроля. Постепенно значение и статус контроллера стал равным статусу казначея. Развитие контроллинга в этот период проходило как бы “за закрытыми дверями”. Публикации были отрывочными, исследования в этой области никто не проводил. Особую роль в развитии системы контроллинга сыграл Controllers Institute of America, созданный в 1931 году (в 1962 году он был переименован в Financial Executive Institute (FEI)). Это профессиональная организация контроллеров США, которая проводила и проводит большую работу по систематизации задач контроллинга. В 50-х годах контроллинг стал распространяться во многих странах Европы. Особый подход формируется к контроллингу в Германии. Официально рождение контроллинга на немецкой земле констатируется немецкими специалистами в середине 50-х годов текущего столетия. Идеи контроллинга во многие страны Европы пришли из практики его применения на дочерних предприятиях американских компаний. Существенно важно заметить, что и в Германии, и в Австрии, и во Франции первое время к контроллингу относились критически. Это было связано (впрочем, как и в России сегодня) с неправильным пониманием задач и функций контроллинга. Со временем пришло понимание контроллинга, который был объективно высоко оценен во многих странах, а Германия стала постепенно становится центром формирования и развития контроллинга. В настоящее время в экономической литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую. По немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах: • документальной; • плановой; • контрольной. В отличие от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.
Таким образом, основное отличие американской концепции от немецкой заключается рассмотрением в первой проблем внешнего учета, анализа внешней среды. В тоже время следует заметить, что в немецкой концепции более детально разработаны методики внутреннего учета, планирования, контроля. Особое место среди теоретиков контроллинга занимают Р.Манн, Э.Майер, Дж.Вербер, Х-Дж.Фольмут, П.Хорват, П.Брамземанн Р. и Д.Хан и др. В процессе развития функций контроллинга можно выделить три основные стадии (рис. 2). Рис. 3. Стадии развития практики контроллинга
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.008 с.) |