Классификация задач контроллинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация задач контроллинга



1. Генеральное целевое планирование:

• анализ и контроль внутренней и внешней среды;

• выработка альтернативных локальных целей и стратегий;

• многовариантное планирование;

• система показателей системы планирования и контроллинга.

2. Оперативное планирование:

• планирование и контроль программы;

• имитационное моделирование;

• реинжиниринг бизнеса.

3. Стратегическое планирование:

• портфельные матрицы;

• инвестиционные планы и проекты;

• инновационные планы;

• расчеты ФСА (функционально-стоимостного анализа);

• анализ и контроль внешней и внутренней среды;

• разработка и корректировка локальных и в некоторых случаях глобальных стратегий;

4. Финансовый и управленческий учет:

• анализ эффективности производства;

• анализ платежеспособности;

• анализ рентабельности;

• анализ ROI;

• анализ производственного результата.

5. Сбыт. Производство. Снабжение:

• реинжиниринг;

• функционально-стоимостный анализ;

• покрытие издержек;

• управление ассортиментной политикой;

• анализ безубыточности.

6. Ревизия и другие штабные функции:

• планирование и контроль по местам возникновения затрат;

• внутренний аудит.

Для решения поставленных задач в экономической литературе выделяют оперативный и стратегический контроллинг.

Таким образом, можно привести следующую градацию планирования и контроллинга:

• генеральное целевое;

• стратегическое;

• оперативное.

В соответствии с этим можно выделить следующую группировку задач и инструментов контроллинга (за основу взяты разработки Д. Хана):

Таблица 1

Задачи и инструменты контроллинга

Задачи Инструменты
1. 1 Анализ и прогнозирование · бенчмаркинг (анализ и сравнение с конкурентами); • контроллинг внешней и внутренней среды; • контроллинг жизненного цикла продукции; • система раннего предупреждения; • разработка сценариев.
2. Планирование затрат и простоев • техника сетевого планирования; • функционально-стоимостный анализ; • анализ затрат и результатов; • калькуляция проектов и продукции; • определение целевых и предельных издержек; • анализ эффективности; • учет затрат по местам их возникновения; • break-even-analis; • одноступенчатый и многоступенчатый анализ покрытия издержек.
3. 3 Планирование функциональных областей деятельности • анализ накладных расходов; • бюджетирование; • анализ затрат и результатов; • анализ эффективности; • калькулирование; • учет затрат по местам их возникновения.
4. Планирование производственной программы · портфельный анализ; • анализ безубыточности; • анализ эффективности; • ступенчатый расчет суммы покрытия; • имитационное моделирование; • линейное программирование.

 

 

Роль контроллера в компании

Контроллер – это экономический лоцман "на борту" предприятия

Контроллер является экономической совестью предприятия. Он должен прежде всего заботиться о том, чтобы:

• осуществлялось внутреннее, инвестиционное и стратегическое планирования;

• планирование подразделений на всем предприятии происходило по единым руководящим линиям;

• был возможен сбор, расчет и анализ показателей системы планирования;

− анализировалось отклонение фактических показателей от плановых и нормативных;

− было возможно разрабатывать альтернативные стратегии (глобальные и локальные);

− анализировать влияние ассортиментных сдвигов на безубыточность функционирования фирмы, управлять на этой основе ассортиментной политикой.

В России сегодня, как, впрочем, и в 50-60-х годах в Европе, утверждение идеи необходимости становления системы контроллинга - это вопрос авторитета, опыта, интересов и личного склада ума тех, кто занимается внедрением контроллинга. Контроллинг в России успешно внедряется в промышленности и кредитной сфере фирмами SAP, РОЭЛ-аудит.

В Европе сформатированы требования, которые необходимо предъявлять к личности контроллера.

Требования, предъявляемые к контроллеру:

Квалификация.

Образование высшее, желательно в области экономики промышленности, бухгалтерского учета, финансов (для банка - финансы, финансовый менеджмент), управления. Значительное внимание следует уделять практике деятельности и специальной подготовке.

Знания.

1. Необходимы знания в области бухгалтерского учета, финансового анализа, экономики предприятия, планирования и управления.

2. Владение современными методами учета расходов при помощи сопоставления нормативных и фактических затрат, учета капитальных вложений, методов оценки эффективности.

3. Навыки в организации бизнес-процессов, в использовании ПЭВМ, программного обеспечения для планирования, маркетинговых исследований и реинжиниринге.

4. Знание специальной терминологии.

5. Знание и опыт расчета сумм покрытия.

6. Создание и внедрение оперативных и стратегических методов плани-рования и контроллинга.

7. Владеть инструментами контроллинга.

8. Знать и уметь использовать технологии маркетинга, менеджмента, финансового анализа и управления.

9. Владеть методами финансовой математики, статистического анализа, построения аддитивных и мультипликативных моделей.

10. Уметь формировать информационные потоки и управлять ими.

Черты личности.

Контроллерами могут работать практики и выпускники ВУЗов с аналитическим образом мышления. Они должны быстро и гибко дейст-вовать и реагировать, хорошо владеть методами оперативного и страте-гического контроллинга. Контроллер должен быть коммуникабельным, уметь мобилизовать команду на реализацию концепции контроллинга.

Главным девизом контроллера должен быть: “ Я прежде всего служу предприятию ” (Э.Майер).

Контроллер уже сегодня должен делать то, о чем другие будут думать завтра.

Контроллер - высокообразованный человек, интегрирующий в себе знания менеджера, бухгалтера, финансового аналитика, маркетолога, специалиста по стратегическому планированию. Он обязан иметь высшее образование на стыке перечисленных направлений науки.

Контроллинг - это управление через согласование целей

Возьмем "домашний" пример: во сколько дети, идущие на вечеринку, должны быть дома? От чего это зависит? От количества денег в их карманах или от приказа и телефонного разноса родителей? Чем серьезнее родители обсудят со своим чадом план возвращения домой, чем ответственнее ребенок сможет прореагировать на сигналы окружающих, тем спокойнее будет отец (руководитель), предоставивший детей (своих сотрудников) самим себе. Это пример так называемого хаотического менеджмента. Если договориться не удастся, то руководитель "загонит" себя чрезмерной нагрузкой и неусыпным контролем за подчиненными.

 

Формуляр - лучшая форма

Например, все графики сообщения транспорта обязательно выходят в письменной форме. Никто не слышит от справочной ответа: "Подождите, когда-нибудь придет-таки поезд". Применительно к предприятию это звучало бы так: "Подождем, когда-нибудь начнем-таки продавать".

Контроллинг и контроллер

Контроллинг - это не контроль

Функция контроллера

Контроллер должен отвечать за применение методики, направленной на достижение заложенной в прогнозе величины прибыли предприятия. Следовательно, к инструментам контроллинга относится бухгалтерский учет - не финансовый, регламентированный законодательными актами, а внутренний производственный учет. Реализация функции контроллинга в силу этого возможна прежде всего с помощью бухгалтерского учета. При этом контроллер следит за тем, чтобы каждый сотрудник мог контролировать себя сам. В таком смысле контроллер - это своего рода тренер. Философия контроллинга может пониматься и как обучающая система, направленная на выявление внутреннего потенциала, на использование резервов и способностей персонала.

"Экономика новой методики"

Решение задач контроллера начинается с бухгалтерского учета. Своеобразный "мостик" в этом направлении строится с помощью такого учетного регистра, как ведомость производственного учета. С его помощью затраты по тем их видам, которые учитываются на предприятии, сортируются по местам формирования затрат. Таким образом, они приобретают адресность в том смысле, что появляется конкретное лицо, которое за них непосредственно отвечает. На языке бухгалтерского учета ответственный называется несколько суховато: "руководитель места формирования затрат".

Контроллинг как общее поле взаимодействия

Взаимодействие требует согласования сроков

Описание функций контроллера

Важнейшие отдельные виды деятельности и сферы компетенции:

1) построение системы планирования:

содействие при определении общего плана развития предприятия и его целей;

руководство и координация работами по планированию и составлению бюджета; согласование промежуточных целей и планов и их сведение в единый общий план предприятия;

2) составление отчетности:

введение содержательной системы информационного обеспечения и отчетности;

учет специфических потребностей менеджеров в информации и отчетности;

своевременное представление периодической информации об отклонениях между фактическими и плановыми значениями показателей, характеризующих оборот, затраты, прибыль, состояние финансовых средств и инвестиций;

сообщение руководству предприятия о своих соображениях при превышении сметы по определенным, уже введенным в план позициям, контрольным точкам, ориентирам;

анализ отклонений и обсуждение результатов анализа с ответственными руководителями подразделений предприятия, а также разработка альтернативных решений и рекомендаций по выходу из сложившейся ситуации в качестве контруправления;

координация исчисления ожидаемых результатов деятельности предприятия и составление отчетов для руководства компании в различные сроки их представления;

расчет эффективности новых проектов;

выдача своего согласия по определенным в плане позициям и контрольным точкам при осуществлении так называемого менеджмента по отклонениям.

 

Для обеспечения основных функций контроллинга совсем не обязательно менять организационную структуру предприятия. Каждое предприятие с большей или меньшей интенсивностью занимается процессами планирования и контроля и снабжено определенными информационными системами. Вместе с тем предприятия имеют некоторую организационную структуру, которая определяет пространственные границы и поведение отдельных участков или звеньев организации, в том числе распределение полномочий и ответственности. Поэтому функции контроллинга могут быть реализованы на предприятии в форме расширения и, в первую очередь, совершенствования осуществляемой деятельности во всем ее разнообразии. Речь идет прежде всего о внедрении инструментов контроллинга, методов и приемов, создании интегрированных информационных систем, совершенствовании процессов планирования, контроля и анализа.

Что касается функциональности контроллинга, то целесообразно обеспечить функциям контроллинга институциональную поддержку. На практике это означает создание такой системы контроллинга, которая при наличии соответствующих полномочий позволит решать заранее определенные комплексы задач.

Полномочия контроллинга

Сектор контроллинга обладает, как правило, целым комплексом полномочий, имеющих как внутреннюю, так и внешнюю направленность. Вопрос о полномочиях с внутренней ориентацией - это обычная проблема определения полномочий при управлении структурными звеньями. Сюда включаются, например, полномочия, связанные с принятием решений, отдачей приказов, исполнением и распределением.

Очевидно, что сложнее вопрос о полномочиях, имеющих внешнюю направленность. Для выполнения своих функций сектор контроллинга на предприятии должен быть наделен следующими основными полномочиями:

интеграционное: иметь право на регулирование внутриорганизационных отношений и на участие в выработке целей;

координационное: право на осуществление и координацию мер по достижению целей предприятия, в том числе право участия в принятии решений о материальных и финансовых источниках;

информационное: право не только на информацию, но и на определение ее формы и содержания;

консультативное: право консультирования по вопросам применения инструментов, методов и приемов контроллинга, а также по вопросам организации процессов планирования и контроля.

В проблемах, касающихся методологии, системности и в финансово-экономических вопросах, сектор контроллинга может быть наделен по отношению к другим секторам и полномочиями, связанными с принятием решений и отдачей приказов, распоряжений.

Формы организации сектора (участка) контроллинга

Сектор контроллинга может иметь штабную (аппаратную) или линейную форму организации. Каждая из них обладает как достоинствами, так и недостатками. К достоинствам штабной формы устройства относятся "освобождение" сектора от исполнительной деятельности и более высокая степень нейтральности, к недостаткам - вероятность возникновения напряженности в отношениях между штабом (аппаратом) и менеджерами линейных участков, что может спровоцировать невыполнение функций контроллинга.

Линейная форма организации предполагает более активный "перенос" ответственности в сектор контроллинга и более высокие компетенции функций контроллинга. Возможный недостаток: сектор хуже "просматривается" сверху, что обычно приводит к преобладанию ориентации на оперативные вопросы.

На практике многообразие факторов, оказывающих влияние на формирование организационных структур (размеры предприятия, стиль руководства, область предпринимательства, информационные технологии и т.д.), вызывает появление множества форм организационных структур предприятий. Поэтому в различных условиях практическое решение вопроса организационного устройства сектора контроллинга может иметь разные формы.

Задачи контроллинга

Отправной точкой в формировании любой организационной структуры является четкое определение задач, которые должны быть решены в организации. Аналогичный подход используется и при создании сектора контроллинга. В соответствии с избранной концепцией его понимания необходимо определить такие задачи или комплексы задач, решение которых наилучшим образом будет способствовать выполнению функций контроллинга с учетом конкретных условий (существующей организационной структуры, стиля руководства и т.п.).

Из огромного количества практических возможностей определения задач контроллинга приведем в качестве иллюстрации хотя бы два варианта, позволяющих понять структуру этих задач:

1. Вариант, выделяющий при формулировании задач контроллинга шесть пунктов:

а) планирование и составление смет;

б) учет затрат и калькулирование;

в) финансовый учет;

г) составление отчетности и создание информационных систем;

д) текущий и специальный анализ и контроль;

е) организация и управление.

2. Вариант, представляющий задачи контроллинга в виде организационной схемы. Не только в литературе, но и на практике с точки зрения целевой ориентации контроллинга выделялись два основных направления: стратегический контроллинг; оперативный контроллинг.

Стратегический контроллинг ориентирован на управление долгосрочным доходным потенциалом предприятия. Предметом планирования и контроля являются так называемые стратегические величины, к которым относятся, например, технологии, продукция, рынки, системы управления, инвестиции, исследования и т.п. Оперативный контроллинг осуществляется преимущественно в рамках имеющегося в наличии доходного потенциала предприятия. Его цель - оптимизация материальных, временных и стоимостных параметров деятельности предприятия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.052 с.)