Понятие и история развития контроллинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и история развития контроллинга



Рис. 1. Взаимосвязь менеджмента и контроллинга

 

Рис. 2. Подходы к содержанию контроллинга

 

С функциональной точки зрения контроллинг представляет собой подсистему управления, нацеленную на процессы планирования и контроля, на их координацию и информационную поддержку.

Это понятие проникло в европейскую терминологию из США. В силу проблематичности нахождения в других языках для термина "controlling" точного эквивалента, выраженного одним словом, в них этот термин не переводится, сохраняя первоначальное звучание, а нередко и написание.

Обычно вызывает большое удивление тот факт, что истоки контроллинга заложены в период формирования государственного управления в средние века. Так, при дворе английского короля уже в XV веке существовала должность с названием “countollor”. В обязанности этого ответственного лица входили документирование и контроль денежных и товарных потоков. Конечно, это не совсем отвечает современному пониманию кон-троллинга.

На предприятиях контроллинг стал зарождаться в США в конце XIX века. В экономической литературе зафиксировано, что с 1880 года должность контроллера введена в компании Atchison, а в 1892 году - в компании General Electric. В связи с этим можно констатировать, что контроллинг, как система на предприятии, рожден в конце XIX века.

Г лавной причиной зарождения и формирования контроллинга как системы является промышленный рост в США в конце XIX - начале XX века, который вызвал усложнение процессов учета, планирования, контроля и управления. Усложнение экономической системы управления привело к тому, что ряд специфических функций (финансовый контроль, анализ и др.) был передан в ведение специализированных служб контроллинга.

Однако, первые ростки контроллинга оставались не замеченными долгое время и получили свое развитие только с 20-х годов XX века. Как констатирует современная экономическая история, слово “контроллинг” и должность “контроллер” на предприятиях оставались неизвестными вплоть до Великой депрессии. Анализ экономической истории позволяет сделать вывод о том, что в решающей мере на развитие системы контроллинга оказал влияние мировой экономический кризис. Именно в период Великой депрессии руководство многих компаний пришли к пониманию необходимости формирования системы внутреннего планирования, учета и контроля.

В первый период развития контроллинга контроллеры выполняли функции ведения учета и ревизии уже свершившихся хозяйственных операций и договоров. В дальнейшем понимание широких возможностей контроллинга, функции этой службы усложнялись и расширялись, меняя ориентацию на современные аспекты управления компанией и ее будущее развитие. В этой связи функции контролера все больше связывали с вопросами планирования и контроля. Постепенно значение и статус контроллера стал равным статусу казначея.

Развитие контроллинга в этот период проходило как бы “за закрытыми дверями”. Публикации были отрывочными, исследования в этой области никто не проводил. Особую роль в развитии системы контроллинга сыграл Controllers Institute of America, созданный в 1931 году (в 1962 году он был переименован в Financial Executive Institute (FEI)). Это профессиональная организация контроллеров США, которая проводила и проводит большую работу по систематизации задач контроллинга.

В 50-х годах контроллинг стал распространяться во многих странах Европы. Особый подход формируется к контроллингу в Германии. Официально рождение контроллинга на немецкой земле констатируется немецкими специалистами в середине 50-х годов текущего столетия.

Идеи контроллинга во многие страны Европы пришли из практики его применения на дочерних предприятиях американских компаний.

Существенно важно заметить, что и в Германии, и в Австрии, и во Франции первое время к контроллингу относились критически. Это было связано (впрочем, как и в России сегодня) с неправильным пониманием задач и функций контроллинга. Со временем пришло понимание контроллинга, который был объективно высоко оценен во многих странах, а Германия стала постепенно становится центром формирования и развития контроллинга.

В настоящее время в экономической литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую.

По немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах:

• документальной;

• плановой;

• контрольной.

В отличие от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.

Таким образом, основное отличие американской концепции от немецкой заключается рассмотрением в первой проблем внешнего учета, анализа внешней среды. В тоже время следует заметить, что в немецкой концепции более детально разработаны методики внутреннего учета, планирования, контроля.

Особое место среди теоретиков контроллинга занимают Р.Манн, Э.Майер, Дж.Вербер, Х-Дж.Фольмут, П.Хорват, П.Брамземанн Р. и Д.Хан и др.

В процессе развития функций контроллинга можно выделить три основные стадии (рис. 2).

Рис. 3. Стадии развития практики контроллинга



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.006 с.)